|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 345 Размер файла: 2343 Кб Страницы: «« « 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 » »» и вок. сочинений. Одним из первых создал произв. на револ. тему для муз.
т-ра: оперу "Л„д и сталь" и балет "Красный вихрь" (1924, Ленингр. т-р
оперы и балета, балетм. Ф. В. Лопухов). Написал музыку балетов "Бэла" по
М. Ю. Лермонтову (1941, Т-р им. Кирова, балетм. Б. А. Фен-стер), "Сказка
о м„ртвой царевне и о семи богатырях" (по А. С. Пушкину, на муз. темы А.
К. Лядова, 1949, Ленингр. Малый т-р, балетм. А. Л. Андреев, Фенстер).
Лит.: Ш e н Д., В. М. Дешевов, Л., 1961;
Музыка XX века. Очерки, ч. 2, кн. 3, М-, 1980. В. В. Ванслов.
ДЖУРИ Аделина Антоновна
(9.4.1872, Каир - 23.12.1963, Москва), артистка, педагог. Засл. деят.
иск-в РСФСР (1945). По нац. итальянка. В 1885 приехала в Россию и
поступила в Моск. театр. уч-ще (педагог X. Мендес). В 1891 дебютировала
в Большом т-ре в партии Эсмеральды (балетм. Мендес), но вскоре уехала в
Италию, выступала в т-ре "Ла Скала". С 1894 вновь в труппе Большого
т-ра. Первая исполнительница партии Раймонды (1900, балетм. А. А.
Горский, И. Н. Хлюстин). Др. партии: Жизель (1894), Фея кукол ("Фея
кукол", 1897), Аврора (1899), Одетта- Одиллия (1901), Лиза (1903). Танец
Д. отличался л„гкостью, грациозностью и вместе с тем стремительностью,
силой, виртуозным блеском. В 1903 из-за травмы оставила сцену.
Преподавала в студии им. Ф. И. Шаляпина, школе сценич. танца Центр.
парка культуры и отдыха им.
М. Горького (Москва). В 1926-47 педагог МХУ.
Лит.: Красовская В., Рус. балетный т-р второй пол. XIX в., Л.-М.,
1963.
В. И. Зарубин.
ДИДЛО (Didelot) Шарль Луи Фредерик [1767, Стокгольм - 7(19).11.1837.
Киев], франц. артист, балетмейстер, педагог. Сын танцовщицы М. Марешаль
и танцовщика Ш. Дидло. Учился в Стокгольме у отца иГЛ. Фрессара. С 1776
в Париже изучал академич. танец 18 в. у Ж. Б. Лани и Ж. Ф. Деге. Тогда
же работал в детской труппе т-ра "Амбигю комик". Ок. 1782 принят в
труппу "Комеди Франсез" как солист в дивертисментах. В 1783 ученик школы
при парижской Опере. В
1786 вернулся в Стокгольм первым танцовщиком придв. т-ра. В
1787 пост. пантомимные сцены и танцы в опере "Фригга", уехал из
Швеции. Ок. года танцевал в Лондоне в труппе Ж. Ж. Новера и сочинил для
не„ балеты "Милость сеньора" и "Ричард Львиное Сердце". Осенью 1788
дебютировал в парижской Опере; зимой 1789 вернулся в Лондон и был
партн„ром М. Гимар, затем служил в Бордо
(Франция) у Ж. Доберваля. В 1791 вновь в парижской Опере, оттуда
переш„л в т-р "Монтансье". В 1794 уехал в Лион, сочинил на сборную
музыку балета "Метаморфозы" (1795) первую версию балета "Зефир и Флора".
В 1796- 1801 пост. в Лондоне: "Любовь маленькой Пегги", "Флора и Зефир",
"Счастливое кораблекрушение, или Шотландские ведьмы", "Ацис и Галатея",
"Лаура и Ленца, или Трубадур", выступив непосредств. предшественником
балетного романтизма. Балет "Шотландские ведьмы" Д. поев. У. Шекспиру;
предисловие к программе балета - манифест роман-тич. взглядов
хореографа.
С 1801 Д. - глава балетной части Петерб. театр. уч-ща. Спектакли на
мифологич. и сказочные темы ("Аполлон и Дафна", 1802;
"Роланд и Моргана", 1803; "Зефир и Флора", 1804) принесли ему
известность. В 1809 он пост. балеты "Амур и Психея" и "Зе-лиса и
Альсинор, или Лес приключений". В марте 1811 ему пришлось покинуть
Россию, воевавшую с Францией. В 1812 возобновил в Лондоне петерб. балет
"Зе-лиса" и пост. "Зефир непостоянный, наказанный и прощ„нный, или
Свадьба Флоры", "Испытание, или Деревянная нога", "Царица Голконды", в
1813 - "Пастух и Гамадриада", неск. дивертисментов и открыл серию своих
героич. балетов премьерой "Венгерская хижина, или Знаменитые изгнанники"
на муз. М. А. Венюа. К 1814 относятся пост. "Тамаида и
Алонзо, или Дикий остров" и "Карл и Лизбета, или Дезертир поневоле".
В 1815 Д. поставил свой единственный на сцене парижской Оперы балет
"Зефир и Флора". Отечество отказало ему в дальнейшем гостеприимстве, и в
1816 он возвратился в Россию, где пышно расцвело и закончилось его
творчество.
Д. поставил на петерб. сцене св. 40 балетов и дивертисментов. Среди
них: мифологич. балеты - "Ацис и Галатея" Кавоса (1816), "Тезей и
Арианна, или Поражение Минотавра" Ф. Антонолини (1817), "Евтимий и
Евхариса, или Побежд„нная тень Либаса" Жома (1820), "Альцеста, или
Сошествие Геркулеса в ад" Антонолини и "Федра" Кавоса и Ф. П. Турике
(оба 1821); сказочные - "Лаура и Генрих, или Трубадур" Кавоса (1819),
"Хензи и Тао, или Красавица и чудовище" Антонолини (1819), "Роланд и
Моргана, или Разрушение очарованного острова" (1821); комические
"Молодая молочница, или Нисетта и Лука" Антонолини (1817), "Возвращение
из Индии, или Деревянная нога" Ф. Венюа (1821). Д. разрабатывал жанр
историко-героич. балета: "Венгерская хижина, или Знаменитые изгнанники"
Венюа
(1817), "Молодая островитянка, или Леон и Тамаида" Кавоса
(1818), "Рауль де Креки, или Возвращение из крестовых походов" Кавоса
и Т. В. Жучковского
(1819), "Кора и Алонзо, или Дева солнца" Антонолини (1820). В 1823
пост. балет "Кавказский пленник, или Тень невесты" Кавоса по мотивам
поэмы А. С. Пушкина, к-рый увлекался балетами Д. Работу над пост.
"Сюмбека, или Покорение Казанского царства" Кавоса не завершил, т. к. в
1829 вынужден был подать в отставку из-за конфликта с Дирекцией имп.
т-ров.
Важным достижением хореографа были поэтич. цельность и законченность
спектаклей. Он поднял роль кордебалета, превратил его из пассивного фона
в участника действия, аккомпанировавшего танцу солистов. Худож. ансамбли
Д. подготовили преобразования эпохи романтизма в балете. Д., приближаясь
к поэтике романтизма, развивал женский танец. В его балетах расцв„л
талант Е. И. Колосовой, раскрылись дарования его учениц М. И. Даниловой,
А. И. Истоминой, Е. А. Телешовой, А. А. Ли-хутиной. Он не отказывал в
правах и мужскому танцу: дал приют виртуозу французу Л. Дюпору, вырастил
рус. танцовщиков А. П. Глушковского, Н. О. Гольца. Хореогр. драмы Д. -
одна из ценностей преромантизма. Их действие последовательно
разв„ртывалось средствами станцованной пантомимы, переходившей в танец,
техника к-рого тогда значительно обогащалась. Им были присущи
драматургич. логика и стилевое единство. Декорац. оформление и сценич.
эффекты служили интересам содержания. Под рук. Д. рус. балетный т-р
выдвинулся на одно из первых мест в Европе. Новаторские находки Д.
получили развитие во 2-й пол. 19 в., в частности в балетах М. И. Петипа.
Страницы: «« « 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |