Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1260   1261   1262   1263   1264   1265   1266   1267   1268  1269   1270   1271   1272   1273   1274   1275   1276   1277   1278  » »»

   Лит.: Rojas R., La literatura argentina, B. Aires, 1960. И. С.
   КУЙБЫШЕВ-город, обл. центр РСФСР (до 1935- Самара). 904 тыс. жит.  на
1 янв. 1963.
   Первая  проф.  труппа  появилась  в  Самаре  в  1851  (антреприза  Е.
Стрелкова).  Она  выступала  в  специально  приспособленном  доме  купца
Лебедева. В 1854 особняк  Лебедева  сгорел.  Постоянное  театр.  здание,
построенное  на  средства,  собранные  по  подписке,  открылось  в  1855
представлениями труппы Н. И. Иванова.  В  1888  открылось  новое  здание
(архитектор М. Н. Чичагов), существующее и  поныне.  Расцвет  самарского
т-ра связан  с  антрепризами  П.  М.  Медведева  (SO-80-e  гг.),  А.  А.
Рассказовав 70-е гг., И. К. Немова, И. П. Новикова (70-е, 80-е  гг.).  В
антрепризах Медведева играли  А.  П.  Ленский,  М.  И.  Писарев,  П.  А.
Стре-петова, Рассказов, Медведев,  А.Ф.  Гусева,  М.  Г.Медведева,  М.А.
Решимов: гастролировали: в 70- 80-е гг. П. В. Васильев, П.  А.  Никитин,
Н. К. Ми-лославский, В. Н. Андреев-Бурлак, М. Т.  Иванов-Козельский,  В.
В. Чарский; амер. трагик А. Олд-ридж (60-е гг.) и др.
   Виднейшими антрепрен„рами самарского т-ра конца  19  и  нач.  20  вв.
были: А. В. Полонский, Н. Д. Кручинин, Н. Д. Лебедев, В. В. Образцов.  В
их труппах играли А. П. Двинский, М. И. Жвирблис, Н.  В.  Зорич,  К.  А.
Зубов, А. И.Каширин, П. К. Красовский, П. И. Ле-онтьев, Л. К.  Людвигов,
В. Н. Пясецкий, Н.  И.  Со-болыциков-Самарин,  К.  О.  Шерштейн  и  др.;
гастролировали - Г. Н. Федотова, М. Г. Савина, М.  В.  Дальский,  В.  Ф.
Комиссаржевская, бр. Адельгейм, П. Н. Орленев. В Самаре выступали  и  т.
н.  "смешанные"   труппы   (драма,   опера,   оперетта),   обслуживающие
спектаклями 2-3 соседних города. С нач. 900-х гг.  представления  шли  в
театре-цирке  "Олимп"  (ныне  здесь  Куйбышевская   филармония).   Среди
руководителей этих трупп были Н. В. Унковский, позднее - М. М.  Бородай,
Н. Н. Фигнер, М. А. Полтавцев, Е. В. Потопчина. О  театр.  жизни  Самары
писал   в   1895-96   Горький,   помещавший   в    "Самарской    газете"
фельетоны-рецензии под псевд. Иегудиил Хламида.
   После Октябрьской революции в  Самаре  стали  возникать  новые  т-ры:
политотдела,  Губвоенко-мата,  Самарский  рабоче-крестьянский  т-р,  т-р
Совета профсоюзов. Революционный т-р, т-р "Маски", Т-р драмы  и  комедии
("Драмиком"), впервые поставивший пьесу  "Бабы"  А.  Неверова,  а  также
"Пугач„вщину" Трен„ва, "Электру" Софокла. В 1963 в Куйбышеве  4  театра:
б.  городской,  ныне  Куйбышевский  драматический  театр  имени  А.   М.
Горького, Куйбышевский театр оперы и балета,  ТЮЗ,  Т-р  кукол;  имеются
филармония.  Гос.  волжский  нар.  хор,  отделение  ВГКО,  большая  сеть
художеств. самодеятельности.
   Лит.: Алабин П. В., Двадцатипятилетие Самары, как губернского города,
Самара, 1877, с. 696-709;  "Репертуар  русского  и  Пантеон  иностранных
театров", СПБ, 1843, кн. 10, раздел - Провинциальные театры в России, с.
20-25; "Репертуар и Пантеон", СПБ,  1844,  кн.  5,  раздел  -Театральная
летопись, с. 78-85i,  Самарский  спутник,  Самара,  1890;  "Исторический
вестник", 1912, т. 130, JS6 11, с.  728-37;  "Театральная  газета",  М.,
1917, ј 3, 4, 8; Горький об искусстве. Сб.  статей  и  отрывков,  М.-Л.,
1940, с. 7-39; Город Куйбышев. Сб., Куйбышев, 1957. А. Шн.
   КУЙБЫШЕВСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ  А.  М.  ГОРЬКОГО.  В  1930  в
Самаре была создана постоянная труппа, к-рая стала  играть  в  помещении
т-ра, выстроенного архитектором М. Н. Чича-говым в 1888. В нач. 30-х гг.
в не„ входили акт„ры Ю. В. Толубеев, В. В. Меркурьев, А. Ф.  Кистов,  В.
П. Шарлахов, В. С. Нельский, возглавлял  труппу  Н.  К.  Симонов.  После
пост. художественно значительного  спектакля  "Егор  Булычев  и  другие"
(1933, в гл. роли Толубеев) т-р стал активным пропагандистом драматургии
Горького. Здесь были пост.: "Васса  Желез-нова"  (1936,  1947),  "Враги"
(1936, 1954),  "Последние"  (1939,  1955),  "На  дне"  (1943),  "Зыковы"
(1950), "Дети солнца" (1936, 1952). В 1937 К.  д.  т.  одним  из  первых
пост. "Варвары" (реж. И. А. Ростовцев; вторично в 1951, реж. Гершт).  29
сент. 1936 т-ру было присвоено имя А.  М.  Горького.  В  1959  на  сцене
Кремл„вского  т-ра  в  Москве  показана  инсц.  романа  Горького   "Дело
Артамоновых" (реж. П. Л. Монастырский, П„тр Артамонов - Н. Н.  Засухин),
в 1964-"Мать".
   На сцене К. д. т.  впервые  были  пост.:  "Глубокая  разведка"  Крона
(1941, реж. П. П. Васильев), "Персональное дело" Штейна (1954,  реж.  Е.
А. Простов) и др. За создание спектакля  "Крепость  на  Волге"  Кремл„ва
коллектив театра и режисс„р  спектакля  М.  А.  Гершт  получили  в  1949
Государственную премию СССР. В  1958  т-р  пост.  "Третью  патетическую"
Погодина (в роли В. И. Ленина - А. И. Демич),  в  1962  -  "Ричард  III"
(реж. Монастырский, Ричард- Засухин). На  сцене  т-ра  выступали  М.  В.
Аренский, В. А. Ьурэ, Н. Н. Колесников, В. И. Кузнецов, В. А. Михайлов и
др. В труппе т-ра (1963): нар. арт. РСФСР 3. К. Чекмасова, Г. А. Шебуев,
засл. арт. РСФСР С. И. Боголюбова, А. И.  Демич,  Н.Н.  Засухин,  В.  А.
Ершова, В. Е.  Кра-сева,  С.  И.  Пономар„в,  К.  А.  Девяткина,  Н.  И.
Кузьмина. Гл. реж. т-ра (с  1959)  -  засл.  деят.  иск-в  РСФСР  П.  Л.
Монастырский. В зрительном зале 1079 мест. Л. Ф.
   КУЙБЫШЕВСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ  И  БАЛЕТА.  Открылся  1  июня  1931  оперой
Мусоргского "Борис Годунов". До 1936 назывался  Средне-Волжская  краевая
(областная) опера. С декабря 1936 носит. современное наименование.  Осн.
место в репертуаре т-ра принадлежит операм рус. композиторов  на  сюжеты
Пушкина: "Евгений  Онегин"  (1933),  "Сказка  о  царе  Салтане"  (1933);
"Дубровский" Направника (1936), "Руслан  и  Людмила"  (1939),  "Русалка"
(1953) и др.  Т-р  ставил  оперы  сов.  композиторов:  "Северный  ветер"
Книппера (1931), "Тихий Дон" (1936);
   "В бурю"  Хренникова  (1940),  "Семья  Тараса"  Кабалевского  (1951),
"Угрюм-река" Френкеля (3-я ред., 1956), "Укрощение строптивой"  Шебалина
(1957), "Легенда о любви" Крейтнера (1959), "Улица дель Корно" Молчанова
(1960) и др. Впервые в СССР  здесь  пост.  "Степь"  Эйхенвальда  (1931),
"Таня" Крейтнера (1954), "Ут„с" Лазарева (1959), "Читра"  Че-р„мухина  и
Ниязи по драме Р. Тагора (1961), "Иван
   Шадрин" Дехтер„ва (1962) по пьесе "Человек с ружь„м", а  также  балет
"Египетские ночи"  Аренского  (1958),  оперы  "Симон  Бокканегра"  Верди
(1955), "Купец Калашников" Рубинштейна (1960), "Поцелуй" Сметаны (1954),
"Почтальон из Лонжюмо" Адана (1960) и др. На  сцене  т-ра  пост.  балеты
Чайковского, "Семь красавиц" Караева (1955) и др., а также муз. комедии.
В т-ре работали реж. С. А. Малявин, дириж„р А. А.  Эйхенвальд  и  др.  В
труппе т-ра (1963): засл. артисты РСФСР А. В. Дольский, И. Е. Зотов,  В.
Н. Никитина, артисты А. И. Белоусов, Я. В. Иванов, А. Д. Серпер,  Б.  Н.
Чуфаров; в балетной труппе - засл. артисты РСФСР  В.  И.  Сергеев,Л.  С.
Стат-кевич, Н. П. Щ„голев и др.; гл. дириж„р - засл. деят. иск-в РСФСР и
Тат. АССР С. С. Бергольц, гл. реж.-засл. деят. иск-в  Молд.  ССР  Г.  М.

Страницы: «« « 1260   1261   1262   1263   1264   1265   1266   1267   1268  1269   1270   1271   1272   1273   1274   1275   1276   1277   1278  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия