Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 345
Размер файла: 2343 Кб
Страницы: «« « 62   63   64   65   66   67   68   69   70  71   72   73   74   75   76   77   78   79   80  » »»

драм.  ролях:  Гитана  ("Гитана,  испанская  танцовщица"),   Сандрильона
("Сандрильона"), Медора, Китри;
   Низия  ("Царь  Кандавл"),  Фенелла  [опера   "Фенелла"   ("Немая   из
Портичи")]. В 1887 танцевала в Лондоне, в 1890 и 1893 - в  летних  т-рах
Петербурга. В 1894 гастролировала по России. В  1895  открыла  в  Москве
Летний  сад  и  т-р  Гейтен,  где  выступала  в  сценах  из  балетов   и
дивертисментных номерах.
   Лит. : Красовская В., Рус. балетный т-р второй пол.  XIX  в.,  Л.-М.,
1963.
   В. М. Красовская.
   ГЕЛЬЦЕР Анатолий Ф„дорович  [21.3(2.4).  1852-1918],  художник  т-ра.
Брат В. Ф. Гельцера. В 1873, по окончании  моек.  Строгановского  уч-ща,
поступил на службу в имп. моек. т-ры. Работал в Большом т-ре  помощником
К. Ф. Вальца, обучался  декор,  иск-ву  у  худ.  П.  А.  Исакова.  Много
путешествовал по России и зап.-европ. странам, изучая памятники иск-ва и
архитектуры. С 1888 декоратор моек. Малого т-ра. Оформлял также  оперные
и балетные спектакли. В 1880-90-х гг. занимал одно  из  ведущих  мест  в
рус. театр.-декорац. иск-ве. В балетном т-ре выступал как  представитель
академически-романтич.  направления.  Используя  возможности  сцены,   в
частности введ„нного  в  90-х  гг.  электрич.  освещения,  Г.  увлекался
эффектами транспарантной (просвечивающей) декорации для  передачи  разл.
состояний природы, создания романтически приподнятой атмосферы действия.
Его лучшая работа - декорации к балету "Спящая красавица" (1899, Большой
т-р, с К. Ф. Вальцем. возобн. А. А. Горского) со знаменитой панорамой во
2-м действии - отмечена тонким проникновением в муз. П. И. Чайковского.
   В. М. Пиппе.
   ГЕЛЬЦЕР Василий Ф„дорович  26.12.1840  (7.1.1841),  Москва-30.12.1908
(12.1.1909),  там  же],  артист,  педагог.  Брат  А.  Ф.  Гель-цера.  По
окончании Моск. театр. \'ч-ща с 1856 в  Большом  т-ре.  Исполнил  партию
Иванушки в первой моек. пост. балета "Кон„к-Горбунок" (1866, балетм.  А.
Сен-Леон). Характерный  танцовщик,  мастер  перевоплощения,  Г.  обладал
большим мимич. дарованием. Выступал  в  комич.,  характерных  и  трагич.
партиях: Марцелина ("Тщетная предосторожность",  1891),  Царь  Нубийский
("Дочь фараона", 1892), Клод Фролло ("Эсмеральда", 1890),  фея  Кара-бос
(1899), Ганс ("Жизель"). Комп. А. Ю. Симон в опере "Песнь  торжествующей
любви" (1899) для Г. создал мимич. партию немого Малайца. В  1894-  1901
реж. балетной труппы Большого т-ра. С 1898 преподавал мимику и  пластику
в Моск. балетном уч-ще и Моск. коне.; сочинил  танцы  для  первой  пост.
оперы "Евгений Онегин" П.  И.  Чайковского  (1879,  осуществлена  силами
студентов Моск. коне.).
   Лит.: Моск. Большой  т-р.  1Х25-1925,  M..  1925;  Гос.  орд.  Ленина
академич. Большой  т-р  Союза  ССТ,  М.,  1947;  Слонимский  Ю.,  П.  И.
Чайковский и балетный т-р его времени, M.. 195A.
   ГЕЛЬЦЕР Екатерина Васильевна [2(14).11.1876, Москва - 12.12.1962, там
же], артистка. Первой из артисток  балета  удостоена  звания  нар.  арт.
Республики (1925). Дочь В. Ф. Гельцера. По окончании МХУ (педагоги И. Д.
Никитин, X. Мендес) с 1894 в Большом т-ре. С 1896  в  Мариин-ском  т-ре;
выступала в балетах, пост. М. И. Петипа, работа с к-рым оказала  на  не„
значит, влияние.  Занималась  с  педагогом  X.  П.  Иогансоном.  В  1898
вернулась в Большой т-р. Яркая  представительница  рус.  школы  классич.
танца,  Г.  соединяла  в  сво„м   исполнении   л„гкость,   виртуозность,
стремительность с широтой и мягкостью движений. Особое значение  для  е„
иск-ва имела деятельность балетм. А. А. Горского,  в  спектаклях  к-рого
балерина исполняла ведущие партии. Самой значит, работой  Г.  был  образ
Саламбо ("Саламбо", 1910, балетм. Горский, первое  исполнение).  В  этой
партии определились осн. качества  е„  дарования:  соединение  блестящей
классич. танцовщицы и  крупной  мимич.  артистки,  обладавшей  открытым,
живым, ярким темпераментом, стремившейся  передать  на  сцене  подлинную
правду чувств и переживаний. Большое влияние на Г. оказало иск-во  Моск.
Художеств, и Малого т-ров. Среди партий:
   Китри (1906), Раймонда (1908), Одетта-Одиллия (1912),  Медора  (1912,
балетм. Горский, первое исполнение). Рыбачка  ("Любовь  быстра!",  1913,
балетм.  тот  же,  первое  исполнение).  Царь-девица  ("Кон„к-Горбунок",
1914), Евника  ("Евника  и  Петроний",  1915,  балетм.  тот  же,  первое
исполнение), Лиза (1916). В 1910 выступала в Брюсселе, Берлине,  Русских
сезонах в Париже; в  1911  (вместе  с  Тихомировым  и  группой  артистов
Большого т-ра) - в Лондоне, в том же году - в США (с M.  M.  Мордкиным).
Гастролировала  также  по  городам  России.  Последние   партии   Г.   -
Эсме-ральда (1926, балетм. Тихомиров,  по  Ж.  Перро  и  Петипа,  первое
исполнение) и Тао Хоа (1927, балетм. Л. А. Лащилин и  Тихомиров,  первое
исполнение). Перестав выступать  на  сцене  Большого  т-ра,  Г.  с  1935
гастролировала по Сов. Союзу (вплоть до Вел. Отечеств. войны)  -  как  в
крупных городах и пром.  центрах,  так  и  в  самых  отдал„нных  районах
страны. Гос. пр. СССР (1943).
   Лит.: К о мне н А., И  вин  г  В..  Е.  В.  Гельцер,  в  кн.:  Театр,
альманах, кн. 7, M., 1948; E. В. Гельцер, M.. 1954; Мартынова O. M..  E.
Гельцер. M., 1965: K p a-c o в с к а я В., Рус. балетный т-р нач. XX в..
[ч.] 2, Танцовщики, Л., 1972; Чернова Н., От Гельцер  до  Улановой,  M.,
1979; Носова В., Балерины, M., 1983; Х  о  л  ф  и  н  а  С..  Вспоминая
мастеров московского балета, M., 1990. О. M. Мартынова.
   ГЕНСЛЕР  Ирина  Георгиевна  (р.  22.7.1930,   Ленинград),   артистка,
педагог. Засл. арт. РСФСР (1960).  По  окончании  ЛХУ  (педагоги  А.  Я.
Ваганова, И. Д. Бельский)  в  1948-81  в  Т-ре  им.  Кирова.  Танцовщица
большого  внутр.  темперамента,  с  несомненным  драм.  дарованием.   Е„
исполнению были  свойственны  стилистич.  точность,  выверенность  танц.
формы,  богатство   эмоциональной   палитры.   Современность   мышления,
разнообразие психологич. мотивировок делали Г. желанной участницхй новых
постановок. Первая исполнительница партий: Гади-танская дева ("Спартак",
1956, балетм. Л. В. Якобсон), Молодая цыганка ("Каменный цветок",  1957,
балетм. Ю. Н. Григорович), Цыганка  ("Маскарад",  1960,  балетм.  Б.  А.
Фенстер),  Придворная  танцовщица  ("Легенда  о  любви",  1961,  балетм.
Григорович), лезгинка  ("Горянка",  1968,  балетм.  О.  M.  Виноградов).
Эпизоды с участием Г.  не  только  создавали  сценич.  атмосферу,  но  и
оттеняли сквозное танц. действие. Др. партии: Тереза  ("Пламя  Парижа"),
Главная сваха ("Шурале"), Айша ("Гаянэ"), Мерседес ("Дон Кихот"),  Фанни
("Тропою грома"), Катька ("Двенадцать"), Маша ("Родные поля"). Исполняла
характерные танцы в балетах "Лебединое озеро", "Раймонда", "Дон  Кихот",
"Щелкунчик",    "Медный    всадник",    "Лауренсия".     Снималась     в
телефильме-концерте "Хореографические миниатюры" (1960).
   В 1972-80 преподавала характерный танец в ЛХУ. Работала педагогом  за

Страницы: «« « 62   63   64   65   66   67   68   69   70  71   72   73   74   75   76   77   78   79   80  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Русский балет