Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 345
Размер файла: 2343 Кб
Страницы: «« « 98   99   100   101   102   103   104   105   106  107   108   109   110   111   112   113   114   115   116  » »»

Черменская. Гл. дир.  Е.  В.  Бражник.  В  1966  т-ру  присвоено  звание
академического.
   Лит.: Федоренко Е., Пути и перепутья поисков Свердловского  т-ра  им.
А. В. Луначарского, "СБ", 1988, ј1; Чернова Н.. В  зеркале  Свердловской
сцены, "СМ". 1988. ј 5; Барыкина Л-, Вариации на балетную тему,  в  кн.:
Театр. Свердловск, Свердловск, 1989. Л. В. Барыкина. "ЕНЕЙ  И  ЛАВЙНИЯ",
героико-пантомим-ный балет в 4 актах. Комп. Г. Раупах, сцен.  и  балетм.
А. Питро. 2.11.1773, Петербург; Еней - Питро, Лавиния - С. Обри,  Венера
- В. М. Михайлова, Латин - Т. Слепкин, Царица - Ж. Фузи, Турн  -  Т.  С.
Бубликов, Акаф - К. Фабиани. Г. Н. Добровольская.
   ЕРМОЛАЕВ Алексей Николаевич [10(23).2.1910, Петербург  -  12.12.1975,
Москва], артист,  балетмейстер,  педагог.  Нар.  арт.  СССР  (1970).  По
окончании ЛХУ (педагог В. И.  Пономар„в)  в  1926-30  ведущий  танцовщик
Петрогр. т-ра оперы и балета, в 1930-58 -  Большого  т-ра.  Партии:  Бог
ветра ("Талисман"), Голубая  птица;  Гений  вод  ("Кон„к-Горбунок",  все
1926), Базиль;
   Купец ("Корсар"), Зимняя птица
   ("Ледяная дева", все 1927),  Зигфрид  (1928),  Китайский  фокусник  и
Божок ("Красный мак", балетм. В. И. Пономар„в, Л.  С.  Леонтьев,  первое
исполнение,  1929),  Фрон-досо  ("Комедианты",  1931),  Филипп   ("Пламя
Парижа", 1933 и 1947; Гос. пр.  СССР,  1947),  Тибул  ("Три  толстяка"),
Классический танцовщик ("Светлый ручей", обе 1935), Альберт;  Абдерахман
("Раймонда", обе 1945), Тибальд (1946, балетм. Л. М. Лавровский,  первое
исполнение в Большом т-ре), Ли Шанфу  ("Красный  мак",  Гос.  пр.  СССР,
1950); Евгений ("Медный всадник"), Рипафратта ("Мирандолина", балетм. В.
И. Вайнонен, первое исполнение) - все 1949; Северьян ("Сказ  о  каменном
цветке", балетм. Лавровский, первое исполнение), Гирей  ("Бахчисарайский
фонтан") -обе 1954, Ганс ("Жизель", 1955). Снимался в  кинофильме-балете
"Ромео и Джульетта" (1955).
   Пост.: "Соловей" М. Е. Крош-нера (1939, совм.  с  Ф.  В.  Лопухо-вым,
Минский т-р), "Повесть о  любви"  В.  А.  Золотарева  (1953;  др.  назв.
"Пламенные сердца", 1955, там же), "Мир победит войну" на сб. муз. совр.
композиторов (1952, Большой т-р, единств. исполнитель).
   E. - один из самых ярких представителей рус. балетной  школы  20-40-х
гг., сыгравший историч. роль в жизни рус. балета. Именно Е. пошел дальше
всех, разрушая устойчивый, сложившийся в имп. т-ре стереотип учтивого  и
галантного танцовщика-кавалера. Его  интерпретации  классич.  репертуара
были неожиданны, остры и глубоки, а сама манера танцевать  -  необычайно
экспрессивна. Именно Е.  изменил  многие  представления  о  возможностях
мужского танца и в нек-рых областях  (вращения  в  воздухе  и  на  полу,
большие прыжки, а главное - темпы движений) вывел мужской танец на новый
уровень  виртуозности,  утвердившийся  в   качестве   нормы   в   иск-ве
танцовщиков след. поколения и прежде  всего  -  его  учеников  (впрочем,
нек-рые достижения E. - тройные туры в воздухе, двойные револьтады -  не
повторены и поныне). Для переворота, к-рый Е. совершил в мужском  танце,
у него были все данные: ненасытный фанатизм  экспериментатора  и  острый
холодный интеллект, бесстрашие, одержимость, отчаянная  готовность  идти
на любой риск и чисто физическая  неутомимость.  Взл„т  Е.  длился  чуть
более десяти лет.
   Сказались немыслимые мышечные перегрузки, и в 1937 он  повредил  себе
ногу. Но, главное, менялась  художеств,  атмосфера,  менялся,  становясь
более благопристойным, исполнит, стиль, бунтарство Е. начинало выглядеть
вызывающим  и  неуместным.  Кроме   того,   утверждался   драмба-лет   -
пантомимная форма балетного т-ра, в к-ром уникальный танцевальный дар Е.
не находил применения и ведущим балетмейстерам казался обузой.
   Вернувшись в 1939 на сцену  Большого  т-ра,  Е.  продолжал  танцевать
ведущие партии (правда, не достигая прежних высот), но нашел себя  вновь
- уже в  качестве  ярчайшего  пантомимного  артиста.  Он  демонстрировал
живописную внешнюю  форму,  эффектный  и  выразит,  пластич.  жест,  но,
главное, обнаружил необычайную для  балетного  т-ра  глубину  и  остроту
внутр. переживаний. По силе воздействия на зрительный зал его можно было
сравнить с крупнейшими драм. артистами. С кон.30-х годов Е. пробует себя
в качестве балетмейстера. Однако балетм. деятельность  Е.,  несмотря  на
шумный успех и очевидную художеств, смелость его постановок, не получила
развития: Е.,  прирожденный  хореограф,  был  неудачливым  либреттистом,
находившимся во власти вульгарных социологич. схем,  распростран„нных  в
сов. иск-ве.
   Не менее драматичной, но гораздо более плодотворной была деятельность
Е.-педагога. По складу характера не склонный терпеливо сносить  рутинный
ход  каждодневной  школьной  педагогики,  Е.  недолго   возглавлял   МХУ
(1968-72). Зато с успехом и увлеченно (в 1960-75) в„л класс  мастеров  в
Большом т-ре, занимаясь только с талантливыми и отдавая  все  силы  души
только звездам. Ученики: В. В. Васильев, М. Э.  Лиепа,  А.  Б.  Годунов.
Гос. пр. СССР (1946) за выдающиеся достижения в области балета.
   Лит.: А. Ермолаев, М., 1974; Г a e в-с к и и  В.,  Дивертисмент,  М.,
1981; А. Ермолаев. М., 1982. В. М. Гаевский.
   ЕРМОЛОВ Иван Алексеевич
   [5(17).11.1831  -  29.3(11.4).1914],  артист,  педагог.  Сын   театр.
искгардеробщика, дядя драм. актрисы M. H. Ермоловой. По окончании  Моск.
театр. уч-ща в 1850-82  в  Большом  т-ре.  Выступал  в  ведущих  партиях
романтич. репертуара:
   Альберт;  Джеймс  ("Сильфида"),  Рыбак  ("Дочь  фараона"),  Грен-гуар
("Эсмеральда"). Акт„рская выразительность  сочеталась  у  Е.  с  высокой
техникой танца. Классич. танцовщик, Е. исполнял и характерные  танцы,  и
мимич. роли. Оставив  сцену,  в  1882-98  в„л  класс  усовершенствования
солистов балетной труппы т-ра.  В  1880-98  преподавал  в  Моск.  театр.
уч-ще. Среди его учеников - В. Д. Тихомиров. Учил бальным  танцам  детей
моек. купца С. В. Алексеева, в т. ч. и Костю Алексеева (по сцене  К.  С.
Станиславского).
   Лит.: Красовская В., Рус. балетный т-р второй  пол.  XIX  в.,  Л.-М.,
1963.
   Г. Ю. Бродская.
   ЕРОПКИН Иван Лаврентьевич
   (1764, Москва - 1814, Харьков), артист. В 1780  окончил  школу  моек.
Воспитательного  дома  (ученик  Л.  Парадиза).  В  1780-83   в   Вольном
Российском т-ре К. Книппера, в 1783-92 в придв. т-ре в  Петербурге.  Был
одним из лучших исполнителей комич. ролей. В 1810-14 преподавал  бальные
танцы в Харьковском ун-те.
   Лит.: Красовская В., Рус. балетный т-р от возникновения до  сер.  XIX
в., Л.-М., 1958; Бахрушин Ю. А., История рус. балета, Зизд., М., 1977.

Страницы: «« « 98   99   100   101   102   103   104   105   106  107   108   109   110   111   112   113   114   115   116  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Русский балет