|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1274 1275 1276 1277 1278 1279 1280 1281 1282 1283 1284 1285 1286 1287 1288 1289 1290 1291 1292 » »» т-ре К. начал в 1928. Оформлял спектакли реж. Ш. Дюллена, Ж. Копо, Ж. Л.
Барро, А. Барсака, балетмейстеров Р. Пети, С. Лифаря и др. Декорации и
костюмы К. отличаются подч„ркнутой условностью формы.
Оформил в парижских т-рах драм. спектакли: "Птицы", "Богатство"
Аристофана (1928, 1938, т-р "Ателье"), "Восемьсот метров" Обея (1941,
Стадион Р. Гарро), "Атласная туфелька" Клоделя (1943, "Комеди Франсез"),
"Елизавета Английская" Брукнера (1949, т-р "Мариньи"); балеты - "Поэт"
Годара (1945, "Т-р Сары Бернар"), "Весенние игры" Мийо (1948, "Опера
комик") и др.
Лит.: Р а г m е 1 i n H., Cinq peintres et le theatre, P., [1956]. M,
П.
КУТТУБАЕВ, Аманкул (p. 1907) - киргизский советский режисс„р, акт„р,
драматург. Нар. арт. Кирг. ССР (1946). Чл. Коммунистич. партии с 1940. В
1926, будучи школьным учителем, поступил в только что организованную
кирг. театр. студию. В 1932 пост. на сцене Кирг. т-ра свою пьесу "Враги
колхоза", в 1934 - "Аджал ордуна" ("Не смерть, а жизнь") Турусбекова. В
1935-40 учился на реж. ф-те ГИТИСа в Москве; дипломная работа - пост.
первой кирг. оперы "Айчурек" Власова, Малдыбаева и Фере (1939). В
1939-52 К.-гл. реж. Кирг. т-ра оперы и балета, с 1952 - директор.
Участвовал в первой пост. на кирг. сцене опер: "Евгений Онегин" (1942),
"Кармен" (1949); "Кокуль" Раухвергера (1942), "Патриоты" (1941), "Манас"
(1946), "На берегах Иссык-Куля" (1951), "Токтогуд" (15S) Власова,
Малдыбаева и Ф"}? tr др. Совм. К. Маликовым написал пьесы "Джаныл"
(1946) и "Мы не те, что были" (1951).
Лит.: [Кумушалиев К.], Аманкул Куттубаев, Фрунзе, 1958. Я. Л.
КУТТУБАЕВА, Анвар (р. 1915) - киргизская актриса, нар. арт. Кирг. ССР
(1939). Занимаясь в педагогич. техникуме во Фрунзе, участвовала в
спектаклях драм. кружка. В 1929 вступила в киргизскую театр. студию, на
основе к-рой в 1930 создан кирг. драм. т-р.
Роли: в драм. спектаклях - Настя ("Не было ни гроша, да вдруг алтын"
Островского), Карачач (о. п. Джантошева), Айша ("Джапалак Джатпасов"
'Шукурбекова). Обладая вокальными данными (сопрано), К. с успехом
выступала в муз.-драм. спектаклях - Зулайха ("Аджал ордуна" - "Не
смерть, а жизнь" Турусбекова), Чинар ("Алтын-кыз" Боконбаева), Калыйман
("Айчурек" Власова, Малдыбаева и Фере), Чолпон ("Кокуль" Раухвергера).
Основная тема творчества К. в эти годы - горькая участь бесправной
кирг. девушки до революции; е„ переживания К. передавала искренне, с
большой душевной теплотой, в трогательных дирич. тонах. С 1946 работала
в кирг. филармонии, возглавляла ансамбль кирг. песни и танца. В 1952
снова вступила в труппу Кирг. драм. т-ра. Перешла на характерные и
комич. роли, к-рые играла увлеч„нно, самозабвенно, внутренне оправдывая
самые яркие и утрированные краски.
Роли: Анна Павловна ("Кто сме„тся последним" Крапивы), Калбюбю ("Дочь
Атабека" Абдумомунова), Кудайсок-конова ("Сердце бь„тся" Маликова),
Феклуша ("Гроза"), Но-бинкали ("Дочь Ганга" по Тагору).
Лит.: Джумабаев Б.[ сост.], Анвар Куттубаева, Фрунзе, 1958. ff JJ
КУТЙ, Адел [наст. имя и фам.- Адельша К у-т у е в; 15(28). XI.
