|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 345 Размер файла: 2343 Кб Страницы: «« « 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 » »» балетм. Фокин), "Сольвейг" (1922, Петрогр. т-р оперы и балета, балетм.
П. Н. Петров), "Ледяная дева" (1927, Ленингр. т-р оперы и балета,
балетм. Ф. В. Лопухов).
Соч.: Роль художника в театре, в сб.:
Театрально-декорац. иск-во в СССР, 1917- 1927. Л., 1927; Встречи и
впечатления. Письма. Воспоминания о Головине, Л.-М., I960.
Лит.: Выставка произведений А. Я. Головина. Каталог, М.-Л.. 1956:
Бассехес А., Театр и живопись Головина, М., 1970;
Онуфриева С., Головин, Л., 1977; Власова Р. И., Рус.
театрально-декорац. иск-во нач. XX в. Из наследия петербургских
мастеров, Л., 1984; Пожарская М. Н.. А. Головин. Путь художника.
Художник и время, М., 1990. В. М. Пиппе.
ГОЛОВКИНА Софья Николаевна [р. 30.9(13.10).1915, Москва], артистка,
педагог, балетмейстер. Нар. арт. СССР (1973). По окончании МХУ (класс А.
И. Чекрыгина) в 1933-59 в Большом т-ре. Первая исполнительница партий:
Никия (1943, хореография А. А. Горского), Мирейль де Пуатье ("Пламя
Парижа", 1947, балетм. В. И. Вай-нонен; Гос. пр. СССР, 1947). Др.
партии: Классическая танцовщица ("Светлый ручей"), Одетта- Одиллия,
Раймонда; Аврора, Царь-девица ("Кон„к-Горбунок"), Китри, Сванильда;
Светлана ("Светлана"), Тао Хоа, Зарема. Исполнительскому стилю Г. были
присущи героико-патетич. интонация, темперамент, стремительный темп. Е„
виртуозный танец отличался чистотой линий, совершенством выполнения
технически сложных движений. С 1960 бессменный директор и педагог
клас-сич. танца МХУ. В 1967 по инициативе и активном участии Г. было
построено новое здание МХУ с уч. т-ром, отвечающее совр. требованиям
воспитания артистов балета; с кон. 70-х гг. МХУ становится методич.
центром хореогр. образования. Ученицы: Н. И. Бессмертнова, И. И.
Сорокина, М. К. Леонова, А. А. Михальченко, Э. Ю. Лузина, Г. О.
Степаненко, Н. А. Грач„ва, С. Ю. Филиппова. В 1985 организовала в Токио
балетную школу. С 1988 ректор созданного по е„ инициативе Моск. хореогр.
ин-та (с 1987 проф.). Руководит филиалами МХУ в Токио и Вэйле (США).
Пост.: "Коппелия" (1977), "Тщетная предосторожность" (1979; совм. с М.
С. Мартиросяном и А. И. Радунским), "Маленькая симфония" (1988),
"Класс-концерт" (1990) - все в МХУ, конц. номера. Автор сцен. учебных
фильмов "Основы классического танца" (1967, совм. с Б. Старшевым, Е.
Ломановской) и "Сценическая практика". Творчеству Г. поев. док. фильм
"Софья Головкина" (1982).
Соч.: The Bolshoi Ballet school, Neptune (N.J.), 1987: Lessons in
classical dance. L.. 1991.
Лит.: С. H. Головкина, M., 1953 [Буклет];
Большой т-р СССР. Опера. Балет, M., 1958;
Чернова Н., От Гельцер до Улановой, М., 1979: Иноземцева Г., И урок
продолжается, "СБ", 1984, ј 2.
Г. В. Иноземцева.
ГОЛУБИН Владимир Дмитриевич [18(30).6.1905, Москва - 21.2.1969, там
же], артист. Засл. арт. РСФСР (1947). По окончании МХУ (педагог В. Д.
Тихомиров) в 1922-48 в Большом т-ре. Партии:
Колен, Франц; Тибул ("Три толстяка"), Жан де Бриен, Дезире;
Абдерахман ("Раймонда"), Илько
("Светлана"), Владимир ("Кавказский пленник"), Эспада и Базиль ("Дон
Кихот"), Остап ("Тарас Бульба"). В 1948-51 солист балета и
педагог-репетитор Т-ра им. Станиславского и Немиро-вича-Данченко. в. и.
Зарубин. ГОЛУБОВ Владимир Ильич (псевд. В. Потапов, В. Глинский)
[25.10(7.11). 1908, Витебск - 12.1.1948, Минск], балетовед. Канд.
иск-ведения (1947). В 1931 окончил Ленингр. ин-т инженеров путей
сообщения. Публиковался с 1925 (в 40-е гг. работы преим. по балету и
танцу). Выступал против подмены хореографически выраженного содержания
сюжетом, обеднения танц. языка, за изучение принципов классич.
хореографии как высшего воплощения балетного т-ра, утверждал е„
содержательность, опираясь преим. на опыт крупных акт„ров (прежде всего
Г. С. Улановой). Подч„ркивал особые возможности балета в отражении
эмоциональной жизни. Взгляды Г. оказали влияние на развитие сов. балета
в 50-е гг. Автор сцен. балета "Милица" (1947, совм. с А. Е. Бассехесом).
Погиб вместе с реж. и акт„ром С. М. Михоэлсом (политическое убийство,
орг. МГБ).
Соч.: Современность и фантазия, "Т", 1938, ј 12; 1939, ј 7, 10; Наш
балет, там же, 1941, ј 3; Совр. герой в балете, там же, 1946. ј 10;
Танец Галины Улановой, Л-, 1948.
ГОЛЬЦ Николай Осипович [5(17).7.1800, Петербург - 3(17).2.1880, там
же], артист, педагог, балетмейстер. Воспитанником Петерб. театр. уч-ща
был первым исполнителем партий в балетах, пост. Ш. Дидло: Амур ("Зефир и
Флора", 1808), Ульрик ("Венгерская хижина, или Знаменитые изгнанники",
1817), Симон ("Рауль де Креки, или Возвращение из крестовых походов",
1819). Окончил Петерб. театр. уч-ще (педагоги Я. Люстих, Дидло) и в 1822
определ„н солистом в балетную труппу. Любимый ученик и сподвижник Дидло,
Г. стал ведущим романтич. танцовщиком, органически вош„л в
психологически сложные балеты Ж. Перро, создал драм. роли в балетах М.
И.
Петипа. Будучи виртуозным клас-сич. танцовщиком, он прославился также
исполнением мазурки и "Русской", был прекрасным исполнителем партий
"королей" и "благородных отцов", создателем комедийных и гротесковых
ролей. Сценическая деятельность Г. продолжалась 72 года, он выступил
более чем в 80 ролях, работал с 16 балетмейстерами, был партн„ром 50
прославленных балерин, в т. ч. А. И. Истоминой, Е. И. Колосовой, М.
Тальони, Ф. Эльслер, Е. И. Андреяновой, Т. П. Смирновой, К. Гризи, Е. О.
Вазем, Е. П. Соколовой. Первый исполнитель в балетах, пост. Дидло:
Ростислав ("Кавказский пленник", 1823), Руслан ("Руслан и Людмила" Дидло
совм. с Огюстом, 1824), Ипполит ("Федра", 1825); в балетах, пост. А.
Блашем: Осман ("Сумбека"), Дон Жуан ("Дон Жуан") - оба 1832, Марс ("Марс
и Венера, или Вулкановы сети", 1833), Амадис ("Амадис, или Паж и
волшебница", 1834); в балетах, пост. Ф. Тальони: Рудольф ("Дева Дуная"),
Фредерик ("Гитана, или Испанская цыганка") - оба 1838, Лоредан ("Тень",
1839), Райдаг-бей ("Морской разбойник", 1840), Владетель Калькутты
("Дая, или Португальцы в Индии", 1841); в балетах, пост. Перро: Годфрид
Бульонский ("Армида", 1855), Герцог Ратибор ("Эолина, или Дриада",
1858); в балетах, пост. А. Сен-Леоном: Дон Фортунате ("Грациелла",
1860), П„тр ("Кон„к-Горбунок", 1864), Стерггольд ("Фиаметта", 1865); в
балетах, пост. Петипа: Граф Д'Эр-вильи ("Пахита", 1847), Великий визирь
("Сатанилла, или Любовь и Ад", 1848), Залем ("Ливанская красавица"),
Фараон ("Дочь фараона") - оба 1863, Гамаш ("Дон Кихот", 1871), Великий
Страницы: «« « 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |