Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 345 Размер файла: 2343 Кб Страницы: «« « 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 » »» Сергеев; Гос. пр. СССР, 1947), Девушка-птица ["Али-Батыр" ("Шурале"), 1950, балетм. Л. В. Якобсон; Гос. пр. СССР, 1951], Панночка ("Тарас Бульба", 1955, балетм. Б. А. Фенстер; все первое исполнение), Раймонда (Гос. пр. СССР, 1949). Для творчества Д. зрелого периода характерны психологич. углубл„нность, большая эмоц. выразительность. Так, в партии Сари ("Тропою грома", 1958, балетм. Сергеев, первое исполнение) Д. в остром рисунке, энергичных ритмах, со сдержанной экспрессией раскрыла становление и развитие сложного характера героини. С 1951 педагог класса усовершенствования, в 1963-78 педагог-репетитор Т-ра им. Кирова. С 1964 ведущий педагог ЛХУ. Ученицы: Е. Г. Алкано-ва, В. М. Ганибалова, М. Г. Кул-лик, А. Н. Малышева, Л. В. Пути-нова. Снималась в кинофильмах-концертах "Концерт мастеров искусств" (1952), "Мастера русского балета" (1953), в кинофильме-балете "Спящая красавица" (1964). Е„ творчеству поев. телефильмы "Класс Дудинской" (1973), "Диалог со сценой" (1988), "Рождение танца" (1991). Гос. пр. СССР (1941). Соч.: Незабываемые уроки, в сб.: А. Я. Ваганова, Л., 1958; Служение искусству, в сб.: К. Сергеев, М., 1978; Об А. Я. Вагановой, "Т", 1983, ј 6. Лит.: Мовшенсон А. Г., Н. М. Дудинская, Л., 1951; Э л ь я ш Н., Дудинская, в сб.: Труд актера, в. 8, М., I960; Крем-ш e века я Г., Н. Дудинская, Л.-М., 1964; Головашенко Ю., Н. Дудинская, "Т", 1968, ј 9; Чернова Н., От Гельцер до Улановой, М., 1979; Прохорова В., Балерина по праву и призванию, "СБ", 1982, ј6; Красовская В., Юность Дудинской, "Т", 1982, ј 9; Г a e в с к и и В., Прима-балерина, там же, 1987, ј 8; Черкасский Д., Записки балетомана, М., 1994. В. В. Чистякова. ДУДКО Михаил Андреевич [18(31).12.1902, Петербург - 11.9.1981, Ленинград], артист. Засл. арт. РСФСР (1939). По окончании Петрогр. хореогр. уч-ща (педагоги С. К. Андрианов, В. А. Сем„нов, Л. С. Леонтьев) в 1920-41 в Петрогр. (Ленингр.) т-ре оперы и балета. Острая нехватка солистов в 1920-е гг. помогла Д. быстро занять положение премьера, исполнителя ведущих партий практически всего классич. и совр. репертуара. Д. не отличался виртуозной танц. техникой, но обладал чрезвычайно эффектной сценич. внешностью, благородством манер, выступал достойным партнером балерин. Он завершал линию петерб. мужского исполнительства, олицетворением к-рого был П. А. Гердт, выигрывал в сценах, окрашенных романтикой и возвышенной любовью. Традиционный герой-любовник у Д. выглядел убедительным благодаря скульптурной пластике тела и выразительному жесту, скорректированных новой, нарождающейся эстетикой динамичного стиля жизни и искусства. Первый исполнитель партий: Ганс ("Сольвейг", 1922, балетм. П. Н. Петров), Солист ("Шубертиана", 1922, балетм. А. И. Чекрыгин), Эрос ("Эрос", 1923, балетм. М. М. Фокин, возобн. Ф. В. Лопухова, Чекрыгина), Амун ("Египетские ночи", 1923, ред. Лопухова), Базиль ("Дон Кихот", 1923, ред. Лопухова), Рене ("Павильон Армиды", 1923, ред. Лопухова и Чекрыгина), Гигес ("Кандавл" - по спектаклю "Царь Кандавл", 1925, ред. Л. С. Леонтьева), Капитан ("Красный мак", 1929, балетм. Лопухов, В. И. Пономар„в, Леонтьев), Конрад ("Корсар", 1931, ред. А. Я. Вагановой), Граф ("Лебединое озеро", 1933, ред. Вагановой), Гирей ("Бахчисарайский фонтан", 1934, балетм. Р. В. Захаров), Клод Фролло ("Эсмераль-да", 1935, ред. Вагановой), Григорий ("Партизанские дни", 1937, балетм. В. И. Вайнонен), Аб-дерахман ("Раймонда", 1938, ред. Вайнонена), Командор ("Лауренсия", 1939, балетм. В. М. Чабукиани), Тарас ("Тарас Бульба", 1940, балетм. Лопухов). Др. партии: Люсьен ("Пахита"), Иван-царевич ("Жар-птица"); Дезире, Голубая птица, Альберт, Зигфрид, Феб, Юноша ("Шопениана"), Актер ("Пламя Парижа"), Парис ("Ромео и Джульетта"), Жан де Бриен. В годы войны оказался в оккупации и выступал в конц. бригаде с Н. К. Печковским. Был репрессирован. В 1953-62 работал в т-рах оперы и балета Уфы, Новосибирска, Тбилиси. Лит.: Михайлов М., Молодые годы ленингр. балета, Л., 1978; Чернова Н.,0т Гельцер до Улановой, М., 1979. А. А. Соколов-Каминский. ДУНКАН, Д а н к а н (Duncan) Айседора (Изадора) (26.5.1877, Сан-Франциско - 14.9. 1927, Ницца), амер. танцовщица. Своим творчеством положила начало новому направлению в иск-ве танца, к-рое несло в себе черты хореогр. импрессионизма и открывало путь для возникновения танца модерн. На раннем этапе своей артистич. деятельности Д. увлеклась античным иск-вом и создала свой собств. стиль, "свободный" от каких-либо академич. стереотипов и школ. Принцип самовыражения личности, освобожденной от предрассудков, являлся стержнем творческого метода Д. Она пыталась вернуть танцу его изначальную сущность - естественность и красоту выражения человеческих чувств. Танцовщица отказалась от сценич. обуви и костюма, танцевала босиком, в л„гких, полупрозрачных хитонах. Движения е„ танца - шаг, л„гкий бег, прыжки, выразительные позы и жесты - напоминали рисунки древних фресок и вазописи. Свои композиции Д. исполняла подчас импровизационно, используя музыку Л. Бетховена, К. В. Глюка, Ф. Шопена, Ф. Шуберта, П. И. Чайковского, а также мелодии револ. песен. Д. обладала исключит, даром перевоплощения в образ, навеянный ей музыкой. Иск-во Д. оказало большое влияние на развитие рус. балета, помогло реформе академич. танца, осуществляемой в нач. 20 в. А. А. Горским, М. М. Фокиным, К. Я. Голейзовским. Первые выступления Д. состоялись в Будапеште (1903) и Берлине (1904). В России впервые гастролировала в 1904, позже часто выступала в Москве и Петербурге (1905-13), где у не„ было много подражательниц - "босоножек". Под влиянием е„ метода в Петербурге была организована студия муз.-пластического движения "Гепта-хор", просуществовавшая до нач. 30-х гг. В июле 1921 Д. приехала по приглашению сов. правительства в Москву, где она открыла школу (1921). -Ранее такие школы Д. открывала в Германии (1904), Франции (1912), США (1915). Как правило, они существовали недолго. Первое выступление Московской школы А. Дункан состоялось в 1921 на сцене Большого т-ра (присутствовал В. И. Ленин). Репертуар "революционных танцев" Д. состоял из "Марсельезы", "Интернационала", "Варшавянки" и др. рев. песен. Особый успех имела композиция Д. "Славянский марш" на муз. Чайковского. В 1922 Д. вышла замуж за поэта С. А. Есенина и приняла сов. гражданство. В 1924 после разрыва с Есениным навсегда уехала из России. Страницы: «« « 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |