Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 345
Размер файла: 2343 Кб
Страницы: «« « 67   68   69   70   71   72   73   74   75  76   77   78   79   80   81   82   83   84   85  » »»

артистка. Жена Василия Гладышева, сестра (?) Н.  П.  Бериловой.  В  1791
окончила Петерб. театр. уч-ще и была определена  в  придворную  балетную
труппу фигуранткой. Участвовала в  балетах  "Возвращение  Полиорцета"  и
"Приезд Фетиды и Пелся  в  Фессалию"  (оба  1799),  "Арианна,  покинутая
Тезеем на острове Наксосе", балетах при опере "Панюрж" (оба 1800) -  все
балетм. П. Шевалье.
   Лит.: Погожев В. П., Молчанов А. Е., Петров  К.  А.,  Архив  Дирекции
Императорских Театров, СПб., 1892; Материалы по истории русского балета,
сост. М. Борисоглебский, т. 1, Л., 1938;
   Глушковский А., Воспоминания балетмейстера, Л.-М., 1940.
   Г. Н. Добровольская.
   ГЛАЗУНОВ Александр  Константинович  [29.7  (10.8).1865,  Петербург  -
21.3.1936, Париж;  в  1972  прах  перевез„н  в  Ленинград],  композитор,
дириж„р,  педагог.  Нар.  арт.  Республики   (1922).   Поч„тный   доктор
Оксфордского   и   Кембриджского   ун-тов   (1907).   Ученик    Н.    А.
Римского-Корсакова.  Один  из  крупнейших  рус.  симфонистов,   Г.   был
чрезвычайно чуток к выразительным  возможностям  танц.-пластич.  свойств
музыки ("Свадебное шествие",  "Концертные  вальсы",  "Балетная  сюита").
Танц. темы пронизывают его симфонии (4-ю и 6-ю), квартеты. Склонность  к
симфонизации жан-рово-танц. образов ("Шопениа-на", "Гадание  и  пляска")
привела Г. в балетный т-р. В отличие от П. И. Чайковского,  подчинившего
жанр  балета-феерии  законам  муз.  драмы,  Г.   выявляет   и   обобщает
лирико-эпич. тенденции, заложенные в  образных  и  композиц.  структурах
"большого балета" ("Раймонда",  1898,  Мариинский  т-р,  балетм.  М.  И.
Петипа).  Традиц.  схемы  классич.  танца  становятся,  по  словам   Г.,
"благотворными  оковами",  в  к-рых  воспитывается  его  чувство  формы,
кристаллизуется  определ„нный  тип  симфонизма.  Несмотря  на   жанровые
различия [напр., парадность  монументальной  "Раймонды"  и  пасторальный
колорит одноактного  балета  "Барышня-служанка,  или  Испытание  Дамиса"
(1900, Эрмитажный, затем Мариинский т-ры, балетм.  Петипа)],  балеты  Г.
обладают  единством  стиля.  Их   драматургия   строится   на   образном
взаимопроникновении разл. жанровых  сфер.  Так,  в  "Раймонде"  любовное
соперничество  Абдерахмана  и  де   Бриена   воплощено   в   контрастном
сопоставлении   испано-араб.   и   венг.   сюит   танцев;    в    балете
"Барышня-служанка" лирич. мелос вариаций  и  дуэтов  Изабеллы  и  Дамиса
оттен„н  сюитой  старинных  франц.  танцев,   передающих   стилизованную
обстановку "галантного века". В балетах Г. новое значение (по  сравнению
с Чайковским) приобретают массовые жанрово-характерные  образы.  С  ними
связано преобладание сюитно-циклич.  форм.  Грандиозные  жанровые  циклы
"Раймонды"-гл. средство достижения  муз.  единства  партитуры  и  основа
симфонизации и слияния классич. и характерного танца (классич. Grand pas
hongrois в 3-м  акте).  В  балете  "Времена  года"  (1899,  пост.  1900,
Эрмитажный, затем Мариинский т-ры, балетм. Петипа) Г., сохраняя  традиц.
композицию каждой  из  4-х  частей  (следующих  без  перерыва),  созда„т
целостную симф.  конструкцию  всей  партитуры.  Так  возникает  хореогр.
симфония, получившая развитие в европ. балетной музыке нач. 20 в. Балеты
Г. - самое значит, явление балетного симфонизма  на  рубеже  19-20  вв.,
соответствующее нормам театр, поэтики поздних  балетов  Петипа.  Подобно
"высокому академизму" классич. танца в спектаклях Петипа,  возникшему  в
результате отбора и творч. синтеза разнообразных традиций хореографии 19
в., партитуры Г., подытоживая  завоевания  муз.  классики,  сообщают  им
незыблемую устойчивость академич. формы. Уступая  "Спящей  красавице"  в
драматизме   и   мастерстве   психологич.   характеристики,   "Раймонда"
Глазунова-  Петипа  представляет  собой  законченный   образец   единого
муз.-танц. стиля свохй эпохи. Симф. музыка Г.  неоднократно  становилась
материалом для хореогр. интерпретаций. Сюита "Шопениана" (ор. 46,  1892)
послужила основой для 1-й ред. одно-им. балета М. М. Фокина, для  к-рого
Г. дополнит, оркестровал Вальс  cis-moll  op.  64,  ј  2  Шопена  (1907,
Мариинский т-р, Петербург). Др.  балетные  интерпретации:  вступление  и
пляска Саломеи из музыки к драме  "Саломея"  О.  Уайльда  ("Пляска  семи
покрывал", 1908, Петербург, балетм. Фокин), симф. поэма "Стенька  Разин"
(для балетной пост. Г. дописал "Пляску  дружины  Разина"  на  тему  нар.
песни "Вниз по матушке по Волге", 1915, Петроград, балетм. Фокин;  1918,
Москва, балетм. А. А. Горский), 5-я симфония (1916, Москва, балетм.  тот
же). С 1899 проф. (с 1905 директор) Петерб. консерватории (в 1917  -  28
е„ ректор). В 1885-1903 ежегодно- Глинкинская пр.
   Лит.: Коптяев А., А. К. Глазунов,  как  балетный  композитор.  "ЕИТ".
Сезон 1899-1900, прилож. 1; Игорь Глебов (А с а ф ь e в Б. В.), Письма о
рус. опере и балете.  Письмо  шестое.  Балеты  Глазунова,  "Еженедельник
Петроградских Гос. акад.  театров",  1922,  ј  9;  его  же,  Критические
статьи,  очерки  и  рецензии,  М.-Л..  1967;   Глазунов.   Исследования.
Материалы. Публикации. Письма, т. 1-2, Л., 1959-60; Г а н и н а  М.,  А.
К. Глазунов. Жизнь и творчество. Л., 1961; Федорова Г. П., Глазунов, М.,
1961; Красовская В. М., Рус. балетный т-р второй  пол.  XIX  в.,  Л.-М.,
1963; С о л-лертинский И., Статьи о балете.  Л.,  1973;  Асафьев  Б.,  О
балете. Статьи. Рецензии.  Воспоминания.  Л.,  1974;  Вершинина  И.  Я.,
Музыка в балетном т-ре, в кн.:
   Рус. худож. культура кон. XIX - нач. XX в. (1908-1917),  кн.  3,  М.,
1977; Крюков А.. А. К. Глазунов, М., 1984; К у н и ц ы н О.  И.,  Балеты
А. К. Глазунова, М., 1989;
   Мелик-Пашаева К., Роль сюитности в  муз.  драматургии  "Раймонды"  А.
Глазунова, в кн.: Музыка и хореография совр. балета.  Л.,  1987.  И.  Я.
Вершинина.
   ГЛАЗШНЕЙДЕР Андрей  Игоре  вич  (р.  26.10.1966,  Будапешт),  артист.
Балетом начал заниматься в хореогр. студии во Львове. В 1980-86 учился в
МХУ (педагог А. И. Бондаренко). В 1986-94 в Т-ре  им.  Станиславского  и
Не-мировича-Данченко. Первый исполнитель партии Меркуцио (1990,  балетм.
В.  В.  Васильев).  Др.  партии:  Фигаро  ("Браво,   Фигаро!"),   Джеймс
("Сильфида"), Бир-банто  ("Корсар"),  Вакх  ("Вальпургиева  ночь"),  Шут
("Лебединое озеро"), Базиль.
   Е. П. Деревщикови.
   ГЛИНКА  Михаил  Иванович  [20.5  (1.6).1804,  с.  Новоспасское,  ныне
Ельнинского р-на Смоленской обл. - 3(15).2.1857, Берлин;
   24.5(5.6).   1857   перезахоронен    в    Петербурге],    композитор.
Основоположник рус. классич. музыки. Не сочинив  ни  одного  балета,  Г.
использовал танц. формы в произв. др. жанров. Танец у Г. стал  одним  из
средств создания образов героев (в опере), картин нар.  жизни  (в  симф.
произв.), передавал богатое лирич.  содержание.  В  польских  танцах  из
оперы "Жизнь за царя"  ("Иван  Сусанин")  (1836),  танцах  дев  Наины  и
восточных танцах из оперы "Руслан и Людмила" (1842), выполняющих  важную

Страницы: «« « 67   68   69   70   71   72   73   74   75  76   77   78   79   80   81   82   83   84   85  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Русский балет