Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Эрнандо де Сото - Иной путь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 101
Размер файла: 622 Кб
Страницы: «« « 66   67   68   69   70   71   72   73   74  75   76   77   78   79   80   81   82   83   84  » »»

основе плюрализма или открытых дебатов. В Перу 99% постановлений центрального
правительства, являющихся средствами перераспределения богатства, принимаются
органами исполнительной власти без общественного обсуждения или контроля. Тот
факт, что исполнительная власть может узаконивать перераспределение без
дебатов в парламенте или еще где-либо, позволяет перераспределительным
синдикатам вмешиваться в процесс законодательства. В этом и объяснение того,
почему в странах, подобных Перу, права собственности не защищены от властей
предержащих.

Перераспределительные законы крайне политизировали все слои населения,
пытающиеся сорганизоваться, чтобы жить за чужой счет. Потребители борются за
то, чтобы цены были ниже рыночных, а получатели зарплаты -- чтобы она была
выше рыночного уровня; устоявшиеся предприятия пытаются предотвратить или
замедлить внедрение любых новшеств, которые могли бы угрожать их положению;
наемные работники оказывают давление для сохранения своих рабочих мест и
против конкуренции со стороны более умелых работников. Всех нас система
сделала экспертами в вопросах получения защиты или преимуществ от государства.

Законы, нацеленные на перераспределение в пользу потребителей, приводят скорее
к обратным результатам. Попытки снизить цены на основные блага в конечном
счете ведут к их росту. Наши исследования показали, что между декабрем 1980 г.
и июнем 1985 г. рост цен на контролируемые виды продуктов питания на 31,4%
обогнал рост цен на неконтролируемые продукты. Вот почему любая форма
государственного контроля цен неизбежно ведет к политизации и бюрократизации,
а когда цены изолируют от действия рыночных сил, они попадают под контроль
перераспределительных синдикатов. Все это вызывает огромное растранжиривание
ресурсов. Мало того, что перераспределительные синдикаты и государство
вынуждены содержать всю систему планирования, организации и управления
перераспределением, но и обществу в целом приходится страдать от последствий
закулисных сделок, роста бюрократизации и негибкой институциональной системы.

Перераспределительные синдикаты направляют большую часть усилий на руководство
посредниками, проведение встреч и приемов, используют юриспруденцию для
получения привилегий вместо того, чтобы повышать эффективность своей
деятельности. Лучшие умы страны и лучшая энергия наших предпринимателей
расходуются на ведение перераспределительных войн, а не на достижение
реального прогресса. Даже провинциальная предпринимательская элита вынуждена
поддерживать тесные связи с теми, кто ведает перераспределением в столице.
Значительная часть легально зарегистрированных фирм страны держат свои
штаб-квартиры и менеджеров в столице, а не на местах просто потому, что
менеджеры могут добиться большего, обхаживая политиков и бюрократов, чем
работая над повышением производительности. Перераспределительная правовая
система привела к концентрации всей экономической жизни в Лиме.

В сравнении с предпринимателями других развивающихся стран, перуанским дельцам
приходится затрачивать больше усилий на получение политической, а не
технической информации; им необходимо поддерживать знакомства в политических и
бюрократических кругах, чтобы постоянно быть в курсе дел и принимать
правильные решения. Побеждают лишь те, кто держит нос по ветру. А конкуренция
за получение технической информации приносит выгоду не только тем, кто ее
получает, -- она позволяет любому улучшить качество и снизить издержки
производства. Система перераспределительных синдикатов, которые сменяют друг
друга у власти или правят сообща, но при этом плохо владеют ресурсами страны,
поскольку пренебрегают производством и погружены в борьбу за незаработанный
доход, предоставляемый государством, -- лучше всего описывается концепцией
олигархического общества.

Перуанское общество страдает от последствий правовой системы, основанной на
перераспределительных сделках. Эту система возникла в результате деятельности
синдикатов, которые постепенно институционализировали права отдельных групп. В
итоге под покровительством государства оказались не те или иные люди, а
преуспевающие синдикаты. Как мы увидим в следующей главе, такое положение было
характерным для ранних этапов меркантилизма, где правами владели не отдельные
люди, а группы -- гильдии, аристократические семьи или крупные торговые
ассоциации. Именно таково различие между Перу и странами с современной
рыночной экономикой.

Избираемые политики более не принимают решений по различным проблемам. Чем
обширней и всеохватней делается система регулирования и контроля, тем ниже по
иерархической лестнице перемещается ответственность за принятие решений и
реальная возможность как-либо воздействовать на механизмы перераспределения,
пока власть не становится исключительным достоянием самых мелких бюрократов.
Так как они принадлежат к числу самых низкооплачиваемых служащих, их
продажность практически гарантирована.

Поскольку правовая система может быть использована как для защиты, так и для
захвата чего угодно, и поскольку все, что может быть распределено, может быть
также и предметом сделок и переговоров, законодательство переходит к детальной
регламентации всех форм и видов деятельности в стране.

Институциональная система отличается особенной жесткостью и неизменностью.
Законы, принятые в результате перераспределительных соглашений между
государством и синдикатами, создают правовую систему, неприкосновенность
которой защищают синдикаты и поддерживающая их бюрократия.

Напротив, законы, не направленные на перераспределение, государство легко
может улучшить или заменить, если цели, для которых они создавались,
достигнуты. В перераспределительном государстве, порядки и политика которого
контролируются синдикатами, крайне трудно изменить достигнутые договоренности,
даже если договора не дают никаких положительных результатов: они стали
основой приобретенных прав. Под давлением синдикатов в правовой системе
постепенно накапливаются законы, ограничивающие доступ к законно
осуществляемой деятельности, увеличивающие издержки подчинения законам, а
упрощение правил и сокращение бюрократии оказывается почти невозможным.

И, наконец, постоянное давление в пользу распределения и перераспределения
ресурсов общества через механизм законодательства сделало правовую систему
Перу чрезвычайно обструкционистской и сложной, превратило ее в главный стимул
расширения теневого сектора.


Страницы: «« « 66   67   68   69   70   71   72   73   74  75   76   77   78   79   80   81   82   83   84  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Эрнандо де Сото, Иной путь