Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 345
Размер файла: 2343 Кб
Страницы: «« « 79   80   81   82   83   84   85   86   87  88   89   90   91   92   93   94   95   96   97  » »»

сложившихся в его творчестве,  Г.  осуществил  в  1978  пост.  "Ромео  и
Джульетты" (в 2 актах) в парижской Опере; новая версия  (в  3  актах)  -
Большой театр, 1979. В этот спектакль включ„н  ряд  не  известных  ранее
муз. номеров, найденных Г. в архиве композитора. Здесь впервые без к.-л.
купюр звучит вся музыка, написанная Прокофьевым для "Ромео и Джульетты".
Спектакль реш„н как трагедия гибели возвышенных и  прекрасных  героев  в
жестоких  условиях  враждебного  мира.  В  отличие   от   предшествующей
постановки   Большого   т-ра,   подч„ркнуто   не   историко-бытовое,   а
философско-психологич. содержание. Широко применены многообразные  формы
действенного симф. танца. Более разв„рнуты танц. образы всех гл. героев.
   В 1982 Г. поставил в Большом т-ре "Золотой  век"  Д.  Д.  Шостаковича
(создание и 1-я пост. 1930). Спектакль имеет целиком новый  сценарий,  в
партитуру введены эпизоды из др. соч. Шостаковича (медленные части  1-го
и 2-го фортепианных концертов, отд. номера из  "Джаз-сюиты"  и  др.).  В
отличие от  первоначального  спектакля,  где  социальный  конфликт  имел
плакат-но-схематич. характер, здесь он раскрывается  через  столкновение
живых  человеч.  характеров.  Наряду  с  сатирич.  и  драматич.  большое
значение приобрели  лирич.  сцены.  Действие  разв„ртывается  в  крупных
танц.-симф. номерах, в основе которых лежит классич. танец,  обогащ„нный
элементами  народного,  бытового,  характерно-гротескового,   пантомимы,
физкультурно-спортивных движений. Для характеристики
   1920-х гг., когда происходит действие,  использованы  жанровые  черты
бальных танцев того времени (фокстрот, танго, чарльстон, ту-стэп).
   В постановке "Раймонды" в Большом т-ре (1984) Г. сохранил хореографию
Петипа и дополнявшие е„ эпизоды А. А. Горского  и  Ф.  В.  Лопухова,  но
развил е„: Гран па не только в 3-м акте,  но  и  в  первых  двух,  более
танцевальны  главные  мужские  партии,  усилена   аккомпанирующая   роль
кордебалета. Подобные же принципы легли в основу  постановки  в  Большом
т-ре "Баядерки" (1991), где  хореография  Петипа  органически  дополнена
развивающими е„ эпизодами, а пантомимные сцены  заменены  танцевальными.
"Раймонду" Г. пост. также в  Мариинском  т-ре  (1994,  с  использованием
фрагментов хореографии Горского и Петипа).
   Все спектакли поставлены Г. по его собств. сценариям (сцен. "Золотого
века" совм. с И. Д. Глик-маном). Его мышление хореографа  неотделимо  от
им же создаваемой драматургии.  Хореогр.  драматургия  Г.  опирается  на
музыку, давая е„ зримое воплощение в  пластич.  образах.  Спектакли  Г.,
построенные на сложившихся и утвержд„нных хореографом принципах эстетики
балетного спектакля, ставших  ведущими  в  сов.  балете  1960-80-х  гг.,
претворяют завоевания классич.  наследия  и  открытия  сов.  хореографии
1920-40-х гг. Г. пост. также "Жи-зель" (Анкара, 1979), "Лебединое озеро"
(Рим, 1980), "Дон  Кихот"  (Копенгаген,  1983);  "Жизель"  (1987,  новая
ред.), "Корсар" А. Адана - Ц. Пуни, "Дон Кихот" (оба 1994; все - Большой
т-р). Постановки Г. оформлены худ. С. Б. Вирсаладзе, создавшим декорации
и костюмы, органично слитые с хореографией. Балеты Г.  экранизированы  в
кино ("Спартак", 1976), "Иван Грозный" (под назв. "Грозный век",  1977).
Его творч. поев. док.  фильмы  "Балетмейстер  Юрий  Григорович"  (1970),
"Жизнь в танце" (1978), "Балет от первого лица" (1986).
   В 1974-88 Г. проф. балетмейстерского отд. Ленингр.  коне.  В  1975-85
през.  Комитета  танца  Междунар.  ин-та  т-ра.  С  1988  зав.  кафедрой
хореографии Моск. хореогр.  ин-та.  С  1989  през.  Ассоциации  деятелей
хореографии, с 1990 през. фонда "Русский балет".  В  1991-94  худ.  рук.
хореогр. труппы "Юрий Григорович балет". Гос. пр. СССР (1985).
   Соч.: Ф. Лопухов, "Т", 1968, ј  7;  Об  авторе  этой  книги,  в  кн.:
Слонимский Ю., Семь балетных историй. Л., 1967;
   Традиции и новаторство, в сб.: Музыка и хореография совр. балета,  в.
1, Л., 1974; Муза сов. балета, там же; В поисках гармонии, "Т",
   1976, ј 3; Театр Вирсаладзе, "СБ", 1982, ј 4;
   Слово о Ю. Слонимском, в кн.: Слонимский Ю., Чудесное  было  рядом  с
нами. Л., 1984.
   Лит.: Чистякова В. В., В мире танца, Л.-М., 1964; Карп П., О  балете,
М.. 1967; его же. Балеты Григоровича, "Звезда", 1969, ј 9; Красовская В.
М., Статьи о балете, [Л.. 1967]; Слонимский Ю., В честь танца, М., 1968;
В а н с-лов В. В., Балеты Григоровича и проблемы  хореографии,  2  изд.,
М., 1971; его же, История и современность в балете, в сб.:
   Музыка и хореография современного балета, в. 2,  Л.,  1977;  его  же.
Статьи о балете. Л., 1980; e г (I же. Хореография и образ, "СБ", 1983, ј
1; e г о же. Верность традициям и новаторство, "СБ", 1984, ј 6;  e  г  о
же. Возрождение шедевра, "Балет", 1992, ј 2;
   Львов-Анохин Б., Григорович, в кн.:
   Мастера Большого балета, М., 1976; Демидов А., Лирика, театральность,
героика, "Т", 1970, ј 7; e г о же, Ю.  Н.  Григорович,  в  сб.:  Мастера
Большого т-ра, М., 1976; его же, Герои и героини, "Т", 1977,  ј  1;  его
же. Поэтика т-ра Григоровича, "СБ", 1984, ј 3; e г о же,  Ю.  Григорович
(фотоальбом), М., 1987. В. R. Ванслов.
   ГРИГОРЬЕВ Сергей Леонидович
   [5(17).10.1883, Тихвин - 28.6.1968,  Лондон],  артист,  режисс„р.  По
окончании Петерб. театр. уч-ща в 1900-12 в Мариинском т-ре. Одновременно
учился на драм. отд. Петерб. театр. уч-ща (у В.  Н.  Давыдова  и  А.  А.
Санина), гастролировал по России и за границей. С 1909  ассистировал  М.
М. Фокину. В 1909-29 реж., исполнитель мимич. ролей  и  администратор  в
труппе Русский балет  Дягилева.  Осн.  партии:  Шахриар  ("Шехера-зада",
1910, балетм. Фокин), Русский купец ("Волшебная лавка", 1919, балетм. Л.
Ф. Мясин). В 1932-52 работал  в  труппах  "Балле  рюс  де  Монте-Карло",
"Орижиналь балле рюс", "Балле рюс дю колонель де Базиль". Вместе с женой
- Л. П. Чернышовой  восстанавливал  балеты  Фокина  для  т-ров  "Сэдлерс
Уэллс" и "Ла Скала": "Жар-птица" (1954), "Сильфиды"  (1955),  "Петрушка"
(1957). Автор вышедшей в Лондоне  в  1953  кн.  "The  Diaghilev  Ballet.
1909-1929"; в рус. пер. "Балет Дягилева, 1909-1929", М.,
   1993. Г. Ю. Бродская.
   ГРИГОРЬЕВ Юрий Владимирович (р. 10.2.1940, Москва), артист,  педагог.
Нар. арт. РСФСР (1985). По окончании МХУ  (педагог  А.  М.  Мессерер)  в
1960-85 в Т-ре им. Станиславского и НемировичаДанченко. Партии: Зигфрид,
Конрад, Феб; Поэт ("Штраусиана"), Солист ("Вариации"), Паоло ("Франческа
да Римини"), Мизгирь ("Снегурочка"),  Паоло  ("Лола"),  Пьеро  ("Золотой
ключик"), Том ("Красные дьяволята"), Армен ("Сюита из балета  "Гаянэ""),
Разин ("Степан Разин"). В 1976-85 преподаватель дуэтного танца МХУ.
   Лит.: Л и т в а к Г., Ломая амплуа, "ТЖ",
   1966, ј 24.
   ГРИГОРЬЕВА Евгения Львовна (р. 21.6.1938), театр,  деятель.  Окончила
театроведч. ф-т ГИТИСа (1965). В 1957-63 работала  в  методич.  кабинете

Страницы: «« « 79   80   81   82   83   84   85   86   87  88   89   90   91   92   93   94   95   96   97  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Русский балет