|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1281 1282 1283 1284 1285 1286 1287 1288 1289 1290 1291 1292 1293 1294 1295 1296 1297 1298 1299 » »» Трагедия-мистерия "Ижор-ский" (I и II чч.,соч. в 1829-33, изд. в 1835
благо даря Пушкину; ч. III, соч. в 1840-41, изд. в 1939) рисует судьбу
совр. героя, "русского Фауста", за к-рого борются злые и добрые силы.
Герой обретает смысл жизни в революц. борьбе, в гибели за свободу
народа. Антибурж. сатирич. характер имеет драма К. "Иван -купецкий сын"
(начата в 1832, окончена в 40-х гг.), написанная в такой же, как и
трагедия "Ижорский", причудливо-романтической манере, соединяющей
фантастику и политический памфлет, философскую лирику и при„мы
сценической условности.
К. принадлежат переводы трагедий Шекспира - "Макбет", "Генрих IV",
"Ричард II", "Ричард III". Написал статью "Рассуждение о восьми
исторических драмах Шекспира и, в особенности, о "Ричарде IIIм".
Соч.: Драматические произведения. Ред. и прим. Ю. Тынянова, т. 1-2,
Л., 1939.
Лит.: Мордовченко Н. И., Кюхельбекер, в кн.:
История русской литературы, т. 6, M.- Л., 19.53; База-нов В., Очерки
декабристской литературы, М., 1953;
Гуковский Г. А., Очерки по истории русского реализма, ч. 1 - Пушкин и
русские романтики, Саратов, 1946;
Родина Т., Русское театральное искусство в начале XIX века, М., 1961.
Т. Р.
КЯЗЙМ-ЗАДЕ, Кязим Мамедали оглы (р. 10.VIII. 1913) - азербайджанский
советский художник. Засл. деят. иск-в Азерб. ССР (1943). Чл.
Коммунистич. партии с 1952. В 1936 окончил Азерб. художеств. техникум, в
1960-ин-т им. Репина в Ленинграде. Работает гл. обр. в области книжной и
журнальной графики. Создал ряд эскизов костюмов для спектаклей:
Т-р им. Азизбекова - "Фархад и Ширин" Вургуна (1941), "Низами"
Гусейна (1942), "Вэфа" Р. Рзы (1943), "Утро Востока" Мамедханлы (1947),
в Т-ре оперы и балета им. Ахундова - "Азад" Джангирова (1957),
"К„р-оглы" Гаджибекова (1954). Эскизы К.-З. отличаются историч.
точностью, реалистич. выразительностью, правдиво передают детали азерб.
быта, в них проявляется глубокое знание жизни и культуры азерб. народа,
тонкое чувство нац. колорита. Гос. пр, СССР (1950).' К. Кае.
КЯЗЙМ ЗЙЯ (наст. фам.- Кязимзаде), Джафар оглы (21. III. 1896-30.
XII. 1956)- азербайджанский советский акт„р. Нар. арт. Азерб. ССР
(1943). Чл. Коммунистич. партии с 1944. Сценич. деятельность начал в
1916 и вскоре стал одним из ведущих азерб. акт„ров. Создавал крупные
спенич. образы, отмеченные яркостью реалистич. характеристик, лиш„нные
внешней патетики, декламации.
Роли: Ариф, Дели-дервиш ("Сатана", "ШейхЧанан", Джавида, 1920, 1925),
Томсон ("Утро Востока" Мамедханлы, Гос. пр. СССР, 1948). В пьесах Д.
Джабарлы играл роли:
Имамяр ("Яшар"), Гаджи Ахмед ("Алмас"), Генерал-губернатор ("В 1905
году"),
Крупнейшие спенич. создания К.- Уста Сейгах ("Счастливцы" Рахмана),
шейх Насрулла ("Мертвецы" Мамед-кулизаде).
К. снимался в кино. Перев„л на азерб. яз. "Живой труп", "Ревизор" и
др. В„л педагогич. работу в театр. уч-ще, театр. ин-те, Азерб. ун-те. Я.
Кае,
КЯЗИМОВСКИЙ, Мир Махмуд Алекпер оглы (1882-1. XII. 1940) -
азербайджанский акт„р, театральный деятель, драматург. Засл. арт. Азерб.
ССР. Участник кружка Г. Махмудбекова. Спенич. деятельность начал в 1898;
играл роль слуги в пьесе "Везир Ленкоранского ханства" Ахундова. Был
одним из организаторов и членов "Бакинского мусульманского драматич.
общества" (1906). В годы, когда в Азербайджане не было актрис, К. часто
выступал в женских ролях. Автор одноактных пьес, водевилей и муз.
комедий, высмеивающих патриархально-феодальные порядки, быт дореволюц.
бурж. общества: "Да-шым-дашым" (1905), "Молла Джаби" (1908), "Как
понимает, так и разумеет" (1915), "Суд справедливости" (1919) и др. К.
Кае.
КЯКШТ, Георгий Георгиевич [26. I (7. II). 1873- год смерти неизв. ] -
русский артист балета. Сын крестьянина. В 1891, по окончании Петерб.
театр. уч-ща, был принят в балетную траппу Мариинского т-ра. К. был
одним из лучших классич. танцовщиков конца 19-нач. 20 вв. Партии:
Голубая птица ("Спящая красавица"), Арлекин ("Арлекинада" Дриго).
Акт„рское дарование К. раскрылось в комедийных танце-вально-мимич.
партиях: Иванушка ("Кон„к-Горбунок" Пуни), Пьер ("Привал кавалерии"
Армсгей-мера), Франц ("Коппелия"). Лучшая партия К.- Альберт ("Жизель"),
в к-рой танцовщик психологически тонко передал переживания героя. К. был
противником реформы M. M. Фокина. В 1910 вышел на пенсию и уехал за
границу.
Лит.: Борисоглебский M. (сост.). Материалы по истории русского
балета, т. 2, Л., 1939, с. 66-67. В. Кр.
КЯКШТ, Лидия Георгиевна [13 (25). III. 1885, Петербург,- 11. I. 1959,
Лондон ] - русская артистка балета. Дочь крестьянина. Сестра Г. Г.
Кякшта. Окончила Петерб. театр. уч-ще (ученица П. А. Гердта, Э. Чекетти,
Е. Соколовой). В 1902 была принята в балетную труппу Мариинского т-ра.
Высокий рост, сильно развитая мускулатура, жизнерадостность,
темперамент, артистич. мягкость определили творч. облик К. Исполняла
бравурные и лирико-комедийные партии: Тереза ("Привал кавалерии"
Армсгеймера), Лиза ("Тщетная предосторожность"), Сванильда ("Коппелия").
В 1908 была партн„ршей В. Нижинского в дуэте Флорины и Голубой птицы
("Спящая красавица"). С 1908 жила за границей. В 1908-12 выступала в
Лондоне, в т-ре "Эмпайр", в 1912-13 - участница "Русских сезонов". В
1939 организовала балетную труппу, в репертуаре к-рой был балет "Катюша"
(1943), пост. по мотивам сов. песен. Соч.: Romantic recollections, L.,
1929. Лит.: Борисоглебский M. (сост.). Материалы по истории русского
балета, т. 2, Л., 1939, с. 159; "Рампа", 1908, .Ne 18, 25 декабря, с.
289; Левинсон А., Балет в Малом театре. Гастроли г-жи Л. Г. Кякшт, ж.
"Аполлон", 1911, Приложение "Русская художественная летопись", .ј12, с.
190-191; Beaumont С. W., The Diaghilev ballet in London, L., [1940],
Guest I., Adeline Genee, L., 1958. В Кр
ЛАБАН (Laban), Рудольф фон (наст. фам.-де Варальяш; De Varaljas) (15.
XII. 1879-1. VII. 1958)-балетмейстер, танцовщик, педагог и теоретик
танца. По национальности венгр. Выступал как танцовщик вначале в
балетных труппах оперных т-ров Лейпцига, Вены, Дрездена и др., позднее в
собственных постановках. В 1910 организовал школу "свободного танца" в
Мюнхене и руководил ею, а затем - танцевальными школами в Цюрихе,
Нюрнберге, Мангейме, Гамбурге и др. городах; в 1927-32- Институтом
хореографии в Берлине, Байр„йте (1930). Л. ставил танц. представления,
Страницы: «« « 1281 1282 1283 1284 1285 1286 1287 1288 1289 1290 1291 1292 1293 1294 1295 1296 1297 1298 1299 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |