Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1208   1209   1210   1211   1212   1213   1214   1215   1216  1217   1218   1219   1220   1221   1222   1223   1224   1225   1226  » »»

живописи, ваяния и зодчества (1882); учился у А. К. Саврасова  и  В.  Д.
Поленова. Был  декоратором-исполнителем  и  художником  -  постановщиком
Моск. частной .рус. оперы С. И. Мамонтова (1885-91, 1896-98).  Вместе  с
В. Д. Поленовым, В. А. Серовым  и  др.  художниками,  сотрудничавшими  в
опере Мамонтова,  К.  участвовал  в  реформе  муз.  т-ра,  в  борьбе  за
целостность образного решения спектакля. Оформил  здесь  оперы  .'"Аида"
(1886),"Садко" (1897, совм. с С. В. Малютиным);  "Юдифь"  Серова  (1898,
совм. с худ. В. А. Серовым) и  др.  К.  выполнил  декорации  к  оперетте
"Микадо" Салливена в Алексеевском  кружке  (1887),  к  спектаклям  "Жорж
Данден"  Мольера  (1888)  и  "Фома"  (по  повести  "Село  Степанчп-ково"
Достоевского, 1891) в Об-ве иск-ва и лит-ры. В 1898 К.  начал  работу  в
имп. т-рах, продолжая утверждать (совм. с художником  А.  Я.  Головиным)
реалистич. принципы оформления. В сотрудничестве с Головиным  К.  создал
декорации к спектаклям:
   "Русалка" (1900), "Лебединое озеро" (1901) - в Большом т-ре;  "Демон"
(1902), "Руслан и Людмила" (1904)  -  в  Мариинском  т-ре;  "Дон  Кихот"
Минкуса- в Большом т-ре (1900). В этих работах,  резко  отличавшихся  от
рутинных,  ремесленных  декораций,  характерных  для  "каз„нной"  сцены,
проявилось стремление художника не  только  дать  верную  характеристику
места  и  времени   действия,   но   и   сделать   оформление   подлинно
художественным,  поэтическим,  живописным  фоном,  созвучным  музыке   и
содержанию  спектакля.  Колористич.  богатство,  живое  обаянпо  звучных
красок, ритм  к-рых  подчиняется  муз.  строю  произведения,  реалистич.
выразительность образов и  в  то  же  время  романтичность,  сказочность
присущи мн.  декорациям,  созданным  К.  в  последующие  годы.  Художник
достигал эмоционального воздействия преим. средствами  живописи,  уделяя
обычно мало внимания иск-ву сценич. планировки. Лучшие работы К.  создал
в муз. т-ре; им оформлены балетные спектакли (большинство из  них  пост.
А. Горским):
   "Кон„к-Горбунок" Пуни в Большом (1901)  и  Мариинском  (1912)  т-рах,
"Золотая рыбка" Минкуса (1903), "Корсар" Адана (1912, совм. с  Головиным
и др.) в Большом т-ре, "Аленький цветочек" Гартмана в Мариинском  (1907)
и Большом (1911) т-рах и др. Наиболее полно дарование  К.  как  подлинно
нац. художника раскрылось в спектаклях, связанных с исторпей, иск-вом  и
бытом Руси. Широко используя нар.  формы  архитектуры,  идя  от  сказки,
глубоко поэтич. восприятия рус. природы, К. создал декорации  к  операм:
"Садко" (1906), "Руслан и Людмила" (1907), "Золотой  петушок"  (1909)  в
Большом т-ре, "Хованщина" в Мариинском (1911)  и  Большом  (1912)  т-рах
(оба спектакля пост. Шаляпиным), "Князь Игорь" в Мариинском т-ре  (1909)
и др. Замочат, мастер сце-ппч. костюма,  К.  создавал  эскизы  костюмов,
исторически  достоверных,  отвечающих  особенностям  образа,   органично
входящих в цветовую гармонию декорации (лучшие эскизы костюмов К. создал
к спектаклям: "Демон",  "Князь  Игорь",  "Золотой  петушок",.  "Аленький
цветочек" и  др.).  .  Среди  работ  К.  в  драм.  т-рах  --  оформление
спектаклей: "Буря"  Шекспира  (1905),  где  художник  применил  открытый
горизонт и вращающуюся сцену, "Макбет" (1914) в  Малом  т-ре;  "Вишн„вый
сад" (1905), "Живой труп" (1911) в Александрийском т-ре и  др.  В  конце
10-х гг. К. изменяет свою живописную манеру; характерная  для  художника
обобщ„нно-серебристая  гамма   начинает   уступать   место   вс„   более
интенсивным цветовым мазкам, подч„ркнутости контрастов в  игре  света  и
тени и в красочных сочетаниях. В этот период в эскизах и  декорациях  К.
очертания предметов становятся неясными, образ менее конкретным. С  1923
К. жил за границей. Оформил несколько спектаклей: в Мюнхенском  т-ре,  в
т-рах "Гранд-Опера" (Париж), "Ковент-Гарден" (Лондон) и др.
   Лит.: Хвойник И., Константин Коровин. К  выставке  работ,  М.,  1921;
Терновец Б., Коровин- Серов, М., 1925;  Константин  Алексеевич  Коровин.
Сост. альбома и автор вступ, статьи, С. Дружинин, М., 1961; К.А.Коровин.
1861-1939. К столетию со дня рождения. Каталог выставки  (Вступ.  статья
Б. Иогансона), М., 1961; К о м а р о в-с к а  я  Н.  И.,  О  Константине
Коровине, Л., 1961; Константин  Коровин.  Жизнь  и  творчество.  Письма,
документы, воспоминания, М., 1963. f [J
   КОРОВКИН, Николай Александрович (гг. рожд. и смерти неизв.) - русский
драматург-водевилист 19 в. В 30 - 40-х гг. переводил с  франц.  и  писал
оригинальные водевили для бенефисов петерб. акт„ров В. Н. Асенковой,  Н.
В. Самойловой, И. И. Сосницкого, Н. О.  Дюра,  А.  Е.  Мартынова  и  др.
Водевили К., динамичные, забавные по сюжету, пользовались  успехом  и  у
моек. зрителя; в них выступали М. С.  Щепкин,  В.  И.  Живокини,  Н.  В.
Репина и др. Наиболее популярные водевили К. ("Новички в любви"  и  "Его
превосходительство" - оба 1839) удержались в репертуаре до 60-х  гг.  19
в. Ел. С.
   КОРОВЯКОВ, Дмитрий Дмитриевич (1849-6.1. 1895) - русский  театральный
деятель, критик, педагог. Окончил юридич. ф-т Петерб. ун-та. В 80-е  гг.
был организатором первых частных русских т-ров в Петербурге,  директором
первой  частной  драм.  школы,  основанной  по  его  инициативе   Об-вом
любителей сценич. иск-ва;  преподавал  здесь  декламацию.  Автор  первых
учебных пособий по сценич. речи. Печатал статьи и рецензии в "Ежегоднике
императорских т-ров", "Русском вестнике", "Новостях сезона" и др.
   Соч.: Искусство выразительного чтения, СПБ, 1892;
   Этюды выразительного чтения художественных литературных произведений,
СПБ, 1893; Вокруг театра. [Сб. статей], СПБ, 1894; Письма об  искусстве,
"Русский вестник", СПБ 1890, т. 209, ј 8, с. 252-76;  И.  И.  Сосницкий,
"ЕИТ" Сезон 1892-1893, СПБ, 1894, с. 398-426;  А.  С.  Яковлев,  русский
трагический актер, "ЕИТ". Сезон 1893-1894, Приложение кн. 1, СПБ,  1894,
с. 1-51.
   Лит.: Д. Д. Коровяков, "Северный вестник", СПБ 1895, ј 3, отд. 2,  с.
107-08; В. Н., Критик по праву, "AD тист", М., 1895, ј 45, с. 237. С Г
   КОРОЛЕВ, Михаил Михайлович [р. 11(24).!. 1913]  -  русский  советский
режисс„р кукольного театра. Засл.  деят.  иск-в  РСФСР  (1957).  В  1933
окончил режисс„рское  отделение  Ленингр.  техникума  сценич.  иск-в.  В
1936-37 преподавал в Ленингр. театр. техникуме; в 1937-46-режисс„р  т-ра
Краснознам„нного Балт. флота. С 1946 - режисс„р, а с 1948 - гл. режисс„р
Ленингр. Большого  т-ра  кукол.  В  этом  т-ре  К.  поставил  спектакли:
"Дюймовочка" по Андерсену (1947), "Сказка о  царе  Салтане"  по  Пушкину
(1949), "Кон„к-Горбунок" по  Ершову  (1955),  "Белый  друг"  Сударушкина
(1951) и др., а также спектакли  для  взрослых:  "И  смех,  и  слезы,  и
любовь" Полякова (1956), "Двенадцать стульев" по Ильфу и Петрову (1957),
"В золотом раю" по Чапеку (1959) и  др.  С  1959  препода„т  в  Ленингр.
театр. ин-те. Лит.: "Театр", 1950, ј 5, с 37-43.
   КОРОЛ‚В,  Николай  Николаевич   [р.   30.1(12.11).   1902]-украинский
советский театральный художник. Сценич. деятельность  начал  в  1930  на

Страницы: «« « 1208   1209   1210   1211   1212   1213   1214   1215   1216  1217   1218   1219   1220   1221   1222   1223   1224   1225   1226  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия