Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1249   1250   1251   1252   1253   1254   1255   1256   1257  1258   1259   1260   1261   1262   1263   1264   1265   1266   1267  » »»

следующих произв.-трагедиях "Филомела" (опубл. в "Российском  феатре"  в
1793)  и  "Клеопатра"  (не  сохранилась)  -  К.  стремился  на  античном
материале разрешить совр. проблемы: право царя на произвол, народа -  на
восстание. Ранние комедии  К.  ("Бешеная  семья",  1786,  "Сочинитель  в
прихожей",  1786,  "Проказники",  1787),  продолжавшие  традиции  сатиры
Новикова,  ярко  высмеивают   разврат,   пустоту,   эгоизм   дворянства,
корыстолюбие продажных одописцев, гнущих спину в барских передних. Пьесы
К. не допускались к постановке  (по  этому  поводу  в  1789  К.  написал
гневное сатирич. письмо директору т-ров Соймонову)
   В 1789 К. начал издавать ежемесячный сатирич. журнал  "Почта  духов",
уделяя в н„м значит, внимание вопросам т-ра.  Выступая  поборником  нац.
самобытности рус. т-ра, К. отстаивал  его  высокое  воспитат.  значение,
обличит, роль, критиковал состояние совр. т-ра, его  репертуар.  В  1790
журнал перестал издаваться в  связи  с  усилением  в  России  реакции  и
репрессий против печатных изданий. В 1792 К. издавал  журнал  "Зритель",
к-рый также вскоре перестал выходить. Та же судьба постигла журнал К.  и
А.  И.  Клушина  "Санкт-Петербургский  Меркурий"   (1793,   здесь   были
опубликованы первые театр. рецензии  К.).  К.  требовал  от  драматургии
верности жизни, "подражания природе",  считал,  что  идея  пьесы  должна
вытекать из действий персонажей, а не из нравоучений. В 1800  К.  создал
"шуто-трагедию" "Подщипа" ("Трумф", 1800,  домашний  т-р  кн.  Голицына;
роль Трумфа исполнял автор, изд. за границей в 1859, в России в 1871)  -
памфлет на режим Павла I,  пародию  на  классицистскую  трагедию.  Пьеса
распространялась  в  списках,  получила  высокую  оценку  декабристов  и
Пушкина. В 1802 в Петербурге была пост. комедия К. "Пирог", высмеивавшая
отрицат. черты дворянского сентиментализма. В период патриотич. подъ„ма,
связанного с войной против Наполеона, К. написал по мотивам  рус.  былин
либретто волшебно-патриотич. оперы "Илья Богатырь" (1806), а также  свои
лучшие комедии "Модная лавка" (1806, Петербург) и "Урок  дочкам"  (1807,
там   же).   В   этих   комедиях,   отличающихся   жизненно   правдивыми
характеристиками   персонажей,   остроумным   развитием   действия,   К.
сатирически осмеивает  галломанию  дворянства,  его  рабское  подражание
всему французскому.
   Характерные  особенности  комедий  К.-  реалистичность,   демократич.
направленность, сочувственное изображение людей из народа. После 1807 К.
целиком посвятил себя басенному творчеству. Белинский называл  басни  К.
"маленькими   драмами",   "маленькими    комедийками".    Типизация    и
индивидуализация персонажей, характерность их языка, живость и  ч„ткость
диалога, конфликтное построение сюжета, сатирич. острота сближают  басни
К. с  его  драматургией.  Мн.  басни  К.  инсценируются  в  кукольных  и
самодеят. т-pax, используются для сценариев мультипликационных  фильмов.
Творчество К., продолжавшего традиции Фонвизина, оказало воздействие  на
развитие рус. сатирич, комедии (Грибоедов, Гоголь), театр. эстетики. ;
   Соч.: Полное собр. соч.,  под  ред.  Демьяна  Бедного,  т.  1-3,  М.,
1945-46; Соч., т. 1-2, М., 1955; Пьесы, М.- Л., 1944.
   Лит.: Белинский В. Г., Иван Андреевич Крылов, Полн. собр. соч., т. 8,
М., 1955; Загорский М., Крылов-драматург, в сб.: И.  А.  Крылов,  Пьесы,
М.-Л., 1944; Всеволодский В.,  Крылов  и  театр.  в  сб.:И.  А.  Крылов.
Исследования и материалы, М., 1947; К а р с к а я Т. Я., И. А. Крылов  и
эстетика русского театра, в кн.:
   Русские классики и театр. Л.- М.,  1947;  Данилов  С.  С.,  Последняя
пьеса Крылова, там же; Степанов Н. Л., И. А. Крылов. Жизнь и творчество,
М., 1958. Г.Х.
   КРЫЛбВИЧ, Владимир Николаевич (1.XI.1895-  23.Х.1Э37)  -  белорусский
советский акт„р. Засл. арт. БССР (1931). Был членом  ЦИК  БССР  с  1935.
Один из основоположников  белорус.  т-ра.  Род.  в  бедной  крестьянской
семье. С 1915 принимал участие в любительских спектаклях в  Минске  и  в
спектаклях рус. и укр. трупп, гастролировавших в Белоруссии.  С  1921  -
акт„р 1-го Белорус. гос. драм. т-ра (ныне Т-р им.  Янки  Купалы).  Играл
роли романтич. и социальных героев.  Обладал  хорошими  сценич.  данными
(выразительное волевое лицо, сильный голос), глубокой  эмоциональностью.
Создавал крупные обобщ„нные  образы,  подч„ркивая  гл.  черты  характера
своих героев. Первые крупные работы - в нац. спектаклях на  исто-рич.  и
фольклорном материале. В 20-х и 30-х гг. создал на белорус. сцене  яркие
образы современников в пост. сов. драматургии.
   Роли: Криницкий ("Павлин-ка" Купалы, 1920), Машека (о.  п.  Мировича,
1923), Крючков ("Пинская шляхта" Дуни-на-Марцинкевича,  1925),  Ка-стусь
Калиновский, Воевода (о.  п.  1923,  "Коваль-воевода"  1925,  Мировича),
Шигабутди-нов  ("Мятеж"  по  Фурманову,  1927),  Вершинин   ("Бронепоезд
14-69", 1928), Чужаков ("Мост" Романовича, 1929), Чадов  ("Жизнь  зов„т"
Билль-Белоцер-ковского, 1935), Берест ("Платон Кречет", 1936).  Снимался
в кино.
   Лит.: Е с а к о у А., Ула-дз?м?р Крылов?ч, М?нск, 1956 (даты жизни  и
творч.). В. Н.
   КРЫМОВ,   Николай   Петрович   [20.IV(2.V).1884-6.V.    1958]-русский
советский живописец, театр. художник и педагог. Засл. деят. иск-в  РСФСР
(1942). Нар. художник РСФСР (1956). Чл.-корр. Акад.  художеств  СССР  (с
1949). Учился в Моск. уч-ще живописи, ваяния и  зодчества  (1904-11).  С
1910 начал работать в т-ре (декорации к спектаклю "Не было ни гроша,  да
вдруг алтын" А. Н. Островского в моек. Т-ре  Незло-бина).  В  позднейших
своих театр. работах К. был связан преим. с драматургией Островского. Им
созданы декорации к спектаклям: "Таланты и поклонники" (1933, МХАТ), "Не
было ни гроша, да вдруг алтын" (1926. 4-я Студия МХАТа), "Волки и  овцы"
(1927, б. Т-р Корша), "Бесприданница"  (1932,  там  же)  и  др.  Оформил
спектакль "Унтиловск" Леонова (1928, МХАТ).
   Театр", работы  К.  раскрывают  реалистич.  направленность  дарования
художника.  Мастер  лирич.  пейзажа,  К.  средствами  сценич.   живописи
воплощал  поэтич.  картины  рус.  природы.  В  своей  лучшей  работе   -
декорациях к спектаклю "Горячее сердце" (МХАТ, 1926) К. достиг  глубоких
социальных обобщений, острой сатиричности.
   Лит.:  Николай  Петрович  Крымов  -  художник  и   педагог.   Статьи,
воспоминания, М., 1960 (имеется библиография). м. п.
   КРЭГ, К р е и г (Craig), Эдуард Гордон (р 16.1.  1872,  Харпенден)  -
английский режисс„р, художник и теоретик театра. Сын актрисы Э. Терри  и
архитектора Э. Годуина.  Впервые  выступил  в  спектакле  в  шестилетнем
возрасте. Проф. работу в т-ре начал в 1889 в  лондонском  т-ре  "Лицеум"
под рук. Г. Ирвинга. Играл в "Лицеуме" до 1897, затем в  ряде  про-винц.
т-ров. Выступал в классич.  репертуаре,  гл.  обр.  в  пьесах  Шекспира.
Режисс„рская   деятельность   К.   началась   пост.    оперы"Дидона    и
Эней"Пер-селла (1900, т-р "Хэмпс-тед  консерватуар")  Был  художником  и

Страницы: «« « 1249   1250   1251   1252   1253   1254   1255   1256   1257  1258   1259   1260   1261   1262   1263   1264   1265   1266   1267  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия