Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 345 Размер файла: 2343 Кб Страницы: «« « 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 » »» укр. яз. У. Шекспира, И. В. Г„те, Ф. Шиллера, Г. Гауптмана, Л. Хольберга. Работы на рус. и укр. яз. Соч.: Муз. т-р в России. От истоков до Глинки, Л., 1959; Избр. статьи. Л., 1971. Лит.: [Данскер О. Л., Исмагу-л о в а Т. n.j, A. А. Гозенпуд. Библиографический указатель,Л.. 1979. А. А. Соколов-Каминский. ГОЛЕЙЗОВСКИЙ Касьян Яро славич (Карлович) [22.2(5.3). 1892, Москва - 4.5.1970, там же], артист, балетмейстер. Засл. арт. БССР (1940), засл. деят. иск-в Литов. ССР (1954). Начал обучение в Моск. театр. уч-ще (педагог Н. П. Домашев), в сезон 1906-07 перевед„н в Петерб. театр. уч-ще .(педагоги М. К. Обухов, С. К. Андрианов). По окончании (1909) в Мариинском т-ре, в том же году переш„л в Большой т-р. Партии: Голубая птица; Камон ("Салам-бо"), Гений вод ("Кон„к-Горбунок"), Никез ("Тщетная предосторожность") и др. Балетмейстерскую деятельность начал в 1915 в моек. т-рах миниатюр (Интимный т-р, Мамонтовский т-р миниатюр, театр-кабаре "Летучая мышь"), переосмысляя как традиции акаде-мич. балета, так и реформы А. Дункан, М. М. Фокина, А. А. Горского. Сосредоточил внимание на обновлении хореогр. лексики, развивал в предреволюц. годы опыт традиционалистских стилизаторских исканий культуры нач. 20 в. ("Выбор невесты" М. А. Кузмина; "Козлоногие" И. А. Саца - оба 1916, Интимный т-р, Москва). Хореограф-новатор, один из зачинателей внеакадемич. экспериментов в хореографии 20-х гг., Г. оказал влияние на мн. жанры и направления совр. рус. и мировой хореографии, прин„с в балет искания совр. ему драм. режиссуры, в частности А. Я. Таирова, музыки, живописи. В 1916 организовал собств. студию (см. Моск. Камерный балет), где осуществил большинство своих новаций: "Соната смерти и движения" на муз. А. Н. Скрябина (1918); "Саломея" на муз. Р. Штрауса, "Трагедия масок" Б. Б. Бера, "Фавн" на муз. К. Дебюсси (все 1922), "Эксцентрические танцы" на сб. муз. (1923) и др.; "Смерть Изольды" на муз. Р. Вагнера и "Этюды чистой классики" на муз. Ф. Шопена (1924); хореогр. этюды, конц. номера (1918-24). Тема самоутверждения личности, открытая иск-вом нач. 20 в., в послерев. эпоху трансформировалась у Г. в тему свободного самовыражения человека, выявления его индивидуальности. В хореогр. композициях Г. воплощал неповторимость зарождения чувства, его становление, нюансы эмоциональных состояний. Взаимоотношения Г. с музыкой выстраивались на единстве эмоционального содержания хореогр. и муз. рядов. Г. обращался к классич. музыке композиторов-романтиков (Шопен, Лист), импрессионистов (Дебюсси, М. Равель), своих современников (С. В. Рахманинов, Скрябин, С. С. Прокофьев, Бер, Н. К. Метнер). Сотрудничал с худ. С. И. Юткевичем, Г. А. Пожидаевым, Н. А. Мусатовым, Б. Р. Эрдманом. Впервые в балете используя конструктивные установки, к-рые давали хореографу возможность показать человеческие фигуры объ„мно, в различных, часто неожиданных ракурсах, Г. располагал танцовщиков в новых позах, положениях, придавая содержательность жеста исполнителю, использовал непривычные сочетания тел. Декорированными пластич. нюансами, своеобразной светотенью, хореогр. композиции Г. близки эстетике рус. модерна, но ж„сткая структурная основа сближала их с конструктивизмом, открывая пути неоклассич. направлению в балете. В эти же годы ставил балетные спектакли для детей: "Песочные старички" на сб. муз. (1918), "Макс и Мориц" Л. Шитте (1919). Ставил танцы в драм. спектаклях: "Стенька Разин" В. В. Каменского (реж. В. Г. Сахновский, 1919, Петроград, Дворец Октябрьской революции), "Мистерия-буфф" В. В. Маяковского (реж. А. Грановский, 1921, Москва, Госцирк), "Озеро Люль" А. М. Файко (реж. Вс. Э. Мейерхольд, Т-р Революции, 1923), "Д. Е." ("Да„шь Европу!") М. Г. Подгаец-кого (по И. Г. Эренбургу и Б. Келлерману; реж. тот же, Т-р им. Мейерхольда, 1924). После работы с Мейерхольдом Г. стал уделять внимание гротеску, использовал его в аллегорич. балетах на совр. тему: "Город" М. И. Блан-тера (Моск. Камерный балет, 1924), "В солнечных лучах" С. Н. Василенко (Одесский т-р, 1926), "Смерч" Бера (Москва, филиал Большого т-ра, 1927; Харьковский т-р, 1928). В 1925 пост. балеты "Иосиф Прекрасный" Василенко и "Теолинда" на муз. Ф. Шуберта. в инструментовке Д. Р. Рогаль-Левицкого [Москва, Экспериментальный т-р (филиал Большого т-ра)]. В "Иосифе Прекрасном" продолжил тему Вечной красоты, не подвластной ни насилию, ни утилитаризму. Соединил конструктивистское оформление с открытиями в области свободной пластики, классич. танцем, ориентализмом. В "Теолинде" декларировал отношение к традициям классич. балета: ироничное к сюжету, уважительно-любовное - к романтич. стилистике классич. танца. В 1924, после ухода из Моск. Камерного балета, оказавшись без собств. труппы, Г. продолжал сотрудничество с мастерами Большого т-ра: "Вечер новых постановок Касьяна Голей-зовского" (1927), "Чарда" на муз. Бера, "Шопен" на муз. Шопена, "Дионис" А. А. Шеншина (все 1933); с новыми балетными коллективами Москвы: "Шалуны" на муз. Шуберта, 1928 (студия "Драмбалет"), "Советская деревня", муз. Бера, "Кармен" на муз. Ж. Бизе, "Листиана" (оба 1931, Моск. худож. балет). Сотрудничал с балетными школами (конц. номера для ЛХУ, 1934,1936; ставил балеты для МХУ - "Елка Деда Мороза" на муз. К. А. Потапова, г. Васильсурск, 1942; "Сон-Др„мович" на муз. Н. К. Чемберд-жи, 1943), создавал хореогр. миниатюры и конц. программы для артистов балета и эстрады, в 1928-29 работал в мюзик-холлах Москвы и Ленинграда, ставил физкультурные парады (1938, 1939, 1940), танцы в кинофильмах ("Марионетки", реж. Я. А. Протазанов, 1934; "Весна", реж. Г. В. Александров, 1947), конц. номера в разл. ансамблях песни и пляски. В 30-е гг. отдал дань традициям большого спектакля классич. балета ("Спящая красавица", 1935, Харьков), принципам балета-пьесы ("Бахчисарайский фонтан", 1939, Минский т-р), внося в господствующие в сов. хореографии жанры сво„ видение проблем, обратился к изучению и переосмыслению подлинного танц. фольклора, в первую очередь русского и народов Востока ("Танцы народностей", 1932; "Картина плясок народов СССР". 1935). Принимал участие в организации декад нац. иск-ва сов. республик в Москве (узбекского и белорусского, 1937; таджикского, 1940; литовского, 1941). Создал первый нац. балет на совр. тему, построенный на тадж. танц. этнографии, - "Ду Гуль" ("Две розы") на муз. А. С. Ленского (с Г. Валамат-заде, А. Исламовой, А. И. Проценко, Таджикский т-р, Душанбе, 1941). Одновременно начал сценич. обработку фольклора, Страницы: «« « 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |