|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1280 1281 1282 1283 1284 1285 1286 1287 1288 1289 1290 1291 1292 1293 1294 1295 1296 1297 1298 » »» l'etranger depuis 1860 jusqu'en 1875, v. 1, P., 1879 (Histoire
universelle du theatre, v. V); Ginisty P., Le melodrame, P., 1910. Е. Ф.
МОЙ, Цезарь Антонович [6 (18). I. 1835, Вильно,- 26. III. 1918,
Петроград] - русский композитор и музыкальный критик. Участник "Могучей
кучки". Военный инженер. Отец К.-француз, мать-литовка. Образование
получил в Петербурге в Гл. инженерном уч-ще и в Инженерной академии (с
1878 - проф., с 1891 - заслуженный проф.). В 1849 брал уроки гармонии и
полифонии у С. Монюшко. Решающую роль в формировании К. как композитора
и муз. деятеля сыграло его сближение с будущим главой "Могучей кучки" М.
А. Балакиревым (с 1856) и А. С. Даргомыжским (с 1857). К. принадлежат
оперы "Сын мандарина" (1878, Петербург, Клуб художников); "Вильям
Ратклиф" по Гейне (1869, Мариинский т-р), "Анджело" по Гюго (1876, там
же), "Кавказский пленник" по Пушкину (1883, там же), "Флибустьер" ("У
моря", 1894, т-р "Опера комик", Париж); "Сарацин" по Дюма-отцу (1899,
Мариинский т-р), "Пир во время чумы" по Пушкину (1901, Новый т-р,
Москва), "Мадемуазель Фифи" по Мопассану (1903, т-р "Эрмитаж", Москва),
"Маттео Фальконе" по Мериме (1907, Большой т-р), "Капитанская дочка" по
Пушкину (1909, Мариинский т-р), детские оперы "Снежный богатырь" (1906),
"Красная шапочка" (1911), "Кот в сапогах" (1912), "Иванушка-дурачок"
(1913), а также симф., камерно-инструмент., вок. и др. соч.
Прогрессивную роль в утверждении принципов оперной драматургии "Могучей
кучки" имели оперы "Вильям Ратклиф" и "Анджело". Они отличаются острым,
напряж„нным драматизмом, реалистичностью, яркостью образов, нац.
колоритом бытовых сцен. Вок. партии произв. К. выдержаны преим. в
ариозно-декламац. манере. Вместе с тем в операх К. сказалась присущая
композитору склонность к камерным лирич. романсовым формам. Условная
романтичность сюжетов и образов опер К. определила их ограниченное,
преходящее значение в развитии рус. муз. иск-ва. По завещанию
Даргомыжского К. дописал его неоконч. оперу "Каменный гость" (изд.
1871); в 1916 дописал и отредактировал оперу Мусоргского "Сорочинская
ярмарка" (пост. 1917), совм. с А. П. Бородиным, M. П.Мусоргскими Н. А.
Римским-Корсаковым принимал участие в создании оперы-балета "Млада"
(1871-72). В 1864 началась интенсивная муз.-критич. деятельность К. Он
сотрудничал во мн. петерб. газетах и журналах. Важное значение имели
критич. выступления К. в 60-х -нач. 70-х гг., он горячо отстаивал
передовые идеи "Могучей кучки", пропагандировал творчество Глинки,
Даргомыжского, Берлиоза и др. Осн. тема статей К. - борьба за реализм,
за утверждение рус. композиторской школы.
Соч.: Избранные статьи, Л., 1952; Избранные письма, Л." 1955;
Избранные статьи об исполнителях, М., 1957.
Лит.: Стасов В., Цезарь Антонович Кюи, "Артист", 1894, ј 34 (см.
также приложение к ј 34 и 35); А. Е. М., Историческая справка об операх
Ц. А. Кюи, поставленных на сцене Императорских театров, "ЕИТ". Сезон
1892-1893, СПБ, 1894.
КЮЛЯВКОВ, Крум (25. II. 1893-18. XII. 1955)- болгарский писатель,
драматург, художник, театральный деятель. Чл. Болг. коммунистич. партии
с 1919. Автор пьес о совр. Болгарии: "Борьба продолжается" (1945,
софийский Нар. т-р) - посвящена борьбе с последствиями фашизма, "Марта"
(1946), "Борса-новы" (1948, софийский Нар. т-р) - высмеивает
приспособленчество буржуазии после установления Нар. Республики,
"Дорогие гости" (1948), "Дом отдыха" (1954);- "Первый удар" (1951,
софийский Нар. т-р)- посвящена Г. Димитрову. Пьесы К. ставятся также в
Чехословакии и Венгрии. Н. Инд.
КЮРЕЛЬ (Curel), Франсуа де (10. VI. 1854 - 26. IV. 1928) -
французский писатель, драматург. Чл. Франц. академии (с 1918). Лит.
деятельность начал как романист. Первые пьесы К. - "Изнанка святой",
"Ископаемые" (обе 1892, Свободный т-р, под рук. А. Антуана). В
большинстве своих пьес К. анализирует природу человека, в к-ром, по его
мнению, борются звериные инстинкты и разум. С позиций реакц. идеологии
социального дарвинизма он оправдывает эксплуатацию рабочих в пьесе "Пир
льва" (1897, Т-р Антуана). Признавая официальную церковь, К. в то же
время ищет новую религию в жертвенной любви, героизме, науке - "Новый
идол" (1899, Т-р Антуана), "Дикарка" (1902, там же). Теме эго-истич.
любви и разрушения человеческой морали посв. пьесы: "Любовь лж„т" (1893,
"Комеди Франсез"), "Танец перед зеркалом" (1914, т-р "Нувель амбигю").
Успех имела пьеса К. о войне "Бесчеловечная земля" (1922, "Т-р дез ар"),
в к-рой естественные чувства героев торжествуют над сословными и нац.
предрассудками. Автор пьесы "Живая и м„ртвый" (1925, Монте Карло) о
поисках путей возрождения человека, духовно искалеченного войной. А. В.
Луначарский писал: "Де Кюрель, принадлежа к реакционному крылу общества,
тем не менее был отчаянным парадоксалистом, заставлял серьезно думать
над странной и волнующей постановкой больших проблем".
С о ч.: Theatre complet, t. 1-5, P.- Vienne, 1918-1931.
Лит.: Н о р д а у М., Современные французы, Собр. соч., т. 6, пер. с
нем., Киев, 1902; Луначарский А. В., О театре и драматургии, т. 2, М.,
1958; Antoine A., Mes souvenirs sur le Theatre Libre, P.,1921;Marsan J.,
Theatre d'hier et d'aujourd'hui, P., 1926. Я. Пол.
КЮХЕЛЬБЕКЕР, Вильгельм Карлович [10(21). VI. 1797 - 11(23). VIII.
1846] - русский поэт и драматург; декабрист. В 1811-17 учился в
Царскосельском лицее; друг Пушкина и Дельвига. Лит. деятельность начал в
1815. Большое значение для творческого развития К. имела его дружба с А.
С. Грибоедовым, начавшаяся на Кавказе. Участник восстания 14 декабря
1825, К. после разгрома восстания был приговор„н к смертной казни,
замен„нной заключением в крепость и ссылкой. Один из наиболее ярких
выразителей декабристского романтизма в лит-ре и критике, К. был
активным борцом за нац. самобытность рус. культуры, е„ народность;
выступал против влияний "мистического" нем. романтизма, утверждая иск-во
большой мысли, высокой гражданской направленности. Подч„ркивал роль
воображения, поэтического чувства, фантазии, конкретного историзма, нац.
особенностей характеров героев.
В 1824-25 (вместе с В. Ф. Одоевским) издавал альманах "Мнемозина",
где дал блестящий анализ драматургии Шиллера и Байрона в сравнении с
Г„те и Шекспиром, к-рого считал истинно народным гением.
В своей первой трагедии "Аргивяне" (1822-24) К. стремился претворить
принципы Шекспира, разрабатывая тему освободит, борьбы и революции на
материале др.-рим. истории. Трагедия, призывающая к уничтожению
самодержца, не была пост. в т-ре и в печати появилась только в отрывках
(впервые опубл. в советское время Ю. Н. Тыняновым). В традициях
прогрессивного романтизма выдержана историч. трагедия К. из эпохи
"смутного времени" - "Прокофий Ляпунов" (1834, изд. 1938).
Страницы: «« « 1280 1281 1282 1283 1284 1285 1286 1287 1288 1289 1290 1291 1292 1293 1294 1295 1296 1297 1298 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |