|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1303 1304 1305 1306 1307 1308 1309 1310 1311 1312 1313 1314 1315 1316 1317 1318 1319 1320 1321 » »» Зиверта Ветра),"Так начался день" Лусиса (Вецумниеце), "Иеста Берлинг"
по Лагерл„ф (Смилгис, реж. Эртнер и Ветра).
1959. "Положительный образ" Приеде (Петерсон), "Гамлет" (Смилгис,
реж. Эртнер); "Рецепт счастья" Баранги (Вецумниеце), "Портрет Освальда
Дуката" Грундмане (Петерсон), "Вечно зел„ные пальмы" Виганте (Эртнер),
"Юсти-иа" Вуолийокки (Вецумниеце), "Найденная радуга" Лусиса (Петерсон),
"Три сестры" (Эртнер).
1960. "Маленькая студентка" Погодина (Вецумниеце), "Первый бал Вики"
Приеде (Петерсон), "Поэма о буре" по Лацису (Смилгис, реж. Эртнер),
"Война и мир" по Толстому (Смилгис, реж. Эртнер).
1961. "За лесами" Хельмане (Петерсон), "Каса маре" Друце (Ветра),
"Гибель снежного человека" Лусиса (Петерсон), "Швейк" по Гашеку
(Смилгис, реж. Ветра и Шмит), "Остров Афродиты" Парниса (Эртнер и
Вецумниеце), "Перел„тные птицы" Ставицкого (Вецумниеце).
1962. "Илья Муромец" Райниса (Смилгис, реж. Эртнер), "Господин
Пунтилла и его слуга Матти" Брехта (Петерсон), "По ту сторону горизонта"
Лийвеса (Пабрик), "Остров бога" Рихтера (Вецумниеце), "День начался как
обычно" Виганте (Эртнер), "Мирабо" Упита (Смилгис, реж. Ветра и Крузе),
"В огне" Блаумана (Эртнер, Крузе).
1963. "Три молодые сестры" Ансона (Петерсон), "Нас где-то ждут"
Арбузова (Смилгис, реж. Эртнер и Крузе), "Дон Жуан" ("Каменный
властелин") Леси Украинки Смилгис, реж. Ферда).
Лит.: Маркулан Я., Лилита Берзинь, М., 1955;
Смилгис Э., Государственный художественный театр Латвийской ССР,
Рига, 1947; Театры Советской Латвии, Рига, 1955; Banga Т., Mana dzive,
Riga, 1957; G г e-v i n s V., Eduards Smilgis, Riga, 1956; Kundzins К.,
Latviesu teatra repertuars lidz 1940 gadam, Riga, 1955; Alma-nachs:
"Teatris un dzive", sej. 1-6, Riga, 1956-62. B.X.
ЛАТОРРЕ (Latorre), Карлос (2.XI.1799-11.X. 1851) - испанский акт„р. В
1824 дебютировал в т-ре "Принсипе" (Мадрид). С 1826 - директор этого
т-ра. Прославился как исполнитель гл. ролей в пьесах
драматургов-романтиков: Масиас (о. п. Ларры-и-Санчеса де Кастро, 1834).
Дон Манрике ("Трубадур" Гутьерреса Гарсиа, 1836), дон Диего де Марсилья
("Теруэльские любовники" Артсенбуча, 1837), дон Хуан ("Дон Хуан Тенорио"
Соррильи-и-Мораля, 1844). В. С.
ЛАТЫПОВ, Хикмат (р. 1.1.1900) - узбекский советский акт„р. Нар. арт.
Узб. ССР (1950). Один из старейших узб. акт„ров. До революции был
батраком, после 1917 поступил в школу, где стал принимать участие в
выступлениях самодеятельности. В 1922 вступил в труппу Бухарского т-ра,
в 1924-27 учился в Моск. театр. студии. В 1929-61 - акт„р Т-ра им.
Хамзы. Мастер перевоплощения, Л. играл разнообразные роли. Создал
выразительные образы людей из народа: Шукуров ("Предатели" Фатхуллина,
1938), Абдульмалик ("Алишер Навои" Уйгуна и Султанова, 1945), Першин
("Заря Востока" Сафарова, 1951), Ме-шиш, Неизвестный ("Рассказ о
Турции", "Легенда о любви" Хикмета, 1953). Особенно удачно играл Л.
людей, исступл„нно одержимых страстью,Клавдий ("Гамлет", 1935), Барон
("Скупой рыцарь" Пушкина, 1949), Пастор ("Разбойники", 1955).
Лит.: Узбекский государственный театр драмы им. Хам-за. Творческий
путь, Ташкент, 1945 (25 лет ордена Ленина Гос. Узбекск. акад. театра
драмы им. Хамза); Фельдман Я., Характер народа и сценические образы,
Ташкент, 1962. Я. Ф.
ЛАТЫШСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Развитие Л. д. было задержано многовековым
игом нем. колонизаторов Прибалтики. Формирование Л. д. так же, как всей
лат. нац. письменной лит-ры, относится к 60-80-м гг. 19 в. Развитие Л.
д. связано с возникновением латышского театра. Его основатель и первый
руководитель А. Алунан был также основоположником Л. д. Одноактная
комедия Алунана "Доморощенный" (1869) и оперетта "Бондарь и бондарщица"
(1872) - первые заслуживающие внимания латышские драматургии. произв.
Среди первых латышских драматургов:
Р. Томсон (1834-84) - автор пьесы "Мика возвращается домой" (1870) и
М. Пекшен (1845-1903) - автор пьесы "Гертруда" (соч. 1870, пост. 1877).
В 70-х гг. получил развитие жанр комедии: "Сплошные неприятности" бр.
Каудзит (1873), "Охотники" Калныня (1878) и др. В т-ре, руководимом
Алунаном, ставились гл. обр. комедии. Здесь же шли пьесы самого Алунана
"Доморощенный", "Ицик Мозес" (1874), "Богатая невеста" (1874), "Туфли
учителя" (1875), "Джон Нейланд" (1881), "Выросший в бочке" (1882) и др.
Многие комедии этого периода отмечены реалистич. и сатирич. тенденциями,
против к-рых выступала царская цензура (запрещение пост. пьесы
"Гертруда"). В 80-х гг. Алунан написал ряд пьес, используя мотивы
латышского фольклора и истории, - "Кто без солнца песню пел" (1888),
"Шесть маленьких барабанщиков" (1889), "Наши предки" (соч. 1890, пост.
1905). В конце 19 в. внимание драматургов сосредоточивается на
изображении классовых противоречий, особенно взаимоотношений между с.-х,
рабочими и землевладельцами; в пьесах конца 80-90-х гг. создаются
значительные образы батраков. Нек-рые пьесы показывают жизнь гор. слоев
населения, затрагивают тему эмансипации женщин.
В 90-х гг. появляется драматургия Р. Блаумана. Выражая в сво„м
реалистич. творчестве демократич. и гуманистич. устремления, Блауман
развивает мотивы пьес Алунана, обличает кулаков, деспотизм богачей,
к-рые, основываясь на власти денег, сословных предрассудках, считают
себя вправе вмешиваться в личные судьбы людей. Р. Блауман своим
творчеством определил реалистич. путь развития Л. д., художеств.
изображение характеров, создал положит. образы батраков и батрачек: Иева
и Андр ("Злой дух"), Микус и Лизиня ("Блудный сын") и др. Его пьесы
отличаются богатым, близким народу языком. Значит, вклад в развитие Л.
д. внесли Ас/г азя, Е.Зейболт (1867-1924), Ю. Палевич. Широкое развитие
получила реалистич. драма:
"Злой дух" (1891) и "Блудный сын" (1893) Блаумана, "Утраченные права"
Аспазии (1894), "Домашняя вражда" Зейболта (1896). "Болотные огни"
Палевича (соч. 1896, запрещена цензурой и напечатана под заглавием "В
болоте" в 1903, пост. в 1905) - первая латыш. пьеса, в к-рой звучит
протест против капита-листич. эксплуатации. Среди образцов реалистич.
комедии: "Воры" (1890), "Грехи Трины" (1896) Блаумана, "Мамзель"
Палевича (соч. 1893). В конце 19 в. формируется романтич. драма, первый
образец - "Вайделоте" Аспазии (1894).
В нач. 20 в. продолжают развиваться демократич. тенденции, появляются
латыш. революц. пьесы.
Подъ„м Л. д. определяет творчество выдающегося латыш. драматурга Я.
Райниса. Его пьеса "Огонь и ночь" (соч. 1903-04, пост. в 1911) основана
на материалах нац. героич. эпоса "Лачплесис" А. Пумпура. Райнис создал
Страницы: «« « 1303 1304 1305 1306 1307 1308 1309 1310 1311 1312 1313 1314 1315 1316 1317 1318 1319 1320 1321 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |