Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1277   1278   1279   1280   1281   1282   1283   1284   1285  1286   1287   1288   1289   1290   1291   1292   1293   1294   1295  » »»

   КШЕСЙНСКИЙ (наст. фам.-Кржесинский-Нечуй)  Феликс  Иванович  (Янович)
[5(17). XI. 1823-3(16).VI. 1905)- русский артист балета и  балетмейстер.
Сын польского акт„ра. В 1831-38 учился у М. Пиона в Варшавской  балетной
школе. Выступал  в  Варшаве  сначала  как  классич.,  затем  характерный
танцовщик.  В  1853  дебютировал  на  сцене  Александрийского  т-ра.   В
1853-1905-артист петерб. балетной труппы.  В  1858  пост.  комич.  балет
"Роберт и Бертрам, или Два вора" Шмидта и Пуни (по берлинскому спектаклю
балетм. Ф. Ore), в 1864 дивертисмент "Лезгинские танцы" Стефани. К.  был
известен как исполнитель  народно-характерных,  прежде  всего  польских,
танцев ("первый в России мазурист"). Особый успех имел в "польском акте"
в опере "Иван Сусанин". Исполнял пантомимные партии: Клод Фролло  и  Хан
("Эсмеральда" и "Кон„к-Горбунок" Пуни),  черногорец  Радивой  ("Роксана"
Минкуса), Царь нубийский ("Дочь фараона" Пуни) и др.
   Дети К. - Юлия, Матильда (см.  Кшесинская)  и  Иосиф  Кшесинские-были
танцовщиками Мариинско-го т-ра в Петербурге.
   Лит.: Плещеев А., Наш балет (1673-1899), 2 изд., СПБ,  1899;  Словарь
сценических деятелей, изд. журн. "Театр и искусство", П., 1903, вып. 12.
с. 5-6; Светлов В., Терпсихора. Статьи..., СПБ, 1906; Борисоглебский  М.
В. (сост.), Материалы по истории русского балета, т. 1-2,  Л.,  1938-39;
Kschessinska [M.], Dancing in Petersburg, L., 1960 (P., 1960). В. К р.
   КЫДЫКЕЕВА, Бакен (р. 1920) - киргизская сов. актриса. Нар. арт. Кирг.
ССР (1956). Сценич. деятельность начала в 1936 в  Кирг.  ТЮЗе  (Фрунзе),
где играла роли героинь: Лауренсия ("Овечий источника),
   Бермет ("Сарынжи" Эшмамбетова), Кулайим  ("Ко-куль"  Сарбагишева).  В
1941-44 работала в Пржевальском и Нарынском обл. т-рах. С 1944  -актриса
Кирг. драм. т-ра (Фрунзе). Игра К. отличается глубокой эмоциональностью,
яркостью выражения драма-тич. и лирич. переживаний. Роли: Айша ("Курман"
Абдумомунова), Си-Эр ("Седая девушка" Хэ  Цзин-чжи  и  Дин  Ни),  Джесси
("Русский  вопрос"),  Дездемона,  Лариса;  Катерина  ("Гроза"),   Фань-И
("Тайфун"  Цао  Юя),  Айганыш  ("Курманбек"  Джантошева).   К.   владеет
мастерством перевоплощения, успешно играет характерные роли, используя в
целях сатирич.  обличения  острый  сценич.  рисунок,  порой  гротесковые
при„мы:
   Мария Антоновна ("Ревизор"),  Варвара  ("Егор  Булы-чов  и  другие"),
колдунья Мастан ("Болот и Тынар" Кобегенова), Майсалбюбю ("Узкое ущелье"
Абдумомунова). С 1955 снимается в кино ("Салтанат" и др.).
   Лит.: Кумушалиев К., Бакен Кыдыкеева, Фрунзе, 1958. H. Л.
   "КЫЗ-ЖИБЕК" -  музыкальная  драма  E.  Г.  Брусиловско-го,  либр.  Г.
Мусрепова по одноим. казах, нар. поэме. Первая казах, муз. драма.  Пост.
7 нояб. 1934, Казах, гос. муз.  т-р,  Алма-Ата  (дириж„р  Кузьмин,  реж.
Байсеитов, худ. Ненашев;
   Кыз-Жибек - Байсеитова, Тулеген - Байсеитов, Беке-жан - Джандарбеков,
Шеге - Ержанов, Камка - Тур-дукулова, Карлыгаш - Ержанова). 17 мая  1936
опера была показана на декаде казах, иск-ва в Москве (дириж„р  Жу-банов,
состав исполнителей в осн. тот же). Во 2-й ред.  пост.  в  1945  в  Т-ре
оперы и балета им. Абая. Пост. в др. городах Сов. Союза:  Фрунзе  (1943,
1948), Ташкент (1950) и ДР. Я. Гр.
   КЫЗЫКЧЙ (или  масхарабозы)  -  акт„ры  узбекского  народного  театра.
Упоминания о К. встречаются  в  лит.  памятниках  ср.  веков,  особенное
развитие иск-во К. получило в 19-нач. 20  вв.  Представления  К.  носили
преим.  комедийно-сатирич.  характер,  они   высмеивали   представителей
правящих классов, отражали протест народа против эксплуататоров. Т-р  К.
имел широкое распространение во всех областях Туркестана.  В  дореволюц.
время К. разделялись на нар. и придворных, иск-во к-рых отражало влияние
реакп. кругов. Однако и нар. К.  часто  приглашались  ко  дворам  ханов.
Труппа К. состояла из мужчин, но существовали также  нар.  и  придворные
женские т-ры К. Мастерство К. приобреталось пут„м  длительного  обучения
(до 10-12 лет) у опытного  исполнителя  (уста).  В  19-нач.  20  вв.  К.
объединялись  в  особые  корпорации,  имевшие   выборного   руководителя
(корпормон), свой устав (рисоля) и  даже  тайный  язык.  К.  должен  был
изучать быт и особенности поведения представителей всех слоев  общества.
Острота фарсов (кызыкчилик), разыгрывавшихся К., определялась  умелым  и
точным отбором характерных  черт,  созданием  типичных  образов  ишанов,
чиновников, баев и пр. Не имея фиксированных  драматургич.  произв.,  К.
строили  свои  представления  на   импровизации,   на   основе   заранее
обусловленного  сюжетного  каркаса-сценария,  сохранявшегося  в   устной
передаче. Иск-ву  К.  были  присущи  синтетичность  (сочетание  диалога,
песен, цирковых номеров), буффонада, яркость,  комедийность,  условность
(человек изображал дерево,  забор  и  т.  д.).  К.  широко  пользовались
преувеличениями,  карикатурой  (буффонные   гримы,   костюмы,   предметы
бутафории). Декорации в представлениях К. почти не употреблялись. В годы
гражд. войны сатирич. острое мастерство К.  широко  использовал  поэт  и
драматург Хамза, привлекая их во вновь создающиеся труппы. В сов.  время
К. сохраняли в сво„м репертуаре спектакли  прошлых  лет,  обличающие  б.
угнетателей народа, и создавали новые спектакли, пропагандирующие  новую
жизнь, высмеивающие лодырей, пьяниц  и  т.  д.  Т-р  К.  выдвинул  много
выдающихся акт„ров-комиков, в числе  к-рых  -  нар.  арт.  Узб.  ССР  Ю.
Шакарджанов (1869-1959). Традиции К. оказали влияние  на  развитие  узб.
сов. т-ра  (при„мы  воплощения  сатирич.  образов,  мастерство  языковых
характеристик и т. д.).
   Лит.:  Троицкая  А.  Л."  Из  истории  народного  театра  и  цирка  в
Узбекистане, "Советская этнография", 1948, ј 3; P a x м  а  н  о  в  М-,
Хамза и узбекский театр. Ташкент, I960; Абдуллаев X., Узбекский народный
театр Ки-зикчи, "Звезда Востока", 1961, .ј4. А. Р
   КЫЗЫКЧИЛЙК - название пьески фарсового характера в узбекском народном
т-ре кызыкчи. К. обычно имеют остро сатирич. или юмористич.  содержание.
Народные акт„ры разделяли свой репертуар на две группы: танкид (критика,
пародия) и таклид или  мукаллид  (подражание).  Первая  группа  содержит
более древние фарсы,  осмеивающие  традиционный  ритуал,  сопровождавший
обряды  (свадьбы  и  др.),  бытовые  пороки  (азартные  игры,  пьянство,
разврат), а также фарсы из быта ремесленников. В  основе  фарсов  второй
группы - конкретное происшествие, в них  осмеиваются  духовенство,  баи,
чиновники.
   Содержание К. чрезвычайно  разнообразно,  они  отображали  почти  все
стороны дореволюц. узб. быта. В  сов.  время  сатира  К.  направлена  на
осмеяние пережитков прошлого, в них высмеиваются лодыри, увиливающие  от
работы в колхозе, спекулянты, пьяницы, хулиганы и пр.
   Лит. см. при ст. Кызыкчи. А. Р.
   КЫРВЕР, Борис Вольдемарович (р. 30. III. 1917) - эстонский  советский
композитор. Засл. деят. иск-в ЭССР (1955). В 1950 окончил  консерваторию

Страницы: «« « 1277   1278   1279   1280   1281   1282   1283   1284   1285  1286   1287   1288   1289   1290   1291   1292   1293   1294   1295  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия