Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 345
Размер файла: 2343 Кб
Страницы: «« « 75   76   77   78   79   80   81   82   83  84   85   86   87   88   89   90   91   92   93  » »»

Штрауса (1921), "Безделушки" на муз. В. Моцарта (1922), "Грот Венеры" на
муз. Р. Вагнера (1923), а также "En blanc"  на  муз.  3-й  сюиты  П.  И.
Чайковского (сцен. Г., 1918, т-р Летнего сада "Аквариум").
   Значение Г. для балета Большого  т-ра  чрезвычайно  велико.  При  н„м
труппа, ранее считавшаяся  второразрядной,  даже  провинциальной,  почти
сравнялась по значению со  столичной  петербургской,  существенно  вырос
интерес к балету моек. общественности. Это  произошло  потому,  что  Г.,
реформируя  балет,  во-первых,  считался  со  спецификой   моек.   т-ра,
приверженностью его артистов к драматизированному и характерному  танцу;
во-вторых, потому, что его эксперименты отвечали тенденции развития рус.
балета нач. 20 в. Далеко не вс„ задуманное удавалось  Г.  осуществить  в
рамках имп. т-ров,  далеко  не  все  артисты  труппы  сочувствовали  его
реформам, но у него было немало последователей и  учеников.  В  конечном
сч„те  его  работа  на  посту  руководителя  балета  Большого  т-ра   на
протяжении четверти века была плодотворной. Г. оказал влияние на  творч.
развитие мн. крупных артистов-Е. В. Гельцер,  С.  Ф.  Ф„доровой,  В.  А.
Каралли, А. М. Балашовой, М. М. Мордкина,  В.  А.  Рябцева.  Новаторские
поиски Г. были использованы  в  практике  балетного  т-ра.  В  1896-1900
преподавал в Петерб. театр. уч-ще, с 1902 - в  Москве.  Ученики:  А.  М.
Мессерер, М. М. Габович, А. И. Абрамова, Л. М. Банк.
   Лит.: Борисоглебский М. (сост.), Материалы по истории рус. балета, т.
2, Л., 1939; Бахрушин Ю., А. А. Горский, M.- Л., 1946; Мартынова О.,  Е.
Гельцер, М.. 1965: Красовская В., Рус. балетный т-р нач. XX в., [ч.)  1.
Хореографы, Л-, 1971;
   Сов.  балетный  т-р,  М.,  1976;   Габович   М.,   А.   А.   Горский.
Монографический очерк, в кн.:
   М. Габович. Статьи. Воспоминания о М. М. Габовиче, М.. 1977; С у p  и
ц Е. Я., Хореографическое иск-во двадцатых годов, М., 1979. Е. Я. Суриц.
   ГОРШЕНКОВА  Мария  Николаевна  (1857-1938),  артистка.  По  окончании
Петерб. театр. уч-ща с 1876 в Мариинском  т-ре.  Дебютировала  в  партии
Жизели. Исполняла гл. партии в  балетах:  "Катарина,  дочь  разбойника",
"Корсар", "Сатанилла", "Кон„к-Горбунок", "Царь  Кандавл",  "Дон  Кихот",
"Дочь фараона". Др. партии: Гамзатти ("Баядерка"),  Войслава  ("Млада"),
Клавдия ("Весталка"). Танец Г. отличался воздушностью  и  вместе  с  тем
энергичностью, темпераментом. В 1887-89 гастролировала в  моек.  Большом
т-ре. В нач. 1890-х гг. оставила сцену.  Преподавала  в  Петерб.  театр.
уч-ще.
   Лит.: Красовская В., Рус. балетный т-р второй половины XIX в., Л.-М.,
1963. Л. П. Савицкая.
   ГОРЬКОВСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА, см.  Нижегородский  театр  оперы  и
балета.
   "ГОРЙНКА", балет в 3  актах  7  картинах  (по  мотивам  поэмы  Р.  Г.
Гамзатова "Горянка"). Комп. М.  М.  Кажлаев,  сцен.  О.  М.  Виноградов.
20.3.1968, Т-р им. Кирова, балетм. Виноградов, худ. М. А. Соколова, дир.
Д. Э. Далгат:
   Асият - Г. Т. Комлева, Осман - В. М. Панов, Юноша - M. H.  Барышников
(Гос. пр. РСФСР, 1970). 16.6.1984, под назв. "А с и-я т ",  новая  ред.,
там же, балетм., худ. и дир. те же; Асият - Е. В. Евтеева, Осман - К. Е.
Заклинский, Юноша - Ф. С. Рузиматов.
   Г. В. Иноземцева.
   ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ НАУК (ГАХН),  существовала  в
1921-30 (до 1925 назв. Российская Академия художественных наук). В  1922
здесь была создана Хорео-логич. секция,  к-рая  в  1923  получила  назв.
Хореологич. лаборатории.  Согласно  "Проекту  положения  об  основании",
являлась "экспериментально-исследовательским учреждением, имеющим  свохй
задачей изучение художеств. законов движения тела, а также  связанных  с
этим проблем..." (ЦГАЛИ, ф. 941, on. 1, ед. хр. 8, л. 133).  Возглавляли
лабораторию известный искусствовед-историк А. А. Сидоров и филолог А. И.
Ларионов. Сотрудниками  были  H.  Ф.  Тиан  (уч„ный  секретарь),  H.  С.
Позняков,  Е.  В.  Яворский.  Регулярно  участвовали  в  работе  И.   С.
Чернецкая, Л. А. Алексеева, H. А. Глан, В. В. Майя, Л. И. Лукин,  H.  Г.
Александрова. Лаборатория разрабатывала теоретич.  проблемы,  занималась
записью  движений,  организовала  в  1924-28  четыре  выставки   "Иск-во
движения".     Была     центром,     объединявшим      теоретиков      и
практиков-экспериментаторов. В 1924, после  реорганизации  и  ликвидации
ряда студий, нек-рые из них стали работать при ГАХН (студии  Алексеевой,
Чер-нецкой). В 1930 вместе с ГАХН лаборатория ликвидирована.
   Лит.: M i s 1 e г N.. Designing Gestures in the Laboratory of  Dance,
in: Theatre in Revolution. Russian avant-garde stage design 1913-  1935,
San Francisco, 1991. Е. Я. С\'рпц.
   ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕАТР КЛАССИЧЕСКОГО БАЛЕТА под рук. H.  Касаткиной  и
В. Васил„ва (до 1992 Гос. театр балета СССР). Осн. в 1966  как  Хореогр.
конц. ансамбль СССР "Молодой балет". Создатель и первый худ. рук. И.  А.
Моисеев, директор И. В. Ти-хомирнова. В репертуаре конц. номера в  пост.
К. Я. Голейзовского, А. М. Мессерера, О. М. Виноградова  (1-я  программа
показана в 1968). С 1971 наз. Конц. ансамбль  СССР  Классический  балет,
его возглавил Ю. Т. Жданов. В программе - фрагменты из классич.  балетов
("Лебединое    озеро",    "Щелкунчик",     "Дон     Кихот",     "Тщетная
предосторожность". "Корсар"), "Умирающий лебедь" на муз.  К.  Сен-Санса;
одноактные балеты "Франческа да Римини", "Весенняя фантазия"  Р.  Дриго,
"Классическая симфония" на муз. С. С. Прокофьева - все в пост.  Жданова;
новые конц. номера Голейзовского, Р. В.  Захарова,  Виноградова,  Г.  А.
Майорова, И.  А.  Черныш„ва,  В.  И.  Елизарьева,  М.  Мурд-маа,  Г.  H.
Песчанного. С 1977 директор и худ. рук. В. Ю. Васил„в, гл. балетм. H. Д.
Касаткина. С 1978 наз. Гос. конц. ансамбль СССР Московский  классический
балет, с 1986 - Моск. гос. т-р балета СССР (получает статус  театра),  с
1992  совр.  назв.  С  приходом   Касаткиной   и   Васил„ва   происходит
переориентация  труппы  с  конц.   репертуара   на   создание   балетных
спектаклей. В репертуаре: "Гаянэ",  "Сотворение  мира"  А.  П.  Петрова,
"Весна священная"; "Пушкин. Размышления о  поэте"  Петрова,  "Повесть  о
Ромео  и  Джульетте"  С.  С.  Прокофьева,  "Волшебный  камзол"   Н.   Н.
Каретникова, "Проделки Терпсихоры" на муз. И. Штрауса, "Лики  любви"  на
сб. муз. разн. композиторов, "Поцелуй феи" И.  Ф.  Стравинского  (все  в
пост. Касаткиной и Васил„ва); фрагменты из  старинных  классич.  балетов
"Сильфида" (балетм. Ф. Тальони) и "Карнавал в Венеции" Ц. Пуни  (балетм.
М. И. Петипа) - оба восстановлены Е. С. Кача-ровым; "Фестиваль цветов  в
Дженцано"  Хельстеда  (пост.  А.  Бурнонвиля),  цикл  хореогр.  миниатюр
"Мимол„тности" на муз. Прокофьева (пост.  Го-лейзовского).  Приглашаются
зарубежные балетмейстеры: в 1980 франц. балетм.  П.  Лакот  пост.  балет
"Натали, или Швейцарская молочница"  А.  Гировеца  и  М.  Э.  Карафа  ди

Страницы: «« « 75   76   77   78   79   80   81   82   83  84   85   86   87   88   89   90   91   92   93  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Русский балет