Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 345
Размер файла: 2343 Кб
Страницы: «« « 72   73   74   75   76   77   78   79   80  81   82   83   84   85   86   87   88   89   90  » »»

балетм. Фокин), "Сольвейг" (1922, Петрогр. т-р оперы и  балета,  балетм.
П. Н. Петров), "Ледяная  дева"  (1927,  Ленингр.  т-р  оперы  и  балета,
балетм. Ф. В. Лопухов).
   Соч.: Роль художника в театре, в сб.:
   Театрально-декорац. иск-во в СССР, 1917- 1927. Л.,  1927;  Встречи  и
впечатления. Письма. Воспоминания о Головине, Л.-М., I960.
   Лит.: Выставка произведений А. Я.  Головина.  Каталог,  М.-Л..  1956:
Бассехес А., Театр и живопись Головина, М., 1970;
   Онуфриева   С.,   Головин,   Л.,   1977;   Власова   Р.   И.,    Рус.
театрально-декорац.  иск-во  нач.  XX  в.  Из   наследия   петербургских
мастеров, Л.,  1984;  Пожарская  М.  Н..  А.  Головин.  Путь  художника.
Художник и время, М., 1990. В. М. Пиппе.
   ГОЛОВКИНА Софья Николаевна [р. 30.9(13.10).1915,  Москва],  артистка,
педагог, балетмейстер. Нар. арт. СССР (1973). По окончании МХУ (класс А.
И. Чекрыгина) в 1933-59 в Большом т-ре. Первая  исполнительница  партий:
Никия (1943, хореография А. А.  Горского),  Мирейль  де  Пуатье  ("Пламя
Парижа", 1947, балетм. В.  И.  Вай-нонен;  Гос.  пр.  СССР,  1947).  Др.
партии: Классическая  танцовщица  ("Светлый  ручей"),  Одетта-  Одиллия,
Раймонда;  Аврора,  Царь-девица  ("Кон„к-Горбунок"),  Китри,  Сванильда;
Светлана ("Светлана"), Тао Хоа, Зарема. Исполнительскому стилю  Г.  были
присущи героико-патетич. интонация, темперамент, стремительный темп.  Е„
виртуозный танец  отличался  чистотой  линий,  совершенством  выполнения
технически сложных  движений.  С  1960  бессменный  директор  и  педагог
клас-сич. танца МХУ. В 1967 по инициативе и  активном  участии  Г.  было
построено новое здание МХУ с уч.  т-ром,  отвечающее  совр.  требованиям
воспитания артистов балета; с кон.  70-х  гг.  МХУ  становится  методич.
центром  хореогр.  образования.  Ученицы:  Н.  И.  Бессмертнова,  И.  И.
Сорокина, М. К.  Леонова,  А.  А.  Михальченко,  Э.  Ю.  Лузина,  Г.  О.
Степаненко, Н. А. Грач„ва, С. Ю. Филиппова. В 1985 организовала в  Токио
балетную школу. С 1988 ректор созданного по е„ инициативе Моск. хореогр.
ин-та (с 1987 проф.). Руководит филиалами МХУ в  Токио  и  Вэйле  (США).
Пост.: "Коппелия" (1977), "Тщетная предосторожность" (1979; совм.  с  М.
С.  Мартиросяном  и  А.  И.  Радунским),  "Маленькая  симфония"  (1988),
"Класс-концерт" (1990) - все в МХУ, конц. номера.  Автор  сцен.  учебных
фильмов "Основы классического танца" (1967, совм.  с  Б.  Старшевым,  Е.
Ломановской) и "Сценическая практика". Творчеству Г.  поев.  док.  фильм
"Софья Головкина" (1982).
   Соч.: The Bolshoi Ballet school, Neptune  (N.J.),  1987:  Lessons  in
classical dance. L.. 1991.
   Лит.: С. H. Головкина, M., 1953 [Буклет];
   Большой т-р СССР. Опера. Балет, M., 1958;
   Чернова Н., От Гельцер до Улановой, М., 1979: Иноземцева Г.,  И  урок
продолжается, "СБ", 1984, ј 2.
   Г. В. Иноземцева.
   ГОЛУБИН Владимир Дмитриевич [18(30).6.1905, Москва -  21.2.1969,  там
же], артист. Засл. арт. РСФСР (1947). По окончании МХУ  (педагог  В.  Д.
Тихомиров) в 1922-48 в Большом т-ре. Партии:
   Колен, Франц; Тибул ("Три толстяка"), Жан де Бриен, Дезире;
   Абдерахман ("Раймонда"), Илько
   ("Светлана"), Владимир ("Кавказский пленник"), Эспада и Базиль  ("Дон
Кихот"),  Остап  ("Тарас   Бульба").   В   1948-51   солист   балета   и
педагог-репетитор Т-ра им. Станиславского и Немиро-вича-Данченко. в.  и.
Зарубин.  ГОЛУБОВ  Владимир  Ильич  (псевд.  В.  Потапов,  В.  Глинский)
[25.10(7.11).  1908,  Витебск  -  12.1.1948,  Минск],  балетовед.  Канд.
иск-ведения  (1947).  В  1931  окончил  Ленингр.  ин-т  инженеров  путей
сообщения. Публиковался с 1925 (в 40-е гг. работы  преим.  по  балету  и
танцу). Выступал против подмены хореографически  выраженного  содержания
сюжетом,  обеднения  танц.  языка,  за   изучение   принципов   классич.
хореографии  как  высшего  воплощения  балетного  т-ра,   утверждал   е„
содержательность, опираясь преим. на опыт крупных акт„ров (прежде  всего
Г. С. Улановой).  Подч„ркивал  особые  возможности  балета  в  отражении
эмоциональной жизни. Взгляды Г. оказали влияние на развитие сов.  балета
в 50-е гг. Автор сцен. балета "Милица" (1947, совм. с А. Е. Бассехесом).
Погиб вместе с реж. и акт„ром С. М.  Михоэлсом  (политическое  убийство,
орг. МГБ).
   Соч.: Современность и фантазия, "Т", 1938, ј 12; 1939, ј 7,  10;  Наш
балет, там же, 1941, ј 3; Совр. герой в балете,  там  же,  1946.  ј  10;
Танец Галины Улановой, Л-, 1948.
   ГОЛЬЦ Николай Осипович [5(17).7.1800, Петербург -  3(17).2.1880,  там
же], артист, педагог, балетмейстер. Воспитанником Петерб.  театр.  уч-ща
был первым исполнителем партий в балетах, пост. Ш. Дидло: Амур ("Зефир и
Флора", 1808), Ульрик ("Венгерская хижина, или  Знаменитые  изгнанники",
1817), Симон ("Рауль де Креки, или Возвращение  из  крестовых  походов",
1819). Окончил Петерб. театр. уч-ще (педагоги Я. Люстих, Дидло) и в 1822
определ„н солистом в балетную труппу. Любимый ученик и сподвижник Дидло,
Г.   стал   ведущим   романтич.   танцовщиком,   органически   вош„л   в
психологически сложные балеты Ж. Перро, создал драм. роли в  балетах  М.
И.
   Петипа. Будучи виртуозным клас-сич. танцовщиком, он прославился также
исполнением мазурки и  "Русской",  был  прекрасным  исполнителем  партий
"королей" и "благородных отцов",  создателем  комедийных  и  гротесковых
ролей. Сценическая деятельность Г. продолжалась  72  года,  он  выступил
более чем в 80 ролях, работал с 16  балетмейстерами,  был  партн„ром  50
прославленных балерин, в т. ч. А. И.  Истоминой,  Е.  И.  Колосовой,  М.
Тальони, Ф. Эльслер, Е. И. Андреяновой, Т. П. Смирновой, К. Гризи, Е. О.
Вазем, Е. П. Соколовой.  Первый  исполнитель  в  балетах,  пост.  Дидло:
Ростислав ("Кавказский пленник", 1823), Руслан ("Руслан и Людмила" Дидло
совм. с Огюстом, 1824), Ипполит ("Федра", 1825);  в  балетах,  пост.  А.
Блашем: Осман ("Сумбека"), Дон Жуан ("Дон Жуан") - оба 1832, Марс ("Марс
и Венера, или  Вулкановы  сети",  1833),  Амадис  ("Амадис,  или  Паж  и
волшебница", 1834); в балетах, пост. Ф. Тальони: Рудольф ("Дева Дуная"),
Фредерик ("Гитана, или Испанская цыганка") - оба 1838, Лоредан  ("Тень",
1839),  Райдаг-бей  ("Морской  разбойник",  1840),  Владетель  Калькутты
("Дая, или Португальцы в Индии", 1841); в балетах, пост. Перро:  Годфрид
Бульонский ("Армида",  1855),  Герцог  Ратибор  ("Эолина,  или  Дриада",
1858); в балетах,  пост.  А.  Сен-Леоном:  Дон  Фортунате  ("Грациелла",
1860), П„тр ("Кон„к-Горбунок", 1864), Стерггольд ("Фиаметта",  1865);  в
балетах, пост. Петипа: Граф Д'Эр-вильи ("Пахита", 1847), Великий  визирь
("Сатанилла, или Любовь и Ад",  1848),  Залем  ("Ливанская  красавица"),
Фараон ("Дочь фараона") - оба 1863, Гамаш ("Дон Кихот",  1871),  Великий

Страницы: «« « 72   73   74   75   76   77   78   79   80  81   82   83   84   85   86   87   88   89   90  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Русский балет