|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1267 1268 1269 1270 1271 1272 1273 1274 1275 1276 1277 1278 1279 1280 1281 1282 1283 1284 1285 » »» ("Ауд-роне" Индры).
Др. партии: Зигфрид, Дезире ("Лебединое озеро", "Спящая красавица"),
Альберт ("Жизель"). С 1958 вед„т педа-гогич. работу в Вильнюсской школе
иск-в. 4. Руз.
КУНДЕР, Иохан (26.XII. 1852-24. IV. 1888) - эстонский писатель. Автор
пьес "Разумный мульк и мудрый тартусец", "Сумасшествие Муру Мику" (обе в
1874), "Кингуский лаос". В лучшей пьесе К. "Служивый" (1885) показаны
обществ, противоречия в эст. деревне 19 в., выведены яркие нар. типы.
Пьесы К. ставились эст. т-рами в конце 19 в. К. Каск.
КУНЦ, З.-см. Миланова, 3.
КУНЦЕВЕ (Kuntzen, Kimzen), Фридрих Людвиг Эмилиус (24. IX. 1761 -
28. ?. 1817) - композитор. По национальности немец. Музыке учился у
своего отца А. К. Кунцена. Работал капельмейстером в т-рах Франкфурта
(1792), Праги (1794). В 1795-1817 возглавлял Королевский т-р в
Копенгагене, удостоен звания "датского королевского капельмейстера"
(1795). Автор первой дат. оперы "Хольгер Данске" о герое ср.-век. дат.
эпоса (поставлена К. в 1789, Королевский т-р, Копенгаген). В сво„м
творчестве испытал значит, влияние Моцарта. Написал также оперы: "Сбор
винограда" (1793, Франкфурт; новая ред. для дат. сцены, 1796), "Тайна"
(1796), "Эрик Добрый" (1798), "Моя бабушка" (1800), "Любовь в деревне"
(1810) и др. (все пост. автором в Королевском т-ре, Копенгаген).
Лит.: F r i i s В., Fr. L. Ae. Kunzen. Diss., B., 1943.
КУН ШАН-ЖЭНЬ [второе имя - Ц з и Чжун; псевдоним - Д У н Т а н; сам
называл себя Ю н ь-тиншань-жэнь (человек с горы облачной беседки);
1648-1718] - китайский поэт и драматург. Написал драмы - "Сяо Хулэй" (на
сюжет кит. классич. драмы "Лютня") и "Веер с персиковыми цветами". В
последней драме, посв. истории Южной Минской династии, автор
рассказывает о том, как в результате предательства крупного минского
генерала У Сань-гуй была сдана маньчжурским войскам пограничная крепость
Шанхай-гуань, и враг вош„л в пределы Китая, нанеся смертельный удар по
нар. войскам вождя крестьянского восстания Ли Цзы-чэна. К. Ш.-ж.
воссозда„т образы людей из народа, готовых на любые жертвы ради
освобождения родины от иноземного врага, разоблачает разложение правящих
классов, прогнившую феодальную систему. Драма "Веер с персиковыми
цветами" была пост. куныпаньским т-ром в период его заката и на нек-рое
время вернула этому т-ру его прежнюю популярность; В конце 19 - нач. 20
вв. к этой пьесе обращаются и др. т-ры, она входит в репертуар
Пекинского (столичного) т-ра. Ставится и в т-рах КНР (труппы т-ра
цзинси, куныпаньского т-ра, в переработке Оуян Юй-цяня ид„т в драм.
т-ре). И. Г.
КУНЬЦЮЙ (другое название - куньцян, т. е. куньшаньские мелодии) -
разновидность традиц. кит. муз. драмы. Зародилась в 15 в. в провинции
Цзянси. Основоположником К. считается музыкант и акт„р Вэй Лян-фу,
создавший особые (куньшаньские) мелодии, к-рые давали возможность
свободной импровизации. В К. используются не только струнные, но и
ударные и духовые инструменты. Отличит, особенностью вок. исполнения
является замедленность и ч„ткое произношение всех слогов. После создания
Лян Чэнь-юем драмы "Стирка пряжи" куньшаньские мелодии вошли в спектакли
муз. драмы К., завоевавшей популярность по всему Китаю. В представлениях
К. сочетаются песенное, танцевальное и драматич. иск-ва, они отличаются
высоким исполнит, мастерством. Для т-ра К. писали многие драматурги
17-18 вв. (Ли Юй, Тан Сянь-цзу и др.). В сер. 17 в. К. получил особую
популярность в Цзянсу и в Чжэцзяне. Со 2-й пол. 17 в. возникает северная
разновидность Кв Пекине. Здесь ставятся сказания о полководцах из семьи
Ян, инсценировка романа "Речные заводи" и др. В 18 в. известность
приобрела труппа "Цзисю-бань" ("Собрание превосходных"). В нач. 19 в.
К., не выдержав конкуренции с др. видами местной драмы (чуаньцзюй,
банцзы, аньхойская драма), приходит в упадок. В 70-х гг. 19 в. К.
сохраняется гл. обр. в Шанхае, где с успехом выступала труппа "Цзинь
гуйбань" ("Золотая корица"), и в Сучжоу. К нач. 20-х гг. 20 в. т-р К.
почти совсем исчез. В 1921 несколько акт„ров-любителей организовали
школу К. в Сучжоу и с 1925 начали выступать в Шанхае. После нападения
Японии на Шанхай (1937) труппа распалась. Новый подъ„м т-ра К. начался
лишь с 1956, когда вновь созданная труппа К. выступила с пьесой
"Пятнадцать тысяч монет". В 1957 труппа сев. К. во главе с акт„рами Хань
Ши-чаном, Бай Юнь-шэном и Хоу Юн-куем выступала в Пекине. J5. Р.
КУПАЛА, Янка [наст. имя и фам.-Иван Домини-кович Луцевич; 25. VI (7.
VII). 1882, Вя-аынка Вилейского уезда - 28. VI. 1942, Москва]белорусский
сов.писатель,драматург. Нар. поэт Белоруссии (1925),действит.членАН БССР
(1928) и УССР (1929). Деп. Верх.Совета БССР 1-го созыва. Род. в семье
безземельного крестьянина-арендатора. Окончил нар. уч-ще в Белоручах.
Был учителем, писцом, рабочим. Лит. деятельность начал в 1905.
В 1908 К. написал драм. поэму "Извечная песня" (1921, Т-р им. Янки
Купалы), рисующую трудный жизненный путь белорус. крестьянина,
призывающую к борьбе с тиранами. Драм. поэмы- "Сон на кургане" (1908,
пост. 1921, Т-р им. Я. Купалы) и "На привале" ("На папасе", 1913) как бы
продолжают тему "Извечной песни", но в них ещ„ ясней звучит мысль о
необходимости революц. борьбы. В 1912 К. создал на основе белорус.
фольклора остроумную, полную мягкого юмора и ядовитой сатиры комедию
"Павлинка", в к-рой с большой художеств. силой разоблачает старую жизнь,
выступает за победу новых отношений между людьми. Народность пьесы,
колоритный юмор, образность обусловили е„ долгую сценич. жизнь; пьеса
сохраняется в репертуаре т-ров Белоруссии. В 1913 К. написал социальную
драму "Разор„нное гнездо" (1917, "Первое товарищество белорусской драмы
и комедии"), в к-рой показал, как назревал протест против социального
гн„та в среде белорус. крестьянства, формировалось сознание
необходимости переустройства жизни. В этом же году К. пишет вес„лую
одноактную шутку "Примаки", рисующую быт белорус. деревни.
Драм. произв. К. способствовали развитию белорус. нац. т-ра. Пьесы
его отражают острые социальные конфликты, им свойственны народность,
революц. направленность, страстность и поэтичность. Гос. пр. СССР
(1941).
Соч.: Збор творау, т. 1-6 (т. 6. Драмат. творы), М?нск, 1954; в рус.
пер. -Пьесы, М,- Л., 1940.
Лит.: Я р о ш М., Драматург?я Янк? Купалы, М?нск, 1059; Семянов?ч А.,
Беларуская драматург?я (Да-кастрычн?цк? перыяд), М?нск, 1961; Саннйка
А., Сатырычныя характары беларуск?х камедый, М?нск, 1961;
Мозольков Е. С., Янка Купала, М., 1954. О. С.
КУПЕР (Cooper), Томас (16. XII. 1776-21.IV. 1849) - американский
акт„р. Дебютировал в Эдинбурге (Англия) в 1792. Играл в провинц. англ.
Страницы: «« « 1267 1268 1269 1270 1271 1272 1273 1274 1275 1276 1277 1278 1279 1280 1281 1282 1283 1284 1285 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |