|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 345 Размер файла: 2343 Кб Страницы: «« « 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 » »» Черменская. Гл. дир. Е. В. Бражник. В 1966 т-ру присвоено звание
академического.
Лит.: Федоренко Е., Пути и перепутья поисков Свердловского т-ра им.
А. В. Луначарского, "СБ", 1988, ј1; Чернова Н.. В зеркале Свердловской
сцены, "СМ". 1988. ј 5; Барыкина Л-, Вариации на балетную тему, в кн.:
Театр. Свердловск, Свердловск, 1989. Л. В. Барыкина. "ЕНЕЙ И ЛАВЙНИЯ",
героико-пантомим-ный балет в 4 актах. Комп. Г. Раупах, сцен. и балетм.
А. Питро. 2.11.1773, Петербург; Еней - Питро, Лавиния - С. Обри, Венера
- В. М. Михайлова, Латин - Т. Слепкин, Царица - Ж. Фузи, Турн - Т. С.
Бубликов, Акаф - К. Фабиани. Г. Н. Добровольская.
ЕРМОЛАЕВ Алексей Николаевич [10(23).2.1910, Петербург - 12.12.1975,
Москва], артист, балетмейстер, педагог. Нар. арт. СССР (1970). По
окончании ЛХУ (педагог В. И. Пономар„в) в 1926-30 ведущий танцовщик
Петрогр. т-ра оперы и балета, в 1930-58 - Большого т-ра. Партии: Бог
ветра ("Талисман"), Голубая птица; Гений вод ("Кон„к-Горбунок", все
1926), Базиль;
Купец ("Корсар"), Зимняя птица
("Ледяная дева", все 1927), Зигфрид (1928), Китайский фокусник и
Божок ("Красный мак", балетм. В. И. Пономар„в, Л. С. Леонтьев, первое
исполнение, 1929), Фрон-досо ("Комедианты", 1931), Филипп ("Пламя
Парижа", 1933 и 1947; Гос. пр. СССР, 1947), Тибул ("Три толстяка"),
Классический танцовщик ("Светлый ручей", обе 1935), Альберт; Абдерахман
("Раймонда", обе 1945), Тибальд (1946, балетм. Л. М. Лавровский, первое
исполнение в Большом т-ре), Ли Шанфу ("Красный мак", Гос. пр. СССР,
1950); Евгений ("Медный всадник"), Рипафратта ("Мирандолина", балетм. В.
И. Вайнонен, первое исполнение) - все 1949; Северьян ("Сказ о каменном
цветке", балетм. Лавровский, первое исполнение), Гирей ("Бахчисарайский
фонтан") -обе 1954, Ганс ("Жизель", 1955). Снимался в кинофильме-балете
"Ромео и Джульетта" (1955).
Пост.: "Соловей" М. Е. Крош-нера (1939, совм. с Ф. В. Лопухо-вым,
Минский т-р), "Повесть о любви" В. А. Золотарева (1953; др. назв.
"Пламенные сердца", 1955, там же), "Мир победит войну" на сб. муз. совр.
композиторов (1952, Большой т-р, единств. исполнитель).
E. - один из самых ярких представителей рус. балетной школы 20-40-х
гг., сыгравший историч. роль в жизни рус. балета. Именно Е. пошел дальше
всех, разрушая устойчивый, сложившийся в имп. т-ре стереотип учтивого и
галантного танцовщика-кавалера. Его интерпретации классич. репертуара
были неожиданны, остры и глубоки, а сама манера танцевать - необычайно
экспрессивна. Именно Е. изменил многие представления о возможностях
мужского танца и в нек-рых областях (вращения в воздухе и на полу,
большие прыжки, а главное - темпы движений) вывел мужской танец на новый
уровень виртуозности, утвердившийся в качестве нормы в иск-ве
танцовщиков след. поколения и прежде всего - его учеников (впрочем,
нек-рые достижения E. - тройные туры в воздухе, двойные револьтады - не
повторены и поныне). Для переворота, к-рый Е. совершил в мужском танце,
у него были все данные: ненасытный фанатизм экспериментатора и острый
холодный интеллект, бесстрашие, одержимость, отчаянная готовность идти
на любой риск и чисто физическая неутомимость. Взл„т Е. длился чуть
более десяти лет.
Сказались немыслимые мышечные перегрузки, и в 1937 он повредил себе
ногу. Но, главное, менялась художеств, атмосфера, менялся, становясь
более благопристойным, исполнит, стиль, бунтарство Е. начинало выглядеть
вызывающим и неуместным. Кроме того, утверждался драмба-лет -
пантомимная форма балетного т-ра, в к-ром уникальный танцевальный дар Е.
не находил применения и ведущим балетмейстерам казался обузой.
Вернувшись в 1939 на сцену Большого т-ра, Е. продолжал танцевать
ведущие партии (правда, не достигая прежних высот), но нашел себя вновь
- уже в качестве ярчайшего пантомимного артиста. Он демонстрировал
живописную внешнюю форму, эффектный и выразит, пластич. жест, но,
главное, обнаружил необычайную для балетного т-ра глубину и остроту
внутр. переживаний. По силе воздействия на зрительный зал его можно было
сравнить с крупнейшими драм. артистами. С кон.30-х годов Е. пробует себя
в качестве балетмейстера. Однако балетм. деятельность Е., несмотря на
шумный успех и очевидную художеств, смелость его постановок, не получила
развития: Е., прирожденный хореограф, был неудачливым либреттистом,
находившимся во власти вульгарных социологич. схем, распростран„нных в
сов. иск-ве.
Не менее драматичной, но гораздо более плодотворной была деятельность
Е.-педагога. По складу характера не склонный терпеливо сносить рутинный
ход каждодневной школьной педагогики, Е. недолго возглавлял МХУ
(1968-72). Зато с успехом и увлеченно (в 1960-75) в„л класс мастеров в
Большом т-ре, занимаясь только с талантливыми и отдавая все силы души
только звездам. Ученики: В. В. Васильев, М. Э. Лиепа, А. Б. Годунов.
Гос. пр. СССР (1946) за выдающиеся достижения в области балета.
Лит.: А. Ермолаев, М., 1974; Г a e в-с к и и В., Дивертисмент, М.,
1981; А. Ермолаев. М., 1982. В. М. Гаевский.
ЕРМОЛОВ Иван Алексеевич
[5(17).11.1831 - 29.3(11.4).1914], артист, педагог. Сын театр.
искгардеробщика, дядя драм. актрисы M. H. Ермоловой. По окончании Моск.
театр. уч-ща в 1850-82 в Большом т-ре. Выступал в ведущих партиях
романтич. репертуара:
Альберт; Джеймс ("Сильфида"), Рыбак ("Дочь фараона"), Грен-гуар
("Эсмеральда"). Акт„рская выразительность сочеталась у Е. с высокой
техникой танца. Классич. танцовщик, Е. исполнял и характерные танцы, и
мимич. роли. Оставив сцену, в 1882-98 в„л класс усовершенствования
солистов балетной труппы т-ра. В 1880-98 преподавал в Моск. театр.
уч-ще. Среди его учеников - В. Д. Тихомиров. Учил бальным танцам детей
моек. купца С. В. Алексеева, в т. ч. и Костю Алексеева (по сцене К. С.
Станиславского).
Лит.: Красовская В., Рус. балетный т-р второй пол. XIX в., Л.-М.,
1963.
Г. Ю. Бродская.
ЕРОПКИН Иван Лаврентьевич
(1764, Москва - 1814, Харьков), артист. В 1780 окончил школу моек.
Воспитательного дома (ученик Л. Парадиза). В 1780-83 в Вольном
Российском т-ре К. Книппера, в 1783-92 в придв. т-ре в Петербурге. Был
одним из лучших исполнителей комич. ролей. В 1810-14 преподавал бальные
танцы в Харьковском ун-те.
Лит.: Красовская В., Рус. балетный т-р от возникновения до сер. XIX
в., Л.-М., 1958; Бахрушин Ю. А., История рус. балета, Зизд., М., 1977.
Страницы: «« « 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |