Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 345
Размер файла: 2343 Кб
Страницы: «« « 119   120   121   122   123   124   125   126   127  128   129   130   131   132   133   134   135   136   137  » »»

("Кон„к-Горбунок"), тарантелла ("Бандиты"),  а  также  танцы  в  операх:
"Джоконда", "Демон", "Мефистофель"  -  все  балетм.  Петипа,  "Волшебный
стрелок" (балетм. Л. И. Иванов). Отличался виртуозной техникой,  обладал
большим прыжком и сильными пируэтами. Был партн„ром В. А. Никитиной,  М.
Н. Горшенковой. Имея все данные, К. не стал ведущим танцовщиком  труппы,
был  артистом  "даровитым,  но  зат„ртым  закулисною  рутиной"  (А.   А.
Плещеев). В 1882-96 преподавал бальные танцы в Петерб. театр. уч-ще.
   Лит.: Плещеев А., Наш балет, 2 изд., СПб., 1S99;  Красовская  В.  М.,
Рус. балетный т-р второй пол. XIX в., Л.-М., 1963;
   Карсавина Т., Театр, улица, Л-, 1971.
   Т. Е. Кузовлева.
   КАРСАВИНА Тамара Плато-новна [25.2(9.3).1885, Петербург -  26.5.1978,
Биконсфилд, близ  Лондона],  артистка.  Дочь  П.  К.  Карсавина,  сестра
философа Л. П. Карсавина, внучатая племянница философа и писателя А.  С.
Хомякова. В 1902 окончила Петерб. театр. уч-ще (педагоги П. А. Гердт, А.
А. Горский). Воспитанницей исполнила сольную партию  Амура  на  премьере
балета "Дон Кихот" в пост. Горского, старинное па  де  де  "Жемчужина  и
рыбак", вставленное Гердтом в возобновл„нную им "Жавотту" (обе  -  1902,
Мариинский т-р). На выпускном спектакле танцевала в фрагменте "В царстве
льдов" (из балета "Искра любви", пост. Гердта). В 1902-18  в  Мариинском
т-ре.
   Иск-во К. складывалось в пору кризиса академизма и поисков выхода  из
него. В творчестве М. М. Фокина, начинавшего с нарочитого противостояния
академич. балету, К. почувствовала нечто  близкое.  Фокин  же,  делавший
поначалу ставку на  А.  П.  Павлову,  не  сразу  рассмотрел  в  К.  свою
идеальную  исполнительницу.  К.  явилась  родоначальницей  принципиально
новых тенденций испол-нительства в балетном т-ре 20 в., получивших позже
название "интеллектуального искусства". Критики,  ревнители  академизма,
находили в исполнении К. немалые изъяны. Занятия у X. П. Иогансо-на,  Е.
П. Соколовой, стажировка в Италии  у  К.  Беретта,  консультации  С.  Г.
Легата помогали преодолевать недостатки. От сольных партий -  цветочница
Цикалия ("Дон Кихот"),  подруга  Сваниль-ды  ("Коппелия"),  па  де  катр
фресок ("Кон„к-Горбунок"), па де де ("Жизель"), па де  труа  ("Лебединое
озеро"), Генриетта ("Раймонда") - К. стала переходить к ведущим партиям:
Флора    ("Пробуждение    Флоры"),    Царь-девица    ("Кон„к-Горбунок").
Уникальность дара К. проявилась сполна лишь в работе  над  новыми  пост.
Фокина.   Е„   интеллект    сообщал    некую    конструктивную    основу
импрессиони-стич.   хореографии   Фокина.   Игра   оттенков,    присущая
импрессионизму, не становилась у К. самоцелью, но преломл„нная ею,  вела
к воплощению неких вечных истин и идей. Так поиски  совр.  иск-ва  в  е„
творчестве смыкались с  ценностями  академизма.  Первая  исполнительница
партий в  пост.  Фокина:  11-й  вальс  ("Шопениана",  2-я  ред.,  1908),
еврейский  танец  ("Египетские  ночи",  1909),  Коломбина  ("Карнавал"),
Жар-птица (обе - 1910), Девушка ("Призрак розы"), нимфа Эхо ("Нарцисс"),
Балерина ("Петрушка", все-  1911),  1-я  из  ж„н  Царя  ч„рных  островов
("Исламей"), Молодая девушка  ("Синий  бог"),  Тамара  ("Тамара"),  Хлоя
("Дафнис и Хлоя"; все -  1912),  "Прелюды"  (1913),  Шемаханская  царица
("Золотой петушок"), Ореада ("Мидас", обе -
   1914), "Сон" (1915), танцы в опере "Руслан и Людмила" (1917). Две  е„
лучшие партии созданы в дуэте  с  В.  Ф.  Нижинским:  Девушка  ("Призрак
розы") и Балерина ("Петрушка"). Вкус к стилизатор-ству, приобрет„нный К.
в  сотрудничестве  с  Фокиным,  сказался  и  в  работе   над   академич.
репертуаром.  Исполнила  гл.  партии  в  балетах:  "Жизель",  "Лебединое
озеро", "Раймонда", "Щелкунчик", "Фея кукол", "Спящая  красавица",  "Дон
Кихот", "Пахита", "Арлекинада". Последнее выступление в Мариинском  т-ре
- в 1918 в "Баядерке". Гастролировала с труппой Г. Г. Кякшта  (1906);  а
также в Праге (1908), Милане, Лондоне (1909), Берлине, Брюсселе, Лондоне
(1910), с труппой С. П. Дягилева - с 1909.
   С июля 1918 в Лондоне. До 1929 в Русском балете Дягилева, где  наряду
с прежними исполнила партии: Мельничиха ("Треуголка"),  Соловей  ("Песнь
Соловья"), Пимпинелла ("Пульчинелла"), па де  де  (опера-балет  "Женские
хитрости") - все балетм. Л. Ф. Мясин. В 1929-31 в труппе "Балле Рамбер".
Оставила сцену в
   1931. Возобновила балеты Фокина "Призрак  розы"  для  "Сэдлерс  Уэллс
балле" (1943), "Карнавал" для "Вестерн тиэтр балле" (1961), помогала  Ф.
Аштону в пост. "Тщетной предосторожности",  репетировала  с  М.  Фонтейн
партию Жар-птицы.
   Разрабатывала новые способы записи танца (1905), переводила  труд  Ж.
Ж. Новера "Письма  о  танце".  Автор  ряда  статей,  мемуаров,  методич.
пособия  по  классич.  танцу.  Вице-през.  Королевской  академии   танца
(Великобритания, 1930-55).
   Со ч.: Theatre Street, L., 1930;  в  рус.  пер.  -Театральная  улица.
[Л.]. 1971; Ballet Technique. L.. 1956;  La  Fille  Mal  Gardee  at  the
Marinsky, в кн.: La Fille Mal Gardee, L.. 196U.
   Лит.: С в e т л о в В., Т. П. Карсавина, в  кн.:  Рус.  балет,  СПб..
1913; Борисоглебский M. (сост.). Материалы по истории рус. балета, т. 2,
Л., 1939; К p а с о в с к а я В., Рус. балетный т-р нач. XX в., [ч.]  2.
Танцовщики,  Л..  1972;  Cocteau  J.,   Tamara   Karsavi-na.   "Comoedia
Illustre". 1911, ј 18; L i fa r S., Les Trois  Graces  du  XX-e  siecle,
1957.
   A. A. Соколов-Каминский.
   КАСАТКИНА  Наталия  Дмитриевна  (р.  7.6.1934,   Москва),   артистка,
балетмейстер, сценарист. Нар. арт. РСФСР (1984). В 1953 окончила МХУ.  В
1954-76 в труппе Большого  т-ра.  Характерная  танцовщица.  Была  первой
исполнительницей партий: Бесноватая ("Весна священная", 1965, балетм.
   К. и В. Ю. Васил„в), Рок ("Кармен-сюита", 1967, балетм. А.  Алон-со),
Индийская кукла ("Щелкунчик", 1966, балетм. Ю. Н. Григорович). Для танца
К. характерны благородство пластич. линий, психологич. проникновенность,
правда чувств. Др. партии:
   Мерседес ("Дон Кихот"), Молодая цыганка  ("Каменный  цветок"),  Фанни
("Тропою грома"). Исполняла характерные  танцы  в  балетах:  "Раймонда",
"Лебединое    озеро",    "Золушка",    "Дон    Кихот".    Снималась    в
кинофильме-концерте  "Балерина"  (1969),   телеэкранизации   "Половецких
плясок" (1972), телефильме-концерте "Хореографические новеллы" (1973).
   С 1960-х гг. работает с Васил„вым как балетмейстер и  сценарист.  Для
спектаклей  К.  и  Васил„ва  характерны  остроконфликтная   драматургия,
крепкая режиссура, своеобразие хореогр. языка, основанного на  сочетании
классич. танца и совр. пластики. Ими поставлены балеты: "Ванина  Ванини"
(1962, Большой т-р) и "Героическая поэма" ("Геологи", 1964, там  же)  Н.
Н. Каретникова;

Страницы: «« « 119   120   121   122   123   124   125   126   127  128   129   130   131   132   133   134   135   136   137  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Русский балет