Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1214   1215   1216   1217   1218   1219   1220   1221   1222  1223   1224   1225   1226   1227   1228   1229   1230   1231   1232  » »»

("На дне"), играла и  в  водевилях,  мелодрамах.  Уже  в  ранний  период
творчества   К.-А.   обратила   на   себя   внимание   как   талантливая
исполнительница характерно-бытовых ролей. В 1904-07 работала в  Т-ре  В.
Ф. Комиссаржевской в Петербурге; сыграла в этом  т-ре  Домну  Пантелевну
("Таланты и поклонники",  1904)  и  Каурову  ("Завтрак  у  предводителя"
Тургенева, 1905), затем окончательно перешла  на  роли  пожилых  женщин.
Работая в т-ре Н. Д. Кра-сова (Петербург), К.-А. впервые исполнила  роли
У  литы  ("Лес",  1907)  и  Пошл„пкиной   ("Ревизор",   1907),   ставшие
впоследствии е„ лучшими ролями. В 1908-15 К.-А.  играла  в  труппе  т-ра
Лит.-художеств.  об-ва  (Петербург).  Исполняя  роли  "комич.   старух",
актриса раздвинула рамки  привычного  амплуа;  в  созданных  ею  образах
комедийность сочеталась  с  глубоким  драматизмом:  Галчиха  ("Без  вины
виноватые", 1908), Матр„на ("Власть тьмы", 1908). Тема любви  к  простым
незаметным людям становится главной темой  творчества  актрисы.  В  1915
К.-А. дебютировала в Александрин-ском т-ре и была принята в труппу (ныне
Ленингр. т-р им. Пушкина).  Исполнила  здесь  ряд  своих  лучших  ролей,
расширила и углубила трактовку ранее  созданных  сценич.  образов.  Так,
играя Улиту, К.-А. создала страшный, порожд„нный крепостным правом обрау
холопки и доносчицы.
   К.-А. способствовала утверждению  сов.  драматургии.  Создала  образы
женщин-патриоток: Эмма Штарк ("Канцлер и слесарь"  Луначарского,  1923),
мать Ивана Каляева ("Иван Каляев" Калугина  и  Беренштама,  1926),  мать
Пугач„ва ("Пугач„вщина" Трен„ва, 1926). В 1931 в спектакле "Страх" К.-А.
выступила в роли старой большевички Клары Спасовой.  В  исполнении  этой
роли острота и публицистич. напряж„нность сочетались с большой и  мудрой
человечностью. Искренностью, задушевностью был проникнут образ санитарки
Христины Архиповны ("Платон Кречет", 1935). Сочностью красок  отличалась
игра  К.-А.  в  са-тирич.  и  комедийных  ролях  -  Козлиха   ("Виринея"
Сейфуллиной и Правдухина, 1926), Д обжина ("Чудак"  Афиногенова,  1930),
Караулова ("Чужой реб„нок" Шкваркина, 1934). Душевная теплота, сердечная
простота иск-ва К.-А., е„ умение раскрыть глубокую человечность  простых
рус. людей ярко проявились в роли старой няньки Демидьевны ("Нашествие",
1943).
   К.-А. снималась в кино (Улита-"Иудушка Голов-л„в", Феклуша-"Гроза"  и
др.).
   Соч.: "Страницы жизни"). Статьи и речи, воспоминания. [Общая  ред.  и
вступит, статья К. Н. Державина], М., 1955.
   Лит.: Данилов С., Е. П. Корчагина-Александровская, М.-Л., 1944; Д у р
ы л и н С., Екатерина Павловна Корчагина-Александровская,  М.-Л.,  1944.
4/
   КОРЧМАР‚В, Климентий Аркадьевич [21. VI
   (3.VII). 1899 - 7. IV. 1958]  -  советский  композитор.  Засл.  деят.
иск-в Туркм. ССР  (1944).  В  1919  окончил  Одесскую  консерваторию  по
классам фп. и композиции. Автор оперы "Иван-солдат" (1927, Большой т-р),
в к-рой стремился создать новый жанр -  муз.-сценич.  лубок,  оперы  "10
дней, которые потрясли мир" по Дж. Риду, либр.  С.  Городецкого  (1931);
балет "Крепостная балерина" (1927, Ленингр. т-р оперы и балета)-одно  из
первых произв. на историко-революц. сюжет.  Наиболее  характерные  черты
творчества - мелодичность, основанная на глубоком постижении  муз.  нар.
творчества, масштабность  художеств.  образов,  яркая  театральность.  В
1939-1947 К. работал в Туркм.  ССР.  Был  одним  из  первых  собирателей
туркм. муз. фольклора, к-рый использовал в опере "Счастливая  молодость"
(1942, Туркм. т-р оперы и балета им. Махтумкули) и  первых  туркм.  нац.
балетах "Вес„лый обманщик" ("Алдар Косе", 1942, там же) и "Девушки моря"
(1944, там же). Интерес К.  к  музыке  др.  народов  проявился  также  в
использовании кит. муз. фольклора в опере "Дитя радости"  ("Си  Эр")  по
мотивам кит. нар. драмы  "Седая  девушка"  (1955,  Бурят,  т-р  оперы  и
балета). К.  -  автор  балетов  для  детей  "Аленький  цветочек"  (1949,
Новосибирский т-р оперы и  балета),  "Юные  патриоты"  (1949,.  Ленингр.
хореографич.  уч-ще)  оперетт  "Ганна"  ("Ранняя  кра'  савица",   1939,
Хабаровск,  т-р  Муз.  комедии),   "Пан-забияка"   (1945),   музыки-   к
спектаклям, фильмам, симф., камерно-инструмент. и др. соч. Гос. пр. СССР
(1951).
   Лит.:  Слонимский  Ю.,  Советский  балет,  М.-Л.,  1950,  с.   86-87;
Виноградов В., Искусство туркменского народа, "Советская музыка",  1955,
.ј 12.
   М. Лифш., Ю. Быч.
   КОРШ, Ф„дор Адамович [10(22).  IV.1852-1923]  -  русский  театральный
деятель, антрепрен„р. Образование получил в Лазаревском  ин-те  и  Моск.
ун-те (юридич. ф-т, окончил в  1872).  Работал  присяжным  поверенным  в
Москве. В 1882 К. основал частный драматический т-р (см.  Корша  театр).
Выступал также как драматург ("Свекровь и  невестка",  1892,  и  др.)  и
переводчик ("Мадам Сан-Жен" Сарду, "Два подростка" де Кур-селя,  "Борьба
за существование" Доде и др.). В. Мае.
   КОРША ТЕАТР (Русский драматический театр) - крупнейший частный т-р  в
России.  Осн.  Ф.  А.  Коршем  в   1882   после   ликвидации   монополии
императорских т-ров в столице. Открылся 30 авг. .в Газетном  пер.  (ныне
пр.  Художественного  т-ра,  в  этом  здании  играет  МХАТ)   спектаклем
"Ревизор". В 1885 переехал в новое здание в Богословском  пер.  (ныне  -
здание филиала МХАТа на ул. Москвина). К. т. славился сильным  акт„рским
составом. На его сцене в разное время  играли:  П.  Н.  Орленев,  В.  Н.
Давыдов, Б. С. Борисов, В. А. Кригер, И. М. Москвин, В. П. Далма-тов, М.
Т.  Иванов-Козельский,  Г.  И.  Мартынова,  И.  П.  Киселевский,  Н.  П.
Рощин-Инсаров, Е. Ф. Красовская, А. А.  Остужев,  Н.  М.  Радин,  М.  М.
Климов, М. М. Блюменталь-Тамарина, М. П. Свободин, Л. М. Леонидов, В. Н.
Попова, Е. М. Шатрова, В. О. Топорков, А. П. Кторов и др.  В  1900-09  -
гл. реж. т-ра был Н. Н. Синельников. Корш  вв„л  утренние  спектакли  по
удешевл„нным ценам для учащихся. В репертуар т-ра входили "Горе от  ума"
(1886, 1888, 1911), "Иванов"  (1887),  "Маскарад"  (1883,  1888,  1912);
"Горькая  судьбина"  Писемского  (1893),  "Гроза"  (1889,  1909),  "Лес"
(1882), "Гамлет" (1895), "Разбойники", "Тартюф" (1888),  "Нора"  (1891);
"Дети Ванюшина" Найд„нова (1901) и др. В то же время К. т. был  типичным
коммерческим бурж. т-ром. Каждую пятницу здесь шла новая пьеса.
   В  репертуаре  преобладали  л„гкие  развлекательные   пьесы,   фарсы,
мелодрамы ("Чары любви" Карпова, 1886, "Летние гр„зы" В. Крылова,  1894,
и др.). В 1918 т-р переш„л к новому  владельцу  (М.  М.  Шлуг-лейту).  В
сезоне 1925-26 был включ„н в сеть гос.  т-ров  Моск.  совета.  Назывался
т-ром "Комедия" (б. Корш), Моск. драм. т-ром.  Просуществовал  до  1932.
Отсутствие ч„тких идейно-творческих позиций, единого творческого метода,
эклектичность репертуара  привели  к  закрытию  т-ра.  Наиболее  крупные

Страницы: «« « 1214   1215   1216   1217   1218   1219   1220   1221   1222  1223   1224   1225   1226   1227   1228   1229   1230   1231   1232  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия