|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1260 1261 1262 1263 1264 1265 1266 1267 1268 1269 1270 1271 1272 1273 1274 1275 1276 1277 1278 » »» Лит.: Rojas R., La literatura argentina, B. Aires, 1960. И. С.
КУЙБЫШЕВ-город, обл. центр РСФСР (до 1935- Самара). 904 тыс. жит. на
1 янв. 1963.
Первая проф. труппа появилась в Самаре в 1851 (антреприза Е.
Стрелкова). Она выступала в специально приспособленном доме купца
Лебедева. В 1854 особняк Лебедева сгорел. Постоянное театр. здание,
построенное на средства, собранные по подписке, открылось в 1855
представлениями труппы Н. И. Иванова. В 1888 открылось новое здание
(архитектор М. Н. Чичагов), существующее и поныне. Расцвет самарского
т-ра связан с антрепризами П. М. Медведева (SO-80-e гг.), А. А.
Рассказовав 70-е гг., И. К. Немова, И. П. Новикова (70-е, 80-е гг.). В
антрепризах Медведева играли А. П. Ленский, М. И. Писарев, П. А.
Стре-петова, Рассказов, Медведев, А.Ф. Гусева, М. Г.Медведева, М.А.
Решимов: гастролировали: в 70- 80-е гг. П. В. Васильев, П. А. Никитин,
Н. К. Ми-лославский, В. Н. Андреев-Бурлак, М. Т. Иванов-Козельский, В.
В. Чарский; амер. трагик А. Олд-ридж (60-е гг.) и др.
Виднейшими антрепрен„рами самарского т-ра конца 19 и нач. 20 вв.
были: А. В. Полонский, Н. Д. Кручинин, Н. Д. Лебедев, В. В. Образцов. В
их труппах играли А. П. Двинский, М. И. Жвирблис, Н. В. Зорич, К. А.
Зубов, А. И.Каширин, П. К. Красовский, П. И. Ле-онтьев, Л. К. Людвигов,
В. Н. Пясецкий, Н. И. Со-болыциков-Самарин, К. О. Шерштейн и др.;
гастролировали - Г. Н. Федотова, М. Г. Савина, М. В. Дальский, В. Ф.
Комиссаржевская, бр. Адельгейм, П. Н. Орленев. В Самаре выступали и т.
н. "смешанные" труппы (драма, опера, оперетта), обслуживающие
спектаклями 2-3 соседних города. С нач. 900-х гг. представления шли в
театре-цирке "Олимп" (ныне здесь Куйбышевская филармония). Среди
руководителей этих трупп были Н. В. Унковский, позднее - М. М. Бородай,
Н. Н. Фигнер, М. А. Полтавцев, Е. В. Потопчина. О театр. жизни Самары
писал в 1895-96 Горький, помещавший в "Самарской газете"
фельетоны-рецензии под псевд. Иегудиил Хламида.
После Октябрьской революции в Самаре стали возникать новые т-ры:
политотдела, Губвоенко-мата, Самарский рабоче-крестьянский т-р, т-р
Совета профсоюзов. Революционный т-р, т-р "Маски", Т-р драмы и комедии
("Драмиком"), впервые поставивший пьесу "Бабы" А. Неверова, а также
"Пугач„вщину" Трен„ва, "Электру" Софокла. В 1963 в Куйбышеве 4 театра:
б. городской, ныне Куйбышевский драматический театр имени А. М.
Горького, Куйбышевский театр оперы и балета, ТЮЗ, Т-р кукол; имеются
филармония. Гос. волжский нар. хор, отделение ВГКО, большая сеть
художеств. самодеятельности.
Лит.: Алабин П. В., Двадцатипятилетие Самары, как губернского города,
Самара, 1877, с. 696-709; "Репертуар русского и Пантеон иностранных
театров", СПБ, 1843, кн. 10, раздел - Провинциальные театры в России, с.
20-25; "Репертуар и Пантеон", СПБ, 1844, кн. 5, раздел -Театральная
летопись, с. 78-85i, Самарский спутник, Самара, 1890; "Исторический
вестник", 1912, т. 130, JS6 11, с. 728-37; "Театральная газета", М.,
1917, ј 3, 4, 8; Горький об искусстве. Сб. статей и отрывков, М.-Л.,
1940, с. 7-39; Город Куйбышев. Сб., Куйбышев, 1957. А. Шн.
КУЙБЫШЕВСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ А. М. ГОРЬКОГО. В 1930 в
Самаре была создана постоянная труппа, к-рая стала играть в помещении
т-ра, выстроенного архитектором М. Н. Чича-говым в 1888. В нач. 30-х гг.
в не„ входили акт„ры Ю. В. Толубеев, В. В. Меркурьев, А. Ф. Кистов, В.
П. Шарлахов, В. С. Нельский, возглавлял труппу Н. К. Симонов. После
пост. художественно значительного спектакля "Егор Булычев и другие"
(1933, в гл. роли Толубеев) т-р стал активным пропагандистом драматургии
Горького. Здесь были пост.: "Васса Желез-нова" (1936, 1947), "Враги"
(1936, 1954), "Последние" (1939, 1955), "На дне" (1943), "Зыковы"
(1950), "Дети солнца" (1936, 1952). В 1937 К. д. т. одним из первых
пост. "Варвары" (реж. И. А. Ростовцев; вторично в 1951, реж. Гершт). 29
сент. 1936 т-ру было присвоено имя А. М. Горького. В 1959 на сцене
Кремл„вского т-ра в Москве показана инсц. романа Горького "Дело
Артамоновых" (реж. П. Л. Монастырский, П„тр Артамонов - Н. Н. Засухин),
в 1964-"Мать".
На сцене К. д. т. впервые были пост.: "Глубокая разведка" Крона
(1941, реж. П. П. Васильев), "Персональное дело" Штейна (1954, реж. Е.
А. Простов) и др. За создание спектакля "Крепость на Волге" Кремл„ва
коллектив театра и режисс„р спектакля М. А. Гершт получили в 1949
Государственную премию СССР. В 1958 т-р пост. "Третью патетическую"
Погодина (в роли В. И. Ленина - А. И. Демич), в 1962 - "Ричард III"
(реж. Монастырский, Ричард- Засухин). На сцене т-ра выступали М. В.
Аренский, В. А. Ьурэ, Н. Н. Колесников, В. И. Кузнецов, В. А. Михайлов и
др. В труппе т-ра (1963): нар. арт. РСФСР 3. К. Чекмасова, Г. А. Шебуев,
засл. арт. РСФСР С. И. Боголюбова, А. И. Демич, Н.Н. Засухин, В. А.
Ершова, В. Е. Кра-сева, С. И. Пономар„в, К. А. Девяткина, Н. И.
Кузьмина. Гл. реж. т-ра (с 1959) - засл. деят. иск-в РСФСР П. Л.
Монастырский. В зрительном зале 1079 мест. Л. Ф.
КУЙБЫШЕВСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА. Открылся 1 июня 1931 оперой
Мусоргского "Борис Годунов". До 1936 назывался Средне-Волжская краевая
(областная) опера. С декабря 1936 носит. современное наименование. Осн.
место в репертуаре т-ра принадлежит операм рус. композиторов на сюжеты
Пушкина: "Евгений Онегин" (1933), "Сказка о царе Салтане" (1933);
"Дубровский" Направника (1936), "Руслан и Людмила" (1939), "Русалка"
(1953) и др. Т-р ставил оперы сов. композиторов: "Северный ветер"
Книппера (1931), "Тихий Дон" (1936);
"В бурю" Хренникова (1940), "Семья Тараса" Кабалевского (1951),
"Угрюм-река" Френкеля (3-я ред., 1956), "Укрощение строптивой" Шебалина
(1957), "Легенда о любви" Крейтнера (1959), "Улица дель Корно" Молчанова
(1960) и др. Впервые в СССР здесь пост. "Степь" Эйхенвальда (1931),
"Таня" Крейтнера (1954), "Ут„с" Лазарева (1959), "Читра" Че-р„мухина и
Ниязи по драме Р. Тагора (1961), "Иван
Шадрин" Дехтер„ва (1962) по пьесе "Человек с ружь„м", а также балет
"Египетские ночи" Аренского (1958), оперы "Симон Бокканегра" Верди
(1955), "Купец Калашников" Рубинштейна (1960), "Поцелуй" Сметаны (1954),
"Почтальон из Лонжюмо" Адана (1960) и др. На сцене т-ра пост. балеты
Чайковского, "Семь красавиц" Караева (1955) и др., а также муз. комедии.
В т-ре работали реж. С. А. Малявин, дириж„р А. А. Эйхенвальд и др. В
труппе т-ра (1963): засл. артисты РСФСР А. В. Дольский, И. Е. Зотов, В.
Н. Никитина, артисты А. И. Белоусов, Я. В. Иванов, А. Д. Серпер, Б. Н.
Чуфаров; в балетной труппе - засл. артисты РСФСР В. И. Сергеев,Л. С.
Стат-кевич, Н. П. Щ„голев и др.; гл. дириж„р - засл. деят. иск-в РСФСР и
Тат. АССР С. С. Бергольц, гл. реж.-засл. деят. иск-в Молд. ССР Г. М.
Страницы: «« « 1260 1261 1262 1263 1264 1265 1266 1267 1268 1269 1270 1271 1272 1273 1274 1275 1276 1277 1278 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |