|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1227 1228 1229 1230 1231 1232 1233 1234 1235 1236 1237 1238 1239 1240 1241 1242 1243 1244 1245 » »» давались спектакли. В 1796 К. был занят австр. войсками, и многие
спектакли шли на нем. яз. Освобождение К. в 1809, его включение в состав
Варшавского княжества и превращение в 1815 в вольный город
способствовали укреплению и развитию нац. польского т-ра. В 1809 в К.
выступал Т-р В. Богуславского. В 1830-42 представления давались в зале
на ул. Св. Яна, а с 1843 - в заново переоборудованном здании на
Щепаньской пл. Руководителями т-ра были Ю. Пфейфер (1831-38, 1839-40,
1845-49, 1854-63), Т. Хелховский(1840-43, 1849-53), X. Мецишевский
(1843- 1845). На краковской сцене выступали крупнейшие акт„ры- Б.
Кудлич, Я. Круликовский, Ю. Рыхтер, Ю. Ледуховская, Л. Панчиковский, И.
Хоминьский. В 1846 К. вновь попадает под иго Австрии, но иноземное
господство не смогло приостановить развития польского нац. т-ра. В годы,
когда т-ром руководил С. Козьмяи (1866-85), сформировалась т. н.
краковская школа. Е„ принципы, имевшие важнейшее значение в утверждении
сценич. реализма в польском т-ре, отч„тливо проявились в творчестве X.
Моджеевской, А. Гофман, В. Ра пацкого, Б. Лещинского, Р. Желязовского,
Ф. Бенды и др. акт„ров, чья деятельность была также связана с К. В 1893
в К. было построено новое театр. здание (на пл. Св. Духа), в к-ром
начинал свою деятельность Краковский театр имени Ю. Словацкого. В нач.
900-х гг., когда т-ром руководил Ю. Котарбинъский, на его сцене были
осуществлены пост. пьес С. Выспянско'го, в подготовке к-рых принимал
участие их автор. В К. протекала творч. деятельность Л. Сольского
(руководил Краковским т-ром им. Ю. Словацкого в 1905- 1913). В 1905-12
популярностью в К. пользовался т-р "Зел„ный шарик" - лит. кабаре,
созданное группой деятелей т-ра, художников и писателей (Т. Желенский,
Я. А. Киселевский, Т. Тштинский, К. Фрыч и др.).
В годы немецко-фашистской оккупации деятельность т-ров К. была
прервана и возобновилась сразу после освобождения. Первым в нач. 1945
открылся Краковский т-р им.Ю. Словацкого. В том же году начал свои
выступления т-р "Рапсодычны" под рук. М. Котлярчика (т-р чтеца, к-рый
ставит с элементами театрализации произведения польских и зарубежных
поэтов). В К., кроме названных т-ров, работают (1963):
Старый театр им. Моджеевской и его филиал - т-р "Ка-меральны", ТЮЗ,
кукольный т-р Гротеска (рук. 3. Ярема), экспериментальный молод„жный
"Т-р 38", "Т-р Колеяжа", передвижной т-р "Повшехны", а также "Т-р на
Возе". В г. Нова-Хута (входит в черту К.) начал свою деятельность т-р
"Людовы" (руководители до 1963 - К. Скушанка, с 1963 - Ю. Шайна),
основой репертуара к-рого является совр. драматургия.
В К. работают также т-ры Оперы и Оперетты. Большие возможности гор.
архитектурных ансамблей (Вавель, Бар-бакан, двор Ягеллонской библиотеки
и пр.) используются для пост. спектаклей под открытым небом. В К.
существует Высшая гос. театральная школа. Работают самодеятельные
коллективы. Традиции т-ра "Зел„ного шарика" продолжают лит.-эстрадные
молод„жные кабаре: "Пивница под баранами", "Центусь".
Лит.: Ростоцкий Б., Размышляя о польских спектаклях, "Театр", 1959,
.ј 2; Ф p о л о в В., Свет и тени польского театра, там же, 1961, ј 9; M
e c i s z e w s k i H., Uwagi o teatrze krakowskim, Krakow, 1843; E s t
r e i c-her K., Teatra w Polsce, t. 1-3, Krakow, 1872-79, 2 wyd.,
[Warsz" 1953]; Warsz., 1956; B akowski K., Teatr krakowski. 1780-1815,
Krakow, 1907; Bar A., Dzieje teatrow krakowskich (Krakow w XIX w.), t.
II, Krakow, 1932 и отд. оттиск в серии (Biblioteka krakowska, ј 76); В о
у - Z e l e n s k i T., Znasz li ten kraj?, Warsz., 1945 и в его кн.:
Pisma, t. 2, [Warsz., 1956]; В г а у е г А., Teatr "wolnego miasta"
Krakowa (1815-1846), [Krakow], 1952. Б. Рос.
КРАКОВСКАЯ ШКОЛА (польск. Krakowska szkola)- термин, обозначающий
определ„нный стиль акт„рской игры. Утвердился в Краковском т-ре (позднее
им. Ю. Словацкого) в 1866-85. Был введ„н руководителем этого т-ра С.
Козьмяном. Основа К. ш.- "жизненная правда", принципы реалистич.
эстетики, противостоявшие примитивным эффектам романтич. драмы, театр.
шаблонам. В акт„рском мастерстве утверждалось единство правды и
прекрасного. Акт„ры К. ш. стремились к созданию пластич. образов,
детально разработанных, последовательных, выразительных психологич.
характеристик. Для воплощения сценич. образа использовались психо-физич.
данные акт„ра, но при этом исполнитель стремился воссоздать среду, нравы
эпохи, в к-рых действует персонаж, роль к-рого он исполняет, избегая при
этом натуралистич. копирования. Деятели К. ш. стремились к преобладанию
в репертуаре пост. зарубежных и польских классиков, лучших образцов
совр. драматургии. Режисс„рское решение спектакля определялось
стремлением к полному раскрытию авторского замысла. Одним из принципов
К. ш. был также отказ от амплуа, постоянное введение на большие роли
дубл„ров - молодых акт„ров, исполнение небольших ролей крупными
акт„рами. Метод К. ш. был вызван требованиями бурж. реалистич. драмы и
именно в ней проявил себя наиболее успешно. Спектакли Краковского т-ра
способствовали утверждению реалистич. драматургии на польск. сцене и
были первыми значительными опытами е„ сценич. истолкования.
Наиболее выдающиеся акт„ры К. ш.: А. Гофман, Ф. Венда, Б. Ладновский,
В. Рапацкий (отец) и Р. Же-лязовский. Нек-рые черты К. ш. были присущи
игре X. Моджеевской, с ней связано реалистич. иск-во Л. Солъского.
Лит.: Сольский Л., Воспоминания, М., 1961. См. также лит. при статьях
Козьмяп С. и Краковский театр имени Ю. Словацкого. Еж. Г.
КРАКОВСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ Ю. СЛОВАЦКОГО,
Государственный театр им. Ю. Сло-вацкого в Кракове (Panstwowy Teatr
im. J. Slowackiego w Krakowie),-польский театр. Открылся в Кракове 21
окт. 1893 в здании, построенном по проекту арх. Я. Завейского. Первый
спектакль - отрывки из пьес "Месть" Фредро и "Балладина" Словацкого,
"Барские конфедераты" Мицкевича. В 1909 в связи со столетием со дня
рождения Словацкого т-ру было присвоено имя поэта.
Под рук. Т. Павликовского (до 1899 и в 1913-15) т-р развивал
передовые реалистич. традиции краковской школы, стал ведущим т-ром
Польши. В труппу вошли:
К. Беднажевская, А. Гофман, Г. Лещинская, Ю. Ко-тарбинъский, К.
Каминъский, Л. Сольский, М. Венгжпн и др. В дальнейшем на сцене т-ра
выступали и др. крупнейшие акт„ры Польши: X. Моджеевская, С. Высоцкая,
В. Семашко, И. Сельская, К. Адвентович, А. Зелъверович, Ю. Остэрва, Ю.
Венгжин, Е. Лещин-ский, Ю. Сливицкий. В т-ре были пост. пьесы многих
польских писателей - С. Выспянского, Я. А. Киселевского, Л. Рыделя, Я.
Каспровича, а также пьесы Горького "Мещане" и "На дне". В 1899-1905
т-ром руководил Ю. Котарбиньский, к-рый вв„л в репертуар польскую
романтич. драму ("Кордиан", "Золотой череп", "Серебряный сон Саломеи"
Словацкого, "Дзяды" Мицкевича в сценич. обработке Выспянского,
Страницы: «« « 1227 1228 1229 1230 1231 1232 1233 1234 1235 1236 1237 1238 1239 1240 1241 1242 1243 1244 1245 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |