|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1283 1284 1285 1286 1287 1288 1289 1290 1291 1292 1293 1294 1295 1296 1297 1298 1299 1300 1301 » »» Адриенна Ле-куврер (о. п. Скриба) и др. Вдохновенное иск-во Л. -
представительницы венг. театр. романтизма сер. 19 в., отличалось'
стремлением к контрастной, острой выразительности, психологич. раскрытию
образа. В период венг. революции 1848-49 Л. поддерживала прогрессивные
круги венг. общественности. В 1859 окончила сценич. деятельность. Образ
Л. запечатлен в романах известного венг. писателя М. Йокаи, женой к-рого
она была.
Лит.: Bayer J., A nemzeti jatekszin tortenete, kot. 1-2, Bdp., 1887.
А.Гер.
ЛАБУНСКАЯ, Олимпиада Валентиновна (р. 25. XII. 1892) - русская
советская актриса. Нар. арт. Арм.ССР (1961). Сценич. деят. начала в
Александрополе (ныне Ленинакан) в 1915. В 1923-29 работала в Т-ре
Революции, в 1929-39 в Т-ре Ленсовета в Москве. В 1939-53-актриса и
режисс„р т-ров Казахстана и Таджикистана, с 1953- Ереванского рус. т-ра.
Остро характерная актриса, Л. созда„т яркие сценич. образы.
Роли: Рита Керн ("Воздушный пирог" Ромашова), Ида Арманд ("Озеро
Люль" Файко), Инга (о. п. Глебова), Софья ("Последние"); Огудалова
("Бесприданница"); т„тя Тася ("Годы странствий" Арбузова), Дульская
("Мораль пани Дуль-ской" Запольской), Тузикова ("Барабанщица"
Салынского), Дуэнья ("День чудесных обманов" Шеридана), мадемуазель Куку
("Безымянная звезда" Себастьяна) и др. Д
ЛАВАЛЬЕ (La valle), Хосефина (р. 1926) - мексиканская артистка балета
и балетмейстер. Классич. танцу обучалась в Нац. школе танца в Мехико
изучала также и совр. танец. В 1948 Л. основала (совм. с Г. Браво)
труппу Национальный балет, где пост. балеты: "Сельская учительница"
Марабака, "Эмма Бовари" на муз. Вивальди-Баха, "Хуан Калавера"
Ревуэльтаса и др. Г. Ш.
ЛАВАРДЕН (Lavarden), Мануэль Хо-се де (9.IV.1754-ок. 1810) -
аргентинский драматург, поэт, критик. Принадлежал к группе поэтов,
входивших в "Лит. патриотич. об-во" (Буэнос-Айрес). Автор первой нац.
драмы "Сирипо" (1789, т-р "Ранчерия")-о борьбе индейского вождя Сирипо
против исп" завоевателей и о его любви к своей пленнице, дочери исп.
колонизатора. Эта пьеса, проникнутая духом борьбы против завоевателей,
ставилась в т-рах Буэнос-Айреса и Монтевидео и -способствовала
утверждению нац. драматургии. Л. написал также драмы: "Ара-уканцы",
"Смерть Филиппа Македонского", "Потеря Иерусалима".
Лит.: В о s с h M. G., Manuel de Lavarden, B. Aires, 1944. , . Ал. Р.
ЛАВРАНГА (????????), Дионисиос (Денис) (17. ?. 1864-30. VII. 1941)
-греческий композитор и дириж„р. Учился в Неаполитанской и Парижской
консерваториях. До. 1894 работал дириж„ром в разл. т-рах Италии. Был
одним из основателей греч. оперного т-ра. Л. принадлежат оперы: "Эльда
ди Ворн" (1890, Неаполь), "Жизнь есть сон" (соч. 1891; 4-й акт
переработан в самостоят, оперу "Волшебница", 1901, Афины), "Два брата"
(1900), "Ч„рная бабочка" (1928) (все пост. в Афинах), "Дидона" (1909),
"Спаситель" (1935, Корфу), "Факанапас" (1950, Афины); оперетты "Белые
волосы" (1915), "Спортивный клуб" и "Двойной огонь" (1919) (все пост. в
Афинах), а также ряд соч. в др. жанрах. Вначале Л. находился под
влиянием франц. "большой оперы" (красочная инструментовка, монумент,
хоры). Позднее он обратился к использованию греч. мув. фольклора.
Организовал в 1940 греч. музык. т-р "Лирики скини". Написал
"Воспоминания" (1937) и ряд педагогич. соч. Ал. М.
ЛАВРЕН‚В, Борис Андреевич [5(17).VII. 1891, Херсон,- 7. ?. 1959,
Москва] - русский советский писатель. Род. в семье учителя. Окончил
юридич. ф-т Моск. ун-та. Лит. деятельность начал в 1916. Рассказы и
повести "Ветер" (1924), "Сорок первый" (1924), "Рассказ о простой вещи"
(1924), посв. героическим дням гражданской войны, были инсценированы
(Театр-студия под рук. Завадского и др.). В продолжение всей лит.
деятельности Л. выступал в жанре драматургии, а в последние годы жизни
исключительно посвятил себя этому жанру. Первые драмы Л. - "Дым"
("Мятеж", 1925, Ленингр. Большой драм. т-р) о белогвардейском мятеже в
Туркестане и "Враги" (1929, Ленингр. Большой драм. т-р) не получили
широкой сценич. жизни из-за нек-рой поэтизации стихийности, анархич.
мышления, из-за абстрактного гуманизма автора. Принципы метода
социа-листич. реализма нашли яркое выражение в пьесе Л. "Разлом" (1927),
ставшей значит, этапом в развитии сов. драматургии. В "Разломе" созданы
правдивые образы героя революц. лет, вожака матросской массы Арт„ма
Годуна и офицера Берсенева, осознавшего историч. значение Октября, Пьеса
построена на остром драматическом конфликте, исполнена драматического
пафЩа. В ней великолепно выписаны характеры революц. матросов, их друзей
и врагов,эпически воплощена тема революции и гражданской войны,
торжество победившего народа. К десятилетию Октября "Разлом" был пост. в
Т-ре им. Вахтангова (реж. А. Попов; Берсенев-Щукин), Ленингр. Большом
драм. т-ре (Годун-Монахов). Спектакль сыграл большую роль в утверждении
современной драматургии на сценах сов. т-ров (пьеса пост. почти во всех
т-рах страны, переведена на многие яз. народов СССР). В годы войны Л.
написал романтич. пьесу о героич. защитниках Севастополя "Песнь о
черноморцах" (1944, Бакинский рус. т-р). Пьеса Л. "За тех, кто в море!"
(1946, Ленингр. т-р им. Пушкина; Гос. пр. СССР, 1946) выразила новый
этап в развитии т-ра и драматургии, последовавший после постановления ЦК
КПСС о репертуаре драм. т-ров. Столкновение индивидуалиста капитана
Боровского с человеком нового мира, скромным, самоотверженным капитаном
Максимовым и моральная победа Максимова - основной сюжет пьесы. Пьеса
утверждает, что люДи, одержавшие героич. победу над фашизмом, должны
быть достойны этой великой победы (пьеса пост. во мн. т-рах страны). В
пьесе "Голос Америки" (1950, Малый т-р; Гос. пр. СССР, 1950), показавшей
Америку прогрессивную и реакционную, страстно прозвучало обличение
поджигателей новой войны, тема борьбы за мир. В 1952 Л. написал драму
"Лермонтов" (МХАТ, 1954). Перев„л ряд пьес драматургов республик СССР на
рус. яз. В своих пьесах Л. ставил важнейшие вопросы современности;
показывал взаимоотношения интеллигенции и революц. народа, развенчивал
бурж. демократизм. Творчество писателя отличают романтич. видение жизни,
яркая эмоциональность, красочный индивидуализированный язык. Его пьесы
строятся на остром сюжете, значительном драматич. конфликте.
Соч.: Избр. соч., т. 1-2, ?., 1958; О состоянии и задачах современной
сов. драматургии, "Театр", 1958, JSfo 12.
Лит.: Э в e н т о в И. С., Б. Лаврен„в. Критико-библ. очерк, Л.,
1951; Вишневская И., Борис Лавренев, М., 1962; Докторович Н. И., К
вопросу о создании и сценическом воплощении пьесы Б. А. Лавренева
"Разлом", "Уч. записки Вологодского пед. ин-та", 1958, т. 22;
Ратманов а Г. Н., "Разлом" в творческих исканиях Б. Лавренева 20-х
Страницы: «« « 1283 1284 1285 1286 1287 1288 1289 1290 1291 1292 1293 1294 1295 1296 1297 1298 1299 1300 1301 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |