Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1294   1295   1296   1297   1298   1299   1300   1301   1302  1303   1304   1305   1306   1307   1308   1309   1310   1311   1312  » »»

арт. Груз. ССР (1950). Чл. Коммунистич. партии с 1942.  После  окончания
Тбилисской театр. студии (1930) зачислена в труппу Т-ра  им.  Руставели.
Играла драматич. и трагедийные роли:
   Татьяна ("Разлом"),  Нено  ("Арсен"  Шаншиашвили),  Рукайя  ("Измена"
Сумбатова-Южина), Саломея  ("Богдан  Хмельницкий"  Корнейчука),  Долорес
("Фландрия"    Сарду),    Кетеван    ("Родина"    Эристави),    Комиссар
("Оптимистическая трагедия"), Иокаста ("Царь  Эдип"  Софокла),  Гертруда
("Гамлет"). С  характерной  остротой  играла  роли:  Бьянки  ("Отелло"),
Коринкиной ("Без вины виноватые"), Пации ("Вчерашние" Дадиани), Беатриче
("Слуга двух господ"). Я. Ш.
   ЛАПИАШВЙЛИ, Парнаоз Георгиевич (p.9.V. 1917) -  грузинский  советский
художник. Засл. деят. иск-в Груз. ССР  (1950).  В  1935-41  занимался  в
тбилисской Академии художеств на живописном  ф-те.  С  1940  работает  в
области театрально-декорационной  живописи  в  разных  т-рах  Грузии.  В
1944-46 - художник Т-ра им. Марджанишвили, где  пост.  "Дочь  Жамтабера"
Джапаридзе (1944),  "Давид-Строитель"  Готуа  (1946).  С  1948  работает
художником Т-ра им. Руставели.
   Спектакли: "Николоз Бараташвили" Мревлишвили (1949), "Голос  Америки"
Лаврен„ва (1950), "Семья" Попова (1950), "Враги" Горького (1951), "Люди,
будьте бдительны" по Фучику (1951), "Пэпо"  Сундукяна  (1951),  "Молодая
учительница"  Келбакиани  (1953),  "Доктор  философии"  Нушича   (1956),
"Гамлет"  Шекспира  (1960),  "Бахтриони"   по   Важа   Пшавела   (1960),
"Пиросмани" Нахуцришвили (1961), "Амирани" Гаче-чиладзе (1963) и др.
   В Т-ре оперы и балета им. Палиашвили оформил  балеты:  "Горда"  (Гос.
пр. СССР, 1951), "За мир"  (1953)  Торадзе.  Работы  Л.  характеризуются
умелым сочетанием живописного  решения  с  конструктивными  требованиями
сцены. Н. Э.
   ЛАПИН, Иван Ф„дорович (1743-95)-русский акт„р. Ученик и последователь
И. А. Дмитревского. Учился с 1761  в  петерб.  Академии  художеств.  где
руководил драм. кружком; пост. "Синав и Трувор" Сумарокова,  "Амфитрион"
и "Школа ж„н" Мольера;
   В 1765-66 переш„л в Петерб. придворный т-р. Л. "соединял в  себе  все
качества, составляющие отличного трагика: счастливую наружность, звучный
и гибкий орган, чистую и правильную дикцию... Одного недоставало в  нем:
увлечения, что французы называют entrailles... Он преимущественно  хорош
был в таких ролях, которые этого увлечения не требовали, как-то: в Тите,
в Росславе" (С. Жихарев). Осн. роли Л.: Га-лицкий ("Димитрий Самозванец"
Сумарокова, 1771), Левзон ("Беверлей"Сорена, 1772), Пренест  ("Борислав"
Хераскова, 1772), Росслав (о. п. Княжнина, 1784). В  сер.  80-х  гг.  Л.
переехал в Москву. Роли: принц ("Эмилия Галотти" Лессинга, 1786),  Калиф
(комич.  опера  "Калиф  на  час"  Горчакова,  1786),  Чадолюбов   ("Отец
семейства" Сандунова, 1794), граф Альмавива ["Женитьба Фигаро" (шла  под
назв. "Фигарова женитьба", 1787)] и др. Л.-  автор  известного  портрета
акт„ра Я. Д. Шумского.
   Лит.: Жихарев С. П., Записки современника, М. -Л., 1955, с.  172.  В.
Вир.
   ЛАПЙНЬ, Артур Янович [р. 29.1 (11.11).  1911]-  латвийский  советский
художник. Нар. худ. Латв. ССР (1951). Чл. Коммунистич. партии с 1940.  В
1929-32 учился в Академии художеств в Риге. Оформлял  спектакли  в  Т-ре
драмы Латв. ССР и в  Т-ре  оперы  и  балета  Латв.  ССР.  Творчество  Л.
способствовало росту нац. сценич. культуры.
   Спектакли: "Мой сын"  Гергея  и  Литовского  (1940),  "Разлом"(1941),
"Свои люди-сочт„мся" (1941); "Сын рыбака" по Лацису (1949)-в Т-ре  драмы
Латв. ССР; "Кармен" (1945), "Риголетто" (1946), "Бахчисарайский  фонтан"
(1946); "Лайма" Лепина (1947), "Сказка о царе Салтане" (1947), "Сказание
о невидимом граде Китеже и  деве  Февронии"  Римского-Корсакова  (1949),
"Сакта свободы" Скулте (1950), "Лебединое озеро" (1951), "Иван  Сусанин"
(1951); "Семья Тараса" Кабалевского
   (1952), "Князь Игорь" (1952), "Русалка" (1952), "Аида"
   (1953); "Сказки Гофмана" Оффенбаха (1954), "К новому  берегу"  Зариня
(1955),  "Тангейзер"  (1956);  "Ста-бурадзе"  Калныня   (1957),   "Овод"
Спадавеккиа (1959), "Война и мир" Прокофьева (1961),  "Судьба  человека"
Дзержинского (1962), "Валькирия" Вагнера (1963) - в Т-ре оперы и  балета
Латв. ССР. Автор ряда монографий и статей по латыш.  и  рус.  изобразит,
иск-ву.
   ЛАПЙЦКИЙ  (Михайлов),  Иосиф   Михайлович   [16(28).1.1876-5.XI.1944]
-русский советский режисс„р оперы. Засл. арт. РСФСР (1936). В  1897-1900
работал в труппе Саблиной-Дольской как артист и режисс„р, в 1900-01 -  в
труппе Э. Поссарта  в  Мюнхене.  В  1903-06  Л.  -  реж.  оперного  т-ра
Солодовникова (Москва). Под  фам.  Михайлов  выступил  в  театр.  отделе
"Биржевых  ведомостей"  с  рядом  статей  о   реформе   оперного   т-ра.
Новаторские идеи Л. встретили поддержку К. С. Станиславского. В 1906-08,
будучи режисс„ром Большого т-ра,  Л.  пытался  осуществить  свои  творч.
замыслы на каз„нной сцене, но не смог и уехал  в  провинцию.  В  1908-11
работал в т-рах Перми, Самары, Иркутска. В 1912 основал в Петербурге Т-р
муз. драмы (см. Музыкальной  драмы  театр),  деятельность  к-рого  имела
большое значение, для развития  рус.  оперного  иск-ва.  Руководил  этим
т-ром до 1919, проявляя  большую  творч.  инициативу  и  организаторский
талант. Стремясь к утверждению в муз. спектакле правдивого  и  активного
сценич. действия в противовес излишней  условности,  Л.  в  этот  период
пренебрегал иногда муз. спецификой оперы и оперетты.  С  1919  Л.-  реж.
Малой гос. оперы, в 1920-22 - Моск. т-ра муз. драмы. В 1921, 1924- 1925,
1928 Л.- директор и реж. Большого т-ра. В 1923-24-  управляющий  оперной
труппой ле-нингр. оперных т-ров. Л. помогал становлению сов.  муз.  т-ра
на Украине; был одним из организаторов  Киевской  гос.  оперы  (1926)  и
Донецкого т-ра оперы и  балета  (1941).  Лучшие  спектакли  Л.  отмечены
высокой сценич.  культурой,  реалистич.  направленностью.  Среди  лучших
пост.: Т-р муз. драмы -  "Евгений  Онегин"  (1912,  на  открытии  т-ра),
"Кармен" (1913), "Пиковая дама",  "Снегурочка"  (1914),  "Аида"  (1915);
"Парсифаль" Вагнера (1916); Большой т-р - "Сказание  о  невидимом  граде
Китеже и деве Февронии" Римского-Корсакова (1908), "Король  забавляется"
("Риголетто", 1925), "Хованщина" (1928);  "Нюрнбергские  мастера  пения"
("Нюрнбергские мейстерзингеры") Вагнера (1929); Т-р оперы и  балета  им.
Шевченко - "Тихий Дон" (1936); "Щорс" Лятошинского (1938); Т-р  оперы  и
балета им. Кирова -"Саломея" Р. Штрауса (1924); Ленингр.  Малый  оперный
т-р - "Сказки Гофмана" Оффенбаха (1924);
   Моск. т-р муз. драмы-"Долина"  д'Альбера  (1920),  "Сильва"  Кальмана
(1921); Моск.  т-р  оперетты  -  "Ч„рный  амулет"  Стрельникова  (1928);
Харьковский т-р оперы и балета -"Поднятая целина" (1938) и др.
   Лит.: Л е в и к  С.,  Записки  оперного  певца.  Из  истории  русской

Страницы: «« « 1294   1295   1296   1297   1298   1299   1300   1301   1302  1303   1304   1305   1306   1307   1308   1309   1310   1311   1312  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия