Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1303 1304 1305 1306 1307 1308 1309 1310 1311 1312 1313 1314 1315 1316 1317 1318 1319 1320 1321 » »» Зиверта Ветра),"Так начался день" Лусиса (Вецумниеце), "Иеста Берлинг" по Лагерл„ф (Смилгис, реж. Эртнер и Ветра). 1959. "Положительный образ" Приеде (Петерсон), "Гамлет" (Смилгис, реж. Эртнер); "Рецепт счастья" Баранги (Вецумниеце), "Портрет Освальда Дуката" Грундмане (Петерсон), "Вечно зел„ные пальмы" Виганте (Эртнер), "Юсти-иа" Вуолийокки (Вецумниеце), "Найденная радуга" Лусиса (Петерсон), "Три сестры" (Эртнер). 1960. "Маленькая студентка" Погодина (Вецумниеце), "Первый бал Вики" Приеде (Петерсон), "Поэма о буре" по Лацису (Смилгис, реж. Эртнер), "Война и мир" по Толстому (Смилгис, реж. Эртнер). 1961. "За лесами" Хельмане (Петерсон), "Каса маре" Друце (Ветра), "Гибель снежного человека" Лусиса (Петерсон), "Швейк" по Гашеку (Смилгис, реж. Ветра и Шмит), "Остров Афродиты" Парниса (Эртнер и Вецумниеце), "Перел„тные птицы" Ставицкого (Вецумниеце). 1962. "Илья Муромец" Райниса (Смилгис, реж. Эртнер), "Господин Пунтилла и его слуга Матти" Брехта (Петерсон), "По ту сторону горизонта" Лийвеса (Пабрик), "Остров бога" Рихтера (Вецумниеце), "День начался как обычно" Виганте (Эртнер), "Мирабо" Упита (Смилгис, реж. Ветра и Крузе), "В огне" Блаумана (Эртнер, Крузе). 1963. "Три молодые сестры" Ансона (Петерсон), "Нас где-то ждут" Арбузова (Смилгис, реж. Эртнер и Крузе), "Дон Жуан" ("Каменный властелин") Леси Украинки Смилгис, реж. Ферда). Лит.: Маркулан Я., Лилита Берзинь, М., 1955; Смилгис Э., Государственный художественный театр Латвийской ССР, Рига, 1947; Театры Советской Латвии, Рига, 1955; Banga Т., Mana dzive, Riga, 1957; G г e-v i n s V., Eduards Smilgis, Riga, 1956; Kundzins К., Latviesu teatra repertuars lidz 1940 gadam, Riga, 1955; Alma-nachs: "Teatris un dzive", sej. 1-6, Riga, 1956-62. B.X. ЛАТОРРЕ (Latorre), Карлос (2.XI.1799-11.X. 1851) - испанский акт„р. В 1824 дебютировал в т-ре "Принсипе" (Мадрид). С 1826 - директор этого т-ра. Прославился как исполнитель гл. ролей в пьесах драматургов-романтиков: Масиас (о. п. Ларры-и-Санчеса де Кастро, 1834). Дон Манрике ("Трубадур" Гутьерреса Гарсиа, 1836), дон Диего де Марсилья ("Теруэльские любовники" Артсенбуча, 1837), дон Хуан ("Дон Хуан Тенорио" Соррильи-и-Мораля, 1844). В. С. ЛАТЫПОВ, Хикмат (р. 1.1.1900) - узбекский советский акт„р. Нар. арт. Узб. ССР (1950). Один из старейших узб. акт„ров. До революции был батраком, после 1917 поступил в школу, где стал принимать участие в выступлениях самодеятельности. В 1922 вступил в труппу Бухарского т-ра, в 1924-27 учился в Моск. театр. студии. В 1929-61 - акт„р Т-ра им. Хамзы. Мастер перевоплощения, Л. играл разнообразные роли. Создал выразительные образы людей из народа: Шукуров ("Предатели" Фатхуллина, 1938), Абдульмалик ("Алишер Навои" Уйгуна и Султанова, 1945), Першин ("Заря Востока" Сафарова, 1951), Ме-шиш, Неизвестный ("Рассказ о Турции", "Легенда о любви" Хикмета, 1953). Особенно удачно играл Л. людей, исступл„нно одержимых страстью,Клавдий ("Гамлет", 1935), Барон ("Скупой рыцарь" Пушкина, 1949), Пастор ("Разбойники", 1955). Лит.: Узбекский государственный театр драмы им. Хам-за. Творческий путь, Ташкент, 1945 (25 лет ордена Ленина Гос. Узбекск. акад. театра драмы им. Хамза); Фельдман Я., Характер народа и сценические образы, Ташкент, 1962. Я. Ф. ЛАТЫШСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Развитие Л. д. было задержано многовековым игом нем. колонизаторов Прибалтики. Формирование Л. д. так же, как всей лат. нац. письменной лит-ры, относится к 60-80-м гг. 19 в. Развитие Л. д. связано с возникновением латышского театра. Его основатель и первый руководитель А. Алунан был также основоположником Л. д. Одноактная комедия Алунана "Доморощенный" (1869) и оперетта "Бондарь и бондарщица" (1872) - первые заслуживающие внимания латышские драматургии. произв. Среди первых латышских драматургов: Р. Томсон (1834-84) - автор пьесы "Мика возвращается домой" (1870) и М. Пекшен (1845-1903) - автор пьесы "Гертруда" (соч. 1870, пост. 1877). В 70-х гг. получил развитие жанр комедии: "Сплошные неприятности" бр. Каудзит (1873), "Охотники" Калныня (1878) и др. В т-ре, руководимом Алунаном, ставились гл. обр. комедии. Здесь же шли пьесы самого Алунана "Доморощенный", "Ицик Мозес" (1874), "Богатая невеста" (1874), "Туфли учителя" (1875), "Джон Нейланд" (1881), "Выросший в бочке" (1882) и др. Многие комедии этого периода отмечены реалистич. и сатирич. тенденциями, против к-рых выступала царская цензура (запрещение пост. пьесы "Гертруда"). В 80-х гг. Алунан написал ряд пьес, используя мотивы латышского фольклора и истории, - "Кто без солнца песню пел" (1888), "Шесть маленьких барабанщиков" (1889), "Наши предки" (соч. 1890, пост. 1905). В конце 19 в. внимание драматургов сосредоточивается на изображении классовых противоречий, особенно взаимоотношений между с.-х, рабочими и землевладельцами; в пьесах конца 80-90-х гг. создаются значительные образы батраков. Нек-рые пьесы показывают жизнь гор. слоев населения, затрагивают тему эмансипации женщин. В 90-х гг. появляется драматургия Р. Блаумана. Выражая в сво„м реалистич. творчестве демократич. и гуманистич. устремления, Блауман развивает мотивы пьес Алунана, обличает кулаков, деспотизм богачей, к-рые, основываясь на власти денег, сословных предрассудках, считают себя вправе вмешиваться в личные судьбы людей. Р. Блауман своим творчеством определил реалистич. путь развития Л. д., художеств. изображение характеров, создал положит. образы батраков и батрачек: Иева и Андр ("Злой дух"), Микус и Лизиня ("Блудный сын") и др. Его пьесы отличаются богатым, близким народу языком. Значит, вклад в развитие Л. д. внесли Ас/г азя, Е.Зейболт (1867-1924), Ю. Палевич. Широкое развитие получила реалистич. драма: "Злой дух" (1891) и "Блудный сын" (1893) Блаумана, "Утраченные права" Аспазии (1894), "Домашняя вражда" Зейболта (1896). "Болотные огни" Палевича (соч. 1896, запрещена цензурой и напечатана под заглавием "В болоте" в 1903, пост. в 1905) - первая латыш. пьеса, в к-рой звучит протест против капита-листич. эксплуатации. Среди образцов реалистич. комедии: "Воры" (1890), "Грехи Трины" (1896) Блаумана, "Мамзель" Палевича (соч. 1893). В конце 19 в. формируется романтич. драма, первый образец - "Вайделоте" Аспазии (1894). В нач. 20 в. продолжают развиваться демократич. тенденции, появляются латыш. революц. пьесы. Подъ„м Л. д. определяет творчество выдающегося латыш. драматурга Я. Райниса. Его пьеса "Огонь и ночь" (соч. 1903-04, пост. в 1911) основана на материалах нац. героич. эпоса "Лачплесис" А. Пумпура. Райнис создал Страницы: «« « 1303 1304 1305 1306 1307 1308 1309 1310 1311 1312 1313 1314 1315 1316 1317 1318 1319 1320 1321 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |