Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1280   1281   1282   1283   1284   1285   1286   1287   1288  1289   1290   1291   1292   1293   1294   1295   1296   1297   1298  » »»

l'etranger  depuis  1860  jusqu'en  1875,  v.  1,  P.,  1879   (Histoire
universelle du theatre, v. V); Ginisty P., Le melodrame, P., 1910. Е. Ф.
   МОЙ, Цезарь Антонович [6 (18).  I.  1835,  Вильно,-  26.  III.  1918,
Петроград] - русский композитор и музыкальный критик. Участник  "Могучей
кучки". Военный  инженер.  Отец  К.-француз,  мать-литовка.  Образование
получил в Петербурге в Гл. инженерном уч-ще и в Инженерной  академии  (с
1878 - проф., с 1891 - заслуженный проф.). В 1849 брал уроки гармонии  и
полифонии у С. Монюшко. Решающую роль в формировании К. как  композитора
и муз. деятеля сыграло его сближение с будущим главой "Могучей кучки" М.
А. Балакиревым (с 1856) и А. С. Даргомыжским (с  1857).  К.  принадлежат
оперы  "Сын  мандарина"  (1878,  Петербург,  Клуб  художников);  "Вильям
Ратклиф" по Гейне (1869, Мариинский т-р), "Анджело" по Гюго  (1876,  там
же), "Кавказский пленник" по Пушкину (1883, там  же),  "Флибустьер"  ("У
моря", 1894, т-р "Опера комик", Париж); "Сарацин"  по  Дюма-отцу  (1899,
Мариинский т-р), "Пир во  время  чумы"  по  Пушкину  (1901,  Новый  т-р,
Москва), "Мадемуазель Фифи" по Мопассану (1903, т-р "Эрмитаж",  Москва),
"Маттео Фальконе" по Мериме (1907, Большой т-р), "Капитанская дочка"  по
Пушкину (1909, Мариинский т-р), детские оперы "Снежный богатырь" (1906),
"Красная шапочка" (1911), "Кот  в  сапогах"  (1912),  "Иванушка-дурачок"
(1913),  а  также  симф.,   камерно-инструмент.,   вок.   и   др.   соч.
Прогрессивную роль в утверждении принципов оперной драматургии  "Могучей
кучки" имели оперы "Вильям Ратклиф" и "Анджело". Они отличаются  острым,
напряж„нным  драматизмом,  реалистичностью,   яркостью   образов,   нац.
колоритом бытовых сцен.  Вок.  партии  произв.  К.  выдержаны  преим.  в
ариозно-декламац. манере. Вместе с тем в операх  К.  сказалась  присущая
композитору склонность к камерным  лирич.  романсовым  формам.  Условная
романтичность сюжетов и образов  опер  К.  определила  их  ограниченное,
преходящее  значение  в  развитии  рус.  муз.   иск-ва.   По   завещанию
Даргомыжского К. дописал  его  неоконч.  оперу  "Каменный  гость"  (изд.
1871); в 1916 дописал и отредактировал  оперу  Мусоргского  "Сорочинская
ярмарка" (пост. 1917), совм. с А. П. Бородиным, M. П.Мусоргскими  Н.  А.
Римским-Корсаковым принимал  участие  в  создании  оперы-балета  "Млада"
(1871-72). В 1864 началась интенсивная муз.-критич. деятельность  К.  Он
сотрудничал во мн. петерб. газетах и  журналах.  Важное  значение  имели
критич. выступления К. в  60-х  -нач.  70-х  гг.,  он  горячо  отстаивал
передовые  идеи  "Могучей  кучки",  пропагандировал  творчество  Глинки,
Даргомыжского, Берлиоза и др. Осн. тема статей К. - борьба  за  реализм,
за утверждение рус. композиторской школы.
   Соч.:  Избранные  статьи,  Л.,  1952;  Избранные  письма,  Л."  1955;
Избранные статьи об исполнителях, М., 1957.
   Лит.: Стасов В., Цезарь Антонович Кюи,  "Артист",  1894,  ј  34  (см.
также приложение к ј 34 и 35); А. Е. М., Историческая справка об  операх
Ц. А. Кюи, поставленных на сцене  Императорских  театров,  "ЕИТ".  Сезон
1892-1893, СПБ, 1894.
   КЮЛЯВКОВ, Крум (25. II. 1893-18.  XII.  1955)-  болгарский  писатель,
драматург, художник, театральный деятель. Чл. Болг. коммунистич.  партии
с 1919. Автор  пьес  о  совр.  Болгарии:  "Борьба  продолжается"  (1945,
софийский Нар. т-р) - посвящена борьбе с последствиями фашизма,  "Марта"
(1946),  "Борса-новы"  (1948,   софийский   Нар.   т-р)   -   высмеивает
приспособленчество  буржуазии  после   установления   Нар.   Республики,
"Дорогие гости" (1948),  "Дом  отдыха"  (1954);-  "Первый  удар"  (1951,
софийский Нар. т-р)- посвящена Г. Димитрову. Пьесы К. ставятся  также  в
Чехословакии и Венгрии. Н. Инд.
   КЮРЕЛЬ  (Curel),  Франсуа  де  (10.  VI.  1854  -  26.  IV.  1928)  -
французский писатель, драматург. Чл.  Франц.  академии  (с  1918).  Лит.
деятельность начал как романист. Первые пьесы  К.  -  "Изнанка  святой",
"Ископаемые"  (обе  1892,  Свободный  т-р,  под  рук.  А.  Антуана).   В
большинстве своих пьес К. анализирует природу человека, в к-ром, по  его
мнению, борются звериные инстинкты и разум. С позиций  реакц.  идеологии
социального дарвинизма он оправдывает эксплуатацию рабочих в пьесе  "Пир
льва" (1897, Т-р Антуана). Признавая официальную церковь,  К.  в  то  же
время ищет новую религию в жертвенной любви, героизме,  науке  -  "Новый
идол" (1899, Т-р Антуана), "Дикарка" (1902,  там  же).  Теме  эго-истич.
любви и разрушения человеческой морали посв. пьесы: "Любовь лж„т" (1893,
"Комеди Франсез"), "Танец перед зеркалом" (1914, т-р  "Нувель  амбигю").
Успех имела пьеса К. о войне "Бесчеловечная земля" (1922, "Т-р дез ар"),
в к-рой естественные чувства героев торжествуют над  сословными  и  нац.
предрассудками. Автор пьесы "Живая и  м„ртвый"  (1925,  Монте  Карло)  о
поисках путей возрождения человека, духовно искалеченного войной. А.  В.
Луначарский писал: "Де Кюрель, принадлежа к реакционному крылу общества,
тем не менее был отчаянным парадоксалистом,  заставлял  серьезно  думать
над странной и волнующей постановкой больших проблем".
   С о ч.: Theatre complet, t. 1-5, P.- Vienne, 1918-1931.
   Лит.: Н о р д а у М., Современные французы, Собр. соч., т. 6, пер.  с
нем., Киев, 1902; Луначарский А. В., О театре и драматургии, т.  2,  М.,
1958; Antoine A., Mes souvenirs sur le Theatre Libre, P.,1921;Marsan J.,
Theatre d'hier et d'aujourd'hui, P., 1926. Я. Пол.
   КЮХЕЛЬБЕКЕР, Вильгельм Карлович [10(21). VI.  1797  -  11(23).  VIII.
1846] -  русский  поэт  и  драматург;  декабрист.  В  1811-17  учился  в
Царскосельском лицее; друг Пушкина и Дельвига. Лит. деятельность начал в
1815. Большое значение для творческого развития К. имела его дружба с А.
С. Грибоедовым, начавшаяся на Кавказе.  Участник  восстания  14  декабря
1825, К. после разгрома  восстания  был  приговор„н  к  смертной  казни,
замен„нной заключением в крепость и  ссылкой.  Один  из  наиболее  ярких
выразителей  декабристского  романтизма  в  лит-ре  и  критике,  К.  был
активным борцом за  нац.  самобытность  рус.  культуры,  е„  народность;
выступал против влияний "мистического" нем. романтизма, утверждая иск-во
большой мысли,  высокой  гражданской  направленности.  Подч„ркивал  роль
воображения, поэтического чувства, фантазии, конкретного историзма, нац.
особенностей характеров героев.
   В 1824-25 (вместе с В. Ф. Одоевским)  издавал  альманах  "Мнемозина",
где дал блестящий анализ драматургии Шиллера и  Байрона  в  сравнении  с
Г„те и Шекспиром, к-рого считал истинно народным гением.
   В своей первой трагедии "Аргивяне" (1822-24) К. стремился  претворить
принципы Шекспира, разрабатывая тему освободит, борьбы  и  революции  на
материале  др.-рим.  истории.  Трагедия,   призывающая   к   уничтожению
самодержца, не была пост. в т-ре и в печати появилась только в  отрывках
(впервые  опубл.  в  советское  время  Ю.  Н.  Тыняновым).  В  традициях
прогрессивного  романтизма  выдержана  историч.  трагедия  К.  из  эпохи
"смутного   времени"   -   "Прокофий   Ляпунов"   (1834,   изд.   1938).

Страницы: «« « 1280   1281   1282   1283   1284   1285   1286   1287   1288  1289   1290   1291   1292   1293   1294   1295   1296   1297   1298  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия