Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1235   1236   1237   1238   1239   1240   1241   1242   1243  1244   1245   1246   1247   1248   1249   1250   1251   1252   1253  » »»

композитор. Учился музыке в школе бенедиктинского аббатства, занимался у
А. Альбрехтсбергера в Вене. После успеха своей первой оперы  "Комическое
сватовство" (1800, Фрейбург) приобр„л известность и как автор зингшпилей
("Эзоп во Фригии", 1808, Вена, и др.). В 1812-47 работал капельмейстером
в разл. городах Германии и  Австрии.  Написал  св.  30  опер,  в  т.  ч.
"Конрадин Швабский" (1812, Штутгартский придворный т-р), "Либуше" (1822,
"Кернтнертортеатр",  Вена),  "Мелузина"  на  текст  Грильпарцера  (1833,
"К„нигсштадттеатр", Берлин) и др. Опера К. "Ночной лагерь в  Гренаде"  и
музыка к пьесе Раймунда "Расточитель" (обе 1834;
   "Йозефштадттеатр", Вена) исполняются в концертах.
   Лит.: R i е h l W. H., Musikalische Charakterkopfe, Bd l,  3.  Aufl.,
Stuttg., 1861, 5. Aufl., 1875. Ал. M.
   КРЕЙЦЕР (Kreutzer), Родольф (16.XI.1766-6.VI.'  1831)  -  французский
композитор и скрипач. Один из основоположников франц.  скрипичной  школы
19 в. Ученик А. Стамица. С 13 лет выступал в оркестре,  приобр„л  европ.
известность (Бетховен посвятил К. скрипичную сонату -  т.н.  "Крейцерова
соната",  1803).  К.  с  необычайной  л„гкостью   писал   оперы,   к-рые
пользовались в его время успехом, но теперь забыты:
   "Жанна д'Арк в  Орлеане"  (1790),  "Поль  и  Виргиния"  и  "Лодоиска"
(1791), "Вертер и Шарлотта" (1792) (все пост. в т-ре "Комеди  Итальенн",
Париж), "Имо-гена" (1796, т-р  "Фавар",  Париж)  и  др.  Писал  оперы  в
классич. стиле: "Астианакс" (1801), "Аристипп"  (1808),  "Авель"  (1810)
(все пост. в т-ре "Гранд-Опера"); балеты "Карнавал в Венеции" (1816, там
же) и др. С 1795 К.- проф. Париж, консерватории, в 1817-24- гл.  дириж„р
т-ра "Гранд-Опера".
   Лит..К l in g H., Rodolphe Kreutzer, Brux., 1898. Ал. M.
   КРЕЙЧА (Krejca), Отомар  (р.  23.II.1921)  -  чехословацкий  акт„р  и
режисс„р. Засл. арт. ЧССР (1958). Сценич. деятельность начал в Моравском
нац. т-ре драмы и оперетты Р. Надчеры в качестве акт„ра. В 1940 на  базе
труппы Р. Надчеры был создан Го-рацкий т-р, в  к-ром  К.  дебютировал  в
роли Креонта ("Антигона" Софокла). В 1942 играл в т-ре  г.  Клад  но,  в
Независимом т-ре в Праге. После освобождения Чехословакии в 1945 работал
в т-ре "Д-34" (Сирано де Бержерак во. п. Ростана,  Прометей  в  трагедии
Эсхила и  др.),  в  1946-51  в  Т-ре  Чехословацкой  армии  сыграл  роль
Самозванца в "Борисе Годунове", Макбета, пост. пьесу "Фальшивая  монета"
Горького. С 1951 К. - акт„р и режисс„р, а в 1956-61 - гл. реж. Нац. г-ра
в Праге. Привлекая молодых драматургов, К. стремился преодолеть излишний
академизм в творчестве этого т-ра.
   Роли: в Нац. т-ре - Дмитров ("Ч„ртов круг" Циннер), Дон Жуан  (о.  п.
Мольера), Ф„дор Протасов ("Живой труп"). В пост. "Чудак" Хикмета  (1956)
выявились характерные для режисс„рского творчества К. лиризм, стремление
к  анализу,  точность  мысли.  Последующие   пост.   К.:   "Августовское
воскресенье" Грубина (1958), "Волынщик из Стракониц" (1959),  "Драгомира
и ее сыновья" Тыла (1960), "Владельцы ключей" Кундеры (1962) и др.
   Лит.: Солнцева Л., Чехословацкий театр сегодня, М., 1962. Д. Сол.
   КР‚ЛЛЕР (Kroller), Генрих  (23.VII.1880-25.  VII.  1930)  -  немецкий
артист балета, балетмейстер и педагог. Иск-ву танца обучался в  балетной
школе  Мюнхенского  оперного  т-ра,  совершенствовался  в  Париже  у  К.
Замбелли. Вернувшись в Германию, в 1900-07 был солистом балетной  труппы
Дрезденской оперы, затем работал во Франкфуртской опере.  Здесь  впервые
выступил как балетмейстер, пост. в 1915 балет "Праздник Бахуса" на  муз.
Бетховена. Работал балетмейстером в Мюнхене (1917-19 и 1927-28), Берлине
(1919-23), Вене (1923-27). К. выступал против распространявшегося  в  те
годы увлечения "свободным" танцем, отстаивал принципы классич. балета. В
своих пост. "Легенда об Иосифе"  (1921,  Берлин)  и  "Шлагоберс"  (1924,
Вена) Р. Штрауса стремился  найти  новую,  выразительную  манеру  танца,
используя при„мы классич. хореографии.
   Дит.: R e b l i n g E., Ballett  gestern  und  heute,  B.,  1957,  с.
351-53. Г. Ш. КРЕМЛ‚В, Юлий Анатольевич [р. 6(19) .VI. 1908]  -  русский
советский музыковед, критик, композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1957).
Доктор  искусствоведения   (1963).   В   1925-28   учился   в   Ленингр.
консерватории  по  кл.  фп.  М.  В.  Юдиной.  Окончил  консерваторию  по
историко-теоретич.  ф-ту  и  аспирантуру   под   рук.   Б.   В.Асафьева.
Муз.-критич. деятельность начал  в  30-х  гг.  Автор  работ  по  рус.  и
зарубежной музыке, муз. эстетике и муз. т-ру.
   Соч.: Жорж Визе. Краткий очерк жизни и  творчества,  Л.,  1935;  A.C.
Даргомыжский и его "Русалка", в сб.: Крем-л „ в Ю. А., Мануйлов  В.  А.,
"Русалка", [Л.], 1936;
   Джакомо Мейербер. Очерк жизни и творчества. Л., 1936;
   А. Ф. Пащенко и его опера "Помпадуры", ь сб.: "Помпадуры", Л.,  1939;
Балет "Балда" М. Чулаки, "Советская музыка", 1940, JMt 4; Русская  мысль
о музыке, т. 1-3, Л., 1954-60:
   Очерки по вопросам музыкальной эстетики, М., 1957;
   Избранные статьи и выступления, М., 1959, и др.
   "КРЕМЛ‚ВСКИЕ КУРАНТЫ" - пьеса в  4  д.  Н.  Ф.  Погодина.  Соч.:  1-я
ред.-1939, 2-я-1941, 3-я - 1955, 4-я - 1956. 1-й вариант пост.  Ленингр.
Большой драм. т-р (1940, реж. и исполнитель роли Ленина  -  Альтус).  22
янв. 1942 "К. к." показал МХАТ  в  эвакуации  в  Саратове  (руководитель
пост. Немирович-Данченко, реж. Леонидов, Кнебель, худ. Дмитриев; Ленин -
Грибов, Рыбаков - Ливанов, Забелин - Хмел„в, Маша - Пилявская, Чуднов  -
Чебан; Гос. пр. СССР, 1942), 16 февр. 1956 в МХАТе пост.  3-я  ред.  "К.
к." (реж. Кнебель, Раевский, В. Марков, худ. Дмитриев; Ленин -  Смирнов,
Рыбаков - Золотухин, Забелин - Ливанов). За  исполнение  роли  Ленина  в
этом спектакле Смирнов был удостоен Ленинской пр. (1949).
   В 1940-42  "К.  к."  пост.  ок.300  т-ров:  Т-р  им.  Леси  Украинки,
Ашхабадский, Воронежский, Севастопольский, Иркутский,  Ташкентский  т-ры
(все в 1940), Тбилисский театр им.  Грибоедова  (1940),  Смоленский  т-р
(1940, 1947, 1960), Ростовский-на-Дону (1940, 1945,  1955),  Харьковский
(1940, 1947), Челябинский (1940, 1955),  Владивостокский,  Яуйбышевский,
Саратовский т-ры (1940, 1956), т-р "Красный факел"  (1940,  1956,  159),
Бакинский (1940, 1957), Курский (1940,  1958),  Казанский  (1940,  1962)
т-ры,   Т-р   им.    Марджанишвили    (1941),    Черниговский    (1947),
Днепре-петровский   (1941,   1944,   1956),   Уфимский,    Астраханский,
Краснодарский т-ры (1941, 1956), Ленингр. т-р им. Пушкина (в эвакуации в
Новосибирске, 1943), Ленингр. Большой драм. т-р (1943,  1957),  Одесский
т-р им. Октябрьской революции (1945), Запорожский т-р им. Щорса  (1947),
Латв. т-р драмы (1947, 1955), Вильнюсский т-р (1947,
   1955, 1961), Молд. муз. драм.  т-р  (1947,  1957),  Душанбинский  т-р
(1947, 1960), Т-р  им.  Заньковецкой,  Т-р  им.  Я.  Ку-палы,  Брянский,
Владимирский, Ереванский, Орловский, Фрунзенский рус. т-ры (все в 1956),

Страницы: «« « 1235   1236   1237   1238   1239   1240   1241   1242   1243  1244   1245   1246   1247   1248   1249   1250   1251   1252   1253  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия