Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1263   1264   1265   1266   1267   1268   1269   1270   1271  1272   1273   1274   1275   1276   1277   1278   1279   1280   1281  » »»

   КУЛЕШбВ, Константин Ф„дорович [р. 22.V(4.VI). 1909]-русский советский
театр. художник. Засл. художник РСФСР (1963). Учился в Студии живописи и
рисунка    Д.    Н.    Кардовского    (1924-27)    и     в     Техникуме
художественно-кустарной промышленности. В 1927 поступил в Ленингр.  ин-т
изобразительного иск-ва  на  театрально-декоративно-конструкторский  ф-т
(Ленингр.  Академия  художеств).  По  окончании   ин-та   (1931)   начал
самостоят, творческую деятельность. В 1931-36 был художником моек.  Т-ра
Революции. В 1941-46--главный художник Московского театра им. Ермоловой.
Оформлял спектакли в др. т-рах Москвы. С 1954 - гл. художник моек.  Т-ра
им.  Маяковского.  Декорации  К.  лаконичны,  красочны,  оригинальны  по
конструктивному и образному решению.
   Спектакли: "Лев Гурыч Синичкин" Ленского (1939,  Центр.  т-р  Красной
Армии),  "Парень  из  нашего  города"  (1942),  "Русские  люди"  (1942);
"Укрощение укротителя" Флетчера (1945, Моск. т-р им. Ермоловой),  "Цветы
живые" Погодина (1960, Моск. т-р им. Ленинского комсомола); в  Т-ре  им.
Маяковского:  "Гостиница  "Астория""  (1956),  "Океан"  (1961)   Штейна,
"Кресло ј 16" Угрюмова (1957), "Маленькая  студентка"  (1959),  "Голубая
рапсодия" (1962) Погодина, "Побег из ночи" бр. Тур  (1958),  "Украденная
жизнь" Каору Мо-римото  (1959),  "Иркутская  история"  Арбузова  (1960),
"Мамаша Кураж и е„ дети" Брехта (1960), Поворот ключа" Кундера (1963)  и
др.
   КУЛИЕВ, Тофик  Алекпер  оглы  (р.  7.  XI.  1917)  -  азербайджанский
советский композитор. Засл.  деят.  пск-в  Азерб.  ССР  (1959).  В  1951
окончил  Моск.  консерваторию  (кл.  композиции  Е.  К.  Голубева,   кл.
дирижирования Л. М. Гинзбурга), в 1954 - аспирантуру консерватории (рук.
А. В. Гаук). К. - автор муз. комедии "Актриса" (1943,  Азерб.  т-р  муз.
комедии, Баку), "Золотоискатели" (1960, там же),  музыки  к  спектаклям:
"Двенадцатая ночь"; "На дальних берегах" Касумова и  Сеидбейли,  "Чудак"
Хикмета (1946, 1956, 1956,  Т-р  им.  Азизбекова),  "Заря  над  Каспием"
Касумова (1951, Моск. т-р им.  Ермоловой),  а  также  ряда  соч.  в  др.
жанрах. В своих соч. К. широко  использует  ладово-интонац.  особенности
азерб. народного мелоса. К. Кае.
   КУЛИЕВА, Мая  (Маманджан;  р.  1920)-туркменская  советская  артистка
оперы (лирическое сопрано). Нар.  арт.  СССР  (1955).  Чл.  Коммунистич.
партии с 1947. Деп.
   Верх. Совета Туркм. ССР 2-4-го созывов. Училась в Моск. консерватории
(1938-41). С 1941 - солистка Театра  оперы  и  балета  им  .Мах-тумкули.
Исполнение   К.    отличается    проникновенным    лиризмом,    глубокой
эмоциональностью.
   Партии: Шасенем,  Айна  ("Шасенем  и  Гариб",  "Айна"  Шапошникова  и
Овезова), Зохре ("Зохре и Тахир" Шапошникова и Мухатова), Гунчаби ("Роза
и соловей" Шапошникова), Лейли ("Лейли и Меджнун"  Мейтуса  и  Овезова),
Абадан (о. п. Мейтуса  и  Кулиева),  Марфа,  Татьяна;  Недда  ("Паяцы"),
Чио-Чио-сан, Микаэла; Маргарита ("Фауст") и др.
   Лит.: Аннадурдыева Л., Народная артистка СССР Мая  Кулиева,  Ашхабад,
1960; К е р и м и Г., Туркменский театр оперы и  балета,  Ашхабад,  1962
(обе на туркм. яз.). Л. АН.
   КУЛИКОВ (псевд. -  Н.  Крестовский),  Николай  Иванович  (1812-91)  -
русский драматург,  акт„р  и  режисс„р.  Один  из  членов  театр.  семьи
Куликовых (сестры К. -актрисы П. И. Орлова  и  А.  И.  Шуберт).  Окончив
Моск.  театр.  уч-ще  (1830),  поступил  в  театр.  оркестр  в  качестве
виолончелиста. Вскоре переш„л в моек. драм. труппу. В 1837 был перевед„н
в Александрийский т-р (играл  роли  первых  любовников),  в  1838  занял
должность режисс„ра. Не обладая режисс„рским талантом, К.  исполнял  гл.
обр. административные функции. В  1852  уш„л  из  т-ра.  К.  принадлежат
драмы, водевили, либретто для  опер  и  оперетт,  инсценировки  классич.
произведений. Большинство пьес К.  основано  на  анекдотах;  они  лишены
характеров, написаны невыразительным языком. Среди  его  лучших  соч.  -
водевили "Скандал в благородном семействе" и "Ворона в павлиньих перьях"
(1853).
   Соч.: Театральные воспоминания, "Искусство", 1883, .N'a 1-11,  13-15,
17-22.
   Лит.: Список драматических произведений Н. И. Куликова, "ЕИТ".  Сезон
1890-1891, СПБ, 1892. Ю. Д.
   КУЛИКОВСКИЙ, Михаил Алексеевич (р. 19ое)- русский советский  акт„р  и
режисс„р. Засл. деят. иск-в РСФСР (1958). В 1925 окончил Ленингр. театр.
ин-т. В 1925-27 - акт„р Ленингр. т-'pa драмы им.  Пушкина.  Режисс„рскую
деятельность начал в 1933 в Таганроге. В 1936-38 работал в Ленингр. т-ре
Комедии, в 1941-53 - худ. рук. Оренбургского  т-ра,  в  1954-60  -  реж.
Иркутского т-ра, с 1960 - гл. реж. Краснодарского т-ра.
   В Оренбурге пост. спектакли:  "Старик"  Горького  (1946),  "Машенька"
(1947), "Русский вопрос" (1947, играл Смита);
   "Хлеб наш  насущный"  Вирты  (1947),  "Обрыв"  по  Гончарову  (1949),
"Дубовы" Пистоленко (1949). Играл роли:
   Хлестакова; царя Ф„дора Иоанновича (о. п.  А.  К.  Толстого),  Ф„дора
Протасова ("Живой труп") и др.  В  Иркутске  пост.  "Персональное  дело"
Штейна (1955), "Крутые перекаты" Маляревского (1956), "Маскарад"  (1956,
играл Арбенина);
   "Рембрандт" Кедрина (1957, играл Рембрандта),  "Третья  патетическая"
Погодина (1959). Э. К.
   КУЛИСЫ (франц. ед. ч. coulisse, от couler-скользить) - плоские  части
театральной декорации (мягкие и натянутые  на  рамы),  располагаемые  по
бокам сцены параллельно или под углом  к  рампе.  К.  вместе  с  другими
частями декорации составляют художеств. оформление спектакля.  Вместе  с
тем они выполняют и  технич.  функции,  скрывая  от  зрителей  служебные
(боковые) пространства сцены. Однотонные, нейтральные К.  наз.  сукнами;
вместе с падугами они образуют т.  н.  одежду  сцены.  К.  впервые  были
применены в 1619 в т-ре Фарнезе  в  Парме  (Италия).  В  те  времена  К.
прикреплялись к постоянным станкам (кулисным машинам), к-рые двигались в
щелях, прорезанных в полу сцены на каждом плане, параллельно рампе.  Эта
кулисная система надолго определила классич. форму оборудования  сценич.
коробки: бока сцены ограничиваются К., верх  -  падугами,  а  глубина  -
задником.  В  совр.  т-ре  постоянных  К.  на  ж„стких  конструкциях  не
существует. Исключением являются К., находящиеся на первом плане сцены и
образующие вместе с портальной падугой декоративный  портал.  На  внутр.
стороне каркаса ж„стких (часто металлических)  портальных  К.  укрепляют
осветит.   аппаратуру   и   мостики,   к-рыми   пользуются   осветители.
Оборудованные таким образом К. наз. портальными башнями.
   В переносном смысле К. - часть  т-ра,  находящаяся  позади  занавеса,
включающая сцену  и  все  сценич.  помещения,  куда  закрыт  доступ  для

Страницы: «« « 1263   1264   1265   1266   1267   1268   1269   1270   1271  1272   1273   1274   1275   1276   1277   1278   1279   1280   1281  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия