|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 345 Размер файла: 2343 Кб Страницы: «« « 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 » »» Фредерика (1844). Исполнял в дивертисментах характерные танцы:
тирольский, сальтарелло, сапате-адо. Г. - танцовщик романтич. формации:
одухотвор„нный, темпераментный, одержимый страстями. Ставил танцы в
операх "Тоска по родине" А. Н. Верстов-ского, "Фаворитка" Г. Доницетти,
"Бронзовый конь" Д. Ф. Обера, "Карл Смелый" Дж. Россини и др. В
опере-водевиле "Вот так пилюли! Что в рот, то спасибо" создал балет
"Остров доброго гения" Штуцмана (1842). В 1845 Г. был уволен.
Лит.; Красовская В. М-, Рус. балетный т-р от возникновения до сер.
XIX в., Л.- М., 1958; Петров О.. Рус. балетная критика конца XVIII-I
пол. XIX в., М., 1982.
Л. А. Линькова.
ГЕРШУНОВА Любовь Васильевна (р. 5.8.1947, Новосибирск), артистка.
Нар. арт. РСФСР (1982). По окончании Новосибирского хореогр. уч-ща
(педагог А. В. Никифорова) в 1967-89 в Новосибирском т-ре. Хрупкая,
утонч„нно-женственная балерина, создательница лирико-романтич. образов в
балетах классич. и совр. репертуара. Партии: Одетта- Одиллия, Жизель;
Маша ("Щелкунчик"), Джульетта, Фригия, Никия; леди Макбет ("Макбет"),
Кончитта (""Юнона" и "Авось""), Сильфида ("Сильфида"), Франческа ("Моя
Франческа"). Снималась в телефильме-концерте "Хореографические новеллы"
(1973). С 1989 солистка Камерного т-ра совр. и классич. балета
"Балет-Новосибирск". Гос. пр. РСФСР (1980). 3-я пр. Международного
конкурса в Варне (1972). Творчеству Г. и А. В. Бердышева поев. телефильм
"История одного дуэта" (1984).
Лит.: Касаткина И.. Василев В., Л. Гершунова, "Т", 1973, ј1;3айцева
С., Хозяйка свохй судьбы. "ТЖ", 1972, ј 11; ее ж e, Л. Гершунова, "Т".
1981, ј 12;
Ромм В., Призвание - балерина, Новосиб., 1985; его же. Большой театр
Сибири, Новосиб., 1990; М а л к о в М., Л. Гершунова и А. Бердышев,
"СБ", 1989, ј 3.
M. Н. Милков.
ГЗОВСКАЯ (урожд. Исаченко) Татьяна (18.3.1901, Москва - 29.9.1993,
Берлин?), артистка, балетмейстер, педагог, театр, деятель. Классич.
танцу обучалась с 1908 в Петербурге у Е. П. Соколовой и О. И.
Преображенской, совр. танцу - в студии Ирмы Дункан. Работала в
Мариинском т-ре. Во время гражд. войны пробовала свои силы как педагог в
Екатеринодаре (Краснодаре). С 1925 жила в Берлине, преподавала классич.
танец, ставила танцы в варьете. В 1928 с мужем В. Гзовским открыла
собств. школу и основала труппу "Балет Гзовских", к-рая выступала в
Берлинском Зимнем саду. В 1935 с пост. балета "Дон Жуан" К. В. Глюка в
Эссене началась е„ балетмейстерская деятельность. Пост.: "Ландскнехты"
Вайсмана (Эссен, 1936), "Ромео и Джульетта" на муз. П. И. Чайковского
(Шаушпильхауз, Берлин, 1938), "Влюбл„нные из Вероны" (1944) Л. Шписа,
"Катулли Кармина" К. Орфа (1943) - обе в Лейпциге. В 1943 Г. оказалась в
"ч„рном списке" геббельсовской цензуры, расценившей е„ пост. балета
"Гойес-ки" на муз. оперы Э. Гранадоса в берлинском т-ре "Фольксбюне" как
"вырожденческую" и "антипатриотичную" .
С именем Г. связаны возрождение и расцвет нем. балета после 2-й
мировой войны. В 1945-52 она по приглашению сов. военной администрации
руководила балетной труппой Нем. гос. оперы в Вост. Берлине. Пост.:
"Болеро", "Петрушка" (обе 1946), "Ромео и Джульетта" (1948, впервые в
Германии), "Спящая красавица" (1949); "Дон Кихот" Шписа (1949). В
результате конфликта с руководством ГДР, в борьбе за социа-листич.
реализм запретившим пост. балетов И. Ф. Стравинского и Б. Блахера, Г. с
частью труппы переехала в Зап. Берлин. Здесь она получила всемирное
признание после пост. на театр, фестивале в 1952 балета "Идиот" (по Ф.
М. Достоевскому) X. В. Хенце. В 1954-66 руководила балетом Гос. оперы (с
1961 "Дойче Опер") в Зап. Берлине и труппой "Берлинский балет", с к-рой
гастролировала во мн. странах мира. Преподавала в созданной по е„
инициативе Академии танца в Берлине.
Ко многим из 150 поставленных ею балетов Г. сама написала либретто,
часто привлекая к работе ведущих зап.-европ. композиторов. Соединяя
при„мы рус. классич. балета со стремлением к максимальной свободе
средств выразительности, она выработала собств. стиль "драматического
танц. действия", лаконичного, остросюжетного, надел„нного трагич.
пафосом. Др. пост.: "Гамлет" Б. Блахера (1951, Т-р "Колон",
Буэнос-Айрес; 1953, Зап. Берлин), "Жоан из Цариссы" В. Эгка (1950, там
же; 1953, Мюнхен);
"Триумф Афродиты" К. Орфа
(1953) и "Мавра" Стравинского (1956, обе в "Ла Скала", Милан),
"Пелеас и Мелисанда" М. Г. Баумана, "Красный плащ" Л. Ноно (оба 1954),
"Сигнал" Г. Клебе (1955), "Венецианский мавр" Бла-хера (1956), "Агон"
Стравинского (1959, Франкфурт-на-Майне), "Медуза" Г. фон Эйнема (1958),
"Ч„рное солнце" Хартига (1959), "Ундина" Хенце (1959), "Лабиринт правды"
Э. Вареза (1964), "Тристан" Блахера (1965, все в Зап. Берлине), "Дама с
камелиями" A. Core (1957, Зап. Берлин;
1960, парижская Опера). Последняя пост. - "Раймонда" (1975, Зап.
Берлин). За органичное развитие традиций рус. классич. балета в
зап.-европ. культуре Г. удостоена франц. пр. им. С. П. Дягилева (1963).
Лауреат и кавалер мн. премий и орденов, среди к-рых Крест за заслуги
перед ФРГ. Поч„тный чл. Нем. оперы и Академии иск-ва в Берлине.
С о ч.: [Предисл.], в кн.. E n k e 1 m a n n S., Ballet in
Deutschland, B-, 1954.
Лит.: G e i t e 1 K., Hommage a Tatjana Gsovsky, в кн.: Ballett 1966,
Velber bei Hannover, 1966. Л. А. Полетова.
ГЗОВСКИЙ (Gsovsky) Виктор (12.1.1902, Петербург-14.3.1974, Гамбург),
артист, педагог, балетмейстер. Муж Т. Гзовской. Учился в студии у Е. П.
Соколовой. В 1925-28 балетмейстер Берлинской оперы, рук. (совм. с Т.
Гзовской) собственной балетной школы. В 1937 эмигрировал из фаш.
Германии, в 1938 открыл в Париже школу. Среди его воспитанников: И.
Скорик, В. Верди, К. Маршан, С. Перро. В 1945 балетмейстер в парижской
Опере, в 1946-48 - в труппе Балет Ели-сейских полей, в 1950-52 в
Мюнхене, в 1964-67 - в Дюссельдорфе, в 1967-73 в Гамбурге. Среди пост.:
"Сильфида" (1945), "Маскарад" на муз. Ж. Бизе - Ф. Вейн-гартнера (1946),
"Гамлет" Б. Блахера (1950), "Путь к свету" Ж. Орика (1952), "Большое
классическое па" на муз. Л. Обера (1949). Ставил балеты в др. труппах,
фильмы-балеты. Деятельность Г. способствовала распространению рус.
балетной школы во мн. странах.
Лит.: Ghauvire J., Hommage a Victor Gsovsky, "Les Saisons de la
danse", 1974, Mai. В. В. Кисел„в.
ГЙЛЬФЕРДИНГ (X и л ь ф e pд и н г) (Hilferding) Франц Антон Кристоф
Страницы: «« « 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |