|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 345 Размер файла: 2343 Кб Страницы: «« « 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 » »» ("Берег надежды"). Г. классич. танцовщик, удачно сочетавший строгую
академич. форму с лиризмом и рус. широтой движений. Снимался в
кинофильме-балете "Хореографические миниатюры" (1961).
Лит.: Карп П., Танцующий актер, "ТЛ", 1958, ј2; Львов-Анохин Б., А.
Грибов, "МЖ", 1961, ј 10; P у л e в а А., А. Грибов, в кн.:
Ленинградский балет сегодня, в. 2, Л-, 1968. И. В. Ступников.
ГРИГОРОВИЧ Юрий Николае вич (р. 2.1.1927, Ленинград), балетмейстер.
Нар. арт. СССР (1973). Герой Соц. Труда (1986). В 1946 окончил Ленингр.
хореогр. уч-ще (педагоги Б. В. Шавров и А. А. Писарев). В 1946-61 солист
Т-ра им. Кирова. Исполнял гротесковые партии: Половчанин (опера "Князь
Игорь" А. П. Бородина), Нурали ("Бахчисарайский фонтан"), Шурале;
Северьян ("Каменный цветок"), Ретиарий ("Спартак"). В 1961-64
балетмейстер Т-ра им. Кирова. В 1964-95 гл. балетмейстер Большого т-ра,
в 1988-95 худ. рук. балетной труппы. Первые постановки Г. осуществил в
1948 в детской хореогр. студии Ленингр. ДК им. М. Горького ("Аист„нок",
"Семеро братьев" на муз. А. Е. Варламова). Выдающимся событием совр.
балетного иск-ва стали поставленные Г. в Т-ре им. Кирова спектакли
"Каменный цветок" (по сказу П. Бажова, 1957) и "Легенда о любви" (по
пьесе Н. Хикмета, 1961), позднее перенес„нные на сцену Большого т-ра
(1959, 1965). "Каменный цветок" Г. ставил также в Новосибирске (1959),
Таллине (1961), Стокгольме (1962), Софии (1965); "Легенду о любви" - в
Новосибирске (1961), Баку (1962), Праге (1963). Обобщив завоевания сов.
балетного т-ра, эти спектакли подняли его на новый уровень. Они содержат
глубокую идейно-образную трактовку лит. первоисточников, положенных в
основу сценариев, отличаются последовательной и цельной драматургией,
психологич. разработкой характеров героев. Но, в отличие от односторонне
драматизированных балетов-пьес предшествующего периода, этим спектаклям
свойственны развитая танцеваль-ность, возрождение сложных форм хореогр.
симфонизма, более тесное слияние хореографии с музыкой, воплощение в
танце е„ внутренней структуры. Основой хореогр. решения является
клас-сич. танец, обогащ„нный элементами др. танц. систем (в т. ч. нар.
танца). Пантомима как самостоятельное явление отсутствует, е„ элементы
органически включены в танец, имеющий от начала до конца действенный
характер. Высокого развития достигают сложные формы симф. танца (ярмарка
в "Каменном цветке", шествие и видение Мехменэ Бану в "Легенде о
любви"), широко используется кордебалет в его эмоциональном значении,
как лирич. "аккомпанемент" танцу солистов. Дальнейшее развитие
творчество Г. получило в постановке балета "Спартак" (1968;
Лен. пр., 1970), героико-трагедий-ного произв. о счастье борьбы за
свободу. Отойдя от первоначального описательно-повествовательного
сценария Н. Д. Волкова, Г. построил спектакль по собств. сценарию на
основе крупных хореогр. сцен, выражающих узловые, этапные моменты
действия (напр., в 1-м акте: нашествие - страдания рабов - кровавые
развлечения патрициев - порыв к восстанию), чередующихся с танц.
монологами гл. действующих лиц. Совм. с комп. А. И. Хачатуряном Г.
создал новую муз. редакцию этого балета. Основой хореогр. решения стал
действенный клас-сич. танец, поднятый до уровня развитого симфонизма. В
спектакле "Иван Грозный" на муз. С. С. Прокофьева в транскрипции М. И.
Чулаки (1975, Большой т-р; 1976, парижская Опера) на основе тех же
художеств, принципов раскрываются страницы рус. истории, созда„тся
психологически сложный образ выдающейся личности, проносящей свою идею
через множество трудностей. Помимо массовых и сольных танц. сцен здесь
используется в качестве своеобразного хореогр. лейтмотива танец бьющих в
набат Звонарей, неоднократно трансформирующийся и отмечающий все
поворотные моменты в историч. судьбе народа и гл. героя. "Ангара" А. Я.
Эшпая (по пьесе "Иркутская история" А. Н. Арбузова, 1976, Большой т-р;
Гос. пр. СССР, 1977) - спектакль о совр. молод„жи, поднимающий
нравственные проблемы, раскрывающий становление личности, отношения
индивида и коллектива. Классич. танец здесь обогащ„н элементами
народного, бытового, свободной пластики и пантомимы,
физкуль-турно-спортивных движений, сплавленными в единое хореогр. целое.
Пластич. язык гл. действующих лиц индивидуально своеобразен и подчин„н
раскрытию их характеров. Хореогр. образ большой сибирской реки Ангары,
создаваемый кордебалетом, в качестве лейтмотива проходит через весь
спектакль, выступая то как могучая стихия, покоряемая трудом людей, то
как "резонатор" чувств героев, то как воплощение их воспоминаний или
мечты.
Большое место в творчестве Г. занимают постановки классич. балетов, в
к-рых Г. бережно сохраняет старую хореографию и обновляет спектакль в
соответствии с идейной трактовкой и требованиями современности. Все
балеты П. И. Чайковского поставлены Г. не как детские сказки, а как
философско-хореогр. поэмы с большим и серь„зным содержанием. В
"Щелкунчике" (1966, Большой т-р) Г. создал целиком новую хореографию на
основе полной, без к.-л. изменений партитуры Чайковского. В центре
спектакля - светлые романтич. образы гл. героев, воплощ„нные в развитых
танц. партиях. Детские сцены 1-го акта, в отличие от предшествующих
постановок, поручены не ученикам хореогр. уч-ща, а артистам кордебалета,
что позволило значительно усложнить их танц. язык. Действие сновидений
Маши разв„ртывается как путешествие по „лке к е„ увенчанной звездой
вершине. Поэтому в н„м участвуют „лочные игрушки, составляющие
"аккомпанемент" чувствам гл. героев и получающие "портретное" раскрытие
в дивертисменте 2-го акта. Для спектакля характерны тенденция к единству
действенно-симф. развития хореографии, укрупнению танц. сцен (напр., три
последних муз. номера слиты в единую хореогр. сцену), а также
конфликтное обострение борьбы добрых и злых сил (Дроссельмейер и Мышиный
царь). В "Лебедином озере" (1969, Большой т-р) сохранена осн.
хореография М. И. Петипа и Л. И. Иванова и в единстве с нею заново реш„н
ряд эпизодов в 1-м, 3-м и 4-м актах. Значительно более танцевально
развита, чем в предшеств. постановках, партия Зигфрида. Г. отказался от
традиц. решения образа Ротбарта как хищной птицы, превратив его в
демонич. образ, олицетворяющий злые силы и вступающий в психо-логич.
единоборство с Зигфридом. "Спящая красавица" ставилась Г. в Большом т-ре
в 1963 и 1973. В первом спектакле была сделана попытка решения образа
феи Карабос на основе не пантомимы, а классич. танца, от чего Г.
впоследствии отказался. Во втором спектакле сохранена вся хореография
Петипа, к-рая дополнена новыми эпизодами (танец вязальщиц, царство
Карабос). Значительно развита танц. партия Дезире. Образ Карабос реш„н
на основе характерно-гротескового танца в сочетании с пантомимой.
Укрупн„н осн. конфликт, обострено столкновение добрых и злых сил,
усилено философское звучание произведения. На основе эстетич. принципов,
Страницы: «« « 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |