Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1252   1253   1254   1255   1256   1257   1258   1259   1260  1261   1262   1263   1264   1265   1266   1267   1268   1269   1270  » »»

деятельность начал в конце 40-х гг.  В  пьесе  "Мать-земля"  (1957,  т-р
"Арлекин"), проникнутой глубокой симпатией к труженикам  деревни,  автор
бичует продажность суда и полиции. Среди др.  пьес  К.:  "Элиос"  (1953,
труппа  "Арлекин"),  "Неизвестная"  (1954,  т-р  "Талия"),  "Возвращение
домой" (1956), "Их принесли в жертву" (1959). Л. X.
   КУАНЫШПАЕВ, Калибек (р. 1893)- казахский  советский  акт„р.  Народный
арт.  СССР  (1959).  Деп.  Верх.  Совета  СССР   2-4-го   созывов.   Чл.
Коммунистич. партии с 1943. Был пастухом, чернорабочим. С юношеских  лет
выступал как комик-рассказчик на нар. праздниках  и  ярмарках.  Один  из
основоположников казах. проф. гос. т-ра (1925).
   В своей сценич. деятельности К. сохраняет и развивает  традиции  нар.
творчества, сочетая их с мастерством проф. иск-ва. В  казах,  пьесах  К.
создал  образы,  отмеченные  нац.  своеобразием,  народностью.  Особенно
привлекательны положительные образы  К.,  надел„нные  большим  обаянием,
чистотой, благородством: Кебек, Кобей, Абыз,  старик  повстанец  Танеке,
Абай, генерал Панфилов ("Енлик  и  Кебек",  1925,  1933,  1957;  "Ночные
раскаты", 1935; "Абай", 1940;
   "Гвардия чести", 1942, Ауэзова),  глухонемой  Балу-ан  ("Ахан-сере  и
Актокты" Мусрепова, 1942), колхозный  садовник  Жанас  ("Цвети,  степь!"
Тажиба-ева, 1952). Творческий диапазон К. исключительно широк. С большой
обличительной силой играет  он  отрицательные  роли  -  буффонный  визир
Шораяк ("Аядар Косе" Хусаинова, 1942) и  трагедийный  зловещий  Кунанбай
(инсц.  "Абая",  1949,  Гос.  пр.  СССР,  1952).  В  ролях   переводного
репертуара К. сочетает своеобразие интерпретации с близостью  авторскому
замыслу: Городничий (1936),  Баптиста  ("Укрощение  строптивой",  1943),
Виноградов ("Победители" Чирскова, 1947). Автор (совм. с Ш.  Хусаиновым)
пьесы "Шаншарлар" ("Острословы"), пост. Казах,  т-ром  в  1948.  С  1937
снимается в кино.
   Лит.: О л и д о р О., Калибек Куаныш-паев, М., 1950. Я. Л.
   КУАТРЙНИ, Кватрини (Quat-trini),  Ян  (13.V.  1822-1892)  -  польский
оперный дириж„р, режисс„р, педагог. По нац. итальянец. Приехал в  Польшу
в 1841  с  группой  итал.  артистов  и  остался  в  Варшаве,  где  начал
преподавать  пение.  Позднее  был  приглаш„н   на   должность   дириж„ра
Варшавской оперы; с  1852-гл.  дириж„р  т-ра.  К.  популяризировал  нац.
польскую оперу, в особенности творчество С. Монюшко;  был  режисс„ром  и
дириж„ром пост. первой нац. оперы "Галька"  Монюшко  (1858).  Среди  др.
постановок: "Лом-бардцы" Верди (1843), "Гугеноты" (1858). В„л педагогич.
деятельность (среди  учеников  К.-  Б.  Довяковская).  Автор  ряда  вок.
произв. Л. Коз, КУБАД (наст. имя и фам. - Кубад А б-дулла оглы  Касимов)
[р. 27.VII (8. VIII).1896]- азербайджанский советский театровед- В  1928
окончил Вост. ф-т Азерб. ун-та. Автор ряда работ  по  истории  театр.  и
муз. культур Азербайджана.
   Соч.: Зарождение и развитие Азербайджанского музыкального  театра,  в
сб.: Искусство Азербайджана, [т.] 3, Баку, 1950; Театр, в сб.: Советский
Азербайджан, Баку, 1958; Азербайджанский театр оперы и балета им. М.  Ф.
Ахундова, М., 1959 (совм. с А.  Бадалбейли);  Узеир  Гаджи-беков,  Баку,
1945;  Муслим  Магомаев,  Баку,  1956;  Очерки  из  истории  музыкальной
культуры Азербайджана XII в., в сб.:  Искусство  Азербайджана,  [т.  З],
Баку, 1950.
   КУБЕРТАВИЧЮС, Пятрас (р. 22.VI.1897)  -  литовский  советский  акт„р,
режисс„р, педагог. Нар. арт. Лит. ССР (1959). Один  из  основоположников
литов. проф. т-ра. Сценич. деятельность начал в Петрограде в  1916-18  в
студии и т-ре Ю. Вайчкуса, с к-рым в 1918 переехал  в  Вильнюс,  С  1919
работает в Каунасе (с конца 40-х гг.- в Каунасском  драм.  т-ре).  Акт„р
глубокого интеллекта, К. обладает  большим  сценич.  темпераментом.  Его
сценич. образы отличаются глубиной мысли,  реалистич.  выразительностью,
динамикой. Играл преим.  героич.  роли.  Особым  успехом  пользовался  в
историч. репертуаре: Скиргайла, Ша-рунас (о.  п.  В.  Креве-Мицкявичюса,
1924, 1929), Маур ("Владыка" Миколайтиса-Путинаса,  1929)  и  в  бытовых
литов. пьесах: Рустейка ("Сыны зари" Чюрл„-нене-Кимантайте, 1923), Дауба
("Тщетные усилия" Вайчюнаса, 1926), Скумбинас ("Страшная ночь"  Сруо-га,
1936).
   Др. роли: Президент ("Коварство и любовь", 1922), Сигурд ("Воители  в
Гельголанде" Ибсена, 1925), Король Лир (1927),  Карл  Моор  (1928),  Яго
("Отелло", 1924),  Городничий  (1933),  Макбет  (1939),  Нил  ("Мещане",
1940),  Чебутыкин  ("Три  сестры",  1959),  Даукша   ("Братская   поэма"
Межелайтиса, 1957), Годун ("Разлом", 19 41), Максимов ("За  тех,  кто  в
море!", 1947).
   С 1924 вед„т режисс„рскую деятельность (лучшие пост.  создал  в  сов.
время). Пост.: "Отец" Грушаса (1944), "Поют петухи"  Балтушиса  (1948  и
1958), "Блудный  сын"  Блаума-на  (1957).  С  1936  препода„т  в  театр.
студиях.
   Лит.: Lietuvos TSR... artisto  Petro  Kubertaviciaus  40  metu  seen.
darbo, jubiliejus, Kaunas, 1958 (Альбом). В. М.
   КУБЙЛЬО ДЕ АРАГОН (Cubillo de Aragon), Альваро (ок. 1596-21.X.1661) -
испанский драматург. Писал пьесы на легендарно-исто рич. сюжеты:
   "Молния Андалусии" (1632), "Испанский бастард", "Наивысшее мщение  за
поруганную  честь"  (изд.  1658);   комедии   характеров:   "Совершенная
супруга", "Куклы Марселы" (обе в 1636); бурлескные комедии -  "Невидимый
властитель сундука" и мн. др. Пьесы К. де А. нередко  используют  сюжеты
Лопе  де  Вега  и  Кальдерона,  но  они  лишены  глубокого   гуманистич.
содержания; пользовались успехом благодаря  их  сценичности,  остроумию,
тщательной разработке характеров.
   Соч.: Comedias, в кн.: Dramaticos posteriores a Lope de Vega por  Don
Ramon de Mesonero Romanos, t. 1, Madrid,  1858  (Biblioteca  de  autores
espanoles, t. 47, с XXXI-XXV).
   Лит.: Cotarelo y Mori E., Alvaro Cubillo de Aragon,  "Boletin  de  la
Academia Espanola", 1918, t. V, с. З- 23, 241-80. 3. Я.
   КУБИНСКАЯ  АКАДЕМИЯ  ДРАМАТИЧЕСКОГО  ИСКУССТВА  (Academia  de   artes
dramaticas, ADAD) - кубинская школа драматического искусства. Открыта  в
1941 в Гаване. Среди организаторов Академии - видные деятели  кубинского
т-ра - Л. А. Баральт, Ф. Ичасо, В.  Родригес.  А.  Карпин-тьер.  Большую
роль в е„ создании сыграли исп. театр. деятели - Р. Барсиа и Ф. Мартинес
Альенде. Академия ставила себе целью подготовку нац.  театр.  кадров.  В
программу обучения входили  такие  дисциплины,  как  мастерство  акт„ра,
мимика, дикция, физич. культура, на спец. курсах  изучались  декламация,
грим, театр. костюм и др.  Ученики  Академии  выступали  в  разл.  т-рах
столицы  со  спектаклями  "Саламанкская   пещера"   Сервантеса,   "Перед
завтраком" СГНила, "Юбилей" Чехова, "Донья Росита" Гарсиа  Лорки  и  др.
При К.  а.  д.  и.  был  организован  Детский  кукольный  т-р.  Академия

Страницы: «« « 1252   1253   1254   1255   1256   1257   1258   1259   1260  1261   1262   1263   1264   1265   1266   1267   1268   1269   1270  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия