Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1218   1219   1220   1221   1222   1223   1224   1225   1226  1227   1228   1229   1230   1231   1232   1233   1234   1235   1236  » »»

Новгороде. С 1917 К. - в труппе Моск. т-ра Корша. С 1918 - акт„р  Малого
т-ра.
   К.  создавал  острые  сценические  образы,  отмеченные   мастерством,
богатым  запасом  жизненных   наблюдений   исполнителя.   С   1919   в„л
педагогическую работу. Руководил драматическими  мастерскими  при  Малом
т-ре (1919-25). Преподавал в студии им. Комиссаржев-ской, в  студии  им.
Ермоловой. С 1932 - в Театральном училище им.  Щепкина.  Выступал  также
как режисс„р.
   Роли:  Митрофанушка,  Стародум  ("Недоросль"  Фонвизина),  Земляника,
Городничий ("Ревизор"), Молчалин, Скалозуб,  Фамусов  ("Горе  от  ума").
Гаев, Фирс, Лопахин ("Вишн„вый сад"), Шабельский  ("Иванов")  и  др.;  в
Малом т-ре - Осип ("Ревизор"),  Мамаев  ("На  всякого  мудреца  довольно
простоты"), Кучумов ("Бешеные деньги").  Горностаев  ("Любовь  Яровая"),
Лыняев ("Волки и овцы"), Восми-братов ("Лес"). В. Мае.
   КОСТРОМСКОЙ  ДРАМАТИЧЕСКИЙ  ТЕАТР  ИМЕНИ  А.  Н.  ОСТРОВСКОГОодин  из
старейших русских театров. Современное здание т-ра построено в  1863  на
пожертвование горожан. На сцене т-ра играли М. С. Щепкин, П. Н. Орленев,
К. А. Варламов, В. Ф. Комиссаржев-ская, М. Г. Савина, П. М. Садовский  и
др.
   После Октябрьской революции в 1918 в  Костроме  была  создана  театр.
студия при Губернском  отделе  просвещения,  впоследствии-Т-р  студийных
постановок под рук. А. Д. Попова. С 1923 Костромскому т-ру присвоено имя
А.Н.  Островского.  В  репертуаре  т-ра  большое  место  занимала   сов.
драматургия - "Разлом"; "Человек с портфелем" Фай ко (оба в 1929);
   "Гибель эскадры"; "После бала", "Аристократы" Погодина (все в  1935);
"Платон Кречет" (1936, 1941), "Оптимистическая трагедия" (1938);  "Таня"
Арбузова  (1939);  "Человек  с  ружь„м"  (1940)  и  др.  В   1944   сов.
общественность отметила 100-летие К. д. т. юбилейным спектаклем  "Козьма
Минин Сухорук" Островского (реж. Михайлов).
   Т-р поставил все пьесы А. Н. Островского,  а  также  "Зыковы"  (1923,
1941), "Последние",  "Варвары"  (обе  в  1938),  "Враги"  (1956),  "Дети
солнца" (1957);
   "Вишн„вый сад" (1935), "Иванов" (1947), "Дядя Ваня"  (1950),  "Чайка"
(1960) Чехова, "Ромео и Джульетта" Шекспира (1937) и др.
   В 1951 в содружестве с В. Лебедевым т-р создал спектакль "Островский"
- о жизни и деятельности выдающегося  драматурга,  в  1962  пост.  пьесу
местного драматурга П. Стогова "Финал" (В. И.  Ленин  -  Астафьев;  была
показана в 1962 в Кремл„вском т-ре). В К. д. т. работали акт„ры:  Б.  А.
Бабочкин, Ф. Г. Корчагин, В. С. Нельский, И. Н. Певцов и др.
   В труппе т-ра (1963) - нар. арт. РСФСР С.  В.  Астафьев,  засл.  арт.
РСФСР В. С. Макасеев, Ж. В. Виль-бушевич, К. И. Гулин, В. М.  Ярчевский,
засл. арт.  УССР  П.  А.  Литвиненко,  артисты  И.  В.  Абрамов,  Н.  И.
Богданова, Н. А. Стремова, Е. М. Рокотова и др. Гл. реж. т-ра  (с  1962)
А. С. Разинкин.
   Лит.: Бояджиев Г. Н., Студийные театры, в кн.:
   Очерки истории русского советского драматического театра, т.  1,  М.,
1954. Л. Ним.
   КОСТЮМ ТЕАТРАЛЬНЫЙ (от итал. costume,  собственно-обычай)  -  одежда,
обувь, головные уборы, украшения и др.  предметы,  используемые  актером
для  характеристики  создаваемого   им   сценич.   образа.   Необходимое
дополнение к К. т.- грим и прич„ска. К. т. помогает акт„ру найти внешний
облик персонажа, раскрыть внутр. мир сценич. героя, определяет историч.,
социально-экономич. и нац.  характеристику  среды,  в  к-рой  происходит
действие,  созда„т  (вместе  с   остальными   компонентами   оформления)
зрительный образ спектакля. Цвет К. т. должен быть тесно связан с  общим
колористич. решением  представления.  К.  т.  составляет  целую  область
творчества  театр.  художника,  воплощающего  в  костюмах  огромный  мир
образов - остро социальных, сати-рич., гротесковых, трагич. и т. п.
   Процесс создания К. т. от эскиза до  сценич.  воплощения  состоит  из
нескольких этапов: 1)выбор материалов, из к-рых будет изготовлен К.  т.;
2)  подбор  образчиков  для  окраски  материалов;   3)   поиски   линии:
изготовление патронок из др. мате риалов у наколка материала на  манекен
(или на акт„ра);
   4) проверка К. т. на сцене в разл. освещении; 5)  т.  н.  "обживание"
костюма акт„ром.
   История возникновения К. т. восходит к первобытному обществу. В играх
и обрядах, к-рыми древний человек откликался на различные события  своей
жизни,  большое  значение  имели  прич„ска,  грим-раскраска,  ритуальные
костюмы; в них первобытные люди вкладывали много выдумки и своеобразного
вкуса.  Иногда  эти  костюмы  были  фантастическими,  в   иных   случаях
напоминали животных, птиц или зверей. С древних врем„н существуют К.  т.
в классич. т-ре Востока. В Китае, Индии, Японии и  др.  странах  костюмы
носят условный, символич. характер. Так, напр., в кит. т-ре ж„лтый  цвет
костюма означает принадлежность к императорской фамилии, в К. т.  ч„рных
и зел„ных цветов одеты исполнители ролей чиновников и феодалов;  в  кит.
клаесич. опере флажки  за  спиной  воина  указывают  на  количество  его
полков, ч„рный платок на лице символизирует смерть сценич. персонажа,  и
т. п. Яркость, богатство красок, великолепие материалов делают К.  т.  в
вост. т-ре одним из осн. украшений представления.  Как  правило,  К.  т.
создаются для определ„нного спектакля, того или иного акт„ра; существуют
также закрепл„нные традицией  наборы  К.  т.,  которыми  пользуются  все
труппы независимо от репертуара. К.  т.  в  европейском  театре  впервые
появился в Древней Греции; он повторял в основном бытовой костюм древних
греков, но в него были внесены  различные  условные  детали,  помогавшие
зрителю не только понять, но и лучше увидеть, что  происходит  на  сцене
(театр. сооружения были огромных размеров). Каждый  костюм  имел  особый
цвет (напр., костюм царя - пурпурный или шафранно-ж„лтый), акт„ры носили
маски, хорошо видные издали, и обувь на высоких подставках - котурнах. В
эпоху  феодализма  иск-во  т-ра  продолжало   жить   в   жизнерадостных,
злободневных,  остроумных  представлениях  бродячих  акт„ров-гистрионов.
Костюм гистрионов (так же как и у рус. скоморохов) был близок к совр. им
костюму  городской  бедноты,  но  украшен  яркими  лоскутами,  шуточными
деталями. Из представлений возникшего в этот  период  религиозного  т-ра
наибольшим успехом пользовалась мистерия, постановки к-рой  обставлялись
особенно пышно.  Яркой  красочностью  отличалось  предшествующее  показу
мистерии шествие ряженых  в  различных  костюмах  и  гримах  (фантастич.
персонажи сказок и мифов, всевозможные животные и др.). Гл.  требование,
предъявляемое к костюму в мистерии,- богатство и нарядность  (независимо
от исполняемой роли). Костюм отличался условностью: святые были в белом,
Христос - с позолоченными волосами,  черти  -  в  живописных  фантастич.

Страницы: «« « 1218   1219   1220   1221   1222   1223   1224   1225   1226  1227   1228   1229   1230   1231   1232   1233   1234   1235   1236  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия