|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1235 1236 1237 1238 1239 1240 1241 1242 1243 1244 1245 1246 1247 1248 1249 1250 1251 1252 1253 » »» композитор. Учился музыке в школе бенедиктинского аббатства, занимался у
А. Альбрехтсбергера в Вене. После успеха своей первой оперы "Комическое
сватовство" (1800, Фрейбург) приобр„л известность и как автор зингшпилей
("Эзоп во Фригии", 1808, Вена, и др.). В 1812-47 работал капельмейстером
в разл. городах Германии и Австрии. Написал св. 30 опер, в т. ч.
"Конрадин Швабский" (1812, Штутгартский придворный т-р), "Либуше" (1822,
"Кернтнертортеатр", Вена), "Мелузина" на текст Грильпарцера (1833,
"К„нигсштадттеатр", Берлин) и др. Опера К. "Ночной лагерь в Гренаде" и
музыка к пьесе Раймунда "Расточитель" (обе 1834;
"Йозефштадттеатр", Вена) исполняются в концертах.
Лит.: R i е h l W. H., Musikalische Charakterkopfe, Bd l, 3. Aufl.,
Stuttg., 1861, 5. Aufl., 1875. Ал. M.
КРЕЙЦЕР (Kreutzer), Родольф (16.XI.1766-6.VI.' 1831) - французский
композитор и скрипач. Один из основоположников франц. скрипичной школы
19 в. Ученик А. Стамица. С 13 лет выступал в оркестре, приобр„л европ.
известность (Бетховен посвятил К. скрипичную сонату - т.н. "Крейцерова
соната", 1803). К. с необычайной л„гкостью писал оперы, к-рые
пользовались в его время успехом, но теперь забыты:
"Жанна д'Арк в Орлеане" (1790), "Поль и Виргиния" и "Лодоиска"
(1791), "Вертер и Шарлотта" (1792) (все пост. в т-ре "Комеди Итальенн",
Париж), "Имо-гена" (1796, т-р "Фавар", Париж) и др. Писал оперы в
классич. стиле: "Астианакс" (1801), "Аристипп" (1808), "Авель" (1810)
(все пост. в т-ре "Гранд-Опера"); балеты "Карнавал в Венеции" (1816, там
же) и др. С 1795 К.- проф. Париж, консерватории, в 1817-24- гл. дириж„р
т-ра "Гранд-Опера".
Лит..К l in g H., Rodolphe Kreutzer, Brux., 1898. Ал. M.
КРЕЙЧА (Krejca), Отомар (р. 23.II.1921) - чехословацкий акт„р и
режисс„р. Засл. арт. ЧССР (1958). Сценич. деятельность начал в Моравском
нац. т-ре драмы и оперетты Р. Надчеры в качестве акт„ра. В 1940 на базе
труппы Р. Надчеры был создан Го-рацкий т-р, в к-ром К. дебютировал в
роли Креонта ("Антигона" Софокла). В 1942 играл в т-ре г. Клад но, в
Независимом т-ре в Праге. После освобождения Чехословакии в 1945 работал
в т-ре "Д-34" (Сирано де Бержерак во. п. Ростана, Прометей в трагедии
Эсхила и др.), в 1946-51 в Т-ре Чехословацкой армии сыграл роль
Самозванца в "Борисе Годунове", Макбета, пост. пьесу "Фальшивая монета"
Горького. С 1951 К. - акт„р и режисс„р, а в 1956-61 - гл. реж. Нац. г-ра
в Праге. Привлекая молодых драматургов, К. стремился преодолеть излишний
академизм в творчестве этого т-ра.
Роли: в Нац. т-ре - Дмитров ("Ч„ртов круг" Циннер), Дон Жуан (о. п.
Мольера), Ф„дор Протасов ("Живой труп"). В пост. "Чудак" Хикмета (1956)
выявились характерные для режисс„рского творчества К. лиризм, стремление
к анализу, точность мысли. Последующие пост. К.: "Августовское
воскресенье" Грубина (1958), "Волынщик из Стракониц" (1959), "Драгомира
и ее сыновья" Тыла (1960), "Владельцы ключей" Кундеры (1962) и др.
Лит.: Солнцева Л., Чехословацкий театр сегодня, М., 1962. Д. Сол.
КР‚ЛЛЕР (Kroller), Генрих (23.VII.1880-25. VII. 1930) - немецкий
артист балета, балетмейстер и педагог. Иск-ву танца обучался в балетной
школе Мюнхенского оперного т-ра, совершенствовался в Париже у К.
Замбелли. Вернувшись в Германию, в 1900-07 был солистом балетной труппы
Дрезденской оперы, затем работал во Франкфуртской опере. Здесь впервые
выступил как балетмейстер, пост. в 1915 балет "Праздник Бахуса" на муз.
Бетховена. Работал балетмейстером в Мюнхене (1917-19 и 1927-28), Берлине
(1919-23), Вене (1923-27). К. выступал против распространявшегося в те
годы увлечения "свободным" танцем, отстаивал принципы классич. балета. В
своих пост. "Легенда об Иосифе" (1921, Берлин) и "Шлагоберс" (1924,
Вена) Р. Штрауса стремился найти новую, выразительную манеру танца,
используя при„мы классич. хореографии.
Дит.: R e b l i n g E., Ballett gestern und heute, B., 1957, с.
351-53. Г. Ш. КРЕМЛ‚В, Юлий Анатольевич [р. 6(19) .VI. 1908] - русский
советский музыковед, критик, композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1957).
Доктор искусствоведения (1963). В 1925-28 учился в Ленингр.
консерватории по кл. фп. М. В. Юдиной. Окончил консерваторию по
историко-теоретич. ф-ту и аспирантуру под рук. Б. В.Асафьева.
Муз.-критич. деятельность начал в 30-х гг. Автор работ по рус. и
зарубежной музыке, муз. эстетике и муз. т-ру.
Соч.: Жорж Визе. Краткий очерк жизни и творчества, Л., 1935; A.C.
Даргомыжский и его "Русалка", в сб.: Крем-л „ в Ю. А., Мануйлов В. А.,
"Русалка", [Л.], 1936;
Джакомо Мейербер. Очерк жизни и творчества. Л., 1936;
А. Ф. Пащенко и его опера "Помпадуры", ь сб.: "Помпадуры", Л., 1939;
Балет "Балда" М. Чулаки, "Советская музыка", 1940, JMt 4; Русская мысль
о музыке, т. 1-3, Л., 1954-60:
Очерки по вопросам музыкальной эстетики, М., 1957;
Избранные статьи и выступления, М., 1959, и др.
"КРЕМЛ‚ВСКИЕ КУРАНТЫ" - пьеса в 4 д. Н. Ф. Погодина. Соч.: 1-я
ред.-1939, 2-я-1941, 3-я - 1955, 4-я - 1956. 1-й вариант пост. Ленингр.
Большой драм. т-р (1940, реж. и исполнитель роли Ленина - Альтус). 22
янв. 1942 "К. к." показал МХАТ в эвакуации в Саратове (руководитель
пост. Немирович-Данченко, реж. Леонидов, Кнебель, худ. Дмитриев; Ленин -
Грибов, Рыбаков - Ливанов, Забелин - Хмел„в, Маша - Пилявская, Чуднов -
Чебан; Гос. пр. СССР, 1942), 16 февр. 1956 в МХАТе пост. 3-я ред. "К.
к." (реж. Кнебель, Раевский, В. Марков, худ. Дмитриев; Ленин - Смирнов,
Рыбаков - Золотухин, Забелин - Ливанов). За исполнение роли Ленина в
этом спектакле Смирнов был удостоен Ленинской пр. (1949).
В 1940-42 "К. к." пост. ок.300 т-ров: Т-р им. Леси Украинки,
Ашхабадский, Воронежский, Севастопольский, Иркутский, Ташкентский т-ры
(все в 1940), Тбилисский театр им. Грибоедова (1940), Смоленский т-р
(1940, 1947, 1960), Ростовский-на-Дону (1940, 1945, 1955), Харьковский
(1940, 1947), Челябинский (1940, 1955), Владивостокский, Яуйбышевский,
Саратовский т-ры (1940, 1956), т-р "Красный факел" (1940, 1956, 159),
Бакинский (1940, 1957), Курский (1940, 1958), Казанский (1940, 1962)
т-ры, Т-р им. Марджанишвили (1941), Черниговский (1947),
Днепре-петровский (1941, 1944, 1956), Уфимский, Астраханский,
Краснодарский т-ры (1941, 1956), Ленингр. т-р им. Пушкина (в эвакуации в
Новосибирске, 1943), Ленингр. Большой драм. т-р (1943, 1957), Одесский
т-р им. Октябрьской революции (1945), Запорожский т-р им. Щорса (1947),
Латв. т-р драмы (1947, 1955), Вильнюсский т-р (1947,
1955, 1961), Молд. муз. драм. т-р (1947, 1957), Душанбинский т-р
(1947, 1960), Т-р им. Заньковецкой, Т-р им. Я. Ку-палы, Брянский,
Владимирский, Ереванский, Орловский, Фрунзенский рус. т-ры (все в 1956),
Страницы: «« « 1235 1236 1237 1238 1239 1240 1241 1242 1243 1244 1245 1246 1247 1248 1249 1250 1251 1252 1253 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |