|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1263 1264 1265 1266 1267 1268 1269 1270 1271 1272 1273 1274 1275 1276 1277 1278 1279 1280 1281 » »» КУЛЕШбВ, Константин Ф„дорович [р. 22.V(4.VI). 1909]-русский советский
театр. художник. Засл. художник РСФСР (1963). Учился в Студии живописи и
рисунка Д. Н. Кардовского (1924-27) и в Техникуме
художественно-кустарной промышленности. В 1927 поступил в Ленингр. ин-т
изобразительного иск-ва на театрально-декоративно-конструкторский ф-т
(Ленингр. Академия художеств). По окончании ин-та (1931) начал
самостоят, творческую деятельность. В 1931-36 был художником моек. Т-ра
Революции. В 1941-46--главный художник Московского театра им. Ермоловой.
Оформлял спектакли в др. т-рах Москвы. С 1954 - гл. художник моек. Т-ра
им. Маяковского. Декорации К. лаконичны, красочны, оригинальны по
конструктивному и образному решению.
Спектакли: "Лев Гурыч Синичкин" Ленского (1939, Центр. т-р Красной
Армии), "Парень из нашего города" (1942), "Русские люди" (1942);
"Укрощение укротителя" Флетчера (1945, Моск. т-р им. Ермоловой), "Цветы
живые" Погодина (1960, Моск. т-р им. Ленинского комсомола); в Т-ре им.
Маяковского: "Гостиница "Астория"" (1956), "Океан" (1961) Штейна,
"Кресло ј 16" Угрюмова (1957), "Маленькая студентка" (1959), "Голубая
рапсодия" (1962) Погодина, "Побег из ночи" бр. Тур (1958), "Украденная
жизнь" Каору Мо-римото (1959), "Иркутская история" Арбузова (1960),
"Мамаша Кураж и е„ дети" Брехта (1960), Поворот ключа" Кундера (1963) и
др.
КУЛИЕВ, Тофик Алекпер оглы (р. 7. XI. 1917) - азербайджанский
советский композитор. Засл. деят. пск-в Азерб. ССР (1959). В 1951
окончил Моск. консерваторию (кл. композиции Е. К. Голубева, кл.
дирижирования Л. М. Гинзбурга), в 1954 - аспирантуру консерватории (рук.
А. В. Гаук). К. - автор муз. комедии "Актриса" (1943, Азерб. т-р муз.
комедии, Баку), "Золотоискатели" (1960, там же), музыки к спектаклям:
"Двенадцатая ночь"; "На дальних берегах" Касумова и Сеидбейли, "Чудак"
Хикмета (1946, 1956, 1956, Т-р им. Азизбекова), "Заря над Каспием"
Касумова (1951, Моск. т-р им. Ермоловой), а также ряда соч. в др.
жанрах. В своих соч. К. широко использует ладово-интонац. особенности
азерб. народного мелоса. К. Кае.
КУЛИЕВА, Мая (Маманджан; р. 1920)-туркменская советская артистка
оперы (лирическое сопрано). Нар. арт. СССР (1955). Чл. Коммунистич.
партии с 1947. Деп.
Верх. Совета Туркм. ССР 2-4-го созывов. Училась в Моск. консерватории
(1938-41). С 1941 - солистка Театра оперы и балета им .Мах-тумкули.
Исполнение К. отличается проникновенным лиризмом, глубокой
эмоциональностью.
Партии: Шасенем, Айна ("Шасенем и Гариб", "Айна" Шапошникова и
Овезова), Зохре ("Зохре и Тахир" Шапошникова и Мухатова), Гунчаби ("Роза
и соловей" Шапошникова), Лейли ("Лейли и Меджнун" Мейтуса и Овезова),
Абадан (о. п. Мейтуса и Кулиева), Марфа, Татьяна; Недда ("Паяцы"),
Чио-Чио-сан, Микаэла; Маргарита ("Фауст") и др.
Лит.: Аннадурдыева Л., Народная артистка СССР Мая Кулиева, Ашхабад,
1960; К е р и м и Г., Туркменский театр оперы и балета, Ашхабад, 1962
(обе на туркм. яз.). Л. АН.
КУЛИКОВ (псевд. - Н. Крестовский), Николай Иванович (1812-91) -
русский драматург, акт„р и режисс„р. Один из членов театр. семьи
Куликовых (сестры К. -актрисы П. И. Орлова и А. И. Шуберт). Окончив
Моск. театр. уч-ще (1830), поступил в театр. оркестр в качестве
виолончелиста. Вскоре переш„л в моек. драм. труппу. В 1837 был перевед„н
в Александрийский т-р (играл роли первых любовников), в 1838 занял
должность режисс„ра. Не обладая режисс„рским талантом, К. исполнял гл.
обр. административные функции. В 1852 уш„л из т-ра. К. принадлежат
драмы, водевили, либретто для опер и оперетт, инсценировки классич.
произведений. Большинство пьес К. основано на анекдотах; они лишены
характеров, написаны невыразительным языком. Среди его лучших соч. -
водевили "Скандал в благородном семействе" и "Ворона в павлиньих перьях"
(1853).
Соч.: Театральные воспоминания, "Искусство", 1883, .N'a 1-11, 13-15,
17-22.
Лит.: Список драматических произведений Н. И. Куликова, "ЕИТ". Сезон
1890-1891, СПБ, 1892. Ю. Д.
КУЛИКОВСКИЙ, Михаил Алексеевич (р. 19ое)- русский советский акт„р и
режисс„р. Засл. деят. иск-в РСФСР (1958). В 1925 окончил Ленингр. театр.
ин-т. В 1925-27 - акт„р Ленингр. т-'pa драмы им. Пушкина. Режисс„рскую
деятельность начал в 1933 в Таганроге. В 1936-38 работал в Ленингр. т-ре
Комедии, в 1941-53 - худ. рук. Оренбургского т-ра, в 1954-60 - реж.
Иркутского т-ра, с 1960 - гл. реж. Краснодарского т-ра.
В Оренбурге пост. спектакли: "Старик" Горького (1946), "Машенька"
(1947), "Русский вопрос" (1947, играл Смита);
"Хлеб наш насущный" Вирты (1947), "Обрыв" по Гончарову (1949),
"Дубовы" Пистоленко (1949). Играл роли:
Хлестакова; царя Ф„дора Иоанновича (о. п. А. К. Толстого), Ф„дора
Протасова ("Живой труп") и др. В Иркутске пост. "Персональное дело"
Штейна (1955), "Крутые перекаты" Маляревского (1956), "Маскарад" (1956,
играл Арбенина);
"Рембрандт" Кедрина (1957, играл Рембрандта), "Третья патетическая"
Погодина (1959). Э. К.
КУЛИСЫ (франц. ед. ч. coulisse, от couler-скользить) - плоские части
театральной декорации (мягкие и натянутые на рамы), располагаемые по
бокам сцены параллельно или под углом к рампе. К. вместе с другими
частями декорации составляют художеств. оформление спектакля. Вместе с
тем они выполняют и технич. функции, скрывая от зрителей служебные
(боковые) пространства сцены. Однотонные, нейтральные К. наз. сукнами;
вместе с падугами они образуют т. н. одежду сцены. К. впервые были
применены в 1619 в т-ре Фарнезе в Парме (Италия). В те времена К.
прикреплялись к постоянным станкам (кулисным машинам), к-рые двигались в
щелях, прорезанных в полу сцены на каждом плане, параллельно рампе. Эта
кулисная система надолго определила классич. форму оборудования сценич.
коробки: бока сцены ограничиваются К., верх - падугами, а глубина -
задником. В совр. т-ре постоянных К. на ж„стких конструкциях не
существует. Исключением являются К., находящиеся на первом плане сцены и
образующие вместе с портальной падугой декоративный портал. На внутр.
стороне каркаса ж„стких (часто металлических) портальных К. укрепляют
осветит. аппаратуру и мостики, к-рыми пользуются осветители.
Оборудованные таким образом К. наз. портальными башнями.
В переносном смысле К. - часть т-ра, находящаяся позади занавеса,
включающая сцену и все сценич. помещения, куда закрыт доступ для
Страницы: «« « 1263 1264 1265 1266 1267 1268 1269 1270 1271 1272 1273 1274 1275 1276 1277 1278 1279 1280 1281 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |