Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 345 Размер файла: 2343 Кб Страницы: «« « 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 » »» М. И. Пети-па): "Баядерка" (1884, 1900; вариант - 1904, Большой т-р), "Волшебные пилюли" (1886), "Спящая красавица" (1890), "Царь Кандавл" (1891), "Щелкунчик" (1-я и 3-я картины, 1892), "Кон„к-Горбунок" (1895), "Синяя Борода" (1896), "Раймонда" (2-е действие, 1898), "Ручей" (1902). Мастер архитектурно-перспективных декораций. Придерживался консервативного историко-бытового направления в сценографии. Лучшие работы И. (оформление 2-го действия "Спящей красавицы", высоко оцен„нное А. Н. Бенуа) обладали большой худ. выразительностью. Изобр„л составы красок, способствующие долгому сохранению декорационной живописи. В 1896-1902 преподавал в Рисовальной школе Об-ва поощрения художеств в Петербурге. Лит.: Пожарская М. Н., Рус. театрально-декорац. иск-во кон. XIX - нач. XX вв.. M., 197U; Константинова М., "Спящая красавица", М., 1990. В. А. Кулаков. ИВАНОВ Лев Иванович [18.2(2.3). 1834-11(24). 12.1901, Петербург], артист, балетмейстер. В 1844-52 учился в Петерб. театр. уч-ще, занимался классич. танцем у А. И. Пименова, Фредерика, Э. Гредлю, Ж. Петипа-отца. С 1852 в Петерб. балетной труппе. Выступал партн„ром Е. И. Андре-яновой и Т. П. Смирновой. В 1869, после отъезда из Петербурга А. Сен-Леона и назначения М. И. Петипа балетмейстером петерб. труппы, И. занял положение первого танцовщика, но вскоре уступил первенство П. А. Гердту. Последний раз выступил на сцене в 1893. Партии: Феб и Клод Фрол-ло; Валентин ("Фауст"), Солор, Колен, Конрад; характерные танцы. Талантливый танцовщик, выразит, мимич. акт„р, И. отличался скромностью и часто уступал выигрышные партии другим. С 1858 преподавал в младших классах Петерб. театр. уч-ща; у него начинали учиться Е. О. Вазем, М. Н. Горшенкова, Е. П. Соколова, К. М. Куличевская, М. Ф. Кшесинская, О. И. Преображенская, А. Я. Ваганова. В 1882 назначен режисс„ром петерб. балетной труппы, возобновлял старые спектакли и ставил танцы в операх. С 1885 второй балетмейстер т-ра. С этого времени началась его самостоят. балетмейстерская работа. Обладая феноменальными муз. способностями, И. особенно большое значение придавал музыке, видя в ней источник хореогр. образности. В 1887 пост. в традициях романтич. балета "Очарованный лес" Р. Е. Дриго и (совм. с Пети-па) "Гарлемский тюльпан" Б. А. Шеля, в к-рых сочетал мотивы фантастики и фольклора. В Красном Селе (под Петербургом) показал балеты "Севильская красавица" (на сб. муз., 1888), "Шалость амура" (1890, переш„л затем на сцену Мариинского т-ра) и "Праздник лодочников" А. А. Фридмана (1891). В 1890 пост. "Половецкие пляски" для премьеры оперы А. П. Бородина "Князь Игорь", в 1892 славянские танцы для 1-го и 2-го актов оперы-балета "Млада" Н. А. Римского-Корсакова. В 1892 пост. "Щелкунчик", где самобытно воплотил в танце поэзию зимней природы (танец снежных хлопьев). Муз.-симф. развитие действия определяло разработку действия танцевального, тонкую "инструментовку" кордебалетного танца. Историч. значение этой постановки, е„ воздействие на балетный т-р своего времени исключительно велики. В 1922 спектакль был поставлен в др. редакции, и с тех пор хореография И. утрачена. Поставив "Волшебную флейту" Дриго и 2-й акт (бал) в "Золушке" Шеля (1893), И. вновь обратился к музыке П. И. Чайковского. В 1894 в Мариин-ском т-ре на концерте памяти Чайковского впервые исполнялась 2-я картина "Лебединого озера" в пост. И. В 1895 И. пост. 4-ю картину балета (1-ю и 3-ю картины пост. М. И. Петипа). Продолжая романтич. традиции рус. хореографии 19 в., "лебединые" сцены одновременно пролагали путь в будущее. И. симфонически разработал ансамбли лебедей во взаимодействии с лирико-траге-дийным характером героини балета. Совершенство хореографич. форм органично вытекало из поэтич. содержания образов. В спектаклях "Ацис и Галатея" А. В. Кадлеца (1896), "Дочь микадо" В. Г. Врангеля (1897) слабая музыка не позволила И. углубить опыты симфонизации танца. Он успешно их продолжил во "Второй венгерской рапсодии" на муз. Ф. Листа, впервые исполненной в 1900 как вставной номер в балете "Кон„к-Горбунок" Ц. Пуни. Смерть не дала И. завершить пост. "Сильвии" Л. Делиба, е„ закончил П. А. Гердт. Задуманную И. пост. "Египетских ночей" А. С. Аренского осуществил М. М. Фокин. Б. В. Асафьев назвал И. "душой русского балета". Соч.: Автобиография (Мои маленькие воспоминания), "Петерб. газета", 1901, 13дек.; Мои воспоминания, "СБ", 1987, ј 1. Лит.: Асафьев Б. В., Избр. труды, т. 2, М., 1954; Волынский А., "Маляр негодный", "ЖИ", 1923, ј7; Слонимский Ю., Мастера балета, [Л.], 1937; его ж е, П. И. Чайковский и балетный т-р его времени, М., 1956; Красовская В., Рус. балетный т-р второй пол. XIX в., Л .-M., 1963 ; Демидов А., "Лебединое озеро", М., 1985. В. М. Красовская. ИВАНОВА (наст. фам. Я p о-вая-Равская) Валентина Константиновна [4(16).4.1898, Петербург - 5.5.1982, Ленинград], артистка, педагог. Засл. арт. РСФСР (1934). По окончании Петрогр. театр. уч-ща (педагоги К. М. Куличевская, А. В. Ширяев) в 1916-59 в Т-ре им. Кирова. Первая исполнительница партий: Саломея ("Саломея", 1922, балетм. Л. С. Леонтьев), Княгиня ("Сердце гор", 1938, балетм. В. М. Чабукиани). Др. партии: Уличная танцовщица и Мерседес ("Дон Кихот"), Береника и Клеопатра ("Египетские ночи"). Мастер характерного танца, И. обладала эффектной внешностью, высокой акт„рской культурой. Изысканная лепка выразительных рук, гибкость обеспечили ей успех в экзо-тич. восточных танцах. Творчеству И. присущи благородная сдержанность, отточенность пла-стич. рисунка, в нек-рых партиях прорывался стихийный темперамент актрисы. В 1938-48 репетитор Т-ра им. Кирова. В 1945-58 и 1962-66 преподавала характерный танец в ЛХУ. Лит.: Михайлов М., Молодые годы Ленинград, балета, Л., 1978; Чернова Н., От Гельцер до Улановой, М., 1979; Сорок лет служения сов. балету, "Ленингр. т-ры", 1956, ј 39. А. А. Соколов-Каминский. ИВАНОВА (в замужестве Ступникова) Галина Михайловна (р. 19.12.1929, Ленинград), артистка, педагог. В 1950 окончила ЛХУ (педагог А. Я. Ваганова). В 1948-49 в Т-ре им. Джалиля. Партии: Сванильда ("Коппе-лия"), Танечка ("Доктор Айболит"). В 1949-71 в Т-ре им. Кирова. Первая исполнительница партий: Служанка ("Тропою грома", 1958, балетм. К. М. Сергеев), Отчаяние ("Берег надежды", 1959, балетм. И. Д. Бельский), Золото ("Легенда о любви", 1961, балетм. Ю. Н. Григорович). Др. партии: Мария; Мирта ("Жи-зель"), Оксана ("Тарас Бульба"), Гамзатти ("Баядерка"), Хасинта ("Лауренсия"), феи Резвости, Смелости, Бриллиантов Страницы: «« « 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |