Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Эрнандо де Сото - Иной путь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 101
Размер файла: 622 Кб
Страницы: «« « 64   65   66   67   68   69   70   71   72  73   74   75   76   77   78   79   80   81   82  » »»

держаться вместе и захватывать чужую собственность? Разумеется, нет.

С правовой точки зрения объяснение чрезвычайно простое. Когда становится ясно,
что необходимо 7 лет и несколько тысяч долларов, чтобы получить землю для
строительства жилья, то большинство людей -- при любой профессиональной
подготовке -- образовании и склонностях будут захватывать землю и приобретать
ее внелегально. Если бы бюрократическая волокита сократилась, возможно и тогда
нашлись бы люди, которые предпочли бы захватить землю, рискуя испытать все
возможные неблагоприятные последствия такого поступка, но они оказались бы в
меньшинстве.

Взглянем на проблему с другой стороны. Если культурные различия между
легальными и теневыми предпринимателями действительно настолько велики, то,
как мы объясним факт, что многие внелегалы готовы на что угодно, чтобы
легализовать свою деятельность? И как объяснится занятость множества людей
одновременно в легальном и теневом секторах? Изобретательность,
производительность и остроумие, с которыми действуют неформалы в Перу, их
стремление к законному признанию, существование внелегальной системы норм, а
также объем их производства и потребления -- все это позволяет сделать вывод,
что с экономической и социальной точек зрения теневики имеют много общего с
теми, кто работает в легальном секторе. Хотя никто не отрицает относительной
важности социальных, культурных и этнических факторов, мы не нашли ни одного
свидетельства того, что именно в них причина такого большого объема теневой
деятельности.

Правовая система представляется лучшим объяснением существования
внелегальности. С этой точки зрения выбор между легальным и теневым статусом
не является неизбежным продуктом каких-то национальных особенностей, а скорее
результатом рациональной оценки относительных издержек и выгод от
принадлежности к данной правовой системе.

Закон и национальное развитие

Представляется очевидным, что отставание таких неиндустриализованных стран,
как Перу, лучше всего объясняется особенностями правовой системы. Иногда
кажется, что эксперты в развитых странах бездумно уверены: в каждой стране
наличествуют такие же правовые институты, как в их собственных. Но это
заблуждение. Рассуждая о развитии страны, следует учитывать роль права. Мы не
можем по-прежнему закрывать глаза на то, что не все принимаемые обществом
решения определяются его культурными традициями или экономической системой.

Много ли инвестиций делали бы люди в США и Западной Европе, если бы там не
было ясно определенных и гарантированных прав собственности, системы
внеконтрактной гражданской ответственности и системы правосудия, защищающей их
собственность? Много ли инноваций было бы сделано без патентов и платы за
право пользования ими? Много ли долгосрочных проектов и стимулов для
инвестирования удалось бы создать, если бы суд не обеспечивал исполнение
контрактов? Пошел бы кто-нибудь на риск без системы ограниченной
ответственности и страховых полисов? Какой капитал можно было бы накопить без
юридических гарантий? Как много ресурсов можно было бы объединить без легально
действующих деловых организаций? Как часто люди оказывались бы банкротами и
начинали все сначала, если бы не имели возможности преобразовывать свои долги
в акции? Как без института наследования могли бы десятилетиями сохраняться
деловые и частные организации? Можно ли было провести индустриализацию, не
имея доступа к экономии, образуемой расширением масштабов производства? Мы
искренне убеждены, что развитие возможно лишь в том случае, если действенные
правовые институты досягаемы для каждого гражданина. Эта вера укрепляется,
когда мы вспоминаем, что, невзирая на жертвы и усилия внелегалов, теневой
сектор характеризуется как раз отсутствием таких институтов.

Однако не следует все же недооценивать важность культурных традиций страны.
Культура и идеология страны прежде всего сказывается в том, как перуанцы
реализуют свои экономические возможности и какие блага и услуги они выбирают.
В самом деле, культура Японии, при всех впечатляющих технических и
экономических переменах в стране, продолжает оставаться узнаваемой. Как мы
видели, традиционные обычаи перуанцев, их взгляд на репутацию, семейные связи,
общественную собственность, а также их представление об иерархии и статусе
весьма широко используются внелегалами в экономической деятельности. Нет
никаких оснований для опасений, что после соответствующей реорганизации
правовых институтов страны культурное наследие станет безжизненным. Это
наследие будет всегда определять природу нашего развития и диапазон
предоставляемых им творческих возможностей. Какие из этих возможностей
реализуются и сколь много перуанцев сумеют воспользоваться их выгодами, будет
зависеть прежде всего от правовых институтов страны.

Гораздо проще и дешевле объединить деятелей легального и теневого секторов,
изменив законы, чем пытаться изменить самих людей. Чтобы убедить внелегалов в
разумности действующих законов или в том, что их социальное положение
повысится, если они смирятся с заимствованной в Испании меркантилистской
системой, пришлось бы резко деформировать их культуру. Гораздо разумнее
приспособить законы к действительности, чем пытаться влиять на взгляды
каждого, поскольку закон есть наиболее полезный и покорный воле и разуму
человека инструмент перемен.



Глава 6. Традиция перераспределения



Мы видели, как закон влияет на эффективность экономической и общественной
деятельности. Сейчас мы должны задаться вопросом: почему в Перу господствуют
плохие законы и как это влияет на страну? Почему закон снижает эффективность
производства? Почему он ограничивает производство или не дает ему возникнуть,
вместо того чтобы способствовать ему и удешевлять его? Почему он выдавливает
значительную часть населения в теневой сектор и обрекает легальный сектор на
крайне высокие затраты и до абсурда запутанные требования? Почему он не
внушает доверие к системе торговли? Почему он не способен побуждать граждан
пользоваться экономическими возможностями, которые облегчили бы специализацию
и, сотрудничество людей и ресурсов? Другими словами, почему перуанские законы

Страницы: «« « 64   65   66   67   68   69   70   71   72  73   74   75   76   77   78   79   80   81   82  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Эрнандо де Сото, Иной путь