Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1237   1238   1239   1240   1241   1242   1243   1244   1245  1246   1247   1248   1249   1250   1251   1252   1253   1254   1255  » »»

("Инфанта  Заморы",  "Притворная  любовница"),   Н.   Пиччини   ("Атис",
"Дпдона", "Роланд"), Дж. Сарти ("Ринальдо"), а также-рус. композиторов -
Е.  Фомина  ("Анюта",   "Новогородский   богатырь   Боеславо-вич"),   М.
Матинского ("Санктпетербургский гостиный двор"), В. Пашкевича ("Февей"),
О. Козловского ("Взятие Измаила"). Исполнялись  сонаты  И.  Хандош-кина,
концерты крепостного  композитора  и  капельмейстера  С.  А.  Дегтяр„ва.
Ставились комедии А. П. Сумарокова, Я. Б. Княжнина, Н. П. Николева и др.
Крепостные акт„ры (в труппу входило св. 200 чел.) обучались у  известных
мастеров рус. и  зап.-европ.  сцены.  Постановки  спектаклей  отличались
пышностью и богатством.  Декорации  писали  выдающиеся  декораторы  того
времени:  П.  Гонзаго,  Валезини,  Ф.  Гильфердинг,  Гатфильд,  а  также
талантливые крепостные живописцы Г.  Мухин,  К.  Фунтусов,  С.  Калинин.
Имена мн. крепостных Шереметевых вошли в историю рус. иск-ва. Среди них:
композиторы  и  музыканты  С.  А.  Дегтяр„в,  Г.  Я.  Ломакин,  "русский
Страдивари" - инструментальный мастер И. А. Батов актрисы Т. В. Шлыкова-
Г'ранатова, П. И. Жемчугова, режисс„р и драматург В. Г. Вороблевский.
   К числу выдающихся К. т. принадлежал также Театр князя Н. Б.  Юсупова
в Москве и в подмосковной усадьбе  Архангельское.  Т-р  в  Архангельском
сохранился доныне, став гос. музеем.  Он  занимает  специальное  здание,
построенное в 1818 по проектам арх. О. И. Бове и П. Гонзаго зодчим В. Я.
Стрижаковым (при участии Е. Д. Тюрина). Внутр. отделка его выполнена  по
проектам Гонзаго арх.  С.  П.  Мельниковым.  Театр,  зал  (двухъярусный)
вмещал  до  400   зрителей.   Сохранились   декорации,   написанные   П.
Гонзаго-Труппа т-ра Юсупова состояла из 20-25 танцовщиц, 10 певчих и  25
музыкантов. Актрис обучали франц  и  итал.  яз.  Учителями  танцев  были
знаменитый танцтили свои домашние театры в доходные предприятия.  Здания
т-ров начали  сооружать  с  расч„том  на  максимальную  вместительность,
простоту  и  дешевизну  постройки.  Вместо  пышных   героико-ми-фологич.
оперно-балетных спектаклей  стали  ставить  бытовые  комедии,  мещанские
драмы и комич. оперы. Наиболее типичные К. т. коммерческого типа -  т-ры
графа С. С. Каменского в Орле, Гладкова в Пензе, П. П. Есипова в  Казани
и, особенно, т-р князя Н. Г. Шаховского  в  Нижнем-Новгороде.  Акт„ры  в
таких т-рах подвергались жестокой эксплуатации (см. мемуары актрис Е. Б.
ПиуновойШмитгоф, Л. П. Никулиной-Косицкой, А. И. Шуберт).  Подневольный,
тяжкий труд крепостного акт„ра постепенно заменяется иск-вом  свободного
артиста, при комплектовании трупп вс„  чаще  начинают  нанимать  вольных
акт„ров  со  стороны.  Свободные  антрепризы  публичных  т-ров   успешно
конкурируют с К. т. Поэтому большинство К. т.  было  закрыто  до  отмены
крепостного права, а имущество и акт„ры распроданы.
   К. т. был одним из источников пополнения проф. т-ров.  Так,  Дирекция
императорских т-ров в 1800 приобрела крепостную балетную  труппу  С.  Г.
Зорича, в 1806 была куплена труппа А. Е. Столыпина,  вошедшая  в  состав
моек. Большого т-ра, в 1828 - крепостной оркестр графа Черныш„ва  из  27
музыкантов. В К. т. ярко проявился гений рус. народа. Несмотря  на  свой
крепостнический характер, К. т. внесли ценный вклад в историю рус. т-ра,
они содействовали широкому распространению театр.  иск-ва  не  только  в
крупных городах, но и в глухой провинции, утверждали через своих акт„ров
реалистич.,  демократич.  направление  в  рус.  сценич.  иск-ве.   Кроме
основателя рус. реалистич. т-ра М. С. Щепкина, из крепостных вышли С. Ф.
Мочалов (отец П. С.  Мочалова)  и  актриса  Е.  С.  Сем„нова.  С  К.  т.
начинается история рус. провинциальной сцены.
   Лит.: Щепкин М. С., Записки. Письма - Современники о М.  С.  Щепкине,
М., 1952;Дынник Т., Крепостной театр. [М.-Л.], 1933;
   Сахновский В. Г., Крепостной усадебный  театр.  Л.,  1924;Бескин  Э.,
Крепостной театр. М.-Л., 1927;
   Евреинов Н. Н., Крепостные актеры, Л., 1925; А с е-е в Б. Н., Русский
драматический театр XVII-XVIII вв., М., 1958; Елизарова  Н.  А.,  Театры
Шереметевых,  М.,  1944;  Станюкович  В.,  Домашний   крепостной   театр
Шереметевых XVIII в., Л., 1927; С ол ов ь е в К.А., Останкино, М., 1958;
Б е з-с о н о в С. В., Архангель-ское.М.,1937; К аш ин Н.П., Театр Н. Б.
Юсупова,  М.,  1927;  Молебнов  М.  П.,  Пензенский   крепостной   театр
Гладковых, Пенза, 1955; Г а-ц и с с к и и А.  С.,  Нижегородский  театр.
Н.-Новгород, 1867. Н. Е. мейстер Иогель и балерина Ф. Гюллень-Сор. Пению
обучал итальянец Церотти. Репертуар т-ра Юсупова состоял б. ч. из пышных
балетов на мифологич. сюжеты ("Медея и Язон", "Зефир и Флора" и  др.)  и
дивертисментов,  отвечавших  вкусам  высших  дворянских  кругов.   Среди
крепостных актрис Юсуповского т-ра особенно славились А. Борунова, С. Г.
Малинкина и А. Г. Рабутовская. Т-ры Шереметева и Юсупова  внесли  ценный
вклад  в  развитие  театр.  иск-ва  в  России   -   в   области   театр.
строительства, техники сцены, оформит: при„мов спектакля, обогатили рус.
репертуар новыми значит, произв. зап.-европ. композиторов.
   Особое место в истории К. т. занимает т-р А. Р. Воронцова - одного из
наиболее передовых, образованных и прогрессивных людей  своего  времени.
Осн. место в репертуаре т-ра занимали произв. отечественной  драматургии
- Фонвизина, Княжнина, Сумарокова, Крылова и др. Акт„ры получали общее и
специальное образование, им платили жалование.
   В 19 в. в свзи  с  развитием  экономики  России,  начавшимся  упадком
крепостнического хозяйства и ростом  капиталистич.  отношений  изменился
характер К. т., их направленность. Нек-рые помещики превра"КРЕСТА ТЕАТР"
- см. "Де ла Крус".
   КРЕСТОВСКАЯ, Марья  Александровна  [11  (23).  VII.1870-27.X.1940]  -
русская актриса и  режисс„р-педагог.  Окончила  муз.-драм.  уч-ще  Моск.
Филармо-дич. об-ва (1889) и школу Малого т-ра  по  кл.  О.  А.  Правдина
(1892). Играла  в  Киеве  (1889,  1890,  1903),  в  Казанско-Саратовском
товариществе  Бородая  (1893-94,  1898),  в  Ярославле  (1895),  Вологде
(1896), Воронеже (1899), Риге (1900, 1902) и др. Активно участвовала как
актриса  и  режисс„р  в  деятельности  нар.  т-ров  (Саратов,   Москва).
Выступала в  концертах  в  пользу  студенческих  землячеств,  читала  по
тюрьмам политзаключ„нным. Оставив сцену в 1904, вела педагогич. работу в
театр. школах Москвы, сотрудничала в Доме театр. просвещения,  Доме  им.
Крупской, журн. "Деревенский театр". Оставила воспоминания  об  Э.  Дузе
("Ricordi di Eleonora Duse" в журн. "L'approdo letterario", 1959,  ј  5,
с. 52-60).
   Роли: Катерина ("Гроза"), Лариса; Орлеанская дева и Мария  Стюарт  (в
о. п. Шиллера), Маргарита Готье ("Дама с  камелиями"  Дюма-сына),  Магда
("Родина" Зудермана) Настя ("На дне") и др.
   Соч.: Как гримироваться, [М., 1927]; Руководство по гриму, М.,  1928;
Костюм на сцене, [М. ], 1930.
   Лит.: Из воспоминаний О. А. Голубевой, в сб.: Русский  провинциальный
театр. Л.-М., 1937; Смирнова H А Воспоминания, М., 1947; Щепкин а-К у  n

Страницы: «« « 1237   1238   1239   1240   1241   1242   1243   1244   1245  1246   1247   1248   1249   1250   1251   1252   1253   1254   1255  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия