Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1219   1220   1221   1222   1223   1224   1225   1226   1227  1228   1229   1230   1231   1232   1233   1234   1235   1236   1237  » »»

костюмах.    Значительно    скромнее    были    костюмы     исполнителей
на-зидательно-аллегорич. драм-моралите. В самом  живом  и  прогрессивном
жанре  ср.-век.  т-ра-фарсе,  содержавшем  резкую  критику   феодального
общества, появился совр. карикатурный характерный костюм и грим. В эпоху
Возрождения акт„ры комедии  дель  арте  средствами  костюмировки  давали
остроумную, подчас меткую, злую характеристику своим  героям:  в  К.  т.
обобщались типич. черты уч„ных-схоластов, озорных слуг и т.  д.  Во  2-й
пол. 16 в. в исп. и англ. т-рах акт„ры выступали  в  К.  т.,  близких  к
модным  аристократич.  костюмам  или  (если  этого  требовала  роль)   в
шутовских нар. костюмах. Во франц. т-ре К. т. повторял традиции ср.-век.
фарса  (напр.,   знаменитое   франц.   фарсовое   трио   -   Гро-Гильом,
Готье-Гаргиль, Тюрлюпен).
   Ведущим  жанром  во  франц.  классипистском  т-ре  нач.17  в.   стала
трагедия, оформление к-рой подчинялось вкусам  и  идеалам  аристократии.
Акт„ры трагедии играли в К. т., повторявших придворную  бытовую  одежду.
После выступления Людовика XIV  в  1662  на  версальском  празднестве  в
условно-стилизованном, т.  н.  "римском"  костюме  (созданном  также  на
основе придворного костюма, но снабж„нного парч„вой кирасой  и  короткой
юбочкой - тоннеле), этот вид К. т.  получил  большое  распространение  в
европ. т-ре, ок. 100 лет являлся одеянием всех трагич. акт„ров.  Женщины
играли в модных платьях, но более украшенных и расшитых,  чем  это  было
принято в быту.
   Реалистич. тенденции в области К. т. проявились у Мольера, к-рый  при
постановке своих пьес, пос-вящ. совр. жизни, использовал  совр.  костюмы
людей разных сословий. В эпоху Просвещения  в  Англии  акт„р  Д.  Гаррик
стремился освободить К. т. от вычурности и бессмысленной стилизации.  Он
вв„л костюм,  соответствующий  исполняемой  роли,  помогающий  раскрытию
характера героя. В Италии в 18 в. комедиограф  К.  Гольдони,  постепенно
заменяя в своих пьесах типич. маски комедии дель арте образами  реальных
людей, в то же  время  сохранил  соответствующие  костюмы  и  гримы.  Во
Франции к историч. и этнографической точности костюма на сцене стремился
Вольтер, к-рого поддержала актриса  Клерон.  Она  повела  борьбу  против
условности  К.  т.  трагич.  героинь,  против  фижм,  пудреных  париков,
драгоценных украшений и т. п. Ещ„ дальше дело реформы К. т.  в  трагедии
продвинул  франц.  акт„р  А.  Лекен,  к-рый  видоизменил   стилизованный
"римский" К. т., отказался от традиционной тоннеле, утвердил на сцене т.
н.  восточный  костюм.  К.  т.  для  Лекена  был  средством  психологич.
характеристики образа. Реформатором К. т. в балете была франц.  балерина
М. Салле, заменившая пышный, стесняющий движения балетный  костюм  более
простым и л„гким, приблизившая его к античному. Но не встретив понимания
и поддержки у франц. публики, Салле вынуждена была  частично  отказаться
от своих смелых замыслов. Искания  Клерон,  Салле,  Лекена,  опередившие
сво„ время, сыграли большую роль в развитии К. т. Окончательно порвал со
старыми традициями величайший акт„р эпохи франц. бурж.  революции  конца
18 в. Ф. Ж. Тальма. Он вв„л исторически достоверный  К.  т.,  портретный
грим. Костюмы Тальма выполнялись-по эскизам знаменитого франц. художника
Ж. Л. Давида. В эпоху Просвещения, однако, попытки акт„ров сделать К. т.
исторически  достоверным  не  выходили  за  пределы  отдельных  исканий.
Подлинно историч., этнографически точный К. т. появился в 19  в.  Уже  в
нач.  19  в.  в  связи  с  развитием  режисс„рского  иск-ва   намечается
стремление связать  К.  т.  с  пьесой,  с  общим  режисс„рским  замыслом
постановки. В. Гюго и др. представители романтизма требовали  соблюдения
колорита  эпохи  в  оформлении  спектакля   (в   т.   ч.   и   К.   т.).
Драматурги-романтики принимали непосредственное участие  в  пост.  своих
пьес, снабжая их собственными эскизами декораций и костюмов,  привлекали
к оформлению спектаклей известных художников. Авторами эскизов  костюмов
в этот период были художники Э. Делакруа, П. Гаварни, П. Деларош,  Л.  и
К. Буланже, А. Деве-риа и др. К подлинно историческим К. т. были  близки
Костюмы франц. актрисы Э. Рашель. В английском т-ре  исторически  точный
К. т. вводили акт„р У. Ч. Макреди,  актриса  Э.  Вестрис.  Режисс„ры  Ф.
Дингелыптедт в Германии, Ч. Кин, С. Фелпс в Англии и  др.  стремились  в
спектаклях на историч. сюжеты соблюдать в К. т. точность колорита  места
и действия.
   Значит, влияние  на  развитие  К.  т.  во  2-й  пол.  19  в.  оказала
деятельность  нем.  Мейнингенского  т-ра,  спектакли  к-рого  отличались
высокой постановочной культурой,  историч.  точностью  костюмов.  Однако
подлинность К. т. приобретала  у  мейнингенцев  самодовлеющее  значение.
Точного воспроизведения социальной среды на сцене требовал  Э.  Золя.  К
этому же стремились крупнейшие театр. деятели  нач.  20  в.-  А.  Антуан
(Франция), О. Брам (Германия), принимавшие активное участие в оформлении
спектаклей, привлекавшие для работы в своих т-рах крупнейших художников.
Символистский т-р,  возникший  в  90-х  гг.  во  Франции  под  лозунгами
протеста против  театр.  рутины  и  натурализма,  осуществлял  борьбу  с
реалистич.   иск-вом.    Художники-модернисты    создавали    упрощ„нные
стилизованные декорации и костюмы, уводили т-р от реалистич. изображения
жизни. Совр. зарубежные театр. художники, работающие над  декорациями  и
костюмами к спектаклю, не столько стремятся отразить в них  идею  пьесы,
е„ исторически конкретные  черты,  сколько  создать  самостоят.  произв.
театр.-декорац.  иск-ва,   дать   "свободу"   своей   фантазии.   Отсюда
произвольность, абстрактность оформления мн. совр. спектаклей Запада, их
разрыв  с  реальной  действительностью.  В  то  же  время  прогрессивные
художники совр. зарубежного т-ра создают в  оформляемых  ими  спектаклях
подлинно реалистич., исторически точные К. т.  (спектакли  Национального
Народного  т-ра  и  т-ра  "Вь„  коломбье"  во  Франции,   шекспировского
Мемориального т-ра в Англии и др.). Среди крупнейших совр.  мастеров  К.
т. за рубежом - Ж. Вертон, К. Берар, Л. Гишиа (Франция), М.  Харрис,  С.
Дивайн и Э. Монтгомери (Англия) и др.
   Первый рус. К.  т.  создали  скоморохи.  Их  костюм  повторял  одежду
городских низов и крестьян (кафтаны, рубахи, обыкновенные штаны,  лапти)
и  украшался  разноцветными  кушаками,   лоскутами,   яркими   расшитыми
колпаками. В возникшем в нач. 16 в.  церковном  т-ре  исполнители  ролей
отроков были одеты в белые одежды (на голове венцы с крестами),  акт„ры,
изображавшие халдеев,- в короткие кафтаны  и  колпаки.  Условные  К.  т.
применялись и в спектаклях школьного  театра;  аллегорические  персонажи
имели свои эмблемы: Вера появлялась с крестом, Надежда-с якорем, Марс- с
мечом и т. д. Костюмы царей дополнялись необходимыми атрибутами царского
достоинства. Этот же принцип отличал  спектакли  первого  проф.  т-ра  в
России  17  в.,  основанного  при  дворе   царя   Алексея   Михайловича,
представления придворных театров царевны  Наталии  Алексеевны  и  царицы
Прасковьи  Ф„доровны.  Развитие   классицизма   в   России   в   18   в.

Страницы: «« « 1219   1220   1221   1222   1223   1224   1225   1226   1227  1228   1229   1230   1231   1232   1233   1234   1235   1236   1237  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия