|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 345 Размер файла: 2343 Кб Страницы: «« « 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 » »» брамин ("Баядерка", 1877), Гений холода ("Дочь снегов", 1879). Г. ставил
конц. номера и танцы в операх "Жизнь за царя" М. И. Глинки, "Аскольдова
могила" А. Н. Верстовского, "Русалка" А. С. Даргомыжского. Преподавал
бальные и характерные танцы в Петерб. 'театр. уч-ще (1845-71), обучал
бальным танцам в разл. уч. заведениях и частным образом (среди учеников
- Глинка).
Лит.: В память пятидесятилетия сценич. деятельности артиста балетной
труппы Н. О. Гольца. 1822-1872. СПб., 1872; Записки М. И. Глинки и
переписка его с родными и друзьями. СПб.. 1887; Борисоглебский М.
(сост.). Материалы по истории рус. балета, т. 1, Л., 1938; Красовская
В., Рус. балетный т-р от возникновения до сер. XIX в., Л.-м., 1958. Л.
А. Линькови.
ГОНЗАГО, Г о н з а г a (Gonza-go, Gonzaga) Пьетро ди Готтардо
(П„тр Ф„дорович) [25.3.1751, Лон-гароне, близ Венеции, -
25.7(6.8).1831, Петербург], итал. художник т-ра, живописец и архитектор.
Сын театр, худ. Фр. Гонзаго. Учился у отца, затем в Венеции у А.
Визентини и Дж. Моретти (1769-71), в Милане-у братьев Ф. и Б. Галлиарди
(1772- 76). Испытал влияние творчества А. Каналетто, Дж. Б. Пиранези,
позже - архитекторов, работавших в России (В. Растрелли, Дж. Кваренги).
Работал в т-рах Венеции, Милана, Рима, Пармы, Турина. В 1792 приехал в
Россию по приглашению кн. Н. Б. Юсупова и Кваренги. Гл. декоратор
петерб. имп. т-ров (1792-1828), а также архитектор имп. т-ров (1827).
Поч„тный чл. Академии св. Луки в Риме (1780), Академии в Парме (1782),
поч„тный вольный общник АХ в Петербурге (1794). Крупнейший представитель
классицизма в рус. театр.-декорац. иск-ве кон. 18 - нач. 19 вв., Г. в
своих монументальных архитектурно-перспек-тивных декорациях создал
иск-во "большого стиля", в к-ром разнообразно и изобретательно
использованы эффекты иллюзорной пространственности барокко и при„мы
создания "романтического" настроения (освещение, поиски "пленэрных"
решений, введение пейзажа). Хотя декорации Г. чаще всего не связаны
конкретно с действием и музыкой, он одним из первых в европ.
сцено-графии стремился к их эмоциональному воздействию на зрителя, к
естественности и простоте, особенно в поздних пейзажных работах (в
эстетике Г. заметно влияние просветительских воззрений). Творчество Г.,
оказавшее значит. влияние на рус. сценографию 1-й пол. 19 в., в нач. 20
в. было высоко оценено мастерами "Мира искусства". Оформил
(самостоятельно, а также с А. Каноппи, Д. Корсини) балетные спектакли
т-ров в Петербурге - Большого, Эрмитажного, Малого; придворных - в
Гатчине, Петергофе, Павловске, Царском Селе; в Москве - Петровского;
крепостных - кн. Юсупова в Архангельском, гр. И. П. Шереметева в
Останкине, среди них: "Покинутая Дидона" (1792), "Амур и Психея", "Пирам
и Тисба" (все 1795), "Аделия де Понтье" (1797), "Танкред" (1799),
"Возвращение Полиорцета" (1799, Петровский т-р; 1800, Большой т-р в
Петербурге), "Новый Вертер" (1799), "Медея и Язон" (1791, Большой т-р в
Петербурге; 1797, Останкино;
1800, Петровский т-р; 1819, Большой т-р, Москва), "Любовная страсть
Флоры и Зефира" (1800), "Кастор и Поллукс" (1803), "Бланка, или Брак из
отмщения" (1803), "Граф Кастелли, или Преступный брак" (1804), "Ромео и
Юлия" (1809), "Амур и Психея" (1808, Эрмитажный т-р; Большой т-р в
Петербурге), "Лаура и Генрих, или Трубадур" (1810), "Инесса де Кастро"
(1811), "Торжество России, или Русские в Париже" (1814), "Сандрильона",
"Марс и Венера" (оба 1815), "Альце-ста. или Сошествие Геркулеса в ад"
(1821). Г. создал также оформление мн. придв. торжеств и церемоний,
театр, занавесы для разл. т-ров, росписи стен и плафонов в парковых
павильонах и Большом дворце в Павловске, дворце Юсуповых на Фонтанке,
архитектурные проекты Оперного т-ра (1799-1800), т-ра в Архангельском
("Театр Гонзаго", сооруж„н в 1817-18); принимал участие в планировке
ландшафтного парка в Павловске. Автор ряда трактатов по иск-ву и
архитектуре. Имел мастерскую при Эрмитажном т-ре. Ученики: П. П. Гонзаго
(сын), Г. С. Мухин, М. Яковлев.
Соч.: La musique des yeux et l'optique theatrale, St. Petersbourg,
1807; Idee d'un theatre pour etre bati dans le jardin du chateau St.
Michel, Roma, 1805; Information a mon chef ou eclaircissement convenable
du decorateur theatrale, St. Petersbourg, 1807; De sentiment de gut et
de beau.... St. Petersbourg, 1811; Opinion... sur
l'economie des spectacles. St. Petersbourg, 1815;
Remarques sur la construction des theatres..., St. Petersbourg, 1817.
Лит.: Курбатов В., Гонзаго, в кн.:
ЕИТ. в. 4. СПб., 1912; Г о з e н п у д А. А.. Музыкальный театр в
России. От истоков до Глинки, Л., 1959; С ы p к и н а Ф. Я-, П. ди Г.
Гонзага. Жизнь и творчество, М., 1974;
Давыдова М. В., Очерки истории рус. театрально-декорац. иск-ва XVIII
- нач. XX в.. М-, 1974; Сыркина Ф. Я., Костина Е. М., Рус.
театрально-декорац. иск-во, М., 1978. В. А. Кулаков.
ГОНЧАРОВА Наталья Серге евна [21.6(4.7).1881, с. Нагаево Тульской
губ. - 17.10.1962, Париж], живописец, художник т-ра. В 1901-09 училась в
МУЖВЗ у К. А. Коровина. Видная представительница рус. авангарда,
организатор и активная участница худож. группировок и выставок в России
и за границей ("Мир искусства", "Бубновый валет", "Ослиный хвост"). В
1914 по заказу С. П. Дягилева исполнила эскизы декораций и костюмов к
пост. в Париже оперы-балета "Золотой петушок". Г. - художник
модер-нистич. направления в рус. иск-ве, ей близки были темы и мотивы,
связанные с рус. деревней, нац. природой. Среди е„ лучших работ -
оформление балетов, основанных на рус. фольклорных образах: "Литургия"
(балетм. Л. Ф. Мясин, 1915, не пост.); "Русские игрушки" (1921,
Нью-Йорк, балетм. М. М. Фокин), "Байка про лису..." (1922), "Свадебка"
(1923), "Ночь на Лысой горе" (1924, костюмы) - все для Русского балета
Дягилева, Париж, балетм. Б. Ф. Нижинская; "Жар-птица" (1926. костюмы,
пост. там же. балетм. Фокин), "Богатыри" (1938, там же, балетм. Мясин).
:ium.: П о ж a p с к а я М. П.. Рус. театрально-декорац. иск-во кон.
XIX - нач. XX вв.. М.. 1970; ce же. Рус. сезоны в Париже. 'Зеки u.i
декораций и костюмов. 19()iS -IW. M . 19SS; С ы p к и и а Ф. Я.. К о с т
и и а Е. М.. Рус. театрально-декорац. иск-во, М.. 197.S; В ;i а с о в а
Р. И.. Рус. театрально-декорац. иск-во нач. XX в. И} наследия
петер-оургских мастеров. Л.. 1W4; Тихоне в а Н.. Девмнка в синем. M..
1W2; С о g niat R..
spectacles en France). P.. 1У55, С h a m о t M.. (iontcharova. Stage
Designs and Painting. L.. 1У79. В. М. Пиппс.
ГОРБАЦЕВИЧ Александр Владимирович (р. 31.3.1955, noe. Лео-нидово
Сахалинской обл.), артист. Засл. арт. РСФСР (1984). В 1973 окончил
Страницы: «« « 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |