Главная - Наука - История
Загребельный Павло - Роксолана Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 251 Размер файла: 1645 Кб Страницы: «« « 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 » »» куплю его у вас. Вы заплатили за него кошелек серебра, я даю вам кошелек золота. Старики оживились. Ведь сказано: "И что дает тебе знать, что такое крутизна? Отпустить раба или накормить в день голода сироту из родственников или бедняка оскудевшего". Баязид взял у своего хазнедара кожаный кисет с золотом, бросил ихтиярам. Кисет исчез где-то в таинственных складках широких грязных халатов, но никто не кинулся развязывать гарам-заде. Баязид уже не рад был этому приключению. Где-то далеко отсюда, в караван-сарае у дороги, лежит мертвый Джихангир, которого теперь ничто уже не интересует, а его, Баязида, любопытство загнало так далеко, что не знал теперь, как и выпутаться. Хитрые юрюки, словно бы нарочно подложили ему на пути этого искусного мошенника, выдающего себя за шах-заде Мустафу, они хорошо знают, что султанский сын не оставит этого гарам-заде здесь, а заберет его с собой или же велит немедленно убить. Вообще говоря, последнее было бы наилучшим выходом для всех, кроме самого гарам-заде. Но Баязид не чувствовал в себе такой жестокой решительности, к тому же стояли рядом две смерти его братьев - не достаточно ли? Оставить гарам-заде в руках юрюков тоже не мог. Счастье, что они показали этого Лжемустафу ему, а не отвезли тайком янычарам. Вот тогда была бы настоящая беда. - Ну, - начал раздражаться Баязид, - почему же никто до сих пор не развязал этого человека? Ихтияры караевли объяснили, что они передают его достойному шах-заде в таком виде и состоянии, в каком приобрели у племени тава, то есть связанным, а уж дело его высочества султанского сына велеть развязать гарам-заде или забрать так. Баязид велел своим огланам освободить гарам-заде от пут и, когда тот встал пред ним, сказал: - Тебе дадут другую одежду. Простого оглана. И поедешь со мной. - В Стамбул? - спросил тот. - Там будет видно. И забудь о том имени, которым имел наглость назваться. - А если я в самом деле Мустафа? Сколько раз ты видел меня в Стамбуле и никогда не сомневался в моей подлинности, почему же теперь не веришь? - Кто ты? - уже тревожась, тихо спросил его Баязид. - Я должен был убить тебя еще там, в овечьем загоне. - Но ты развязал меня и сделал доброе дело. А если я и в самом деле шах-заде Мустафа... - Кто ты? - снова переспросил Баязид. - Мустафа убит. Я сам видел его тело. - А если убили не того Мустафу? Кто может знать, где настоящий, а где ненастоящий? - К султану пришел настоящий. Должен был прийти. Человек засмеялся. Голос, смех - все как у Мустафы. - Ты говоришь "должен был прийти". А если на этот раз случилось иначе? Никто не знает, что даже в свой гарем Мустафа ходил не всегда сам, посылая часто своего двойника, может, потому и родился у него только один сын. Баязид обрадовался. Наконец произнесено это слово: двойник! - Так ты был двойником Мустафы? - Кто это может знать? А может, убитый был моим двойником? Но Баязид уже не отступался: - Каково твое настоящее имя? - Мустафа. - А до этого? - До этого - не знаю. Забыл. - Вспомни. Если хочешь жить, вспомни. - Димитр. - Ты христианин? - Такой же правоверный, как и ты. - Родился христианином? Где родился? - Это было давно. - Не так уж и давно, чтоб забыть. Где? - Под Серезом. - Грек? - Болгарин. Назван именем святого Димитра из Солуня. - Кто тебя нашел? - Взяли в девширме. - А дальше? - В Бейоглу среди аджемов увидел меня кизляр-ага. - Ибрагим? - Нет, черный. Привел к валиде. Показал ей. Тогда ночью отвезли меня в Эски-серай, отдали Махидевран. - Рос с Мустафой? Все последние тридцать лет? - Да. - Всему обучался вместе с ним? - Было время. Часто шутили мы с ним. Вместо него появлялся я. Обманывали всех. Тебя, шах-заде, тоже несколько раз обманули. Мустафа не решался обманывать лишь султана. - Смерть тоже не обманул. - Никто этого не знает. Даже я не знаю, кого убили на самом деле - меня или Мустафу? А кто еще может сказать на этом свете? - Не серди меня, ибо я напомню, что давно должен был бы тебя убить. - А я хочу тебя разозлить, чтобы узнать о твоих намерениях в отношении меня. Только во зле мы правдивы, а не в добре. Убедился еще раз в этом с юрюками. Хотел поднять их против султана - мне не поверили. Да и видно по всему, Мустафа им не нужен. Голодранцы верят только голодранцам. - Должен бы знать, кому ты нужен, - осторожно намекнул Баязид. - Янычарам? Боюсь их. Они одинаково легко любят и убивают. Но для юрюков я чужой. Показали мне это довольно искренне и откровенно. - Для кого же мог бы стать своим? - Разве что для людей, среди которых когда-то родился. Наверное, следовало бы бежать туда сразу. - Теперь поздно, - сказал Баязид. - Если бы я на тебя не наткнулся, все могло бы быть иначе, а так - не могу тебя отпустить. Придется везти в Стамбул и сообщить султану. - А ты не отпускай, просто дай мне возможность бежать. Знаю тебя: ты из сыновей Хасеки самый добрый. Страницы: «« « 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |