Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 345
Размер файла: 2343 Кб
Страницы: «« « 73   74   75   76   77   78   79   80   81  82   83   84   85   86   87   88   89   90   91  » »»

брамин ("Баядерка", 1877), Гений холода ("Дочь снегов", 1879). Г. ставил
конц. номера и танцы в операх "Жизнь за царя" М. И. Глинки,  "Аскольдова
могила" А. Н. Верстовского, "Русалка" А.  С.  Даргомыжского.  Преподавал
бальные и характерные танцы в Петерб. 'театр.  уч-ще  (1845-71),  обучал
бальным танцам в разл. уч. заведениях и частным образом (среди  учеников
- Глинка).
   Лит.: В память пятидесятилетия сценич. деятельности артиста  балетной
труппы Н. О. Гольца. 1822-1872. СПб.,  1872;  Записки  М.  И.  Глинки  и
переписка его с  родными  и  друзьями.  СПб..  1887;  Борисоглебский  М.
(сост.). Материалы по истории рус. балета, т. 1,  Л.,  1938;  Красовская
В., Рус. балетный т-р от возникновения до сер. XIX в., Л.-м.,  1958.  Л.
А. Линькови.
   ГОНЗАГО, Г о н з а г a (Gonza-go, Gonzaga) Пьетро ди Готтардо
   (П„тр   Ф„дорович)   [25.3.1751,   Лон-гароне,   близ   Венеции,    -
25.7(6.8).1831, Петербург], итал. художник т-ра, живописец и архитектор.
Сын театр, худ. Фр. Гонзаго.  Учился  у  отца,  затем  в  Венеции  у  А.
Визентини и Дж. Моретти (1769-71), в Милане-у братьев Ф. и Б.  Галлиарди
(1772- 76). Испытал влияние творчества А. Каналетто,  Дж.  Б.  Пиранези,
позже - архитекторов, работавших в России (В. Растрелли, Дж.  Кваренги).
Работал в т-рах Венеции, Милана, Рима, Пармы, Турина. В 1792  приехал  в
Россию по приглашению кн.  Н.  Б.  Юсупова  и  Кваренги.  Гл.  декоратор
петерб. имп. т-ров (1792-1828), а также архитектор  имп.  т-ров  (1827).
Поч„тный чл. Академии св. Луки в Риме (1780), Академии в  Парме  (1782),
поч„тный вольный общник АХ в Петербурге (1794). Крупнейший представитель
классицизма в рус. театр.-декорац. иск-ве кон. 18 - нач. 19  вв.,  Г.  в
своих  монументальных  архитектурно-перспек-тивных   декорациях   создал
иск-во  "большого  стиля",  в  к-ром   разнообразно   и   изобретательно
использованы эффекты  иллюзорной  пространственности  барокко  и  при„мы
создания  "романтического"  настроения  (освещение,  поиски  "пленэрных"
решений, введение пейзажа). Хотя декорации  Г.  чаще  всего  не  связаны
конкретно  с  действием  и  музыкой,  он  одним  из  первых   в   европ.
сцено-графии стремился к их эмоциональному  воздействию  на  зрителя,  к
естественности и простоте,  особенно  в  поздних  пейзажных  работах  (в
эстетике Г. заметно влияние просветительских воззрений). Творчество  Г.,
оказавшее значит. влияние на рус. сценографию 1-й пол. 19 в., в нач.  20
в.   было   высоко   оценено   мастерами   "Мира   искусства".   Оформил
(самостоятельно, а также с А. Каноппи, Д.  Корсини)  балетные  спектакли
т-ров в Петербурге -  Большого,  Эрмитажного,  Малого;  придворных  -  в
Гатчине, Петергофе, Павловске, Царском Селе;  в  Москве  -  Петровского;
крепостных - кн.  Юсупова  в  Архангельском,  гр.  И.  П.  Шереметева  в
Останкине, среди них: "Покинутая Дидона" (1792), "Амур и Психея", "Пирам
и Тисба" (все  1795),  "Аделия  де  Понтье"  (1797),  "Танкред"  (1799),
"Возвращение Полиорцета" (1799, Петровский  т-р;  1800,  Большой  т-р  в
Петербурге), "Новый Вертер" (1799), "Медея и Язон" (1791, Большой т-р  в
Петербурге; 1797, Останкино;
   1800, Петровский т-р; 1819, Большой т-р, Москва),  "Любовная  страсть
Флоры и Зефира" (1800), "Кастор и Поллукс" (1803), "Бланка, или Брак  из
отмщения" (1803), "Граф Кастелли, или Преступный брак" (1804), "Ромео  и
Юлия" (1809), "Амур и Психея"  (1808,  Эрмитажный  т-р;  Большой  т-р  в
Петербурге), "Лаура и Генрих, или Трубадур" (1810), "Инесса  де  Кастро"
(1811), "Торжество России, или Русские в Париже" (1814),  "Сандрильона",
"Марс и Венера" (оба 1815), "Альце-ста. или Сошествие  Геркулеса  в  ад"
(1821). Г. создал также оформление  мн.  придв.  торжеств  и  церемоний,
театр, занавесы для разл. т-ров, росписи  стен  и  плафонов  в  парковых
павильонах и Большом дворце в Павловске, дворце  Юсуповых  на  Фонтанке,
архитектурные проекты Оперного т-ра (1799-1800),  т-ра  в  Архангельском
("Театр Гонзаго", сооруж„н в 1817-18);  принимал  участие  в  планировке
ландшафтного парка  в  Павловске.  Автор  ряда  трактатов  по  иск-ву  и
архитектуре. Имел мастерскую при Эрмитажном т-ре. Ученики: П. П. Гонзаго
(сын), Г. С. Мухин, М. Яковлев.
   Соч.: La musique des yeux et l'optique  theatrale,  St.  Petersbourg,
1807; Idee d'un theatre pour etre bati dans le  jardin  du  chateau  St.
Michel, Roma, 1805; Information a mon chef ou eclaircissement convenable
du decorateur theatrale, St. Petersbourg, 1807; De sentiment de  gut  et
de beau.... St. Petersbourg, 1811; Opinion... sur
   l'economie des spectacles. St. Petersbourg, 1815;
   Remarques sur la construction des theatres..., St. Petersbourg, 1817.
   Лит.: Курбатов В., Гонзаго, в кн.:
   ЕИТ. в. 4. СПб., 1912; Г о з e н п у д А.  А..  Музыкальный  театр  в
России. От истоков до Глинки, Л., 1959; С ы p к и н а Ф. Я-,  П.  ди  Г.
Гонзага. Жизнь и творчество, М., 1974;
   Давыдова М. В., Очерки истории рус. театрально-декорац. иск-ва  XVIII
-  нач.  XX  в..  М-,  1974;  Сыркина  Ф.  Я.,  Костина  Е.   М.,   Рус.
театрально-декорац. иск-во, М., 1978. В. А. Кулаков.
   ГОНЧАРОВА Наталья Серге евна  [21.6(4.7).1881,  с.  Нагаево  Тульской
губ. - 17.10.1962, Париж], живописец, художник т-ра. В 1901-09 училась в
МУЖВЗ  у  К.  А.  Коровина.  Видная  представительница  рус.  авангарда,
организатор и активная участница худож. группировок и выставок в  России
и за границей ("Мир искусства", "Бубновый валет",  "Ослиный  хвост").  В
1914 по заказу С. П. Дягилева исполнила эскизы декораций  и  костюмов  к
пост.  в  Париже  оперы-балета  "Золотой   петушок".   Г.   -   художник
модер-нистич. направления в рус. иск-ве, ей близки были темы  и  мотивы,
связанные с рус. деревней,  нац.  природой.  Среди  е„  лучших  работ  -
оформление балетов, основанных на рус. фольклорных  образах:  "Литургия"
(балетм.  Л.  Ф.  Мясин,  1915,  не  пост.);  "Русские  игрушки"  (1921,
Нью-Йорк, балетм. М. М. Фокин), "Байка про лису..."  (1922),  "Свадебка"
(1923), "Ночь на Лысой горе" (1924, костюмы) - все для  Русского  балета
Дягилева, Париж, балетм. Б. Ф. Нижинская;  "Жар-птица"  (1926.  костюмы,
пост. там же. балетм. Фокин), "Богатыри" (1938, там же, балетм. Мясин).
   :ium.: П о ж a p с к а я М. П.. Рус. театрально-декорац. иск-во  кон.
XIX - нач. XX вв.. М.. 1970; ce же. Рус.  сезоны  в  Париже.  'Зеки  u.i
декораций и костюмов. 19()iS -IW. M . 19SS; С ы p к и и а Ф. Я.. К о с т
и и а Е. М.. Рус. театрально-декорац. иск-во, М.. 197.S; В ;i а с о в  а
Р.  И..  Рус.  театрально-декорац.  иск-во  нач.  XX  в.   И}   наследия
петер-оургских мастеров. Л.. 1W4; Тихоне в а Н.. Девмнка  в  синем.  M..
1W2; С о g niat R..
   spectacles en France). P.. 1У55, С h a m о t M.. (iontcharova.  Stage
Designs and Painting. L.. 1У79. В. М. Пиппс.
   ГОРБАЦЕВИЧ Александр  Владимирович  (р.  31.3.1955,  noe.  Лео-нидово
Сахалинской обл.), артист. Засл.  арт.  РСФСР  (1984).  В  1973  окончил

Страницы: «« « 73   74   75   76   77   78   79   80   81  82   83   84   85   86   87   88   89   90   91  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Русский балет