Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1269 1270 1271 1272 1273 1274 1275 1276 1277 1278 1279 1280 1281 1282 1283 1284 1285 1286 1287 » »» театр. рецензий. К. принадлежит неск. пьес (в осн. одноактных): "Клоун" (1897, 'пост. 1907, "Современный театр" под рук. Н. Н. Ходотова, Петербург), "Грань столетия" (1899, сатирич. обозрение, совм. с М. Н. Кисел„вым), "На покое" (по мотивам одноим. повести, совм. с А. И. Свирским, 1908, моек. Малый т-р, в ролях - К. Н. Рыбаков, Горев, Пашенная; Александрийский т-р, в ролях - Далматов, Давыдов), "Лейтенант фон-Пляшке" (1914). Лит.: Афанасьев В., Куприн и сцена, "Театральная жизнь", 1958, ј 2; Р у б ц о в А. Б., А. И. Куприн, в кн.: Из истории русской драматургии конца XIX - начала XX века, ч. 2, М., 1962, с. 129-54. Я. Лев. КУПРИЯНОВ, -Иван Петрович [р. 11(24).' IX.' 1915] - русский советский драматург. Чл. Коммуни-стич. партии с 1943. Лит. деятельность начал в 1938 как поэт. В 1951 окончил драматургич. отделение лит. ин-та им. М. Горького в Москве. Первая пьеса К. "Снега Финляндии" (1941, Моск. драм. т-р). Автор пьес: "Сын века" ("Высокое напряжение", 1957, Казанский рус. т-р; 1959, Ленингр. т-р драмы им. Пушкина и др.), "Мой брат" (1961, Рус. т-р, Чебоксары, Моск. т-р им. Гоголя и др.). Выступает со статьями от-ре. Соч.: Высокое напряжение. (Сын века), М., 1959. Лит.: Зубков Ю., Современность- это человек, "Театральная жизнь", 1959, JMi 9; Громов Н., "Сын века", "Театр", 1960, ј 2. Бал. КУПСТАС, Александр Иосифович [р. 27. VII (8. VI II). 1898] - литовский советский акт„р, режисс„р, театральный педагог. Засл. арт. Лит. ССР (1948). В 1917 учился в театр. студии Музиля. В 1918-20- один из активных участников Пролеткульта, затем был акт„ром Моск. студии им. Шаляпина (1920- 1922). С 1923 работал в литовских т-рах в Каунасе, Шяуляй, Клайпеде, Капсукасе. Творчеству К. присущи лиризм и острая характерность. Роли: Торольф ("Северные богатыри" Ибсена, 1925), Дон Карлос (о.п.Шиллера, 1931),Колечко ("Сын народа" Германа, 1940) и др. С 1944 занимается режисс„рской деятельностью. Пост.: "Мещане" (1946), "Тартюф" (1946), "За тех, кто в море!" (1947), "Лисички" Хелман; оперетты "Свадьба в Малиновке" Александрова, "Гаспарон" Милл„кера, "Кето и Котэ" Долидзе и др. В„л педагогич. работу в театр . студиях в 1940-58. В. М. КУРА (Kura), Мирослав (р. 26.V.1924) - чехословацкий артист балета. Засл. арт. ЧССР (1958). Ученик балетм. И. В. Псота. Работал в т-рах Брати-славы, Кошице, Праги. Партии: Зигфрид ("Лебединое озеро"), Ромео и Меркуцио ("Ромео и Джульетта"), Труффальдино ("Слуга двух господ" Бурхаузера), Яго ("Отелло" Гануса) и др. К. выступает и как балетмейстер. Пост. в Нац. т-ре (Прага) "Карнавал" (1957), "Семь красавиц" Караева (1959). Лауреат Гос. пр. (1954). Я. Шер. КУРБАНОВ, Амир Абакарович (р. 23. XII. 1909) - кумыкский советский акт„р и драматург. Нар. арт. Даг. АССР (1959). Чл. Коммунистич. партии с 1958. В 1930 окончил даг. муз.-драм. техникум в г. Махачкала и вступил в труппу вновь созданного Кумыкского т-ра (ныне им. А. П. Салаватова). Остро характерный акт„р, сосредоточивающий внимание зрителей преимущественно на одной центральной черте характера героя, К. добивается яркой выразительности внешней формы, созда„т укрупн„нные, сильные образы, обладает большим темпераментом. Роли: Надиршах ("Андалал" Хуршилова), Болат ("Красные партизаны" Салаватова), Бархудар ("Намус" Ширван-заде), Моисей ("Испанцы" Лермонтова), Отелло (1934, 1946), Жевакин ("Женитьба"), Алыпкач ("Под деревом" Рустамова, муз. Гасанова), Хаджи Мурат (о. п. по Л. Толстому). К.- автор пьес о совр. колхозной жизни - "Чабан Ар-слан" (1934), "Любовь Асият" (1946), "Соседи" (1948), "У снежных гор" (1952); сказки "Бораган" (1951), водевиля "Свадьба Кайтмаса" (1955); пьес "Горы в огне" (1959) - о гражданской войне на Кавказе; "Дорогой жизни" (совм. с Яхъяевым, 1960) - о недостатках в руководстве с. х-вом в Дагестане. Пьесы К. ставились в Кумыкском и др. т-рах Даг. АССР. Лит.: Говоров С., Кумыкский театр. Махачкала, 1955. Е. Ж. КУРБАНОВ, Ага Дадаш Гюль-Мамед оглы (р. 8. III. 1911) - азербайджанский советский акт„р драмы. Нар. арт. Азерб. ССР (1954). Чл. Коммуни-стич. партии с 1947. С 1929 - акт„р азерб. ТЮЗа (Баку). В 1953 вступил в труппу Т-ра им. М. Азиз-бекова. Роли: в ТЮЗе - Пионер ("Против красного галстука" Ивантера), кулак Закир ("Дадим хлопок" Корнелли), колхозник Маил ("На улицах" Джафарова), Шмидт ("Челюскин-пы" Атаева и Ахмедова), Айдын (о. п. Дж. Джабарлы), Карл Моор, Хлестаков; в Т-ре им. Азиэбекова - академик Иванов ("Глазной врач" Сафарли), академик Мудров ("Шир-ванская красавица" Мамедханлы), шейх Сенан (о. п. Джа-вида), Вагиф (о. п. Вургуна). Снимается в кино. ff, Kep. КУРБАС, Александр Степанович (12.IX. 1887-15.X. 1942) - украинский акт„р и режисс„р. Народный артист УССР (1925). Родился в семье акт„ра (по сцене Янович). Окончил историко-филологический ф-т Венского университета (1909). В том же году начал сценическую деятельность в гуцульском театре Г. Хоткевича. Работал в Львовском т-ре товарищества "Руська бес?да" (1910), в товариществе "Терноп?льськ? театральн? вечори" (1915), киевском т-ре H. Садовского (1916). В 1916 организовал театр-студию, на базе которой возник "Молодой театр" (1918-19). На сцене этого т-ра К. пост.: "Царь Эдип" Софокла, "Горе л гуну" Гриль-парцера, "Этюды" Олеся и др. В 1920-22 играл: Гната ("Бесталанная" Карпенко-Ка-рого), Гурмана ("Украденное счастье" Франко), Астрова ("Дядя Ваня"), Хлестакова; Эдипа ("Царь Эдип" Софокла). Работал в драм. т-рах (Белая церковь, Умань). В 1922 принял участие в организации т-ра "Берез?ль" (с 1934-харьковский Т-р им. Шевченко), руководил этим т-ром до 1933. В 1937 был репрессирован, посмертно реабилитирован. Уже ранние спектакли К. были отмечены экспериментаторскими поисками преимущественно в области сценич. формы. Заявляя, что "форма жизни последнего столетия задавила актера" и что настало время предоставить ему полную творч. свободу, К. на практике утверждал "диктатуру режисс„ра" (спектакль "Царь Эдип", построенный на ритмо-пластических движениях). Художественная практика К. в театре "Берез?ль" отличалась сложными противоречиями. Призывая к ломке "всего старого", К. выступал фактически не только против рутины и штампов дореволюционного укр. т-ра, но и против его лучших реалистических традиций. Отражение событий современности К. стремился найти в т. н. "сценических композициях", в своеобразных инсценировках: "Гайдамаки", "Иван Гус" по Шевченко, "Макбет" по Шекспиру, "Газ" по Кайзеру, "Джимми Хиггинс" па Синклеру и Страницы: «« « 1269 1270 1271 1272 1273 1274 1275 1276 1277 1278 1279 1280 1281 1282 1283 1284 1285 1286 1287 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |