|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1277 1278 1279 1280 1281 1282 1283 1284 1285 1286 1287 1288 1289 1290 1291 1292 1293 1294 1295 » »» КШЕСЙНСКИЙ (наст. фам.-Кржесинский-Нечуй) Феликс Иванович (Янович)
[5(17). XI. 1823-3(16).VI. 1905)- русский артист балета и балетмейстер.
Сын польского акт„ра. В 1831-38 учился у М. Пиона в Варшавской балетной
школе. Выступал в Варшаве сначала как классич., затем характерный
танцовщик. В 1853 дебютировал на сцене Александрийского т-ра. В
1853-1905-артист петерб. балетной труппы. В 1858 пост. комич. балет
"Роберт и Бертрам, или Два вора" Шмидта и Пуни (по берлинскому спектаклю
балетм. Ф. Ore), в 1864 дивертисмент "Лезгинские танцы" Стефани. К. был
известен как исполнитель народно-характерных, прежде всего польских,
танцев ("первый в России мазурист"). Особый успех имел в "польском акте"
в опере "Иван Сусанин". Исполнял пантомимные партии: Клод Фролло и Хан
("Эсмеральда" и "Кон„к-Горбунок" Пуни), черногорец Радивой ("Роксана"
Минкуса), Царь нубийский ("Дочь фараона" Пуни) и др.
Дети К. - Юлия, Матильда (см. Кшесинская) и Иосиф Кшесинские-были
танцовщиками Мариинско-го т-ра в Петербурге.
Лит.: Плещеев А., Наш балет (1673-1899), 2 изд., СПБ, 1899; Словарь
сценических деятелей, изд. журн. "Театр и искусство", П., 1903, вып. 12.
с. 5-6; Светлов В., Терпсихора. Статьи..., СПБ, 1906; Борисоглебский М.
В. (сост.), Материалы по истории русского балета, т. 1-2, Л., 1938-39;
Kschessinska [M.], Dancing in Petersburg, L., 1960 (P., 1960). В. К р.
КЫДЫКЕЕВА, Бакен (р. 1920) - киргизская сов. актриса. Нар. арт. Кирг.
ССР (1956). Сценич. деятельность начала в 1936 в Кирг. ТЮЗе (Фрунзе),
где играла роли героинь: Лауренсия ("Овечий источника),
Бермет ("Сарынжи" Эшмамбетова), Кулайим ("Ко-куль" Сарбагишева). В
1941-44 работала в Пржевальском и Нарынском обл. т-рах. С 1944 -актриса
Кирг. драм. т-ра (Фрунзе). Игра К. отличается глубокой эмоциональностью,
яркостью выражения драма-тич. и лирич. переживаний. Роли: Айша ("Курман"
Абдумомунова), Си-Эр ("Седая девушка" Хэ Цзин-чжи и Дин Ни), Джесси
("Русский вопрос"), Дездемона, Лариса; Катерина ("Гроза"), Фань-И
("Тайфун" Цао Юя), Айганыш ("Курманбек" Джантошева). К. владеет
мастерством перевоплощения, успешно играет характерные роли, используя в
целях сатирич. обличения острый сценич. рисунок, порой гротесковые
при„мы:
Мария Антоновна ("Ревизор"), Варвара ("Егор Булы-чов и другие"),
колдунья Мастан ("Болот и Тынар" Кобегенова), Майсалбюбю ("Узкое ущелье"
Абдумомунова). С 1955 снимается в кино ("Салтанат" и др.).
Лит.: Кумушалиев К., Бакен Кыдыкеева, Фрунзе, 1958. H. Л.
"КЫЗ-ЖИБЕК" - музыкальная драма E. Г. Брусиловско-го, либр. Г.
Мусрепова по одноим. казах, нар. поэме. Первая казах, муз. драма. Пост.
7 нояб. 1934, Казах, гос. муз. т-р, Алма-Ата (дириж„р Кузьмин, реж.
Байсеитов, худ. Ненашев;
Кыз-Жибек - Байсеитова, Тулеген - Байсеитов, Беке-жан - Джандарбеков,
Шеге - Ержанов, Камка - Тур-дукулова, Карлыгаш - Ержанова). 17 мая 1936
опера была показана на декаде казах, иск-ва в Москве (дириж„р Жу-банов,
состав исполнителей в осн. тот же). Во 2-й ред. пост. в 1945 в Т-ре
оперы и балета им. Абая. Пост. в др. городах Сов. Союза: Фрунзе (1943,
1948), Ташкент (1950) и ДР. Я. Гр.
КЫЗЫКЧЙ (или масхарабозы) - акт„ры узбекского народного театра.
Упоминания о К. встречаются в лит. памятниках ср. веков, особенное
развитие иск-во К. получило в 19-нач. 20 вв. Представления К. носили
преим. комедийно-сатирич. характер, они высмеивали представителей
правящих классов, отражали протест народа против эксплуататоров. Т-р К.
имел широкое распространение во всех областях Туркестана. В дореволюц.
время К. разделялись на нар. и придворных, иск-во к-рых отражало влияние
реакп. кругов. Однако и нар. К. часто приглашались ко дворам ханов.
Труппа К. состояла из мужчин, но существовали также нар. и придворные
женские т-ры К. Мастерство К. приобреталось пут„м длительного обучения
(до 10-12 лет) у опытного исполнителя (уста). В 19-нач. 20 вв. К.
объединялись в особые корпорации, имевшие выборного руководителя
(корпормон), свой устав (рисоля) и даже тайный язык. К. должен был
изучать быт и особенности поведения представителей всех слоев общества.
Острота фарсов (кызыкчилик), разыгрывавшихся К., определялась умелым и
точным отбором характерных черт, созданием типичных образов ишанов,
чиновников, баев и пр. Не имея фиксированных драматургич. произв., К.
строили свои представления на импровизации, на основе заранее
обусловленного сюжетного каркаса-сценария, сохранявшегося в устной
передаче. Иск-ву К. были присущи синтетичность (сочетание диалога,
песен, цирковых номеров), буффонада, яркость, комедийность, условность
(человек изображал дерево, забор и т. д.). К. широко пользовались
преувеличениями, карикатурой (буффонные гримы, костюмы, предметы
бутафории). Декорации в представлениях К. почти не употреблялись. В годы
гражд. войны сатирич. острое мастерство К. широко использовал поэт и
драматург Хамза, привлекая их во вновь создающиеся труппы. В сов. время
К. сохраняли в сво„м репертуаре спектакли прошлых лет, обличающие б.
угнетателей народа, и создавали новые спектакли, пропагандирующие новую
жизнь, высмеивающие лодырей, пьяниц и т. д. Т-р К. выдвинул много
выдающихся акт„ров-комиков, в числе к-рых - нар. арт. Узб. ССР Ю.
Шакарджанов (1869-1959). Традиции К. оказали влияние на развитие узб.
сов. т-ра (при„мы воплощения сатирич. образов, мастерство языковых
характеристик и т. д.).
Лит.: Троицкая А. Л." Из истории народного театра и цирка в
Узбекистане, "Советская этнография", 1948, ј 3; P a x м а н о в М-,
Хамза и узбекский театр. Ташкент, I960; Абдуллаев X., Узбекский народный
театр Ки-зикчи, "Звезда Востока", 1961, .ј4. А. Р
КЫЗЫКЧИЛЙК - название пьески фарсового характера в узбекском народном
т-ре кызыкчи. К. обычно имеют остро сатирич. или юмористич. содержание.
Народные акт„ры разделяли свой репертуар на две группы: танкид (критика,
пародия) и таклид или мукаллид (подражание). Первая группа содержит
более древние фарсы, осмеивающие традиционный ритуал, сопровождавший
обряды (свадьбы и др.), бытовые пороки (азартные игры, пьянство,
разврат), а также фарсы из быта ремесленников. В основе фарсов второй
группы - конкретное происшествие, в них осмеиваются духовенство, баи,
чиновники.
Содержание К. чрезвычайно разнообразно, они отображали почти все
стороны дореволюц. узб. быта. В сов. время сатира К. направлена на
осмеяние пережитков прошлого, в них высмеиваются лодыри, увиливающие от
работы в колхозе, спекулянты, пьяницы, хулиганы и пр.
Лит. см. при ст. Кызыкчи. А. Р.
КЫРВЕР, Борис Вольдемарович (р. 30. III. 1917) - эстонский советский
композитор. Засл. деят. иск-в ЭССР (1955). В 1950 окончил консерваторию
Страницы: «« « 1277 1278 1279 1280 1281 1282 1283 1284 1285 1286 1287 1288 1289 1290 1291 1292 1293 1294 1295 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |