Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 345
Размер файла: 2343 Кб
Страницы: «« « 70   71   72   73   74   75   76   77   78  79   80   81   82   83   84   85   86   87   88  » »»

укр. яз.  У.  Шекспира,  И.  В.  Г„те,  Ф.  Шиллера,  Г.  Гауптмана,  Л.
Хольберга. Работы на рус. и укр. яз.
   Соч.: Муз. т-р в России.  От  истоков  до  Глинки,  Л.,  1959;  Избр.
статьи. Л., 1971.
   Лит.: [Данскер О. Л.,  Исмагу-л  о  в  а  Т.  n.j,  A.  А.  Гозенпуд.
Библиографический указатель,Л.. 1979.
   А. А. Соколов-Каминский.
   ГОЛЕЙЗОВСКИЙ Касьян Яро славич (Карлович) [22.2(5.3). 1892, Москва  -
4.5.1970, там же], артист, балетмейстер. Засл. арт. БССР  (1940),  засл.
деят. иск-в Литов. ССР (1954).  Начал  обучение  в  Моск.  театр.  уч-ще
(педагог Н. П. Домашев), в сезон  1906-07  перевед„н  в  Петерб.  театр.
уч-ще .(педагоги М. К. Обухов, С. К. Андрианов). По окончании  (1909)  в
Мариинском т-ре, в том же году переш„л в Большой т-р. Партии:
   Голубая птица;  Камон  ("Салам-бо"),  Гений  вод  ("Кон„к-Горбунок"),
Никез ("Тщетная предосторожность") и др.
   Балетмейстерскую деятельность начал в 1915  в  моек.  т-рах  миниатюр
(Интимный т-р, Мамонтовский т-р миниатюр, театр-кабаре "Летучая  мышь"),
переосмысляя как традиции акаде-мич. балета, так и реформы А. Дункан, М.
М. Фокина, А. А. Горского. Сосредоточил внимание на обновлении  хореогр.
лексики,  развивал   в   предреволюц.   годы   опыт   традиционалистских
стилизаторских исканий культуры  нач.  20  в.  ("Выбор  невесты"  М.  А.
Кузмина;
   "Козлоногие"  И.  А.  Саца  -  оба  1916,  Интимный   т-р,   Москва).
Хореограф-новатор, один  из  зачинателей  внеакадемич.  экспериментов  в
хореографии 20-х гг., Г. оказал влияние на мн. жанры и направления совр.
рус. и мировой хореографии, прин„с  в  балет  искания  совр.  ему  драм.
режиссуры,  в  частности  А.  Я.  Таирова,  музыки,  живописи.  В   1916
организовал собств. студию (см. Моск. Камерный  балет),  где  осуществил
большинство своих новаций: "Соната смерти и  движения"  на  муз.  А.  Н.
Скрябина (1918); "Саломея" на муз. Р. Штрауса, "Трагедия  масок"  Б.  Б.
Бера, "Фавн" на муз. К. Дебюсси (все 1922), "Эксцентрические  танцы"  на
сб. муз. (1923) и др.; "Смерть Изольды" на  муз.  Р.  Вагнера  и  "Этюды
чистой классики" на муз. Ф. Шопена (1924); хореогр. этюды, конц.  номера
(1918-24). Тема самоутверждения личности, открытая иск-вом нач. 20 в., в
послерев. эпоху трансформировалась у Г. в тему свободного  самовыражения
человека, выявления его  индивидуальности.  В  хореогр.  композициях  Г.
воплощал неповторимость  зарождения  чувства,  его  становление,  нюансы
эмоциональных состояний. Взаимоотношения Г. с музыкой  выстраивались  на
единстве эмоционального содержания хореогр. и муз. рядов. Г. обращался к
классич. музыке композиторов-романтиков (Шопен,  Лист),  импрессионистов
(Дебюсси, М. Равель), своих современников (С. В. Рахманинов, Скрябин, С.
С. Прокофьев, Бер, Н. К. Метнер). Сотрудничал с худ. С. И. Юткевичем, Г.
А. Пожидаевым, Н.  А.  Мусатовым,  Б.  Р.  Эрдманом.  Впервые  в  балете
используя конструктивные установки, к-рые давали хореографу  возможность
показать человеческие фигуры объ„мно,  в  различных,  часто  неожиданных
ракурсах, Г. располагал танцовщиков в новых позах, положениях,  придавая
содержательность жеста исполнителю,  использовал  непривычные  сочетания
тел.  Декорированными  пластич.   нюансами,   своеобразной   светотенью,
хореогр.  композиции  Г.  близки  эстетике  рус.  модерна,  но   ж„сткая
структурная  основа  сближала  их  с  конструктивизмом,  открывая   пути
неоклассич. направлению в балете.
   В  эти  же  годы  ставил  балетные  спектакли  для  детей:  "Песочные
старички" на сб. муз. (1918), "Макс и Мориц"  Л.  Шитте  (1919).  Ставил
танцы в драм. спектаклях:
   "Стенька Разин" В.  В.  Каменского  (реж.  В.  Г.  Сахновский,  1919,
Петроград,  Дворец  Октябрьской  революции),   "Мистерия-буфф"   В.   В.
Маяковского (реж. А. Грановский, 1921, Москва, Госцирк), "Озеро Люль" А.
М. Файко (реж. Вс. Э. Мейерхольд, Т-р Революции, 1923), "Д. Е."  ("Да„шь
Европу!") М. Г. Подгаец-кого (по И. Г. Эренбургу и Б.  Келлерману;  реж.
тот же, Т-р им. Мейерхольда, 1924). После работы с Мейерхольдом Г.  стал
уделять внимание гротеску, использовал его в аллегорич. балетах на совр.
тему: "Город" М. И. Блан-тера (Моск. Камерный балет, 1924), "В солнечных
лучах" С. Н. Василенко  (Одесский  т-р,  1926),  "Смерч"  Бера  (Москва,
филиал Большого т-ра, 1927; Харьковский т-р, 1928). В 1925 пост.  балеты
"Иосиф  Прекрасный"  Василенко  и  "Теолинда"  на  муз.  Ф.  Шуберта.  в
инструментовке Д. Р.  Рогаль-Левицкого  [Москва,  Экспериментальный  т-р
(филиал Большого т-ра)]. В "Иосифе  Прекрасном"  продолжил  тему  Вечной
красоты,  не  подвластной  ни   насилию,   ни   утилитаризму.   Соединил
конструктивистское оформление с открытиями в области свободной пластики,
классич. танцем, ориентализмом. В "Теолинде"  декларировал  отношение  к
традициям классич. балета: ироничное к сюжету, уважительно-любовное -  к
романтич. стилистике классич.  танца.  В  1924,  после  ухода  из  Моск.
Камерного  балета,  оказавшись  без   собств.   труппы,   Г.   продолжал
сотрудничество  с  мастерами  Большого  т-ра:  "Вечер  новых  постановок
Касьяна Голей-зовского" (1927), "Чарда" на муз. Бера,  "Шопен"  на  муз.
Шопена,  "Дионис"  А.  А.  Шеншина  (все  1933);  с   новыми   балетными
коллективами  Москвы:   "Шалуны"   на   муз.   Шуберта,   1928   (студия
"Драмбалет"), "Советская деревня", муз. Бера, "Кармен" на муз. Ж.  Бизе,
"Листиана" (оба 1931,
   Моск. худож. балет). Сотрудничал с балетными  школами  (конц.  номера
для ЛХУ, 1934,1936; ставил балеты для МХУ - "Елка Деда Мороза"  на  муз.
К. А. Потапова, г. Васильсурск,  1942;  "Сон-Др„мович"  на  муз.  Н.  К.
Чемберд-жи, 1943), создавал хореогр. миниатюры  и  конц.  программы  для
артистов балета и эстрады, в 1928-29 работал  в  мюзик-холлах  Москвы  и
Ленинграда, ставил физкультурные парады  (1938,  1939,  1940),  танцы  в
кинофильмах ("Марионетки", реж. Я. А. Протазанов, 1934; "Весна", реж. Г.
В. Александров, 1947), конц. номера в разл. ансамблях песни и пляски.
   В 30-е гг. отдал дань традициям большого  спектакля  классич.  балета
("Спящая   красавица",   1935,    Харьков),    принципам    балета-пьесы
("Бахчисарайский фонтан", 1939, Минский т-р), внося в  господствующие  в
сов. хореографии жанры сво„ видение  проблем,  обратился  к  изучению  и
переосмыслению подлинного танц. фольклора, в первую очередь  русского  и
народов Востока ("Танцы народностей", 1932;
   "Картина плясок народов СССР".
   1935).  Принимал  участие  в  организации  декад  нац.  иск-ва   сов.
республик в Москве (узбекского и белорусского, 1937; таджикского,  1940;
литовского, 1941). Создал первый нац. балет на совр.  тему,  построенный
на тадж. танц. этнографии, - "Ду  Гуль"  ("Две  розы")  на  муз.  А.  С.
Ленского (с Г. Валамат-заде, А. Исламовой, А.  И.  Проценко,  Таджикский
т-р, Душанбе, 1941). Одновременно  начал  сценич.  обработку  фольклора,

Страницы: «« « 70   71   72   73   74   75   76   77   78  79   80   81   82   83   84   85   86   87   88  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Русский балет