Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1268   1269   1270   1271   1272   1273   1274   1275   1276  1277   1278   1279   1280   1281   1282   1283   1284   1285   1286  » »»

т-pax. Приобр„л известность после исполнения роли Гамлета на сцене  т-ра
"Ковент-Гарден" в Лондоне в  795.  В  США  впервые  выступил  в  1796  в
Филадельфии. В течение  30  лет  К.  был  ведущим  акт„ром  амер.  т-ра,
выступал в городах  всех  штатов.  Играл  почти  во  всех  шекспировских
трагедиях [Макбет, Отелло, Яго; Ромео ("Ромео и Джульетта")  и  др.],  а
также исполнил роли:
   Чарльза  Серфеса  ("Школа  злословия"  Шеридана),  Пьера  ("Спас„нная
Венеция" Отуэя), Лотарио ("Кающаяся красавица" Роу)  и  др.  К.  обладал
большой эмоциональностью, живым и ярким темпераментом. Он  не  признавал
углубл„нной работы  над  ролью,  полагаясь  на  вдохновение.  Неизбежные
просч„ты  публика  прощала  ему  за  незаурядный  драматический  талант,
прекрасную внешность и красивый выразительный голос.
   Лит.: Ireland J. N.,A memorial of the professional  life  of  Th.  A.
Cooper, N. Y., 1888. f{ .
   КУПЕР, Эмиль Альбертович [1(13). XII. 1877 - 16. XI. 1960] -  русский
дириж„р. В 1891  окончил  Одесское  муз.  уч-ще  по  классам  скрипки  и
композиции.  До  1898  выступал  как  скрипач;  самостоятельно  обучался
дирижированию. В 1899 вместе с Собиновым и  Шаляпиным  гастролировал  по
городам России как оперный дириж„р. Работал в Ростове-на-Дону, в  Киеве,
Петербурге, в 1907-09-в Москве, сначала в Т-ре  Солодовникова,  затем  в
Оперном т-ре Зимина, где дирижировал оперой "Борис  Годунов",  премьерой
оперы "Золотой петушок",  первой  пост.  в  России  оперы  "Нюрнбергские
мейстерзингеры" Вагнера. В 1909-14 участвовал в парижских  и  лондонских
гастролях труппы С. П. Дягилева ("Русские сезоны за границей");  в  1911
дирижировал первым исполнением "Хованщины" в Париже,  в  1913  -  первым
исполнением "Псковитянки" и "Бориса Годунова" в Лондоне. В  1910-19  был
дириж„ром Большого т-ра, в 1919-20-  Петрогр.  академич.  т-ра  оперы  и
балета (б. Мариинский т-р). С 1918 К. -  проф.  Моск.  консерватории,  с
1921 - худ. рук. Петроградской филармонии. В 1924 уехал за границу.
   Лит.: Глебов И., Э. А. Купер, "Жизнь  искусства",  П.,  1923,  ј  14;
Вальтер В., Э. А. Купер, "Еженед. Петроградских Гос.  Академ.  театров",
1923, ј 31-32.
   КУПЛЕТ (франц. couplet) - первоначально во  франц.  поэзии  -  парные
рифмованные стихи; с 15-16 вв. во Франции-сатирич.  и  политич.  песенки
(б.  ч.  злободневного  характера)  с  повторяющимся   припевом,   часто
строящимся на игре слов. Эти песенки, распеваемые на  нар.  гуляниях,  в
1-й пол. 18 в. входили в репертуар ярмарочных т-ров.  Так  возник  новый
театр. жанр - водевиль. К. в водевилях, созданных накануне франц.  бурж.
революции, содержали злые нападки на дворянство, а иногда и  на  короля.
Вес„лыми К. заканчивается "высокая комедия" Бомарше  "Женитьба  Фигаро".
Расцвет куплетного жанра на эстраде связан с творчеством франц. поэта П.
Беранже.
   В К. рус. водевилей 19 в. (у А. И. Писарева, Д. Т.  Ленского,  П.  А.
Каратыгина, Ф. А. Кони и особенно Н. А. Некрасова) звучали насмешки  над
крепостниками-помещиками,   купцами,   чиновниками-взяточниками,    хотя
большая часть К. в водевилях лишена значит, тем, обыгрывает  пустяки.  С
60-х гг. 19 в. К. вводятся в оперетты. Жанр сатирич. К. наш„л  выражение
в поэзии В. и Н. Курочкиных, Д. Минаева, Г. Жул„ва, А.  Пальмина  и  др.
Выдающиеся исполнители К. - артисты-куплетисты  П.  А.  Никитин,  И.  И.
Монахов, Л. И. Градов-Соколов и др. С К. выступал выдающийся рус.  драм.
акт„р В. Н. Давыдов. основоположник укр. т-ра М. Л. Кропивницкий. В.  И.
Ленин  высоко   оценивал   творчество   франц.   куплетиста   Монтегюса,
выступавшего в рабочих кварталах Парижа.  В  годы  политич.  реакции  (в
конце 19 в.)  К.  вс„  более  теряют  свою  сатирич.  силу;  исполнители
вынуждены приспосабливать свой репертуар к вкусам бурж. публики.
   После Октябрьской революции к К. обращаются поэты Д.  Бедный,  В.  И.
Лебедев-Кумач  и  др.  В  1930  А.  В.  Луначарский  призвал   создавать
"...основу богатому, вес„лому, многостороннему,'постоянно развивающемуся
куплетному репертуару и распространить его могучими силами радио" (журн.
"Радиослушатель", .ј 13, 1930, с. 9). Этот жанр поддержал на 1-м  съезде
сов. писателей М. Горький (см. Собр. соч., т. 27, 1953, с. 418). На сов.
эстраде выдвигаются талантливые авторы и  исполнители-куплетисты.  Среди
исполнителей К. - В. Я. Хенкин, Б. С.  Борисов,  Л.  О.  Ут„сов,  И.  С.
Набатов, А. С. Белов, А. И. Шуров и Н. Н. Рыкунин, П. В.  Рудаков  и  Б.
Баринов, Г. Л. Рашковский, Н. А. Скалов и др.
   Лит.: Набатов И., Заметки эстрадного сатирика, М., 1957; Кузнецов Е.,
Из прошлого русской эстрады, М., 1958; Дмитриев Ю., Искусство  советской
эстрады, [М.], 1962. 70. Д.
   КУПЛЕТИСТ - эстрадный исполнитель. См. Куплет.
   КУПРАШВЙЛИ, Гогуца Николаевна [р. 15(28).III.
   1908] - грузинская советская актриса. Нар. арт.
   Груз. ССР (1955). В 1926 окончила драм. ф-т консерватории  в  Тбилиси
(педагоги К. Марджанишвили, А. Пагава).  С  1926  работала  в  Т-ре  им.
Руставели. Одна из основательниц Тбилисского груз. ТЮЗа. Работала в этом
театре в 1928-57. Талантливая исполнительница ролей травести.
   Роли: Хо ("Путь дал„кий" Шестакова, 1931), Ги-кор (о. п. по Туманяну,
1936), Вахушти ("Нацар-кекия" Нахуцришвили  и  Гамрекели,  1935),  Диего
("Аделанте" Качкачишви-ли, 1937), Ал„ша Пешков (о. п. Груздева  и  Форш,
1950). Играла также остро характерные и  драматические  роли:  Кормилица
(1942, "Ромео и  Джульетта"),  Гришутка  ("Кик-видзе"  Дарасели,  1952).
Вед„т педагогич. работу.
   Соч.: Некото.рые вопросы художественного воспитания  детей,  Тбилиси,
1962; Я все еще думаю о вас, Тбилиси, 1962. Лит.: Курулашвили Л., Гогуца
Купрашвили, Тбилиси, 1956 (на грузинском языке). Е. Ш.
   КУПРИН, Александр  Иванович  [26.  Vlil  (7.IX).  1870,  г.  Наровчат
Пензенской губ., - 25.  Vlil.1938,  Ленинград]  -  русский  писатель.  В
1919-37 жил за границей. Широко шли на сцене  инсценировки  произв.  К.:
"Поединок"  (1906,  Т-р  лит.-художеств.  об-ва,  Петербург),   "Господа
офицеры" (по повестям "Поединок" и "Дознание", инсц. В. А. Голичникова и
Б. Папаригопуло, 1935, Ленингр. т-р  Красной  Армии),  "Яма"  (1914,  Н.
Новгород;  сезон   1939/40,   Волгоградский   т-р;   1925,   Вена,   т-р
"Каммершпиле"; 1926, Париж, т-р "Гран  Гиньоль"),  "Гранатовый  браслет"
(инсц.  А.  Л.   Желябужского,   1913,Киев),   "Белый   пудель"   (инсц.
Швембергера,  1940,  Центр,  детский  т-р),   "Олеся"   (инсц.   Е.   М.
Гальпериной, 1949, Цыганский т-р "Ромэн"); на сюжет  "Олеси"  композитор
К. Я. Листов написал одноим.  оперу  (либр.  Е.  М.  Гальпериной,  1959,
Саратовский т-р оперы и балета).
   К. выступал в любительских спектаклях; нек-рое время играл  на  проф.
сцене (труппа Н. Г. Викторова, г.  Сумы,  1898,  одесский  т-р  "Зел„ный
попугай", 1910). Перев„л трагедию Шиллера  "Дон  Карлос"  (1919).  Автор

Страницы: «« « 1268   1269   1270   1271   1272   1273   1274   1275   1276  1277   1278   1279   1280   1281   1282   1283   1284   1285   1286  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия