|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1289 1290 1291 1292 1293 1294 1295 1296 1297 1298 1299 1300 1301 1302 1303 1304 1305 1306 1307 » »» о новом отношении к труду, взаимоотношениях людей в социалистич.
обществе, историч. драмы "Данакай" (1956) - о дружбе абх., груз. и рус.
народов. Пьесы Л. ставились в абх. т-ре в Сухуми. На либретто Л.
написаны муз. комедии "Хаджа рати" (1938, муз. В. Куртидиэ), опера
"Мзия" (1949, муз. А. Баланчи-вадзе), оперетта из абх. совр. жизни
"Счастье" (1961, муз. Баланчивадзе). Л. пишет также статьи и
исследования об абх. т-ре, абх. поэтич. фольклоре.
Соч.: Очерки из истории абхазского театрального искусства, [2 изд.],
Сухуми, 1962. X. Б.
"ЛАКМЕ" ("Laknae") - опера Л. Делиба, либр. Э. Гондине и Ф. Жиля.
Пост. 14 апр. 1883, т-р "Опера комик", Париж (дириж„р Данбе, худ.
Лавастр; Лакме - ван Занд, Джеральд - Талазак, Нилаканта - Кобале,
Фредерик - Барре, Маллика - Франден). Опера ставилась в т-рах мн. стран
мира. В России впервые пост. 6 дек. 1884 на сцене Итал. оперы (Лакме -
ван Занд; дириж„р Бевень-яни). На рус. яз. впервые 3 нояб. 1892, Большой
т-р (дириж„р Альтани, декорации Вальца, балетм. Мендес; Лакме - Фострем,
Джеральд - Донской, Нилаканта - Власов, Фредерик - Соколов, Эллен -
Муравь„ва, Маллика - Кру-тикова, мистрис Бентсон - Павленкова). В 1903
пост. в Мариинском т-ре (дириж„р Крушевский, реж. Палечек, худ. Иванов и
Ламбин; Лакме - Тревиль, Джеральд - Алчевский, Фредерик - Смирнов,
Нилаканта - Касторский). Среди выдающихся исполнителей "Л." на рус.
сцене - Шаляпин, Пирогов (Нилаканта), Нежданова, Катульская (Лакме),
Собинов (Джеральд).
На сов.сцене пост. впервые 3 марта 1928, Экспериментальный т-р,
Москва (пер. Гальперина, дириж„р Шейдлер, реж. Шарашидзе, худ. Макаров,
балетм. Лащилин; Лакме - Барсова, Джеральд - Юдин), в 1931 пост. в
Ленингр. т-ре оперы и балета,а в 1949 возобновлена в Большом театре
(дириж„р Небольсин, реж. Домбровский, худ. Самохвалов;
Лакме - И. Масленникова). Пост. также в оперных т-рах Куйбышева (1941
и 1957), Киева (1948), Саратова, Таллина (1951), Новосибирска, Тбилиси,
Минска (1953), Фрунзе Уфы (1956), Баку (1957), Ашхабада (1960), Душанбе
(1961) и др.
Издания: "Л.", клавир, рус. текст Е. Клетневой, М., Гутхейль, 1892;
М., Музсектор Госиздата, 1925. H. Г р.
ЛАКОН - в индонезийском театре сценарий представления. Л. - основа
представлений яванского или балийского т-ра кукол. Строится по канонам
яванской классич. лит-ры и обычно состоит из: изложения содержания
спектакля; диалога или реплик; комического диалога; пения стихов - су
лук. Подготовляет и исполняет Л. даланг. Сюжеты для Л. заимствуются из
древнеинд. эпосов "Рамаяна" и "Махабхарата", а также местных легенд и
историч. хроник. Для нек-рых персонажей даланг импровизирует текст на
злободневные темы (репризы и шутки), высмеивает недостатки совр.
общества и употребляет совр. разговорный яз. Л Д.
ЛАКСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ Э. КАПЙЕВА - один из
профессиональных театров Дагестанской АССР. Играет на лакском яз. Истоки
театр. иск-ва лакского народа - в творчестве ашугов и сказителей, в
представлениях пехлеванов (акробаты и канатоходцы) и нар. комиков -
домбаев, в свадебных и др. бытовых обрядах. В 1914-16 в селении Кумух
(высокогорный р-н) ставились любительские спектакли. В 1916 была пост.
пьеса Г. Саи-дова "Лудильщики" о жизни лакских бедняков, работавших в
мелких кустарных мастерских. В 1932 Кумухский драмкружок, к-рый
эпизодически ставил спектакли, показал пьесу лакца Омаршаева
"Культ-штурм", посв. ликвидации неграмотности. В 1935 на базе Кумухского
кружка был создан лакский колхозный т-р, открывшийся пьесой
"Лудильщики". Ещ„ до открытия т-ра появились первые лакские пьесы,
построенные на героич. сказаниях: "Казбек" И. Балугова (1935), "Габибат
и Гаджияв" (1936) и "Шагалай" (1937) М. Чаринова. "Омар и Айшат" М.
Пашаева (1938). М. Алиев написал пьесу о гражд. войне, установлении Сов.
власти в Дагестане - "Партизан Магомед" (1936). В пьесах "Зулейха
осталась одна" (1936) и "Брат и сестра" (1937) Алиев показал рост
женщины-горянки при Сов. власти. Борьба за коллективизацию отображена в
пьесе Гад-жиева "Жизнь колхозника" (1937).
В нач. Отечеств, войны многие акт„ры ушли на фронт (3. Султанову и Я.
Сулейманову посмертно присвоено звание Героя Сов. Союза). Спектакли
ставились нерегулярно. В 1943-44 коллектив пополнился молод„жью и
возобновил свою работу. В 40-е и 50-е годы в репертуар вошли пьесы о
патриотизме лакского народа в дни войны- "Дорога к счастью" (1948),
"Семья Рамазановых" (1950) Алиева; о послевоенном колхозном
строительстве - "Настоящая любовь" (1949), "Широкий путь" (1954) Ш.
Абдуллаева; пьеса М. Алиева "Парту-Патима" (1958) о легендарной девушке,
возглавившей освободительную борьбу народа с иноземными захватчиками, и
сатирич. комедия Ш. Абдуллаева из дореволюц. быта "Два арбуза в одной
руке" (1949) и др. Пост. также "Омар и Лишат" Пашаева (1944), "Сын
полка" Катаева (1946), "Калиновая роща" Корнейчука (1952) "Севиль"
Джа-барлы (1943, 1954), "Лекарь поневоле" Мольера (1941 и 1954), "Камни
в печени" (1955) и "Девониха на орбите" (1961) Мака„нка, "В родном ауле"
Алиева, "Свадьба Кречинского", "Слуга двух господ" (1962);
"Деревенская девушка" Ибрагимова (1963).
В 1952 т-ру присвоено наименование Лакский драматич. т-р им. Эфенди
Капиева. Иск-во акт„ров лакского т-ра отличается лиричностью, мягкостью,
искренностью, но бытовая детализация сочетается в спектаклях т-pa с
мелодраматизмом. В 1959 была создана лакская студия при училище им.
Щукина в Москве. В 1960 т-р принимал участие в декаде дагестанского
иск-ва и лит-ры. В труппе т-ра (1963) : нар. артисты Даг. АССР И.
Балугов (гл. реж. т-ра), А. Джалалов, засл. арт. РСФСР М. Мусалаев,
засл. арт. Даг. АССР Г. Ибрагимов, Ш. Ибрагимова, Р. Меджидова, художник
А. Джалаев и др.
Лит.: Говоров С., Лакский театр. Махачкала, 1957. ?. Ж.
ЛАКСНЕСС (Laxness), Хальдор Кильян (р. 23. IV. 1902) - исландский
писатель, драматург. Лауреат Нобелевской пр. (1957). Лит. деятельность
начал в 1919. Первое драматургич. произв.-психологич. драма "Короткое
замыкание" (1934, Рейкьявикское театр. об-во), действие к-рой происходит
в бурж. среде. Социально-критич. направленность этой пьесы ослаблена
фрейдистскими тенденциями. В 1950 Л. написал пьесу "Снайфридюр - Солнце
Исландии" (по своему историч. роману "Исландский колокол"), пост. к-рой
открылся Нац. т-р в Рейкьявике. В ней получила глубоко совр. звучание
тема патриотизма, борьбы за нац. независимость. Драм. памфлет
"Серебряная луна" (1954, Нац. т-р в Рейкьявике) проникнут гневным
протестом против вторжения амер. империализма в политич. и духовную
жизнь Исландии, решимостью отстоять нац. достоинство и культурные
Страницы: «« « 1289 1290 1291 1292 1293 1294 1295 1296 1297 1298 1299 1300 1301 1302 1303 1304 1305 1306 1307 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |