Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1227   1228   1229   1230   1231   1232   1233   1234   1235  1236   1237   1238   1239   1240   1241   1242   1243   1244   1245  » »»

давались спектакли. В 1796  К.  был  занят  австр.  войсками,  и  многие
спектакли шли на нем. яз. Освобождение К. в 1809, его включение в состав
Варшавского  княжества  и   превращение   в   1815   в   вольный   город
способствовали укреплению и развитию нац. польского т-ра. В  1809  в  К.
выступал Т-р В. Богуславского. В 1830-42 представления давались  в  зале
на ул. Св. Яна,  а  с  1843  -  в  заново  переоборудованном  здании  на
Щепаньской пл. Руководителями т-ра были Ю.  Пфейфер  (1831-38,  1839-40,
1845-49,  1854-63),  Т.  Хелховский(1840-43,  1849-53),  X.  Мецишевский
(1843- 1845).  На  краковской  сцене  выступали  крупнейшие  акт„ры-  Б.
Кудлич, Я. Круликовский, Ю. Рыхтер, Ю. Ледуховская, Л. Панчиковский,  И.
Хоминьский. В 1846 К. вновь  попадает  под  иго  Австрии,  но  иноземное
господство не смогло приостановить развития польского нац. т-ра. В годы,
когда  т-ром  руководил  С.  Козьмяи  (1866-85),  сформировалась  т.  н.
краковская школа. Е„ принципы, имевшие важнейшее значение в  утверждении
сценич. реализма в польском т-ре, отч„тливо проявились в  творчестве  X.
Моджеевской, А. Гофман, В. Ра пацкого, Б. Лещинского,  Р.  Желязовского,
Ф. Бенды и др. акт„ров, чья деятельность была также связана с К. В  1893
в К. было построено новое театр. здание  (на  пл.  Св.  Духа),  в  к-ром
начинал свою деятельность Краковский театр имени Ю. Словацкого.  В  нач.
900-х гг., когда т-ром руководил Ю. Котарбинъский,  на  его  сцене  были
осуществлены пост. пьес С. Выспянско'го,  в  подготовке  к-рых  принимал
участие их автор.  В  К.  протекала  творч.  деятельность  Л.  Сольского
(руководил Краковским т-ром им. Ю. Словацкого в 1905- 1913).  В  1905-12
популярностью в К.  пользовался  т-р  "Зел„ный  шарик"  -  лит.  кабаре,
созданное группой деятелей т-ра, художников и писателей  (Т.  Желенский,
Я. А. Киселевский, Т. Тштинский, К. Фрыч и др.).
   В  годы  немецко-фашистской  оккупации  деятельность  т-ров  К.  была
прервана и возобновилась сразу после освобождения. Первым  в  нач.  1945
открылся Краковский т-р им.Ю. Словацкого.  В  том  же  году  начал  свои
выступления т-р "Рапсодычны" под рук. М. Котлярчика  (т-р  чтеца,  к-рый
ставит с элементами театрализации  произведения  польских  и  зарубежных
поэтов). В К., кроме названных т-ров, работают (1963):
   Старый театр им. Моджеевской и его филиал - т-р  "Ка-меральны",  ТЮЗ,
кукольный т-р Гротеска (рук.  3.  Ярема),  экспериментальный  молод„жный
"Т-р 38", "Т-р Колеяжа", передвижной т-р "Повшехны",  а  также  "Т-р  на
Возе". В г. Нова-Хута (входит в черту К.) начал  свою  деятельность  т-р
"Людовы" (руководители до 1963 -  К.  Скушанка,  с  1963  -  Ю.  Шайна),
основой репертуара к-рого является совр. драматургия.
   В К. работают также т-ры Оперы и Оперетты. Большие  возможности  гор.
архитектурных ансамблей (Вавель, Бар-бакан, двор Ягеллонской  библиотеки
и пр.) используются для  пост.  спектаклей  под  открытым  небом.  В  К.
существует  Высшая  гос.  театральная  школа.  Работают   самодеятельные
коллективы. Традиции т-ра "Зел„ного  шарика"  продолжают  лит.-эстрадные
молод„жные кабаре: "Пивница под баранами", "Центусь".
   Лит.: Ростоцкий Б., Размышляя о польских спектаклях,  "Театр",  1959,
.ј 2; Ф p о л о в В., Свет и тени польского театра, там же, 1961, ј 9; M
e c i s z e w s k i H., Uwagi o teatrze krakowskim, Krakow, 1843; E s  t
r e i c-her K., Teatra w  Polsce,  t.  1-3,  Krakow,  1872-79,  2  wyd.,
[Warsz" 1953]; Warsz., 1956; B akowski K., Teatr  krakowski.  1780-1815,
Krakow, 1907; Bar A., Dzieje teatrow krakowskich (Krakow w XIX  w.),  t.
II, Krakow, 1932 и отд. оттиск в серии (Biblioteka krakowska, ј 76); В о
у - Z e l e n s k i T., Znasz li ten kraj?, Warsz., 1945 и  в  его  кн.:
Pisma, t. 2, [Warsz., 1956]; В г а у е  г  А.,  Teatr  "wolnego  miasta"
Krakowa (1815-1846), [Krakow], 1952. Б. Рос.
   КРАКОВСКАЯ ШКОЛА (польск.  Krakowska  szkola)-  термин,  обозначающий
определ„нный стиль акт„рской игры. Утвердился в Краковском т-ре (позднее
им. Ю. Словацкого) в 1866-85. Был введ„н  руководителем  этого  т-ра  С.
Козьмяном.  Основа  К.  ш.-  "жизненная  правда",  принципы   реалистич.
эстетики, противостоявшие примитивным эффектам романтич.  драмы,  театр.
шаблонам.  В  акт„рском  мастерстве  утверждалось  единство   правды   и
прекрасного. Акт„ры  К.  ш.  стремились  к  созданию  пластич.  образов,
детально  разработанных,  последовательных,  выразительных   психологич.
характеристик. Для воплощения сценич. образа использовались психо-физич.
данные акт„ра, но при этом исполнитель стремился воссоздать среду, нравы
эпохи, в к-рых действует персонаж, роль к-рого он исполняет, избегая при
этом натуралистич. копирования. Деятели К. ш. стремились к  преобладанию
в репертуаре пост. зарубежных  и  польских  классиков,  лучших  образцов
совр.   драматургии.   Режисс„рское   решение   спектакля   определялось
стремлением к полному раскрытию авторского замысла. Одним  из  принципов
К. ш. был также отказ от амплуа, постоянное  введение  на  большие  роли
дубл„ров  -  молодых  акт„ров,  исполнение  небольших   ролей   крупными
акт„рами. Метод К. ш. был вызван требованиями бурж. реалистич.  драмы  и
именно в ней проявил себя наиболее успешно. Спектакли  Краковского  т-ра
способствовали утверждению реалистич. драматургии  на  польск.  сцене  и
были первыми значительными опытами е„ сценич. истолкования.
   Наиболее выдающиеся акт„ры К. ш.: А. Гофман, Ф. Венда, Б. Ладновский,
В. Рапацкий (отец) и Р. Же-лязовский. Нек-рые черты К. ш.  были  присущи
игре X. Моджеевской, с ней связано реалистич. иск-во Л. Солъского.
   Лит.: Сольский Л., Воспоминания, М., 1961. См. также лит. при статьях
Козьмяп С. и Краковский театр имени Ю. Словацкого. Еж. Г.
   КРАКОВСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ Ю. СЛОВАЦКОГО,
   Государственный театр им. Ю. Сло-вацкого в Кракове  (Panstwowy  Teatr
im. J. Slowackiego w Krakowie),-польский театр. Открылся  в  Кракове  21
окт. 1893 в здании, построенном по проекту арх.  Я.  Завейского.  Первый
спектакль - отрывки из пьес "Месть"  Фредро  и  "Балладина"  Словацкого,
"Барские конфедераты" Мицкевича. В 1909 в  связи  со  столетием  со  дня
рождения Словацкого т-ру было присвоено имя поэта.
   Под рук.  Т.  Павликовского  (до  1899  и  в  1913-15)  т-р  развивал
передовые реалистич.  традиции  краковской  школы,  стал  ведущим  т-ром
Польши. В труппу вошли:
   К. Беднажевская, А.  Гофман,  Г.  Лещинская,  Ю.  Ко-тарбинъский,  К.
Каминъский, Л. Сольский, М. Венгжпн и др. В  дальнейшем  на  сцене  т-ра
выступали и др. крупнейшие акт„ры Польши: X. Моджеевская,  С.  Высоцкая,
В. Семашко, И. Сельская, К. Адвентович, А. Зелъверович, Ю.  Остэрва,  Ю.
Венгжин, Е. Лещин-ский, Ю. Сливицкий. В т-ре  были  пост.  пьесы  многих
польских писателей - С. Выспянского, Я. А. Киселевского, Л.  Рыделя,  Я.
Каспровича, а также пьесы Горького "Мещане"  и  "На  дне".  В  1899-1905
т-ром руководил  Ю.  Котарбиньский,  к-рый  вв„л  в  репертуар  польскую
романтич. драму ("Кордиан", "Золотой череп",  "Серебряный  сон  Саломеи"
Словацкого,  "Дзяды"  Мицкевича   в   сценич.   обработке   Выспянского,

Страницы: «« « 1227   1228   1229   1230   1231   1232   1233   1234   1235  1236   1237   1238   1239   1240   1241   1242   1243   1244   1245  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия