Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Эрнандо де Сото - Иной путь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 101
Размер файла: 622 Кб
Страницы: «« « 69   70   71   72   73   74   75   76   77  78   79   80   81   82   83   84   85   86   87  » »»

передаче частных земель под жилищное строительство, или скрытой экспроприации,
как при замораживании банковских депозитов или объявлении дискриминационных
валютных курсов, в любом случае люди не могут иметь достаточного представления
о том, чего стоят их средства и обязательства. Они не способны в полной мере
пользоваться результатами своего труда и не способны предвидеть, в какой
момент перераспределительные законы выбросят их с рынка.

Завидное свойство перераспределительного государства быть щедрым за чужой счет
является приглашением к коррупции. В борьбе за богатство и выгодное
перераспределение не останавливаются перед выбором средств. По мере углубления
коррупции, нарастает анархия. В стране, где закон можно купить, где левые и
правые политические партии сходятся в том, что прерогативой государства
является детальное регулирование и узаконивание всего и вся, где ложная этика
перераспределительной справедливости вытесняет этику производительной
справедливости, нет гарантированных прав собственности и нет законных стимулов
к созданию богатства. Отличительными признаками получающейся в итоге системы
становятся нестабильность и анархия.


Глава 7. Параллель с меркантилизмом

Характеристики меркантилизма
Доступ к предпринимательству
Чрезмерное правовое регулирование
Перу - меркантилистская страна?
Упадок меркантилизма и появление внелегалов
Крушение







Выяснив, до какой степени наше общество находится под влиянием традиций
перераспределения, мы поняли, как далеки от рыночной экономики. Поэтому
следует спросить себя:

что же у нас за система? Определяется ли она факторами, специфичными для Перу
или Латинской Америки? Может быть, она выражает особую культурную общность?
Уникальна ли она?

В действительности перераспределительная традиция существует не только в Перу
и Латинской Америке, она не есть исключительный признак нашей культуры и
исторически не уникальна. Она характерна для системы социальной организации,
которая сегодня свойственна Перу, Латинской Америке и значительной части стран
третьего мира, а в прошлом существовала и в развитых странах -- для
меркантилизма.

Характеристики меркантилизма

Как хорошо известно, меркантилизм -- это обозначение экономической политики,
господствовавшей в Европе с XV по XIX в. Согласно определению "Словаря
общественных наук" ЮНЕСКО, "меркантилизм есть... вера в то, что экономическое
процветание государства может быть гарантировано лишь правительственным
регулированием националистического типа". По мнению тех, кто подчеркивает роль
частного сектора в меркантилизме, -- это "система распределения монопольных
прав через механизм государства..." [Robert В. Ekelund, Jr. and Robert
Tollison, Mercantilism as a Rent Seeking Society (College Station, Тех.: Texas
A&M University Press, 1981), chapter 1]. Европейские общества того времени
были политизированы, бюрократизированы, бедны, в них главенствовали
перераспределительные синдикаты. Параллель между перуанским обществом XX века
и европейским меркантилизмом прежних веков достаточно наглядна.

Будучи системой, в которой управление крайне регламентированным государством
зависело от элитарных групп, которые, в свою очередь, кормились за счет
государственных привилегий, меркантилизм резко отвергался как основоположником
коммунизма Карлом Марксом, так и Адамом Смитом -- основоположником
экономического либерализма. С точки зрения Смита, меркантилизм являлся
системой, в которой торговцы и промышленники требовали у государства (и
получали) закрепления определенных правил регулирования и источников дохода.

Меркантилизм был политизированной системой хозяйства, в которой поведение
предпринимателей подлежало детальной регламентации. Государство не позволяло
потребителям решать, что должно производиться; оно оставляло за собой право
выделять и развивать те виды экономической деятельности, которые считало
желательными, и запрещать или подавлять кажущиеся ему неподходящими. По
утверждению Чарльза Вильсона, "меркантилистская система включала все механизмы
-- законодательные, административные, регулирующие, -- посредством которых
преимущественно аграрные общества рассчитывали преобразовать себя в торговые и
промышленные" [Charles Wilson, Mercantilism (London: Routledge & Kegan Paul,
1963), p. 26]. Для этого меркантилистское государство посредством регламентов,
субсидий, налогов и лицензий предоставляло привилегии избранным производителям
и потребителям.

Меркантилистские правительства считали оправданным вмешательство в область
частных интересов, поскольку в те времена казалось немыслимым, что нация может
процветать благодаря самопроизвольным усилиям ее граждан. Современная Европа
вынесла из Средневековья веру в то, что все люди рождены в грехе и что на
власть имущих лежит долг направлять судьбы и дела своих подданных, чтобы
спасти их от самих себя. С этой точки зрения процветание и порядок можно было
вообразить лишь в форме подчинения деятельности отдельных людей и их
объединений высшим интересам государства. Предоставленные самим себе
коммерческая и промышленная деятельность неизбежно должны были привести к
бедности, голоду, болезням и смерти.

Долгом средневековых правителей было прямо вмешиваться в" хозяйственную
деятельность своих подданных, наделять их ресурсами и перераспределять эти
ресурсы посредством жесткого регулирования, которое определяло, среди прочего,
используемые в торговле единицы меры и веса, "справедливые" цены для

Страницы: «« « 69   70   71   72   73   74   75   76   77  78   79   80   81   82   83   84   85   86   87  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Эрнандо де Сото, Иной путь