1903-16. VI. 1945] - татарский советский писатель, драматург. Окончил
педагогич. ин-т в г. Казани (1929). Чл. Коммунистич. партии с 1943. Лит.
деятельность начал в 20-х гг. Был одним из руководителей татарского
"Левого фронта" ("Сул фронт"), а в области т-ра-театр. мастерской
"сулфа" ("Сул фронт"). В этот период разделял ошибочные взгляды "сулфа"
на старый реалистич. т-р, участвовал' в создании драм. коллектива
"Бомба", ставившего агитац. пьесы. Но уже в своих первых пьесах К. встал
на путь реалистич. воспроизведения жизни. Пьесы К. способствовали
утверждению совр. репертуара в тат. т-ре. Героями пьесы "Казань" (Тат.
академич. т-р, 1927) были участники освобождения Казани от белочехов и
белогвардейцев. В пьесе "Ответ" (там же, 1929) К. показал процесс
становления единого рабочего коллектива, освобождения его от пережитков
прошлого, идейное размежевание в среде нац. интеллигенции.
Противоречивые оценки вызвали пьесы "Свояченица" (там же, 1927) и "Сизая
голубка" (там же, 1928)- о путях формирования молодого поколения, его
моральном облике, воспитании новой нар. интеллигенции. В пьесе "Директор
Замилов" сатирически обличается мещанство. Новые отношения между
народами в эпоху строительства социализма К. показал в пьесе "Песня
радости" (1935).
По популярной повести К. "Неотосланные письма" писательнаписал одноим„нную пьесу (Республик, передвижной т-р, 1961), а
композитор Дж. Фай-зи - оперу (Тат. т-р оперы и балета, 1960).
Соч.: Сайланма эсэрлэр, Казан, 1953.
Лит.: Нигъм этуллин Э., Гадел Кутуй (1903-1945), "Совет эдэбияты",
1950, ј6;
X э и р и X., Талантлы язучы, в его сб.: Эдэбият Ьэм тормыш. Казан,
1953. ф. Г,
КУУДУЛ (киргизский народный рассказчик)- см. Ку.
КУУЗИК, Тийт (Дийтрих Янович) (р. 29. VIII (11. IX). 1911 ] -
эстонский советский артист оперы (баритон), педагог. Нар. арт. СССР
(1954). Депутат Верховного Совета
Эст. ССР 5-го созыва. В 1938 окончил Таллинскую консерваторию по кл.
проф. А Ардера был приглаш„н солистом в Венскую нар. оперу. В 1940-41 и
с 1944 К.солист т-ра оперы и балета "Эстония".
Партии: Онегин (Гос. пр. СССР, 1950), Раю ("Певец свободы" Э. Каппа,
Гос. пр. СССР, 1952), Рауд ("Боевое крещение" Эрнесакса), Вамбо ("Огни
мщения" Э. Каппа), Риголетто; Ренато ("Бал-маскарад" Верди), Мефистофель
("Фауст" Гуно), Тонио ("Паяцы"); Фигаро, Руслан, Борис Годунов;
Вершинин ("Никита Вершинин" Кабалевского) и др. Выступает в
концертах.
С 1940 К. занимается педагогич. деятельностью (с 1947-проф.
Таллинской консерватории). Гастролировал по СССР и за границей Ал. X.
КУУСКЕМАА, Бетти (наст. имя - Мария-Елизавета;?. 28. I.
1879)эстонская актриса. Засл. арт. Эстонской ССР (1947). Начала сценич.
деятельность в 1897 в любительской труппе т-ра "Эстония". Была одним из
основателей проф. т-ра "Эстония" (1906), работала в этом т-ре до 1949.
Вначале играла героинь - Ева (о. п. Фосса, 1930), Магда ("Родина"
Зудермана, 1904), вскоре перешла на роли пожилых женщин. К. создала
трагедийные и сочные комедийные образы, отмеченные яркой характерностью,
обилием выразительных деталей: Анна Андреевна ("Ревизор", 1917), леди
Мильфорд (1909), Василиса ("На дне", 1917), Эмилия ("Отелло", 1924),
Какетсеская Кадри ("На хуторе Пюве" Китцберга, 1925 и 1939), госпожа
Ярак ("Паунвере" Лутса, 1937), госпожа Шток-ман ("Враг народа" Ибсена,
Страницы: «« « 1274 1275 1276 1277 1278 1279 1280 1281 1282 1283 1284 1285 1286 1287 1288 1289 1290 1291 1292 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |