Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1215 1216 1217 1218 1219 1220 1221 1222 1223 1224 1225 1226 1227 1228 1229 1230 1231 1232 1233 » »» акт„ры вошли в труппу Малого т-ра, МХАТа и др. т-ров. Лит.: Д. Я., Краткий очерк 25-летней деятельности т-ра Ф. А. Корша, М., 1907; Б е с к и н Э., Полвека, газ. "Советское искусство", 1932.27.VIII- В. Мае. КОРЯКИН, Михаил Михайлович [12(24).III.1850- 18(30).1.1897] - русский артист оперы (бас). В 1875 окончил Моск. ун-т, в 1878 - Моск. консерваторию по кл. проф. А. Д. Алек-сандровой-Кочетовой. В том же году с успехом дебютировал в Москве (Большой т-р) и Петербурге (Мариинский т-р). На петерб. сцене оставался до конца жизни. Обладал голосом широкого диапазона, большой силы и яркого тембра. Особенно хорошо голос К Партии: Сусанин, Кончак, Фарлаф; Голова, Чуб ("Майская ночь", "Ночь перед Рождеством" Римского-Корсако-ва), Гудал ("Демон"), Кичи-га ("Чародейка" Чайковского) и др. Лит.: Корзухин И., Михаил Михайлович Корякин, "Русская муз. газета", 1897, .ј 5-6, с. 739-750; Михаил Михайлович Корякин..., "ЕИТ". Сезон 1901- 1902, СПБ, прилож. 2, с. 58-61. , КОС-АНАТОЛЬСКИЙ (наст. фам.-К о с), Анатолий Иосифович [р. 18. XI (1. XII). 1909] - украинский советский композитор, педагог. Засл. деят. иск-в УССР (1956). В 1931 окончил юридич. ф-т Львов, ун-та, в 1934 - Львовскую консерваторию по кл. фп. и теории музыки. Автор оперы "Навстречу солнцу" (1957, Львовский т-р оперы и балета, 2-я ред. "Зарево", 1959, там же) о борьбе трудящихся Зап. Украины за воссоединение с Сов. Украиной, балетов "Платок Дов-буша" о борьбе укр. крестьян против гн„та помещиков (1951, там. же), "Сойкино крыло" по мотивам И. Франко (1956, там же), оперетты "Весенние грозы" (1960, Одесский т-р муз. комедии), инструмент, соч., популярных хоров, песен и др. Театр, музыка К.-А., так же как вс„ его творчество, отличается яркой мелодич. образностью, доступностью муз. языка, близостью к нар. интонациям и ритмам. Гос. пр. СССР (1951). Лит.: Сусловський О., Сп?вець оновленого краю, в кн.: Митц? Львова, Льв?в, 1959. М. Заг. КОСАРЕВ, Борис Васильевич [р. 23.VII(4.VIII). 1897]-украинский советский театральный художник и педагог. Чл. Коммунистич. партии с 1952. В 1918 окончил Харьковское художеств. уч-ще. В 1919- 1920 оформлял массовые революц.. празднества. В 1918-19 работал художником 1-го Гос. сов. драм. т-ра (Харьков). В 1921-24 - Харьковского т-ра для детей (ныне Львовский ТЮЗ), в к-ром оформил спектакли: "Бум и Юла" Шкляра (1922), "Хубеане" Победимского (1923), в 1936-47 был гл. художником атого т-ра. Среди спектаклей 30-х гг.: "Аул " Шестакова, "Скупой" (1937); "Ивасик-Телесик" Шияна (1938), "Снежная королева" Шварца (1939) и др. В конце 20-х и нач. 30-х гг. К. оформлял спектакли в харьковском Краснозаводском т-ре. В 1946 создал декорации к спектаклю "Ярослав Мудрый" Кочерги в Харьковском т-ре им. Шевченко (Гос. пр., 1947), в к-ром показал эпич. величие Киевской Руси. Работы К. отмечены глубиной мысли, изобретательностью, остротой изобразительных средств, ярким колоритом. С 1931 вед„т преподавательскую работу в Харьковском художеств. ин-те (с 1952 - профессор). Л. Др. КОСЙЦКАЯ, Любовь Павловна [по мужу в 1851- 1862 -Никулина; 16(28).VIII.1827, с. Ждановка, близ Нижнего Новгорода,- 5(17). IX.1868, Москва]- русская актриса. Детство и юность провела в Поволжье. До 9 лет была крепостной. С 1843 играла в Нижегородском т-ре, затем (до 1846) в Ярославском т-ре, к-рый гастролировал по городам Поволжья. Среди ранних ролей - крестьянка (мелодрама "Тереза, женевская сирота" Дюканжа), горничная Лиза (водевиль "Комедия с дядюшкой" П. И. Григорьева), Параша ("Карпатские горцы" Корженевского), Гру-ня ("Двумужница" Шаховского), Микаэлла ("Дочь Карла Смелого" Зотова). Врожд„нная музыкальность позволяла К. исполнять также роли с пением и даже оперные партии (Агата - "Волшебный стрелок" Вебера, Надежда - "Аскольдова могила" Верстовского). В 1847 К. была принята в труппу Малого т-ра. Пламенный темперамент, искренность переживаний, красивый голос, упорство в достижении намеченной цели обусловили огромный успех К. в ролях Параши ("Параша-сибирячка" Полевого; первая роль К. в Малом т-ре), Луизы ("Коварство и любовь", 1847), Офелии (1847) и особенно Марии в пьесе "Материнское благословение, или Бедность и честь" [переделка Н. Пе-репельского (Некрасова) франц. мелодрамы "Божья милость" Лемуаня и Деннери], где К., играя француженку, фактически раскрыла трагич. судьбу рус. крепостной девушки. Осн. тема творчества К.-страдания рус. женщины в царской России. Самобытное, яркое, национальное дарование К. с наибольшей полнотой раскрылось в пьесах Островского. Выбрав в 1853 для своего бенефиса роль Дуни в пьесе Островского "Не в свои сани не садись" (первая пост. Островского на сцене), К. впоследствии сыграла роли Анны Ивановны ("Бедность не порок", 1854), Груши ("Не так живи, как хочется", 1854), Вышневской ("Доходное место", 1864), Антрыгиной, Белотеловой, свахи Красавиной (1861, 1864, 1865-вс„ в трилогии о Бальза-минове). Вершина творчества К. - образ Катерины ("Гроза", 1859, 1-я исполнительница), созданный в результате совм. работы актрисы с драматургом. Знание жизни и нравов Поволжья, любовь к нар. поэзии и песне, проникновенное восприятие волжской природы, а главное - ненависть к угнетению и насилию определили высокую жизненную правдивость сценич. образа Катерины. К. оттеняла в этой поэтичной, овеянной лиризмом натуре сильную волю, мятежный дух, смелый вызов "т„мному царству". Такое понимание образа Катерины актрисой полностью совпало с толкованием его Добролюбовым в статье "Луч света в т„мном царстве", написанной через 11 месяцев после премьеры. Среди лучших ролей К.-Маша в "Холостяке" Тургенева (1850), Лизавета в "Горькой судьбине" Писемского, Еремеевна в "Недоросле", Агафья Тихоновна в "Женитьбе". Гастролируя по России, К. оказала плодотворное влияние на рус. провинциальный т-р (Стрепетова вспоминала, что "увлекалась до самозабвения" е„ талантом). Младшая современница и последовательница Мочалова и Щепкина, предшественница Ермоловой, Стрепетовой, О. О. Садовской, К. отстаивала прогрессивное просветительское значение т-ра, его обществ, роль. Е„ иск-во, проникнутое гражданским пафосом, определило важную веху развития иск-ва критич. реализма в рус. т-ре. К. оставила воспоминания, раскрывающие и объясняющие особенности е„ творческого облика (см. "Записки Л. П. Никулиной-Косицкой" в "Русской старине", 1878, т. 21, янв., февр., апр.). Лит.: Драматический альбом. Изд. П. Н. Арапова и А. Роппольта, М., Страницы: «« « 1215 1216 1217 1218 1219 1220 1221 1222 1223 1224 1225 1226 1227 1228 1229 1230 1231 1232 1233 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |