Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1264   1265   1266   1267   1268   1269   1270   1271   1272  1273   1274   1275   1276   1277   1278   1279   1280   1281   1282  » »»

посторонних.
   КУЛИЧЕВСКАЯ, Клавдия Петровна [25. Х (6. XI).  1861-1923]  -  русская
артистка балета, педагог. Окончила  Петербургское  театральное  уч-ще  в
1880 и была принята в  балетную  труппу  Мариин-ского  т-ра.  Выдающаяся
исполнительница виртуозных вариаций.
   Партии: Грациелла (о. п. Пуни), Графиня ("Своенравная жена"  Адана  и
Пуни), Илька ("Очарованный лес" Дриго) и др.  В  1901  в  последний  раз
выступила в балете Минкуса "Камарго".  В  1901-17  преподавала  классич.
танец в Петерб. театр. уч-ще.
   Лит.: Светлов Б., Терпсихора, СПБ, 1906, с. 279- 282;  Борисоглебский
M. (сост.). Материалы по истории русского балета, т.  1,  Л.,  1938,  с.
301. В. К р.
   КУЛИШ, Николай Гурьевич (6.  XII.  1892-1942)-  украинский  советский
драматург. Лит. деятельность начал в 1917.  Чл.  Коммунистич.  партии  с
1919. К. один из первых в укр. драматургии обратился  к  теме  классовой
борьбы на селе в нач.  20-х  гг.  Его  пьесы  отразили  сложный  процесс
формирования новой со-циалистич. идеологии. В трилогии "97"  (1924,  Т-р
им. Франко), "Коммуна в степях" (1925, там же), "Прощай, село" (1928) К.
показал жизнь села в годы послевоенной разрухи, нэпа и  коллективизации.
А.  В.  Луначарский  назвал  пьесу  "97"-"первой   могучей   пьесой   из
крестьянской  жизни".  Это  была  одна  из  первых  попыток   реалистич.
отражения героич" революц. будней. В пьесе "Патетическая соната"  (1931,
моек. Камерный т-р) К. утверждает торжество революции,  раскрывает  крах
националистич., псевдо-романтич. тенденций, но замысел автора не получил
верного художеств. выражения. В творчестве К. были и серь„зные ошибки; в
пьесах "Мина Мазайло" (1929, т-р "Березшь"), "Хулий Хурина" (1926) и др.
отразились буржуазно-националистич. тенденции. Пьесы К. шли в  Т-ре  им.
Франко, Днепропетровском т-ре им. Шевченко, Т-ре им. Заньковецкой,  т-ре
"Бе-рез1ль"  и  др.  В  1937  незаконно  репрессирован.   Реабилитирован
посмертно. С. Б.
   КУЛЛЕ (Kulle), Ярл (р. 27.11.1927) - шведский акт„р. В  1949  окончил
школу при Королевском драм. т-ре и был принят в труппу этого т-ра.
   Роли: Орест (о. п. Еврипида), Ромео; Рюдман  ("Аморина"  Альмквиста),
Густав Васа и Офицер ("Мастер Улоф" и "Игра мечты" Стриндберга),  Астров
("Дядя Ваня"), Платонов  (о.  п.  Чехова),  Арман  ("Дама  с  камелиями"
Дюма-сына), Ли-ола (о. п. Пиранделло).
   Искренний и яркий темперамент  сочетается  у  К.  с  даром  аналитич.
раскрытия внутр. мира героя.  Ему  свойственно  стремление  подч„ркивать
актуальный смысл событий пьесы, придавать им совр. звучание. Для  иск-ва
К. характерна нек-рая надломленность, он изображает своих героев  внешне
сильными и решительными, но  внутренне  -  людьми  легко  ранимой  души,
мучительно ощущающими сво„ несоответствие окружающему миру. Вл. М.
   КУЛЛЬ, Раймонд Мартинович (3. X. 1882-10.X. 1942) - эстонский дириж„р
оперы, педагог. Окончил Петербургскую консерваторию по  классу  тромбона
профессора Тюрнера. Работал артистом оркестров и дириж„ром в Петербурге,
Баку и др. городах России. В 1912-20- главный дириж„р театра  "Эстония",
с 1920-дириж„р, в 30-е гг. -музыкальный руководитель т-ра. Среди  лучших
спектаклей, пост. К.: "Травиата" (1916); "Дочь полка" Доницетти  (1916),
"Вольный стрелок" Вебера (1920), "Любовь и смерть" Лембы (1931) и др.
   Лит.:  Театры  Советской  Эстонии,  Таллин,   1956;   Государственный
академический театр оперы и балета "Эстония", Таллин, 1956.
   X.  Кыр.  КУЛЬБЕРГ  (Cullberg),  Бир-гит  Рагнхильд  (р.   3.   VIII.
1908)-шведская артистка балета и балетмейстер. В 1935-  1939  училась  в
школе К. Йос-са и С. Лидера в "Дартингтон-холле" (Англия). Вернувшись  в
Стокгольм в 1944,  организовала  свою  труппу.  В  1946-47  совм.  с  И.
Крамером возглавила Шведский танцевальный т-р. Одновременно  работала  в
"Рикстеатре" и Королевской опере, где в 1950 пост. балет  "Фрекен  Юлия"
Рангстр„ма (по Стриндбергу), позднее ста  -в.ила  балетные  спектакли  в
т-pax многих стран, в т. ч. в странах Латинской Америки, в США.  В  1951
К. организовала в Лондоне труппу  "Швед-скрй  балет",  где  пост.  балет
"Медея" на муз. Бартока, включ„нный в 1953 в репертуар Королевской оперы
(Стокгольм).  Среди  пост.  К.-  "Лунный  олень"  (1957,  Копенгаген)  и
"Женщина с моря" (1960, Нью-Йорк) Рисагера. Как танцовщица К.  выступала
преимущественно в' характерных партиях,  в  к-рых  проявляла  комедийное
дарование. В своих пост. часто обращается к гротеску, использует  движе'
ния "танца модерн". Е. С.
   КУЛЬБЙТ(от франц.  culbute,  букв.-кувыркание)  (в  ц  и  р  к  е)  -
акробатический  трюк:  переворот  акробата  впер„д,  назад,  в   сторону
("передний К.", "задний  К.",  "боковой  К.")  (акробат  касается  земли
спиной). К. (обычно через препятствия) с пол„том тела акробата в воздухе
наз. каскадным (см. Каскад). Ал. Ш.
   КУЛЬМАМ‚ДОВ, Аман (р. 31. XII. 1908)-  туркменский  советский  акт„р.
Нар. арт. СССР (1949). Чл. Ком-мунистич. партии с  1940.  Депутат  Верх.
Совета СССР 2-3-го созывов. Верх. Совета Туркм. ССР 1 и 4-го созывов.  В
годы уч„бы в Ме-ханич.  техникуме  в  Ашхабаде  (1924-26)  участвовал  в
спектаклях самодеятельного кружка. В 1926 поступил  в  Туркм.  драматич.
студию. По окончании студии, с 1929- акт„р Туркм. т-ра драмы  (Ашхабад).
Один из основоположников нац. сценич.  иск-ва.  Творчество  К.  отмечено
глубоким  реализмом,  народностью,  яркой  эмоциональностью,  внутренним
драматизмом. Акт„р лаконичной, сдержанной манеры,  К.  создал  на  сцене
туркм. т-ра ряд монументально-героич. и сатирич.  образов.  Благородные,
мужественные герои К. исполнены величия,  душевной  чистоты:  Кеймир-К„р
(о. п. Бурунова и Ама-нова, 1944), Махтумкули (о. п. Кербабаева,  1941),
Аллан  ("Семья  Аллана"  Мухтарова,  Гос.  пр.  СССР,  1951),   Черныш„в
("Решающий шаг" Кербабаева, 1957). Одно  из  крупнейших  созданий  К.  -
образ Отелло (1939, 1954). Силой  обличения,  обобщ„нной  сати-ричностью
отличается исполнение ролей Франца  Моора  (1932),  Городничего  (1934);
Захара Бардина ("Враги", 1940),  Горлова  ("Фронт",  1943),  Макфер-сона
("Русский вопрос", 1948), Юсова ("Доходное место", 1952).
   К. занимается также режиссурой, пост. спектакли:
   "Зохре и Тахир" Аманова (1938), "Любовь Яровая" (1938);
   "Бай и батрак"  Хамзы  (1956),  "Серебряный  портсигар"  Мухтарова  и
Сейтлиева и "Сын пастуха" Мухтарова (1949), "Чужая тень" Симонова (1950)
и др. Снимался в кино. Л. АН.
   КУЛЬМАМ‚Т, Хамид (1895-1941) -  татарский  советский  акт„р.  Сценич.
деятельность начал в  1915  в  первой  тат.  труппе  "Сайяр".  В  период
гражданской войны работал в разл. армейских труппах. Затем - в Т-ре  им.
Камала (Казань). Обладал хорошими внешними данными,  обаянием,  отличной
дикцией.
   Роли:  Земляника  ("Ревизор"),  Хан  ("Тахир   и   Зухра"   Бурнаша),

Страницы: «« « 1264   1265   1266   1267   1268   1269   1270   1271   1272  1273   1274   1275   1276   1277   1278   1279   1280   1281   1282  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия