Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Искусство - Культура - Музыка
Автор неизвестен - Маэстро. К столетию С. Я. Ребрикова

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 22
Размер файла: 128 Кб
Страницы: 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10  » »»

   К СТОЛЕТИЮ С. Я. РЕБРИКОВА
   Маэстро
   
   СЕРГЕЙ ЯКОВЛЕВИЧ РЕБРИКОВ:
   СУДЬБА МАЭСТРО
   Имя   Сергея  Яковлевича  Ребрикова  хорошо  известно  в  кругу
вокалистов и преподавателей академического пения, профессиональных
музыкантов  и любителей оперного искусства. Среди его  учеников  –
звезды  мировой  величины: народный артист СССР Владислав  Пьявко,
солистка  Большого театра Екатерина Головлева, солист  Московского
театра оперетты Сергей Менахин, солист «Новой оперы» Андрей Бреус,
солист  Государственной академической русской хоровой капеллы  им.
А. А. Юрлова Евгений Прижилуцкий, солистка Хьюстонской оперы Мария
Пономарева-Маркина, солистка Венской оперы Ольга  Шалаева,  солист
Большого  театра  Евгений  Кибкало...  В  Москве  нет  ни   одного
музыкального  театра, в котором бы не работали те,  кто  в  разное
время  учился  у  Сергея Яковлевича. Уникальный  метод  постановки
голоса,  воплотивший в себе принципы итальянской школы  певческого
звука, принес ему репутацию выдающегося учителя. Впрочем, несмотря
на  талант  и признание в музыкальной среде, маэстро, по выражению
одного   из  своих  учеников,  известного  оперного  певца   Ивана
Кожинова, «остался «катакомбным» педагогом, о котором в  любом  из
отечественных  во­каль­но-энци­клопедических изданий  мы  едва  ли
найдем  хоть  полслова». Последний факт оставим  на  совести  этих
изданий,  однако  от  себя добавим – в жизни этого  неординарного,
богато одаренного Богом человека было много несправедливости…
   Сергей  Ребриков  родился в 1907 году в  городе  Новочеркасске.
Уже  в раннем возрасте у него обнаружились незаурядные музыкальные
способности, и мальчика отдали в музыкальную школу – заниматься по
классу  скрипки. Впрочем, скоро стала очевидна другая грань  юного
таланта  –  у Сергея проявился удивительно чистый, звонкий  голос.
Память  о  своей  первой учительнице пения  (А.  П.  Еременко)  он
сохранил до конца жизни – фотографический портрет педагога висел у
него над фортепьяно рядом с изо­бражениями выдающихся певцов,  его
профессора из консерватории, коллег и учеников…
   Однако   беззаботное   детство  и   музыкальные   уроки   скоро
кончились:  привычный  уклад  взорвала  революция,   а   затем   и
Гражданская война, унесшая с собой жизни
   матери  и  сестры  Ребрикова. Одиннадцатилетним  мальчишкой  он
невольно  стал  беспризорником и шесть лет колесил  в  вагонах  по
разрушенной и вновь восстающей из пепла стране. Как пишет в  своей
книге  В.  И. Пьявко, скитания закончились, когда однажды  мощный,
насыщенный  баритон  Сергея услышал командир Красной  армии  (увы,
имени  его  мы не знаем) и, потрясенный, привел молодого  донского
казака в Московскую консерваторию. Несмотря на то что учебный  год
был  в  разгаре,  юношу прослушали. Приемную  комиссию  возглавлял
знаменитый педагог-вокалист Назарий Григорьевич Райский,  который,
недолго   думая,   вынес  вердикт:  «Зачислить  ввиду   выдающихся
способностей».
   В  середине  30-х годов Райский был вынужден уехать  в  Тифлис.
Вслед  за  преподавателем в Тифлисскую консерваторию  перевелся  и
Ребриков.  Закончив  оба  учебных  заведения,  Сергей  поступил  в
аспирантуру   и  одновременно  занялся  концертной  деятельностью:
выступал в спектаклях оперной студии Московской консерватории, где
блестяще   исполнял   партии   Фигаро  («Севильский   цирюльник»),
Эскамильо   («Кармен»),  Валентина  («Фауст»),  Тонио   («Паяцы»),
Онегина («Евгений Онегин») и др.
   В  1940  году Ребриков решил попробовать свои силы  в  качестве
педагога, устроившись на работу в Музыкальное училище имени М.  М.
Ипполитова-Иванова   (сегодня   –   Государственный    музыкально-
oed`cnchweqjhi институт). Во время Великой Отечественной  войны  в
составе музыкальных бригад выступал на фронтах и перед работниками
тыла. Вот что писал о нем журнал «Литература и искусство» за  1944
год:  «У  Ребрикова  большой красивого  тембра  баритон,  отличные
внешние  данные и яркий сценический темперамент. Свою единственную
в   «Гейше»   арию  «Ан­глий­ский  моряк-молодец»  Ребриков   поет
превосходно».
   Но  победный  1945 год оказался для Сергея Яковлевича  роковым:
за рассказанный «политический» анекдот его по доносу арестовали  и
отправили  отбывать  наказание на угольные  шахты  в  Воркуту.  На
севере  Ребриков оказался в заключении вместе с сыном итальянского
вокального  педагога  Рондзи (иногда  его  фамилию  переводят  как
Розатти),  который в свое время давал уроки Шаляпину.  Именно  там
Ребриков узнал секреты «постановки голоса» итальянской школы.
   В  1956  году  Сергей Яковлевич Ребриков был  реабилитирован  и
вернулся   в   столицу.  Явившись  в  Московскую   филармонию   на
прослушивание, он своим мощным баритоном заставил членов  комиссии
вспомнить  и  заговорить  о себе. Вскоре  он  стал  преподавателем
вокала  в  ГИТИСе и получил разрешение выступать на  концертах  от
филармонии.
   С   1960   года  Ребриков  полностью  посвятил  себя  вокальной
педагогике,  очень  скоро  получив репутацию  «кузнеца  певческого
голоса».  Он  работает  в ГИТИСе, одновременно  изучает  «природу»
голоса  в  Институте  отоларингологии,  штудирует  литературу   по
вокалу,  учебники  по  анатомии  и медицине,  проводит  сложнейшие
физиологические исследования и эксперименты, анализирует  огромный
объем  материала, наконец, пишет диссертацию. Но вскоре уничтожает
все  свои  труды,  поскольку  «ответственные  лица»  не  позволили
бывшему политзаключенному выступить с ее защитой.
   …После   вынужденного  ухода  на  пенсию  Ребриков  до   самого
последнего    дня   помогал   молодым   талантам,   исправлял    и
восстанавливал  голоса  профессиональным исполнителям.  28  января
2000  года  в возрасте 92 лет Сергей Яковлевич Ребриков скончался.
Но  память  о нем не умерла. По сей день его ученики, а также  уже
«ученики  учеников» проводят вечера встреч и концерты, посвященные
памяти маэстро.
   При написании биографии использованы следующие материалы:
   – Личные воспоминания учеников С. Я. Ребрикова;
   –  И.  И.  Кожинов. «Катакомбный педагог»: слово, сказанное  на
концерте, посвященном памяти С. Я. Ребрикова.

Страницы: 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Маэстро. К столетию С. Я. Ребрикова