|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1268 1269 1270 1271 1272 1273 1274 1275 1276 1277 1278 1279 1280 1281 1282 1283 1284 1285 1286 » »» т-pax. Приобр„л известность после исполнения роли Гамлета на сцене т-ра
"Ковент-Гарден" в Лондоне в 795. В США впервые выступил в 1796 в
Филадельфии. В течение 30 лет К. был ведущим акт„ром амер. т-ра,
выступал в городах всех штатов. Играл почти во всех шекспировских
трагедиях [Макбет, Отелло, Яго; Ромео ("Ромео и Джульетта") и др.], а
также исполнил роли:
Чарльза Серфеса ("Школа злословия" Шеридана), Пьера ("Спас„нная
Венеция" Отуэя), Лотарио ("Кающаяся красавица" Роу) и др. К. обладал
большой эмоциональностью, живым и ярким темпераментом. Он не признавал
углубл„нной работы над ролью, полагаясь на вдохновение. Неизбежные
просч„ты публика прощала ему за незаурядный драматический талант,
прекрасную внешность и красивый выразительный голос.
Лит.: Ireland J. N.,A memorial of the professional life of Th. A.
Cooper, N. Y., 1888. f{ .
КУПЕР, Эмиль Альбертович [1(13). XII. 1877 - 16. XI. 1960] - русский
дириж„р. В 1891 окончил Одесское муз. уч-ще по классам скрипки и
композиции. До 1898 выступал как скрипач; самостоятельно обучался
дирижированию. В 1899 вместе с Собиновым и Шаляпиным гастролировал по
городам России как оперный дириж„р. Работал в Ростове-на-Дону, в Киеве,
Петербурге, в 1907-09-в Москве, сначала в Т-ре Солодовникова, затем в
Оперном т-ре Зимина, где дирижировал оперой "Борис Годунов", премьерой
оперы "Золотой петушок", первой пост. в России оперы "Нюрнбергские
мейстерзингеры" Вагнера. В 1909-14 участвовал в парижских и лондонских
гастролях труппы С. П. Дягилева ("Русские сезоны за границей"); в 1911
дирижировал первым исполнением "Хованщины" в Париже, в 1913 - первым
исполнением "Псковитянки" и "Бориса Годунова" в Лондоне. В 1910-19 был
дириж„ром Большого т-ра, в 1919-20- Петрогр. академич. т-ра оперы и
балета (б. Мариинский т-р). С 1918 К. - проф. Моск. консерватории, с
1921 - худ. рук. Петроградской филармонии. В 1924 уехал за границу.
Лит.: Глебов И., Э. А. Купер, "Жизнь искусства", П., 1923, ј 14;
Вальтер В., Э. А. Купер, "Еженед. Петроградских Гос. Академ. театров",
1923, ј 31-32.
КУПЛЕТ (франц. couplet) - первоначально во франц. поэзии - парные
рифмованные стихи; с 15-16 вв. во Франции-сатирич. и политич. песенки
(б. ч. злободневного характера) с повторяющимся припевом, часто
строящимся на игре слов. Эти песенки, распеваемые на нар. гуляниях, в
1-й пол. 18 в. входили в репертуар ярмарочных т-ров. Так возник новый
театр. жанр - водевиль. К. в водевилях, созданных накануне франц. бурж.
революции, содержали злые нападки на дворянство, а иногда и на короля.
Вес„лыми К. заканчивается "высокая комедия" Бомарше "Женитьба Фигаро".
Расцвет куплетного жанра на эстраде связан с творчеством франц. поэта П.
Беранже.
В К. рус. водевилей 19 в. (у А. И. Писарева, Д. Т. Ленского, П. А.
Каратыгина, Ф. А. Кони и особенно Н. А. Некрасова) звучали насмешки над
крепостниками-помещиками, купцами, чиновниками-взяточниками, хотя
большая часть К. в водевилях лишена значит, тем, обыгрывает пустяки. С
60-х гг. 19 в. К. вводятся в оперетты. Жанр сатирич. К. наш„л выражение
в поэзии В. и Н. Курочкиных, Д. Минаева, Г. Жул„ва, А. Пальмина и др.
Выдающиеся исполнители К. - артисты-куплетисты П. А. Никитин, И. И.
Монахов, Л. И. Градов-Соколов и др. С К. выступал выдающийся рус. драм.
акт„р В. Н. Давыдов. основоположник укр. т-ра М. Л. Кропивницкий. В. И.
Ленин высоко оценивал творчество франц. куплетиста Монтегюса,
выступавшего в рабочих кварталах Парижа. В годы политич. реакции (в
конце 19 в.) К. вс„ более теряют свою сатирич. силу; исполнители
вынуждены приспосабливать свой репертуар к вкусам бурж. публики.
После Октябрьской революции к К. обращаются поэты Д. Бедный, В. И.
Лебедев-Кумач и др. В 1930 А. В. Луначарский призвал создавать
"...основу богатому, вес„лому, многостороннему,'постоянно развивающемуся
куплетному репертуару и распространить его могучими силами радио" (журн.
"Радиослушатель", .ј 13, 1930, с. 9). Этот жанр поддержал на 1-м съезде
сов. писателей М. Горький (см. Собр. соч., т. 27, 1953, с. 418). На сов.
эстраде выдвигаются талантливые авторы и исполнители-куплетисты. Среди
исполнителей К. - В. Я. Хенкин, Б. С. Борисов, Л. О. Ут„сов, И. С.
Набатов, А. С. Белов, А. И. Шуров и Н. Н. Рыкунин, П. В. Рудаков и Б.
Баринов, Г. Л. Рашковский, Н. А. Скалов и др.
Лит.: Набатов И., Заметки эстрадного сатирика, М., 1957; Кузнецов Е.,
Из прошлого русской эстрады, М., 1958; Дмитриев Ю., Искусство советской
эстрады, [М.], 1962. 70. Д.
КУПЛЕТИСТ - эстрадный исполнитель. См. Куплет.
КУПРАШВЙЛИ, Гогуца Николаевна [р. 15(28).III.
1908] - грузинская советская актриса. Нар. арт.
Груз. ССР (1955). В 1926 окончила драм. ф-т консерватории в Тбилиси
(педагоги К. Марджанишвили, А. Пагава). С 1926 работала в Т-ре им.
Руставели. Одна из основательниц Тбилисского груз. ТЮЗа. Работала в этом
театре в 1928-57. Талантливая исполнительница ролей травести.
Роли: Хо ("Путь дал„кий" Шестакова, 1931), Ги-кор (о. п. по Туманяну,
1936), Вахушти ("Нацар-кекия" Нахуцришвили и Гамрекели, 1935), Диего
("Аделанте" Качкачишви-ли, 1937), Ал„ша Пешков (о. п. Груздева и Форш,
1950). Играла также остро характерные и драматические роли: Кормилица
(1942, "Ромео и Джульетта"), Гришутка ("Кик-видзе" Дарасели, 1952).
Вед„т педагогич. работу.
Соч.: Некото.рые вопросы художественного воспитания детей, Тбилиси,
1962; Я все еще думаю о вас, Тбилиси, 1962. Лит.: Курулашвили Л., Гогуца
Купрашвили, Тбилиси, 1956 (на грузинском языке). Е. Ш.
КУПРИН, Александр Иванович [26. Vlil (7.IX). 1870, г. Наровчат
Пензенской губ., - 25. Vlil.1938, Ленинград] - русский писатель. В
1919-37 жил за границей. Широко шли на сцене инсценировки произв. К.:
"Поединок" (1906, Т-р лит.-художеств. об-ва, Петербург), "Господа
офицеры" (по повестям "Поединок" и "Дознание", инсц. В. А. Голичникова и
Б. Папаригопуло, 1935, Ленингр. т-р Красной Армии), "Яма" (1914, Н.
Новгород; сезон 1939/40, Волгоградский т-р; 1925, Вена, т-р
"Каммершпиле"; 1926, Париж, т-р "Гран Гиньоль"), "Гранатовый браслет"
(инсц. А. Л. Желябужского, 1913,Киев), "Белый пудель" (инсц.
Швембергера, 1940, Центр, детский т-р), "Олеся" (инсц. Е. М.
Гальпериной, 1949, Цыганский т-р "Ромэн"); на сюжет "Олеси" композитор
К. Я. Листов написал одноим. оперу (либр. Е. М. Гальпериной, 1959,
Саратовский т-р оперы и балета).
К. выступал в любительских спектаклях; нек-рое время играл на проф.
сцене (труппа Н. Г. Викторова, г. Сумы, 1898, одесский т-р "Зел„ный
попугай", 1910). Перев„л трагедию Шиллера "Дон Карлос" (1919). Автор
Страницы: «« « 1268 1269 1270 1271 1272 1273 1274 1275 1276 1277 1278 1279 1280 1281 1282 1283 1284 1285 1286 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |