Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1246   1247   1248   1249   1250   1251   1252   1253   1254  1255   1256   1257   1258   1259   1260   1261   1262   1263   1264  » »»

заниматься лит. творчеством; в последние годы  по  настоянию  духовников
отказалась от "мирских дел".
   Лит.: Nervo (Jose Amado), Juana de Asbaje, Madrid, 1910.
   КРУТИ,  Исаак  Аронович  [25.Х(6.XI).1890-22.11.  1955]   -   русский
советский театральный критик и историк театра. Лит. деятельность начал в
1914 как журналист. В 1920-28 К. сотрудничал в перио-дич. печати Украины
(в журналах "Зритель", "Силуэты","Театр.  неделя"  и  др.).  Автор  ряда
статей, посв. укр. т-ру - "Украинский краснозаводский т-р",  "Украинский
театр" в журн. "Советский театр" (ј 9-10, J\7,  M.,  1930).  Перев„л  на
рус. язык пьесы Корнейчука ("Гибель  эскадры",  1934,  "Платон  Кречет",
1934, "Банкир", 1936, "Правда", 1937). Автор инсценировки "Тарас Бульба"
(по Гоголю, 1940).
   С 1933 работал в журн. "Театр и  драматургия"  и  др.  Писал  статьи,
посв. проблемам совр. т-ра и драматургии, цикл  статей  "Театры  народов
СССР" (Са-модеят.- т-р, М., 1932, ј 7, 9, 11-13 и др.).
   Соч.: Русский театр в Казани.  Материалы  к  истории  провинциального
драматического театра, М., 1958;
   Ю. В. Шумский, "Театр", М., 1954, ј 4, с. 133-44; то  же,  Кив,  1955
(на укр. яз.); В годы Отечественной войны, в  сб.:  Советский  театр...,
М., 1947, с. 189-250; Под польским игом. Очерк истории  театра  Западной
Украины, "Театр", М., 1939,  ј  11-12,  с.  197-206;  см.  Вступительную
статью в кн.: Афиногенов А., Пьесы, М., 1935. С. Г.
   КРУТИКОВ, П„тр Сильверстович (р. 1861 - г. смерти неизв.)  -  русский
цирковой артист. В 1890 выстроил в Киеве цирк, где демонстрировал высшую
школу верховой езды. В 1897 выступал в Париже, в  Москве,  Петербурге  и
др. В 1903 выстроил в Киеве "Гиппо-палас" (конный дворец),  имевший  два
манежа.  Первый  из  русских  дрессировщиков   добился,   чтобы   лошадь
повиновалась ему без кнута. После 1917 уехал в Италию.
   Лит.: Дмитриев Ю., Русский цирк, М., 1953;
   Романовск?й Д. С., Любительск?й цирк П. С. Кру-тикова, Кив, 1897  (на
рус. и франц. яз.). М'. Зон.
   КРУТИКОВА, Александра Павловна (1851- 1919) - русская артистка  оперы
(меццо-сопрано). Пению училась первоначально у П. Вартеля  в  Париже,  в
1872 окончила Петерб. консерваторию по кл. Г. Нис-сен-Саломан. В том  же
году впервые выступила на оперной сцене в Петербурге,  до  1876  пела  в
Мариин-ском т-ре.
   Партии:  Ваня  ("Иван   Сусанин"),   боярыня   Морозова   ("Опричник"
Чайковского), Гений добра ("Демон"), Ф„дор ("Борис  Годунов"),  Груня  (
Вражья сила" Серова) и др.
   В 1876-78 совершенствовалась у Муцио в Париже и  Гамбоджи  в  Милане,
сезон 1878-79 пела в  Севилье.  Возвратившись  на  родину,  выступала  в
Харькове, Киеве и  Одессе,  в  1880-1901-в  Большом  т-ре.  К.  обладала
голосом обширного диапазона (исполняла также партии контральто).  Певица
виртуозно владела своим голосом, обладала изящной и легкой  колоратурой,
пела драм. и лирич. партии.
   Партии: Ольга, Любовь, Солоха, Графиня ("Евгений  Онегин",  "Мазепа",
"Черевички", "Пиковая дама" Чайковского), Церлина ("Дон Жуан"),  Ортруда
("Лоэнгрин"), Амнерис и др.
   Лит.:  Александра  Павловна  Крутикова,   "ЕИТ".   Сезон   1901-1902,
приложение 1; А. П. Крутикова, "Русская муз. газета", 1901, "ј5;Антарова
К. Е., Моя работа над ролью графини в "Пиковой даме", в сб.:  Чайковский
и театр. М.-Л., 1940.
   КРУТИЦКИЙ, Антон Михайлович [1754(?),  Москва,-21.VII(2.VIII).  1803,
Ревель] - русский акт„р. Сын отставного сержанта, К. был питомцем  Моск.
воспитательного дома. Здесь же обучался у П. И. Калиграфа сценич. иск-ву
и участвовал (с 1778) в спектаклях. В 1779  в  числе  др.  воспитанников
определ„н в труппу петерб. Вольного  российского  т-ра  (антрепрен„р  К.
Книпер). Вторым учителем К. стал руководивший т-ром И. А. Дмитревский. В
1783, с переходом т-ра в придворное ведомство, К. был зачислен в петерб.
труппу  Российского  т-ра  (в  1793-1800  был  также  инспектором  драм.
труппы).
   Играл преим. роли  слуг  и  комич.  стариков.  Правдиво,  со  знанием
психологии и быта, воплощал образы людей из  народа.  С  особым  успехом
выступал в. сатирич.  комедиях  и  в  комич.  операх  (бас).  Невыгодные
внешние данные К. искупались естественной,  полной  внутр.  огня  игрой,
неисчерпаемой  вес„лостью,  комизмом,  выразительной  мимикой,   умением
владеть своим телом.  Первая  крупная  роль  -  Фаддей  в  комич.  опере
"Мельник -  колдун,  обманщик  и  сват"  Аблесимова,  муз.  Соколовского
(1781); К. создал  яркий  образ  грубоватого  хитреца-мельника,  поразив
зрителей знанием быта  и  характерных  черт  рус.  крестьянина,  простым
разговорным тоном. С тем же чувством правды, знанием нар. жизни исполнял
К.   роль   деревенского   старосты   Федота   ("Лиза,   или   Торжество
благодарности" Ильина, 1802). К. никогда  не  переходил  на  карикатуру,
играл естественно и осмысленно. В 1798 для  своего  бенефиса  он  выбрал
сатирич. комедию Капниста "Ябеда", ранее не ставившуюся на  сцене,  и  в
остро обличит, тонах исполнил в ней роль судьи Кривосудова. Играл  также
Цыфиркина ("Недоросль"), Лентягина ("Чудаки" Княжнина), Власа  ("Бобыль"
Плавилыцикова) и др. Среди лучших ролей К. в переводных пьесах:  Журден,
Гарпагон  ("Мещанин  во  дворянстве"  и  "Скупой"  Мольера).   Один   из
культурнейших людей своего времени, К.  выступал  также  как  переводчик
франц. и нем. пьес.
   Лит.: Асеев Б. П., Русский драматический театр XVII- XVIII веков, М.,
1958, с. 280, 357, 370-371;  Be  e-володский-Гернгросс  В.  П.,  Русский
театр второй половины  XVIII  в.,  М.,  1960;  Жихарев  С.  П.,  Записки
современника, т. 1-2, М.- Л., 1934; "Северный вестник", СПБ, 1804, ч. 1,
с. 216-223; Архив дирекции имп. театров, вып. 1, отд. III, СПБ, 1892, с.
33, 151, 158-160, 166-169, 172, 177, 178. Е. Фил.
   КРУТТЕР    (Knitter),    Франц    (псевд.-     Валентин     Наменлос)
(5.VIII.1807-15.XI.1873)- швейцарский писатель, драматург. Писал на нем.
яз. Изучал право  в  Мюнхене  и  Гейдельберге.  С  1836  занимался  лит.
деятельностью. Свою первую пьесу-сказку "Соломон и  Саломея"  написал  в
1840 для театр. об-ва г. Солотурна. Пост. его пьесы "Староста  Венге  из
Солотурна" (1845), рассказывающей о героич. прошлом швейц. народа,  была
запрещена, т. к. власти опасались, что пьеса  может  обострить  политич.
борьбу в Швейцарии. Самое значит, произв. К.- роман-тич. драма в  стихах
"Агнес Бернауэр" (1843,  Соло-турн),  в  к-рой  он  воспевает  любовь  и
верность, осуждает жестокость аристократов. Автор драмы "Самуэль  Хенци,
или Волнение граждан Берна"  (1868).  Сюжеты  пьес  К.,  построенные  на
материале истории Швейцарии, пробуждали у зрителей патриотич.  чувства,.
любовь к родине.

Страницы: «« « 1246   1247   1248   1249   1250   1251   1252   1253   1254  1255   1256   1257   1258   1259   1260   1261   1262   1263   1264  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия