|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1246 1247 1248 1249 1250 1251 1252 1253 1254 1255 1256 1257 1258 1259 1260 1261 1262 1263 1264 » »» заниматься лит. творчеством; в последние годы по настоянию духовников
отказалась от "мирских дел".
Лит.: Nervo (Jose Amado), Juana de Asbaje, Madrid, 1910.
КРУТИ, Исаак Аронович [25.Х(6.XI).1890-22.11. 1955] - русский
советский театральный критик и историк театра. Лит. деятельность начал в
1914 как журналист. В 1920-28 К. сотрудничал в перио-дич. печати Украины
(в журналах "Зритель", "Силуэты","Театр. неделя" и др.). Автор ряда
статей, посв. укр. т-ру - "Украинский краснозаводский т-р", "Украинский
театр" в журн. "Советский театр" (ј 9-10, J\7, M., 1930). Перев„л на
рус. язык пьесы Корнейчука ("Гибель эскадры", 1934, "Платон Кречет",
1934, "Банкир", 1936, "Правда", 1937). Автор инсценировки "Тарас Бульба"
(по Гоголю, 1940).
С 1933 работал в журн. "Театр и драматургия" и др. Писал статьи,
посв. проблемам совр. т-ра и драматургии, цикл статей "Театры народов
СССР" (Са-модеят.- т-р, М., 1932, ј 7, 9, 11-13 и др.).
Соч.: Русский театр в Казани. Материалы к истории провинциального
драматического театра, М., 1958;
Ю. В. Шумский, "Театр", М., 1954, ј 4, с. 133-44; то же, Кив, 1955
(на укр. яз.); В годы Отечественной войны, в сб.: Советский театр...,
М., 1947, с. 189-250; Под польским игом. Очерк истории театра Западной
Украины, "Театр", М., 1939, ј 11-12, с. 197-206; см. Вступительную
статью в кн.: Афиногенов А., Пьесы, М., 1935. С. Г.
КРУТИКОВ, П„тр Сильверстович (р. 1861 - г. смерти неизв.) - русский
цирковой артист. В 1890 выстроил в Киеве цирк, где демонстрировал высшую
школу верховой езды. В 1897 выступал в Париже, в Москве, Петербурге и
др. В 1903 выстроил в Киеве "Гиппо-палас" (конный дворец), имевший два
манежа. Первый из русских дрессировщиков добился, чтобы лошадь
повиновалась ему без кнута. После 1917 уехал в Италию.
Лит.: Дмитриев Ю., Русский цирк, М., 1953;
Романовск?й Д. С., Любительск?й цирк П. С. Кру-тикова, Кив, 1897 (на
рус. и франц. яз.). М'. Зон.
КРУТИКОВА, Александра Павловна (1851- 1919) - русская артистка оперы
(меццо-сопрано). Пению училась первоначально у П. Вартеля в Париже, в
1872 окончила Петерб. консерваторию по кл. Г. Нис-сен-Саломан. В том же
году впервые выступила на оперной сцене в Петербурге, до 1876 пела в
Мариин-ском т-ре.
Партии: Ваня ("Иван Сусанин"), боярыня Морозова ("Опричник"
Чайковского), Гений добра ("Демон"), Ф„дор ("Борис Годунов"), Груня (
Вражья сила" Серова) и др.
В 1876-78 совершенствовалась у Муцио в Париже и Гамбоджи в Милане,
сезон 1878-79 пела в Севилье. Возвратившись на родину, выступала в
Харькове, Киеве и Одессе, в 1880-1901-в Большом т-ре. К. обладала
голосом обширного диапазона (исполняла также партии контральто). Певица
виртуозно владела своим голосом, обладала изящной и легкой колоратурой,
пела драм. и лирич. партии.
Партии: Ольга, Любовь, Солоха, Графиня ("Евгений Онегин", "Мазепа",
"Черевички", "Пиковая дама" Чайковского), Церлина ("Дон Жуан"), Ортруда
("Лоэнгрин"), Амнерис и др.
Лит.: Александра Павловна Крутикова, "ЕИТ". Сезон 1901-1902,
приложение 1; А. П. Крутикова, "Русская муз. газета", 1901, "ј5;Антарова
К. Е., Моя работа над ролью графини в "Пиковой даме", в сб.: Чайковский
и театр. М.-Л., 1940.
КРУТИЦКИЙ, Антон Михайлович [1754(?), Москва,-21.VII(2.VIII). 1803,
Ревель] - русский акт„р. Сын отставного сержанта, К. был питомцем Моск.
воспитательного дома. Здесь же обучался у П. И. Калиграфа сценич. иск-ву
и участвовал (с 1778) в спектаклях. В 1779 в числе др. воспитанников
определ„н в труппу петерб. Вольного российского т-ра (антрепрен„р К.
Книпер). Вторым учителем К. стал руководивший т-ром И. А. Дмитревский. В
1783, с переходом т-ра в придворное ведомство, К. был зачислен в петерб.
труппу Российского т-ра (в 1793-1800 был также инспектором драм.
труппы).
Играл преим. роли слуг и комич. стариков. Правдиво, со знанием
психологии и быта, воплощал образы людей из народа. С особым успехом
выступал в. сатирич. комедиях и в комич. операх (бас). Невыгодные
внешние данные К. искупались естественной, полной внутр. огня игрой,
неисчерпаемой вес„лостью, комизмом, выразительной мимикой, умением
владеть своим телом. Первая крупная роль - Фаддей в комич. опере
"Мельник - колдун, обманщик и сват" Аблесимова, муз. Соколовского
(1781); К. создал яркий образ грубоватого хитреца-мельника, поразив
зрителей знанием быта и характерных черт рус. крестьянина, простым
разговорным тоном. С тем же чувством правды, знанием нар. жизни исполнял
К. роль деревенского старосты Федота ("Лиза, или Торжество
благодарности" Ильина, 1802). К. никогда не переходил на карикатуру,
играл естественно и осмысленно. В 1798 для своего бенефиса он выбрал
сатирич. комедию Капниста "Ябеда", ранее не ставившуюся на сцене, и в
остро обличит, тонах исполнил в ней роль судьи Кривосудова. Играл также
Цыфиркина ("Недоросль"), Лентягина ("Чудаки" Княжнина), Власа ("Бобыль"
Плавилыцикова) и др. Среди лучших ролей К. в переводных пьесах: Журден,
Гарпагон ("Мещанин во дворянстве" и "Скупой" Мольера). Один из
культурнейших людей своего времени, К. выступал также как переводчик
франц. и нем. пьес.
Лит.: Асеев Б. П., Русский драматический театр XVII- XVIII веков, М.,
1958, с. 280, 357, 370-371; Be e-володский-Гернгросс В. П., Русский
театр второй половины XVIII в., М., 1960; Жихарев С. П., Записки
современника, т. 1-2, М.- Л., 1934; "Северный вестник", СПБ, 1804, ч. 1,
с. 216-223; Архив дирекции имп. театров, вып. 1, отд. III, СПБ, 1892, с.
33, 151, 158-160, 166-169, 172, 177, 178. Е. Фил.
КРУТТЕР (Knitter), Франц (псевд.- Валентин Наменлос)
(5.VIII.1807-15.XI.1873)- швейцарский писатель, драматург. Писал на нем.
яз. Изучал право в Мюнхене и Гейдельберге. С 1836 занимался лит.
деятельностью. Свою первую пьесу-сказку "Соломон и Саломея" написал в
1840 для театр. об-ва г. Солотурна. Пост. его пьесы "Староста Венге из
Солотурна" (1845), рассказывающей о героич. прошлом швейц. народа, была
запрещена, т. к. власти опасались, что пьеса может обострить политич.
борьбу в Швейцарии. Самое значит, произв. К.- роман-тич. драма в стихах
"Агнес Бернауэр" (1843, Соло-турн), в к-рой он воспевает любовь и
верность, осуждает жестокость аристократов. Автор драмы "Самуэль Хенци,
или Волнение граждан Берна" (1868). Сюжеты пьес К., построенные на
материале истории Швейцарии, пробуждали у зрителей патриотич. чувства,.
любовь к родине.
Страницы: «« « 1246 1247 1248 1249 1250 1251 1252 1253 1254 1255 1256 1257 1258 1259 1260 1261 1262 1263 1264 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |