Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Русский балет

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 345
Размер файла: 2343 Кб
Страницы: «« « 106   107   108   109   110   111   112   113   114  115   116   117   118   119   120   121   122   123   124  » »»

января),  там   же,   1843,   5   февр.;   Петербургские   т-ры.   Обзор
С.-Петербургских т-ров за истекший театр, год, там же,  1843,  9  марта;
Большой т-р, "Пери", фантастический балет, там же, 1844, 28 февр.
   Лит.: Петров О., Рус. балетная критика конца XVIII - первой пол.  XIX
в., М., 1982. Ю. А. Бур якови.
   ЗУБКОВСКАЯ (урожд. И з p а -и л e в а) Инна Борисовна (р. 29.11.1923,
Москва), артистка, педагог. Нар. арт. РСФСР  (1957).  По  окончании  МХУ
(педагог М. А. Кожухова) в 1941-70 в Т-ре им. Кирова. Ведущая  балерина,
исполнительница мн. партий классич. репертуара:  Одетта-Одиллия,  Никия,
Раймонда, фея Сирени; Уличная танцовщица и Китри
   ("Дон    Кихот"),    Эсмеральда;    Жемчужина     ("Кон„к-Горбунок").
Величаво-отчужд„нная   красота,    сдерживаемая    эмоциональность    3.
завораживали  зрителя.  Никогда  не  открываясь  целиком,  она,   словно
снисходя до зрителя, хранила в себе холод  абсолютной  истины  и  вечной
тайны. Первая исполнительница партий: фея Лета ("Золушка", 1946, балетм.
К. М. Сергеев), Фригия ("Спартак", 1956, балетм. Л. В. Якобсон),  Бианка
("Отелло", 1960, балетм. В. М. Чабукиани), 4-й вальс  ("Новеллы  любви",
1963, балетм. Якобсон), Женщина в холле ("Жемчужина", 1965,  балетм.  К.
Ф. Боярский). Одна из первых исполнительниц партий Хозяйки Медной горы и
Мехменэ Бану.
   Наиболее полно 3. раскрылась в пост. Якобсона, где  красота  хореогр.
рисунка сочеталась с глубоким драм. смыслом: партия Сюимбике,  партия  в
миниатюре  "Вечный   идол"   ("Хореографические   миниатюры").   Вершина
творчества 3. - партия Фригии. Спокойствие текучих, соразмерных линий  в
е„ стилизованной под античную скульптуру  пластике  взрывалось  открытой
эмоцией в сцене прощания  Фригии  со  Спартаком.  Др.  партии:  Береника
("Египетские ночи"), Маха ("Испанские миниатюры"), Кривляка ("Золушка"),
Мирейль де Пуатье ("Пламя  Парижа"),  Зарема  и  Мария  ("Бахчисарайский
фонтан"), Татьяна ("Татьяна"), Вакханка ("Вальпургиева  ночь").  С  1965
педагог классич.  танца  ЛХУ,  с  1970  препода„т  и  артистам  эстрады.
Преподавала за рубежом: в 1980-81 в Венесуэле (Балетная школа Каракаса),
в  1983-85  в  Италии  (Римская  опера).  Снималась  в  роли  Земфиры  в
кинофильме-опере "Алеко" (1954),  телефильме-концерте  "Хореографическая
симфония" (1971). Гос. rip. СССР (1951).
   Лит.: Кремшевская Г., И. Зубков-ская, в сб.: Ленингр. балет  сегодня,
в. 1, Л.- М., 1967; ее же, Путь к  мастерству,  "ТЛ",  1957,  ј  19;  И.
Зубковская, там же, 1960, ј 45;
   Красовская В.. Времена поисков, времена выдвижений, "Нева",  1960,  ј
10;
   Ступников  И.,  И.  Зубковская,   "Балет",   1993,   ј   3.   А.   А.
Соколов-Каминский.
   ЗУБКОВСКИЙ Николай Алек сандрович (25.11.1911, Смоленск  -  3.6.1971,
Ленинград), артист, педагог. Засл. арт. РСФСР (1939). По  окончании  ЛХУ
(педагог  В.  И.  Пономар„в)  в  1931-62  в  Т-ре  им.  Кирова.   Первый
исполнитель партий: Карен  ("Гаянэ",  1942,  балетм.  Н.  А.  Анисимова,
премьера в Перми), Николай ("Татьяна", 1947, балетм. В. П. Бурмей-стер),
Божок ("Баядерка", эту партию 3. сочинил для себя,  номер  закрепился  в
спектакле).  Виртуозный  танцовщик,  исполнитель  сольных   классич.   и
гротесковых партий: Голубая птица, Дези-ре; Актеон  ("Эсмеральда"),  Раб
("Корсар"),  Гений  вод  ("Кон„к-Горбунок"),  Граф  ("Лебединое  озеро",
балетм.  А.  Я.  Ваганова),  Арлекин  ("Карнавал"),   Щелкунчик;   Юноша
("Шопениана"), Базиль; Зимняя птица  ("Ледяная  дева"),  Вацлав:  Андрий
("Тарас Бульба"), Евгений; Принц ("Золушка"). Подвижный, острый и точный
в танце, 3. наиболее выигрышно свои акт„рские возможности  реализовал  в
партиях:
   Меркуцио,  Колен,  Пьер,  Филипп  и  Жером  ("Пламя  Парижа"),  Менго
("Лауренсия"), Ли Шанфу. Обладал  комедийным  дарованием.  Участвовал  в
спектаклях Ленингр. Малого т-ра. Партии:
   Арлекин ("Арлекинада"), Бес„-нок ("Сказка о попе и  о  работнике  его
Балде"),  Труффальдино  ("Мнимый  жених"),  Рене  ("Фадет-та"),   Джемал
("Ашик-Кериб"), Классический танцовщик ("Светлый ручей"). С 1962 педагог
классич. танца: класс усовершенствования Т-ра им. Кирова, с 1965 -  ЛХУ.
Среди учеников: Б. В. Лан-ков, Д.  А.  Брянцев,  В.  Н.  Гуляев,  О.  В.
Игнатьев, В. Б. Островский, Т. Э. Хярм. Гос. пр. СССР (1948).
   Лит.: Блок Л. Д., Классический танец. История  и  современность.  M.,
19S7;  Красовская  В.,Н.  Зубковский.  Библиотека  С.-Петерб.  отд.  СТД
(рукопись);  Долгушин  Н.,  Поэзия  танца,  "СБ",  1988,  ј  3;  Николай
Зубковский. Статьи и воспоминания о  Зубков-ском.  Творческое  наследие,
СПб., 1993.
   А. А. Соколов-Каминский.
   "ИВАН ГРОЗНЫЙ", балет в 2 актах на муз. С. СМ. И. Чулаки), сцен. и балетм. Ю. Н. Григорович. 20.2.1975, Большой т-р,
худ. С. Б. Вирсаладзе, дир. А. М. Жюрайтис;  Иван  -  Ю.  К.  Владимиров
(затем В. В. Васильев), Анастасия-Н. И. Бессмертнова, князь  Курбский  -
Б. Б. Акимов; экранизирован в кино (под назв. "Грозный век",  1978).  В.
А. Майниеце.
   ИВАНОВ Иван Николаевич [1795 или 1796- 18(30).11.  1854,  Петербург],
художник т-ра, машинист сцены.  Помощник  декоратора  (1810?-17),  затем
декоратор (1817-46) Моск. имп. т-ров (также  акт„р).  Оформил  спектакль
"Торжество муз" (пролог А. А. Алябьева и А. Н.  Верстов-ского)  в  честь
открытия нового здания Большого (Петровского) т-ра (1825), а  также  мн.
балетные пост. этого т-ра (совм. с К. О. и И.  К.  Браунами),  в  т.  ч.
"Сандрильона" (1825) и "Геркулес и Омфала" (1826), "Рауль де Креки,  или
Возвращение из крестовых походов" (1825), "Урок чародея" (1828), "Сатана
со всем прибором" (1832), "Три пояса, или Русская  Сандрильона"  (1826),
"Восточный чародей" (1831), "Руслан и Людмила" (1831),  "Три  талисмана"
(1831), "Волшебный барабан"
   (1827), "Ричард Львиное Сердце"
   (1828), "Зефир и Флора" (1829), "Калиф Багдадский" (1833),  "Асмодей,
хромой колдун"  (1843),  "Тщетная  предосторожность"  ("Лиза  и  Колен")
(1845), "Катарина" (1850). Почитатель и  последователь  П.  Гонзаго,  И.
развивал его стиль в своих архитектурно-перспективных декорациях,  вводя
в них также элементы романтич. пейзажа.
   Лит.: Давыдова М.В., Очерки истории рус.  театрально-декорац.  иск-ва
XVIII - нач. XX в., М., 1974; Художники Большого т-ра. Альбом, М., 1976.
В. А. Кулаков.
   ИВАНОВ Константин Матвеевич [19.9(1.10).1859, Петербург -
   22.5(4.6). 1916, Петроград], художник т-ра. Учился в AX  (1874-84)  у
M. A. Шишкова. В 1883-1908 декоратор при петерб.  Дирекции  имп.  т-ров,
участвовал в поактном оформлении спектаклей Мариин-ского  т-ра  (балетм.

Страницы: «« « 106   107   108   109   110   111   112   113   114  115   116   117   118   119   120   121   122   123   124  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Русский балет