|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 345 Размер файла: 2343 Кб Страницы: «« « 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 » »» января), там же, 1843, 5 февр.; Петербургские т-ры. Обзор
С.-Петербургских т-ров за истекший театр, год, там же, 1843, 9 марта;
Большой т-р, "Пери", фантастический балет, там же, 1844, 28 февр.
Лит.: Петров О., Рус. балетная критика конца XVIII - первой пол. XIX
в., М., 1982. Ю. А. Бур якови.
ЗУБКОВСКАЯ (урожд. И з p а -и л e в а) Инна Борисовна (р. 29.11.1923,
Москва), артистка, педагог. Нар. арт. РСФСР (1957). По окончании МХУ
(педагог М. А. Кожухова) в 1941-70 в Т-ре им. Кирова. Ведущая балерина,
исполнительница мн. партий классич. репертуара: Одетта-Одиллия, Никия,
Раймонда, фея Сирени; Уличная танцовщица и Китри
("Дон Кихот"), Эсмеральда; Жемчужина ("Кон„к-Горбунок").
Величаво-отчужд„нная красота, сдерживаемая эмоциональность 3.
завораживали зрителя. Никогда не открываясь целиком, она, словно
снисходя до зрителя, хранила в себе холод абсолютной истины и вечной
тайны. Первая исполнительница партий: фея Лета ("Золушка", 1946, балетм.
К. М. Сергеев), Фригия ("Спартак", 1956, балетм. Л. В. Якобсон), Бианка
("Отелло", 1960, балетм. В. М. Чабукиани), 4-й вальс ("Новеллы любви",
1963, балетм. Якобсон), Женщина в холле ("Жемчужина", 1965, балетм. К.
Ф. Боярский). Одна из первых исполнительниц партий Хозяйки Медной горы и
Мехменэ Бану.
Наиболее полно 3. раскрылась в пост. Якобсона, где красота хореогр.
рисунка сочеталась с глубоким драм. смыслом: партия Сюимбике, партия в
миниатюре "Вечный идол" ("Хореографические миниатюры"). Вершина
творчества 3. - партия Фригии. Спокойствие текучих, соразмерных линий в
е„ стилизованной под античную скульптуру пластике взрывалось открытой
эмоцией в сцене прощания Фригии со Спартаком. Др. партии: Береника
("Египетские ночи"), Маха ("Испанские миниатюры"), Кривляка ("Золушка"),
Мирейль де Пуатье ("Пламя Парижа"), Зарема и Мария ("Бахчисарайский
фонтан"), Татьяна ("Татьяна"), Вакханка ("Вальпургиева ночь"). С 1965
педагог классич. танца ЛХУ, с 1970 препода„т и артистам эстрады.
Преподавала за рубежом: в 1980-81 в Венесуэле (Балетная школа Каракаса),
в 1983-85 в Италии (Римская опера). Снималась в роли Земфиры в
кинофильме-опере "Алеко" (1954), телефильме-концерте "Хореографическая
симфония" (1971). Гос. rip. СССР (1951).
Лит.: Кремшевская Г., И. Зубков-ская, в сб.: Ленингр. балет сегодня,
в. 1, Л.- М., 1967; ее же, Путь к мастерству, "ТЛ", 1957, ј 19; И.
Зубковская, там же, 1960, ј 45;
Красовская В.. Времена поисков, времена выдвижений, "Нева", 1960, ј
10;
Ступников И., И. Зубковская, "Балет", 1993, ј 3. А. А.
Соколов-Каминский.
ЗУБКОВСКИЙ Николай Алек сандрович (25.11.1911, Смоленск - 3.6.1971,
Ленинград), артист, педагог. Засл. арт. РСФСР (1939). По окончании ЛХУ
(педагог В. И. Пономар„в) в 1931-62 в Т-ре им. Кирова. Первый
исполнитель партий: Карен ("Гаянэ", 1942, балетм. Н. А. Анисимова,
премьера в Перми), Николай ("Татьяна", 1947, балетм. В. П. Бурмей-стер),
Божок ("Баядерка", эту партию 3. сочинил для себя, номер закрепился в
спектакле). Виртуозный танцовщик, исполнитель сольных классич. и
гротесковых партий: Голубая птица, Дези-ре; Актеон ("Эсмеральда"), Раб
("Корсар"), Гений вод ("Кон„к-Горбунок"), Граф ("Лебединое озеро",
балетм. А. Я. Ваганова), Арлекин ("Карнавал"), Щелкунчик; Юноша
("Шопениана"), Базиль; Зимняя птица ("Ледяная дева"), Вацлав: Андрий
("Тарас Бульба"), Евгений; Принц ("Золушка"). Подвижный, острый и точный
в танце, 3. наиболее выигрышно свои акт„рские возможности реализовал в
партиях:
Меркуцио, Колен, Пьер, Филипп и Жером ("Пламя Парижа"), Менго
("Лауренсия"), Ли Шанфу. Обладал комедийным дарованием. Участвовал в
спектаклях Ленингр. Малого т-ра. Партии:
Арлекин ("Арлекинада"), Бес„-нок ("Сказка о попе и о работнике его
Балде"), Труффальдино ("Мнимый жених"), Рене ("Фадет-та"), Джемал
("Ашик-Кериб"), Классический танцовщик ("Светлый ручей"). С 1962 педагог
классич. танца: класс усовершенствования Т-ра им. Кирова, с 1965 - ЛХУ.
Среди учеников: Б. В. Лан-ков, Д. А. Брянцев, В. Н. Гуляев, О. В.
Игнатьев, В. Б. Островский, Т. Э. Хярм. Гос. пр. СССР (1948).
Лит.: Блок Л. Д., Классический танец. История и современность. M.,
19S7; Красовская В.,Н. Зубковский. Библиотека С.-Петерб. отд. СТД
(рукопись); Долгушин Н., Поэзия танца, "СБ", 1988, ј 3; Николай
Зубковский. Статьи и воспоминания о Зубков-ском. Творческое наследие,
СПб., 1993.
А. А. Соколов-Каминский.
"ИВАН ГРОЗНЫЙ", балет в 2 актах на муз. С. СМ. И. Чулаки), сцен. и балетм. Ю. Н. Григорович. 20.2.1975, Большой т-р,
худ. С. Б. Вирсаладзе, дир. А. М. Жюрайтис; Иван - Ю. К. Владимиров
(затем В. В. Васильев), Анастасия-Н. И. Бессмертнова, князь Курбский -
Б. Б. Акимов; экранизирован в кино (под назв. "Грозный век", 1978). В.
А. Майниеце.
ИВАНОВ Иван Николаевич [1795 или 1796- 18(30).11. 1854, Петербург],
художник т-ра, машинист сцены. Помощник декоратора (1810?-17), затем
декоратор (1817-46) Моск. имп. т-ров (также акт„р). Оформил спектакль
"Торжество муз" (пролог А. А. Алябьева и А. Н. Верстов-ского) в честь
открытия нового здания Большого (Петровского) т-ра (1825), а также мн.
балетные пост. этого т-ра (совм. с К. О. и И. К. Браунами), в т. ч.
"Сандрильона" (1825) и "Геркулес и Омфала" (1826), "Рауль де Креки, или
Возвращение из крестовых походов" (1825), "Урок чародея" (1828), "Сатана
со всем прибором" (1832), "Три пояса, или Русская Сандрильона" (1826),
"Восточный чародей" (1831), "Руслан и Людмила" (1831), "Три талисмана"
(1831), "Волшебный барабан"
(1827), "Ричард Львиное Сердце"
(1828), "Зефир и Флора" (1829), "Калиф Багдадский" (1833), "Асмодей,
хромой колдун" (1843), "Тщетная предосторожность" ("Лиза и Колен")
(1845), "Катарина" (1850). Почитатель и последователь П. Гонзаго, И.
развивал его стиль в своих архитектурно-перспективных декорациях, вводя
в них также элементы романтич. пейзажа.
Лит.: Давыдова М.В., Очерки истории рус. театрально-декорац. иск-ва
XVIII - нач. XX в., М., 1974; Художники Большого т-ра. Альбом, М., 1976.
В. А. Кулаков.
ИВАНОВ Константин Матвеевич [19.9(1.10).1859, Петербург -
22.5(4.6). 1916, Петроград], художник т-ра. Учился в AX (1874-84) у
M. A. Шишкова. В 1883-1908 декоратор при петерб. Дирекции имп. т-ров,
участвовал в поактном оформлении спектаклей Мариин-ского т-ра (балетм.
Страницы: «« « 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |