Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 345
Размер файла: 2343 Кб
Страницы: «« « 86   87   88   89   90   91   92   93   94  95   96   97   98   99   100   101   102   103   104  » »»

и вок. сочинений. Одним из первых создал произв. на револ. тему для муз.
т-ра: оперу "Л„д и сталь" и балет "Красный вихрь"  (1924,  Ленингр.  т-р
оперы и балета, балетм. Ф. В. Лопухов). Написал музыку балетов "Бэла" по
М. Ю. Лермонтову (1941, Т-р им. Кирова, балетм. Б. А. Фен-стер), "Сказка
о м„ртвой царевне и о семи богатырях" (по А. С. Пушкину, на муз. темы А.
К. Лядова, 1949, Ленингр. Малый т-р, балетм. А. Л. Андреев, Фенстер).
   Лит.: Ш e н Д., В. М. Дешевов, Л., 1961;
   Музыка XX века. Очерки, ч. 2, кн. 3, М-, 1980. В. В. Ванслов.
   ДЖУРИ Аделина Антоновна
   (9.4.1872, Каир - 23.12.1963, Москва), артистка, педагог. Засл. деят.
иск-в РСФСР (1945). По нац.  итальянка.  В  1885  приехала  в  Россию  и
поступила в Моск. театр. уч-ще (педагог X. Мендес). В 1891  дебютировала
в Большом т-ре в партии Эсмеральды (балетм. Мендес), но вскоре уехала  в
Италию, выступала в т-ре "Ла Скала". С  1894  вновь  в  труппе  Большого
т-ра. Первая  исполнительница  партии  Раймонды  (1900,  балетм.  А.  А.
Горский, И. Н. Хлюстин). Др. партии:  Жизель  (1894),  Фея  кукол  ("Фея
кукол", 1897), Аврора (1899), Одетта- Одиллия (1901), Лиза (1903). Танец
Д. отличался л„гкостью, грациозностью и вместе с  тем  стремительностью,
силой,  виртуозным  блеском.  В  1903  из-за  травмы   оставила   сцену.
Преподавала в студии им. Ф. И.  Шаляпина,  школе  сценич.  танца  Центр.
парка культуры и отдыха им.
   М. Горького (Москва). В 1926-47 педагог МХУ.
   Лит.: Красовская В., Рус. балетный т-р второй  пол.  XIX  в.,  Л.-М.,
1963.
   В. И. Зарубин.
   ДИДЛО (Didelot) Шарль Луи Фредерик [1767, Стокгольм -  7(19).11.1837.
Киев], франц. артист, балетмейстер, педагог. Сын танцовщицы М.  Марешаль
и танцовщика Ш. Дидло. Учился в Стокгольме у отца иГЛ. Фрессара. С  1776
в Париже изучал академич. танец 18 в. у Ж. Б. Лани и Ж. Ф.  Деге.  Тогда
же работал в детской труппе т-ра  "Амбигю  комик".  Ок.  1782  принят  в
труппу "Комеди Франсез" как солист в дивертисментах. В 1783 ученик школы
при парижской Опере. В
   1786 вернулся в Стокгольм первым танцовщиком придв. т-ра. В
   1787 пост. пантомимные сцены и  танцы  в  опере  "Фригга",  уехал  из
Швеции. Ок. года танцевал в Лондоне в труппе Ж. Ж. Новера и сочинил  для
не„ балеты "Милость сеньора" и  "Ричард  Львиное  Сердце".  Осенью  1788
дебютировал в парижской Опере;  зимой  1789  вернулся  в  Лондон  и  был
партн„ром М. Гимар, затем служил в Бордо
   (Франция) у Ж. Доберваля. В 1791  вновь  в  парижской  Опере,  оттуда
переш„л в т-р "Монтансье". В 1794  уехал  в  Лион,  сочинил  на  сборную
музыку балета "Метаморфозы" (1795) первую версию балета "Зефир и Флора".
В 1796- 1801 пост. в Лондоне: "Любовь маленькой Пегги", "Флора и Зефир",
"Счастливое кораблекрушение, или Шотландские ведьмы", "Ацис и  Галатея",
"Лаура и Ленца, или Трубадур",  выступив  непосредств.  предшественником
балетного романтизма. Балет "Шотландские ведьмы" Д. поев.  У.  Шекспиру;
предисловие  к  программе  балета   -   манифест   роман-тич.   взглядов
хореографа.
   С 1801 Д. - глава балетной части Петерб. театр. уч-ща.  Спектакли  на
мифологич. и сказочные темы ("Аполлон и Дафна", 1802;
   "Роланд и  Моргана",  1803;  "Зефир  и  Флора",  1804)  принесли  ему
известность. В 1809 он  пост.  балеты  "Амур  и  Психея"  и  "Зе-лиса  и
Альсинор, или Лес приключений".  В  марте  1811  ему  пришлось  покинуть
Россию, воевавшую с Францией. В 1812 возобновил в Лондоне петерб.  балет
"Зе-лиса" и пост.  "Зефир  непостоянный,  наказанный  и  прощ„нный,  или
Свадьба Флоры", "Испытание, или Деревянная нога", "Царица  Голконды",  в
1813 - "Пастух и Гамадриада", неск. дивертисментов и открыл серию  своих
героич. балетов премьерой "Венгерская хижина, или Знаменитые изгнанники"
на муз. М. А. Венюа. К 1814 относятся пост. "Тамаида и
   Алонзо, или Дикий остров" и "Карл и Лизбета, или Дезертир  поневоле".
В 1815 Д. поставил свой единственный  на  сцене  парижской  Оперы  балет
"Зефир и Флора". Отечество отказало ему в дальнейшем гостеприимстве, и в
1816 он возвратился в Россию,  где  пышно  расцвело  и  закончилось  его
творчество.
   Д. поставил на петерб. сцене св. 40 балетов и  дивертисментов.  Среди
них: мифологич. балеты -  "Ацис  и  Галатея"  Кавоса  (1816),  "Тезей  и
Арианна, или Поражение  Минотавра"  Ф.  Антонолини  (1817),  "Евтимий  и
Евхариса, или Побежд„нная  тень  Либаса"  Жома  (1820),  "Альцеста,  или
Сошествие Геркулеса в ад" Антонолини и "Федра" Кавоса  и  Ф.  П.  Турике
(оба 1821); сказочные - "Лаура и Генрих, или  Трубадур"  Кавоса  (1819),
"Хензи и Тао, или Красавица и чудовище"  Антонолини  (1819),  "Роланд  и
Моргана,  или  Разрушение  очарованного  острова"   (1821);   комические
"Молодая молочница, или Нисетта и Лука" Антонолини (1817),  "Возвращение
из Индии, или Деревянная нога" Ф. Венюа  (1821).  Д.  разрабатывал  жанр
историко-героич. балета: "Венгерская хижина, или Знаменитые  изгнанники"
Венюа
   (1817), "Молодая островитянка, или Леон и Тамаида" Кавоса
   (1818), "Рауль де Креки, или Возвращение из крестовых походов" Кавоса
и Т. В. Жучковского
   (1819), "Кора и Алонзо, или Дева солнца" Антонолини  (1820).  В  1823
пост. балет "Кавказский пленник, или Тень  невесты"  Кавоса  по  мотивам
поэмы А. С. Пушкина,  к-рый  увлекался  балетами  Д.  Работу  над  пост.
"Сюмбека, или Покорение Казанского царства" Кавоса не завершил, т. к.  в
1829 вынужден был подать в отставку из-за  конфликта  с  Дирекцией  имп.
т-ров.
   Важным достижением хореографа были поэтич. цельность и  законченность
спектаклей. Он поднял роль кордебалета, превратил его из пассивного фона
в участника действия, аккомпанировавшего танцу солистов. Худож. ансамбли
Д. подготовили преобразования эпохи романтизма в балете. Д., приближаясь
к поэтике романтизма, развивал женский  танец.  В  его  балетах  расцв„л
талант Е. И. Колосовой, раскрылись дарования его учениц М. И. Даниловой,
А. И. Истоминой, Е. А. Телешовой, А. А. Ли-хутиной. Он  не  отказывал  в
правах и мужскому танцу: дал приют виртуозу французу Л. Дюпору, вырастил
рус. танцовщиков А. П. Глушковского, Н. О. Гольца. Хореогр. драмы  Д.  -
одна   из   ценностей   преромантизма.   Их   действие   последовательно
разв„ртывалось средствами станцованной пантомимы, переходившей в  танец,
техника  к-рого  тогда  значительно   обогащалась.   Им   были   присущи
драматургич. логика и стилевое единство. Декорац. оформление  и  сценич.
эффекты служили интересам содержания. Под  рук.  Д.  рус.  балетный  т-р
выдвинулся на одно из первых  мест  в  Европе.  Новаторские  находки  Д.
получили развитие во 2-й пол. 19 в., в частности в балетах М. И. Петипа.

Страницы: «« « 86   87   88   89   90   91   92   93   94  95   96   97   98   99   100   101   102   103   104  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Русский балет