Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 345
Размер файла: 2343 Кб
Страницы: «« « 69   70   71   72   73   74   75   76   77  78   79   80   81   82   83   84   85   86   87  » »»

   Н. К). Чернова.
   ГЛУШКОВСКИЙ Адам Павло-вич (1793 - ум. между 1868  и  1870),  артист,
балетмейстер. В 1809 окончил Петерб.  балетную  школу  (педагоги  И.  И.
Вальберх и Ш. Дидло). В 1808-11 танцевал на петерб. сцене.  С  1812  был
перевед„н в Москву. Сначала Г. выступал в виртуозном репертуаре -  Зефир
("Зефир, или Ветреник, сделавшийся постоянным"). Впоследствии переш„л на
роли пантомимного и характерного плана:
   Язон ("Медея и Язон"), Вержи ("Рауль Синяя Борода"), Рауль ("Рауль де
Креки, или Возвращение из крестовых походов"), Леон ("Леон и  Тамаида"),
Евтимий
   ("Евтимий и Евхариса"). В  1831  оставил  исполнит,  деятельность.  В
1812-39 рук. балетной школы и гл. балетмейстер Большого  т-ра  (Москва).
Во время Отечеств. войны 1812 сохранил  балетную  школу,  вывезенную  из
Москвы, а по возвращении восстановил  и  школу  и  труппу.  Поставил  20
балетов-дивертисментов на рус. нар. темы: "Филатка с Федорой  у  качелей
под Новинским" (1815) и "I мая, или Гулянье  в  Сокольниках"  (1816)  на
муз. С. И. Давыдова, "Торжество россиян, или Бивак под Красным"  (1816),
"Казаки на Рейне" (1817, оба на сб. муз.). В них Г. пропагандировал нац.
фольклор, дал образцы театрализации рус. нар. плясок.  Тогда  же  ставил
многоактные  балеты-мелодрамы  в  стиле  "романа  ужасов"   на   музыку,
подобранную капельмейстером М. Ф.  Керцел-ли:  "Развратный,  или  Вертеп
разбойников" (1814), "Смерть Роже-ра,  ужаснейшего  атамана  разбойников
богемских  лесов,  или  Оправданная  невинность  несчастного  сына   его
Виктора" (1816). В 1817 перен„с на моек.  сцену  балет  Дидло  "Зефир  и
Флора" с муз. К. Кавоса; всего Г. воспроизв„л 14 балетов Дидло.  Нек-рые
из них обрели в  трактовке  Г.  особую  остроту  свободолюбивых  мотивов
раннего романтизма ("Венгерская хижина" М.-А. Венюа, 1819).
   Заслугой Г. в истории балета является  создание  спектаклей  на  темы
рус. лит-ры. Первым опытом была постановка балета на сюжет А. С. Пушкина
"Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого  волшебника"  Ф.  Е.
Шольца (1821). Роль  Руслана  исполнял  сам  балетмейстер.  Опираясь  на
традиции  рус.  сказочной  оперы,  Г.  насытил  свой  спектакль   общими
приметами этого жанра (превращения, провалы, пол„ты) и  вв„л  ряд  новых
персонажей, вплоть до фурий. В то же время он сохранил гл. мысль поэмы -
верность любви и долгу, готовность к подвигам. Эффектное феерич. зрелище
держалось на моек. сцене 10 лет, а в 1824 было перенесено  в  Петербург.
Воздействия роман-тич. мелодрамы сказались в дивертисменте Г.  "Праздник
гарема" (на темы "Бахчисарайского  фонтана"),  включ„нном  в  постановку
"Керим-Гирея" А. А.  Шаховского  (1827),  и  балета  "Ч„рная  шаль,  или
Наказанная неверность" (1831, оба на сб.  муз.).  К  романтич.  балетной
пушкиниане  Г.  примыкает  тр„хактный  балет  "Три  пояса,  или  Русская
Сандрильона" на муз. Шольца (по мотивам сказки В. А. Жуковского, 1826).
   Театрализация рус. муз.-плясового фольклора,  свободолюбивых  образов
поэзии рус. романтизма, развитие на  рус.  нац.  почве  эсте-тич.  опыта
Дидло,  воспитание  отечеств,   танцовщиц   и   танцовщиков   определяют
прогрессивное значение творчества Г. для балетного т-ра 1810-30  гг.  Г.
-первый теоретик и историк рус. хореографии.  Его  лит.  труды  содержат
ценные сведения и размышления о балете 1-й пол. 19 в.
   Соч.:  Из  воспоминаний  о  знаменитом  хореографе   К.   Л.   Дидло,
"Москвитянин", 1856, т. 1, кн. 4; Воспоминания балетмейстера [вступ. ст.
Ю. Слонимского], Л.-М., 1940.
   Лит.: Красовская В., Рус. балетный т-р от  возникновения  до  сер.XIX
в., Л.- М., 1958; Г о з e н п у д А., Муз. т-р в России. От  истоков  до
Глинки, Л., 1959.
   В. М. Красовская.
   ГОДУНОВ Александр Борисович (28.11.1949, Юж.-Сахалинск  -  18.5.1995,
Голливуд, Лос-Анджелес), артист. Засл. арт. РСФСР (1976). В 1968 окончил
Рижское хореогр. уч-ще (педагоги  Ю.  Кап-ралис.  А.  Экие).  В  1967-71
солист ансамбля "Молодой балет" под рук.  И.  А.  Моисеева  (Москва).  В
1971-79   в   Большом   т-ре.   Первый   исполнитель   партий:   Любимый
("Озар„нность", 1973, балетм. И. И. Рыженко, В.  В.  Смирнов-Голованов),
Клавдио ("Любовью за любовь",  1976,  балетм.  В.  Бокка-доро),  Тибальд
(1979, балетм. Ю. Н. Григорович). Партии:
   Зигфрид; Юноша ("Шопениана"),  Вронский  ("Анна  Каренина"),  Базиль;
Хозе ("Кармен-сюита"), Юноша ("Гибель розы"; партн„р М.  М.  Плисецкой);
Альберт, Спартак,  Иван  Грозный;  Пастух  ("Весна  священная"),  Солор;
Паганини.  Снимался   в   телебалете   "Московская   фантазия"   (1972),
кинофильме-балете "Анна КареА. Годунов в  балете  "Гибель  розы".  нина"
(1975), в телеэкранизации балета "Кармен-сюита" (1978).
   Г. -  артист  редкой  одар„нности.  Ему  одинаково  доступны  произв.
классич.  наследия  и  совр.  репертуара.  В  его   исполнении   технич.
совершенство сочетается с остросовременным видением произв.  прошлого  и
эмоциональной чуткостью.
   В 1979 остался  за  рубежом  во  время  гастролей.  С  этого  момента
работает в разл. зарубежных коллективах.  В  1980-82  ведущий  танцовщик
труппы "Американ балле тиэтр", в последующие годы выступает как "звезда"
в разл. европ. и амер. труппах. Снимается в  кино  (Голливуд).  Пр.  им.
Вацлава Нижинского (Париж), 1-я пр. Междунар. конкурса артистов балета в
Москве (1973).
   Лит.: Львов-Анохин Б., Дебют А. Годунова, "Т", 1971, ј 12; его же, А.
Годунов, "МЖ", 1978. ј 7: H и к о л ь с к и  и  В..  А.  Годунов,  "МЖ",
1972, ј8; Г о л у б и н В., Обретение зрелости, там же, 1975, ј  7;  его
же. Час победы, там же, 1976, ј 20;
   Д а в л e к а м о в а С., А. Годунов, "Т", 1979,  ј3;Майниеце  В.,  В
плеяде звезд, "Максла", Рига. 1979, ј 3 (на латыш, яз.);
   Mavnard D.. A. Godunov, Speaks about his art, "Dance Magazine", 1979,
ј 11;
   William С., Alexander Godunov, там же, 1981, ј 8; L i d  о  v  а  I.,
Chateauvallon. Ballet de Brime, "Les Saisons de la Danse",  1981,  ј137.
В. А.-Майниеце.
   ГОЗЕНПУД  Абрам  Акимович  [р.   10(23).6.1908,   Киев],   музыковед,
балетовед, литературовед, переводчик, сценарист.  Д-р  филоло-гич.  наук
(1963). В 1930 окончил Киевский ин-т  нар.  образования  (лит.  ф-т).  В
1934-46 преподавал в театр, и муз. вузах Киева и Свердловска.  Постоянно
выступал в периодич. печати как театр. критик. Зав.  лит.  частью  моек.
Малого т-ра, зав. кабинетом муз. т-ров ВТО  (Москва,  1948-49).  С  1953
старший науч. сотрудник сектора музыки н.-и. отдела в ЛГИТМиКе  (с  1979
проф.-консультант). В фундаментальных трудах Г., поев. истории отечеств.
оперного и муз. т-ра, события балетной жизни  рассматриваются  в  тесном
взаимодействии со всей культурной жизнью России.  Переводил  на  рус.  и

Страницы: «« « 69   70   71   72   73   74   75   76   77  78   79   80   81   82   83   84   85   86   87  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Русский балет