|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1264 1265 1266 1267 1268 1269 1270 1271 1272 1273 1274 1275 1276 1277 1278 1279 1280 1281 1282 » »» посторонних.
КУЛИЧЕВСКАЯ, Клавдия Петровна [25. Х (6. XI). 1861-1923] - русская
артистка балета, педагог. Окончила Петербургское театральное уч-ще в
1880 и была принята в балетную труппу Мариин-ского т-ра. Выдающаяся
исполнительница виртуозных вариаций.
Партии: Грациелла (о. п. Пуни), Графиня ("Своенравная жена" Адана и
Пуни), Илька ("Очарованный лес" Дриго) и др. В 1901 в последний раз
выступила в балете Минкуса "Камарго". В 1901-17 преподавала классич.
танец в Петерб. театр. уч-ще.
Лит.: Светлов Б., Терпсихора, СПБ, 1906, с. 279- 282; Борисоглебский
M. (сост.). Материалы по истории русского балета, т. 1, Л., 1938, с.
301. В. К р.
КУЛИШ, Николай Гурьевич (6. XII. 1892-1942)- украинский советский
драматург. Лит. деятельность начал в 1917. Чл. Коммунистич. партии с
1919. К. один из первых в укр. драматургии обратился к теме классовой
борьбы на селе в нач. 20-х гг. Его пьесы отразили сложный процесс
формирования новой со-циалистич. идеологии. В трилогии "97" (1924, Т-р
им. Франко), "Коммуна в степях" (1925, там же), "Прощай, село" (1928) К.
показал жизнь села в годы послевоенной разрухи, нэпа и коллективизации.
А. В. Луначарский назвал пьесу "97"-"первой могучей пьесой из
крестьянской жизни". Это была одна из первых попыток реалистич.
отражения героич" революц. будней. В пьесе "Патетическая соната" (1931,
моек. Камерный т-р) К. утверждает торжество революции, раскрывает крах
националистич., псевдо-романтич. тенденций, но замысел автора не получил
верного художеств. выражения. В творчестве К. были и серь„зные ошибки; в
пьесах "Мина Мазайло" (1929, т-р "Березшь"), "Хулий Хурина" (1926) и др.
отразились буржуазно-националистич. тенденции. Пьесы К. шли в Т-ре им.
Франко, Днепропетровском т-ре им. Шевченко, Т-ре им. Заньковецкой, т-ре
"Бе-рез1ль" и др. В 1937 незаконно репрессирован. Реабилитирован
посмертно. С. Б.
КУЛЛЕ (Kulle), Ярл (р. 27.11.1927) - шведский акт„р. В 1949 окончил
школу при Королевском драм. т-ре и был принят в труппу этого т-ра.
Роли: Орест (о. п. Еврипида), Ромео; Рюдман ("Аморина" Альмквиста),
Густав Васа и Офицер ("Мастер Улоф" и "Игра мечты" Стриндберга), Астров
("Дядя Ваня"), Платонов (о. п. Чехова), Арман ("Дама с камелиями"
Дюма-сына), Ли-ола (о. п. Пиранделло).
Искренний и яркий темперамент сочетается у К. с даром аналитич.
раскрытия внутр. мира героя. Ему свойственно стремление подч„ркивать
актуальный смысл событий пьесы, придавать им совр. звучание. Для иск-ва
К. характерна нек-рая надломленность, он изображает своих героев внешне
сильными и решительными, но внутренне - людьми легко ранимой души,
мучительно ощущающими сво„ несоответствие окружающему миру. Вл. М.
КУЛЛЬ, Раймонд Мартинович (3. X. 1882-10.X. 1942) - эстонский дириж„р
оперы, педагог. Окончил Петербургскую консерваторию по классу тромбона
профессора Тюрнера. Работал артистом оркестров и дириж„ром в Петербурге,
Баку и др. городах России. В 1912-20- главный дириж„р театра "Эстония",
с 1920-дириж„р, в 30-е гг. -музыкальный руководитель т-ра. Среди лучших
спектаклей, пост. К.: "Травиата" (1916); "Дочь полка" Доницетти (1916),
"Вольный стрелок" Вебера (1920), "Любовь и смерть" Лембы (1931) и др.
Лит.: Театры Советской Эстонии, Таллин, 1956; Государственный
академический театр оперы и балета "Эстония", Таллин, 1956.
X. Кыр. КУЛЬБЕРГ (Cullberg), Бир-гит Рагнхильд (р. 3. VIII.
1908)-шведская артистка балета и балетмейстер. В 1935- 1939 училась в
школе К. Йос-са и С. Лидера в "Дартингтон-холле" (Англия). Вернувшись в
Стокгольм в 1944, организовала свою труппу. В 1946-47 совм. с И.
Крамером возглавила Шведский танцевальный т-р. Одновременно работала в
"Рикстеатре" и Королевской опере, где в 1950 пост. балет "Фрекен Юлия"
Рангстр„ма (по Стриндбергу), позднее ста -в.ила балетные спектакли в
т-pax многих стран, в т. ч. в странах Латинской Америки, в США. В 1951
К. организовала в Лондоне труппу "Швед-скрй балет", где пост. балет
"Медея" на муз. Бартока, включ„нный в 1953 в репертуар Королевской оперы
(Стокгольм). Среди пост. К.- "Лунный олень" (1957, Копенгаген) и
"Женщина с моря" (1960, Нью-Йорк) Рисагера. Как танцовщица К. выступала
преимущественно в' характерных партиях, в к-рых проявляла комедийное
дарование. В своих пост. часто обращается к гротеску, использует движе'
ния "танца модерн". Е. С.
КУЛЬБЙТ(от франц. culbute, букв.-кувыркание) (в ц и р к е) -
акробатический трюк: переворот акробата впер„д, назад, в сторону
("передний К.", "задний К.", "боковой К.") (акробат касается земли
спиной). К. (обычно через препятствия) с пол„том тела акробата в воздухе
наз. каскадным (см. Каскад). Ал. Ш.
КУЛЬМАМ‚ДОВ, Аман (р. 31. XII. 1908)- туркменский советский акт„р.
Нар. арт. СССР (1949). Чл. Ком-мунистич. партии с 1940. Депутат Верх.
Совета СССР 2-3-го созывов. Верх. Совета Туркм. ССР 1 и 4-го созывов. В
годы уч„бы в Ме-ханич. техникуме в Ашхабаде (1924-26) участвовал в
спектаклях самодеятельного кружка. В 1926 поступил в Туркм. драматич.
студию. По окончании студии, с 1929- акт„р Туркм. т-ра драмы (Ашхабад).
Один из основоположников нац. сценич. иск-ва. Творчество К. отмечено
глубоким реализмом, народностью, яркой эмоциональностью, внутренним
драматизмом. Акт„р лаконичной, сдержанной манеры, К. создал на сцене
туркм. т-ра ряд монументально-героич. и сатирич. образов. Благородные,
мужественные герои К. исполнены величия, душевной чистоты: Кеймир-К„р
(о. п. Бурунова и Ама-нова, 1944), Махтумкули (о. п. Кербабаева, 1941),
Аллан ("Семья Аллана" Мухтарова, Гос. пр. СССР, 1951), Черныш„в
("Решающий шаг" Кербабаева, 1957). Одно из крупнейших созданий К. -
образ Отелло (1939, 1954). Силой обличения, обобщ„нной сати-ричностью
отличается исполнение ролей Франца Моора (1932), Городничего (1934);
Захара Бардина ("Враги", 1940), Горлова ("Фронт", 1943), Макфер-сона
("Русский вопрос", 1948), Юсова ("Доходное место", 1952).
К. занимается также режиссурой, пост. спектакли:
"Зохре и Тахир" Аманова (1938), "Любовь Яровая" (1938);
"Бай и батрак" Хамзы (1956), "Серебряный портсигар" Мухтарова и
Сейтлиева и "Сын пастуха" Мухтарова (1949), "Чужая тень" Симонова (1950)
и др. Снимался в кино. Л. АН.
КУЛЬМАМ‚Т, Хамид (1895-1941) - татарский советский акт„р. Сценич.
деятельность начал в 1915 в первой тат. труппе "Сайяр". В период
гражданской войны работал в разл. армейских труппах. Затем - в Т-ре им.
Камала (Казань). Обладал хорошими внешними данными, обаянием, отличной
дикцией.
Роли: Земляника ("Ревизор"), Хан ("Тахир и Зухра" Бурнаша),
Страницы: «« « 1264 1265 1266 1267 1268 1269 1270 1271 1272 1273 1274 1275 1276 1277 1278 1279 1280 1281 1282 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |