Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 345
Размер файла: 2343 Кб
Страницы: «« « 113   114   115   116   117   118   119   120   121  122   123   124   125   126   127   128   129   130   131  » »»

Розальба", 1817), Зетюльба ("Калиф Багдадский"), Кора ("Кора и Алонзо"),
Евхариса ("Евтимий и Евхариса") - все 1820, Альцина ("Роланд и Моргана",
1821), Арисия ("Федра и Ипполит"),  графиня  Альберт  ("Сатана  со  всем
прибором, или Урок чародея") - все 1825, Аль-цеста ("Альцеста", 1830)  -
все балетм. Дидло. Лучшая комич. партия - Лиза в балете "Лиза  и  Колен,
или Тщетная предосторожность" (1821). С успехом играла в водевилях: роль
танцовщицы  Зефиретты  в  пьесе  А.  А.  Шаховского  "Феникс,  или  Утро
журналиста" (1821), сразу три  разнохарактерные  роли  во  франц.  пьесе
"Путешествующая танцовщица-актриса, или Три невесты"  (переделка  П.  И.
Арапова, 1824).  Чарующая  красота  артистки  послужила  причиной  неск.
скандалов в среде  многочисл.  поклонников,  один  из  к-рых  закончился
трагически. В нояб. 1817 на дуэли с камер-юнкером А. П. Завадов-ским был
убит штабс-ротмистр В. В.  Шереметев,  близкий  друг  и  покровитель  И.
Секундантами были А. С. Грибоедов и будущий декабрист  А.  И.  Якубович.
Эта драма произвела сильное впечатление на А. С. Пушкина, т. к.  все  е„
участники были ему хорошо знакомы. Поэт был свидетелем  первых  триумфов
балерины и обессмертил е„ имя в 1-й главе "Евгения Онегина". В нач. 30-х
гг. он набросал план  повести  "Две  танцовщицы",  где  упоминалась  эта
дуэль. В черновых рукописях историч. романа  "Дети  Пелама"  поэт  также
обращался к личной и творч. судьбе И. Артистка первой  воплотила  образы
пушкинских героинь на петерб. сцене:
   Черкешенка в "Кавказском пленнике" (1823,  балетм.  Дидло)  и  княжна
Людмила в балете "Руслан и Людмила" (1824, балетм. Дидло и Огюст, по  А.
П. Глушковскому)  -  лучшие  партии  в  романтич.  репертуаре  артистки.
Танцевала она и в кордебалетных танцах, пост. Дидло на муз. К. А. Кавоса
в трилогии Шаховского "Керим-Гирей - Крымский  хан"  (1825)  по  мотивам
поэмы  "Бахчисарайский  фонтан".  С  1829  (после  отставки   Дидло)   в
творчестве  артистки  начался  сложный  период.  В  мае  1829  во  время
выступления она сильно повредила себе ногу и была вынуждена  перейти  на
мимич. роли. Одна из последних партий - царица Сумбека  ("Сум-бека,  или
Покорение Казанского царства", 1832, в пост. А.  Блаша,  занявшего  пост
Дидло). В этот период живой темперамент  танцовщицы  с  е„  безошибочным
чувством   стиля,эпохи,национальных   мотивов   проявился    в    другом
распростран„нном жанре - дивертисменте. Последнее выступление  И.  (рус.
пляска) состоялось на сцене Александрийского т-ра. В апр.  1836  уволена
на пенсию. Покинув театр, вышла замуж за драм.  акт„ра  П.  С.  Экунина.
Умерла во время эпидемии холеры.
   Лит.: Борисоглебский М. (сост.), Материалы по истории рус. балета, т.
1, Л., 1938; Красовская В., Рус. балетный т-р от возникновения  до  сер.
XIX в., Л.- М-, 1958; Слонимский Ю., Дидло, Л.- М., 1958; Г о з e н п  у
д А., Муз. т-р в России, Л., 1959; Эльяш Н., А. Истомина, Л.,  1971.  Т.
Н. Орлова.
   "КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК", балет в 3 актах с прологом (по одноим. поэме А.
С. Пушкина). Комп. Б. В. Асафьев, сцен. Н. Д. Волков, Л. М.  Лавровский,
И. С. Зиль-берштейн. 14.4.1938, Ленингр. Малый т-р, балетм.  Лавровский,
худ. В. М. Ходасевич, дир. П. Э. Фельдт; Черкешенка - Е. Г.  Чи-кваидзе.
Пленник - С. Н. Дубинин, Нина - Г. Н. Кириллова. 1947, там  же,  возобн.
20.4.1938, Большой т-р, сцен. Волков, балетм. Р. В. Захаров, худ. П.  В.
Вильяме, дир. Ю. Ф. Файер; Черкешенка - М. С. Боголюбская, Пленник -  М.
М. Габович, Полина - М. Т. Сем„нова (затем О. В. Лепешинская).  В  д  р.
городах (в скобках фам. балетмейстеров):
   Саратов  (1938,  В.  А.   Кононович),   Свердловск   (1939,   В.   Л.
Романовский).
   Н. Ю. Чернова. "КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК, ИЛИ  ТЕНЬ  НЕВЕСТЫ",  балет  в  4
актах (по поэме А. С. Пушкина "Кавказский пленник"). Комп. К.  А.  Кавос
(в оркестровке Т. В. Жучковского), сцен. и балетм. Ш. Дидло.  15.1.1823,
Большой т-р, Петербург, дир. Кавос; Черкешенка - А. И. Истомина, Пленник
- Н. О. Гольц. 1838, там же. возобн.; Черкешенка - М. Д.  Но-вицкая-Дюр.
4.10.1827, Большой т-р, Москва, дополнит, номера на муз. Н. Е. Ку-бишты,
балетм. А. П. Глушковский; Черкешенка - А. И. Воронина-Иванова,  Пленник
- Глушковский.
   Н. Ю. Чернова.
   КАВОС Катерино Альбертович [30.10.1775, Венеция -  28.4(10.5).  1840,
Петербург],  композитор,  дириж„р.  По  происхождению   итальянец.   Сын
венецианского хореографа А. Кавоса. Учился у Ф. Бьянки.  С  1799  служил
при Дирекции имп. т-ров в Петербурге. С 1806 капельмейстер рус. оперы, с
1822 инспектор придв. оркестров, с 1832 "директор музыки" имп. т-ров. К.
вн„с большой вклад в развитие рус. муз. т-ра, способствовал формированию
репертуара, воспитанию артистов и  музыкантов.  К.  принадлежит  св.  50
произв. для т-ра, в т. ч. балеты:
   "Зефир и Флора" (1808), "Амур и  Психея"  (1809),  "Ацис  и  Галатея"
(1816), "Рауль де Креки, или Возвращение из крестовых походов"
   (совм.  с  Т.  В.  Жучковским,  1819),  "Федра  и  Ипполит"   (1821),
"Кавказский пленник, или Тень невесты" (по поэме А. С.  Пушкина,  1823).
Сотрудничал также с балетм. И. И. Вальберхом,  поставившим  на  муз.  К.
балеты-дивертисменты:  "Ополчение,  или  Любовь  к  отечеству"   (1812),
"Торжество России, или Русские в Париже" (1814).
   Лит.: Зотов Р.,  Биография  капельмейстера  Кавоса,  "Репертуар  рус.
т-ра", 1840, кн. 10; Грачев П. В., К. А. Кавос, в кн.:
   Очерки по истории рус. музыки 1790-1825,  Л.,  1956;  Красовская  В.,
Рус. балетный т-р от возникновения до сер. XIX в., Л.-М., 1958;
   Сычева О., Кавос и рус. муз. т-р первой трети XIX в., в сб.: Стилевые
особенности рус. музыки XIX-XX вв.. Л., 1983; Келдыш Ю. В., К. А.  Кавос
и рус. опера, в кн.: История рус. музыки, т. 4, М.,  1986;  Соколова  А.
М., Балетный т-р. там же.
   Н. Ю. Чернова.
   КАДЛЕЦ Андрей-Карл Вячеславович (1859-1928), композитор, дириж„р.  По
нац. чех. Учился в
   Парижской и  Петерб.  коне.  В  1887-1907  альтист,  в  1910-17  дир.
оркестра Мариинского т-ра. Автор оперы, инструм. пьес и балета  "Ацис  и
Галатея" (1896, Мариинский т-р, балетм. Л. И.  Иванов;  1906,  спектакль
Петерб. театр. уч-ща, балетм.  М.  М.  Фокин).  Инструментовал  "Времена
года" П. И. Чайковского для пост.  одноим.  балета  (1909,  совм.  с  А.
Клейнике; спектакль Петерб. театр.  уч-ща  в  Мариинском  т-ре,  балетм.
Фокин).
   КАЗИНЕЦ (по мужу Шах-А з и з о в а) Марина  Ивановна  (р.  27.1.1907,
Тбилиси), артистка. Засл. арт. Груз. ССР (1943).  Училась  в  тбилисской
студии М. И. Перини (1917-22).  В  1920-5  (с  перерывами)  в  Т-ре  им.
Палиашвили. Стажировалась в Москве (1928-29) и  Ленинграде  (1933-  34).
Исполнительница  ведущих  партий  в  балетах:  "Карнавал",   "Коппелия",

Страницы: «« « 113   114   115   116   117   118   119   120   121  122   123   124   125   126   127   128   129   130   131  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Русский балет