Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 345
Размер файла: 2343 Кб
Страницы: «« « 68   69   70   71   72   73   74   75   76  77   78   79   80   81   82   83   84   85   86  » »»

роль в драматургии спектакля, определились  гл.  принципы  танц.  формы.
Польские танцы - первый в рус. балетном иск-ве пример  симф.  разработки
хореографич. действия. Балетные сцены в операх Г., его симф.  сочинения,
особенно "Вальс-фантазия" (первонач. для фортепиано,  1839;  оркестровая
ред. 1845;  последняя  ред.  1856),  "Испанские  увертюры"  ("Арагонская
хота",  1845;  "Ночь  в  Мадриде",  1851)  положили  основание  будущему
классич. рус. балету, подготовив реформаторские достижения Чайковского.
   Ярко  характерная,  насыщенная  жанрово  конкретными   элементами   и
портретными  зарисовками  музыка  Г.  многократно   использовалась   для
создания балетов:
   "Сон" (1915, Мариинский т-р, сцен. и балетм. M. M. Фокин),
   "Арагонская хота" (1916, там же, сцен. и балетм. тот же),  "Испанские
эскизы" (1918, т-р сада  "Аквариум",  Москва,  сцен.  и  балетм.  А.  А.
Горский), "Я помню чудное мгновенье" (по А. С. Пушкину, на  основе  ряда
произв. Г. в ред. Г. Н. Синисало, 1962, Т-р им. M. Джалиля,  балетм.  И.
В. Смирнов;
   1973,  Челябинский  т-р,  балетм.  Л.  В.  Воскресенская),   "Русские
миниатюры"  (на  муз.  Г.,  А.  А.  Алябьева,  А.  К.  Лядова,   А.   С.
Даргомыжского, Чайковского;
   1962, Большой т-р, балетм. В. А. Варковицкий), "Глинкиана"  (на  муз.
разл. произв. Г., 1967, "Нью-Йорк сити балле",  балетм.  Дж.  Баланчин),
"Блестящий дивертисмент" (1973, ансамбль  "Хореографические  миниатюры",
балетм.  Л.  В.  Якобсон),  "Руслан  и  Людмила"  на  муз.  оперы  Г.  в
аранжировке И. Г. Агафонникова (1992, Т-р  балета  КДС,  балетм.  А.  Б.
Петров).
   Лит.: Асафьев Б. В., М.И. Глинка и его творчество, Избр. труды, т. 1,
M., 1952;
   Ливанова Т. H-, Протопопов В. В., M. И. Глинка, Творческий  путь,  т.
1- 2, M., 1955 ; Богданов-Березовский В., От Люлли до Прокофьева, в кн.:
   Музыка сов. балета, M., 1962; Розанова Ю., Симфонич. принципы балетов
Чайковского, M., 1976: Левашева  О.  E.,  M.  И.  Глинка,  т.  1-2,  M.,
1987-88; Келдыш Ю. В., Муз. т-р, в кн.: История рус. музыки, т.  5,  M.,
1988. Ю. А. Розанова.
   ГЛИР Рейнгольд Морицевич
   [30.12.1874 (П.1.1875), Киев -
   23.6.1956, Москва], композитор,  дириж„р,  педагог.  Нар.  арт.  СССР
(1938). Д-р иск-ведения (1941). В 1900 окончил Моск.  коне.  (по  классу
композиции  у  M.  M.  Иппо-литова-Иванова),  в   1906-08   брал   уроки
дирижирования у О. Фрида в  Германии.  Значит,  место  в  творчестве  Г.
заняла  театр,  и,  в  частности,  балетная  музыка,  в  к-рой  особенно
выделились соч. "Красный мак" и "Медный всадник".  Балет  "Красный  мак"
(1927, Большой т-р, балетм. Л. А. Лащилин, В. Д.  Тихомиров;  1949,  там
же, балетм. Л. M. Лавровский;  1949,  Т-р  им.  Кирова,  балетм.  Р.  В.
Захаров; с 1957 - под назв. "Красный цветок") стал  первым  репертуарным
балетом на совр. сюжет, утвердившим в сов.  балетной  музыке  (наряду  с
соч.  Б.  В.  Асафьева,  особенно  -  "Пламя  Парижа")   тему   рев.   и
нац.-освободит, борьбы. Передача драматич. сути широких нар. движений  и
судьбы вовлеч„нных в них героев потребовала от  Г.  муз.  освохния  всех
форм "большой хореографии" (адажио, вариации, характерные и нар.  танцы,
массовые пляски, крупные пантомимич. сцены), использования рус.  и  кит.
песенно-танц. фольклора, яркой,  полифонически  многоплановой  обрисовки
массовых  сцен.  Если  при  всей  новизне  идейно-образных  задач   муз.
драматургия произв. Г. ещ„ нес„т черты балета дивертисментного типа,  то
преемств.  связь  с  муз.-драматургич.  традициями  рус.  симф.   балета
(Чайковский, Глазунов) обнаруживает вершинный балет Г. "Медный  всадник"
(по А. С. Пушкину, 1949, Т-р им. Кирова, балетм. Захаров; Гос. пр. СССР,
1950). Раскрытие душевного мира героев  (особенно  в  лирико-психологич.
сценах),  тра-гич.  столкновения  судьбы,  "народной  и   человеческой",
личности "великой и малой", осуществл„нное  разнообразными  жанровыми  и
стилистич. средствами орк.-симф. музыки, поставило  соч.  в  ряд  лучших
достижений сов.  балета  ("Бахчисарайский  фонтан"  Асафьева,  "Ромео  и
Джульетта" С. С. Прокофьева). Г. принадлежат также балеты: "Хризис"  (по
П. Луису, 1912, Интернациональный т-р, Москва,  балетм.  И.  А.  Милль),
"Клеопатра" ("Египетские ночи", по  Пушкину,  1926,  Муз.  студия  МХАТ,
Москва, пост. Вл. И. Немировича-Данченко и Л. В. Баратова), "Комедианты"
("Дочь народа" по пьесе "Овечий источник" ["Фуэнте Овехуна"] Л. де Веги,
1931, Большой т-р, балетм. А. И. Чекрыгин;  2-я  ред.  "Дочь  Кастилии",
1955, Т-р  им.  Станиславского  и  Немировича-Данченко,  балетм.  А.  В.
Чичинад-зе), "Тарас Бульба" (по Н. В. Гоголю, соч. 1951-52).  По  заказу
балетм. В.  А.  Рябцева  написал  симф.  картину-балет  "Запорожцы"  (по
картине И. Е. Репина, 1921, не пост.). Г. осуществил  также  новую  ред.
балета "Эсме-ральда" Ц. Пуни (совм. с С. Н.  Василенко,  1950,  Т-р  им.
Станиславского и Немировича-Данченко, балетм. В. П. Бурмейстер). С  1901
Г. преподавал в Моск. муз. школе (ныне Рос. муз. академия им. Гнесиных),
Киевской, Моск. коне. (с 1913 проф.). Ученики:
   Б. Н. Лятошинский, Л. К. Книп-пер; у Г. брали уроки Н. Я. Мясковский,
Прокофьев. Глин-кинские пр. (1902,1909,  1914).  Гос.  пр.  СССР  (1946,
1948, 1950).
   С о ч.: Статьи и воспоминания, М., 1975.
   Лит.: Катонова С., Балеты Р. М.  Глиэра,  М.,  I960;  Левин  С.,  Два
балета Р. М. Глиэра, "Красный мак",  "Медный  всадник",  в  сб.:  Музыка
советского  балета,  М..  1962;  Р.  М.  Глиэр.  Статьи.   Воспоминания.
Материалы, т. 1-2, М.-Л., 1965-67;
   Г у л и н с к а я 3. К., Р. М. Глиэр, М., 1986. В. А. Кулаков.
   ГЛУШКОВСКАЯ (урожд. Ивано ва)  Татьяна  Ивановна  (1800-  28.1.1857),
артистка. В 1816 окончила Моск. театр. уч-ще. Танцевала на моек. сцене в
1814-34. Ученица, сподвижница и жена  балетм.  А.  П.  Глушковского,  Г.
участвовала в большинстве его постановок. Первая пантомимная  танцовщица
моек.   балета.   Современники   отмечали    грациозность    и    мимич.
выразительность е„  танца.  Партии:  Людмила  ("Руслан  и  Людмила,  или
Низвержение Черномора, злого волшебника", 1821), Олимпия ("Ч„рная  шаль,
или Наказанная неверность", 1831), Черкешенка ("Кавказский пленник,  или
Тень невесты", 1827), Аделаида ("Рауль  де  Креки,  или  Возвращение  из
крестовых походов", 1825), Моргана ("Роланд и Моргана"). Вместе с И.  К.
Лобановым выступала в характерных дивертисментах; приобрела популярность
благодаря скромной и вместе  с  тем  величавой  манере  исполнения  рус.
пляски. О Г. писали П. А. Вяземский, Д. В. Давыдов.
   Лит.: Глушковский А. П., Воспоминания балетмейстера, Л.-М., 1940; К p
a-совская В., Рус. балетный т-р от возникновения до сер. XIX в.,  Л.-М.,
1958.

Страницы: «« « 68   69   70   71   72   73   74   75   76  77   78   79   80   81   82   83   84   85   86  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Русский балет