Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1303   1304   1305   1306   1307   1308   1309   1310   1311  1312   1313   1314   1315   1316   1317   1318   1319   1320   1321  » »»

Зиверта Ветра),"Так начался день" Лусиса (Вецумниеце),  "Иеста  Берлинг"
по Лагерл„ф (Смилгис, реж. Эртнер и Ветра).
   1959. "Положительный образ"  Приеде  (Петерсон),  "Гамлет"  (Смилгис,
реж. Эртнер); "Рецепт счастья" Баранги (Вецумниеце),  "Портрет  Освальда
Дуката" Грундмане (Петерсон), "Вечно зел„ные пальмы"  Виганте  (Эртнер),
"Юсти-иа" Вуолийокки (Вецумниеце), "Найденная радуга" Лусиса (Петерсон),
"Три сестры" (Эртнер).
   1960. "Маленькая студентка" Погодина (Вецумниеце), "Первый бал  Вики"
Приеде (Петерсон), "Поэма о буре"  по  Лацису  (Смилгис,  реж.  Эртнер),
"Война и мир" по Толстому (Смилгис, реж. Эртнер).
   1961. "За лесами" Хельмане (Петерсон),  "Каса  маре"  Друце  (Ветра),
"Гибель  снежного  человека"  Лусиса  (Петерсон),  "Швейк"   по   Гашеку
(Смилгис, реж. Ветра  и  Шмит),  "Остров  Афродиты"  Парниса  (Эртнер  и
Вецумниеце), "Перел„тные птицы" Ставицкого (Вецумниеце).
   1962.  "Илья  Муромец"  Райниса  (Смилгис,  реж.  Эртнер),  "Господин
Пунтилла и его слуга Матти" Брехта (Петерсон), "По ту сторону горизонта"
Лийвеса (Пабрик), "Остров бога" Рихтера (Вецумниеце), "День начался  как
обычно" Виганте (Эртнер), "Мирабо" Упита (Смилгис, реж. Ветра и  Крузе),
"В огне" Блаумана (Эртнер, Крузе).
   1963. "Три молодые  сестры"  Ансона  (Петерсон),  "Нас  где-то  ждут"
Арбузова  (Смилгис,  реж.  Эртнер  и  Крузе),  "Дон   Жуан"   ("Каменный
властелин") Леси Украинки Смилгис, реж. Ферда).
   Лит.: Маркулан Я., Лилита Берзинь, М., 1955;
   Смилгис Э.,  Государственный  художественный  театр  Латвийской  ССР,
Рига, 1947; Театры Советской Латвии, Рига, 1955; Banga Т.,  Mana  dzive,
Riga, 1957; G г e-v i n s V., Eduards Smilgis, Riga, 1956; Kundzins  К.,
Latviesu teatra repertuars lidz  1940  gadam,  Riga,  1955;  Alma-nachs:
"Teatris un dzive", sej. 1-6, Riga, 1956-62. B.X.
   ЛАТОРРЕ (Latorre), Карлос (2.XI.1799-11.X. 1851) - испанский акт„р. В
1824 дебютировал в т-ре "Принсипе" (Мадрид). С  1826  -  директор  этого
т-ра.   Прославился    как    исполнитель    гл.    ролей    в    пьесах
драматургов-романтиков: Масиас (о. п. Ларры-и-Санчеса де Кастро,  1834).
Дон Манрике ("Трубадур" Гутьерреса Гарсиа, 1836), дон Диего де  Марсилья
("Теруэльские любовники" Артсенбуча, 1837), дон Хуан ("Дон Хуан Тенорио"
Соррильи-и-Мораля, 1844). В. С.
   ЛАТЫПОВ, Хикмат (р. 1.1.1900) - узбекский советский акт„р. Нар.  арт.
Узб. ССР (1950). Один  из  старейших  узб.  акт„ров.  До  революции  был
батраком, после 1917 поступил в школу,  где  стал  принимать  участие  в
выступлениях самодеятельности. В 1922 вступил в труппу Бухарского  т-ра,
в 1924-27 учился в Моск. театр. студии.  В  1929-61  -  акт„р  Т-ра  им.
Хамзы.  Мастер  перевоплощения,  Л.  играл  разнообразные  роли.  Создал
выразительные образы людей из народа: Шукуров  ("Предатели"  Фатхуллина,
1938), Абдульмалик ("Алишер Навои" Уйгуна  и  Султанова,  1945),  Першин
("Заря  Востока"  Сафарова,  1951),  Ме-шиш,  Неизвестный  ("Рассказ   о
Турции", "Легенда о любви" Хикмета,  1953).  Особенно  удачно  играл  Л.
людей, исступл„нно одержимых страстью,Клавдий  ("Гамлет",  1935),  Барон
("Скупой рыцарь" Пушкина, 1949), Пастор ("Разбойники", 1955).
   Лит.: Узбекский государственный театр драмы  им.  Хам-за.  Творческий
путь, Ташкент, 1945 (25 лет ордена Ленина  Гос.  Узбекск.  акад.  театра
драмы им. Хамза); Фельдман Я., Характер  народа  и  сценические  образы,
Ташкент, 1962. Я. Ф.
   ЛАТЫШСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Развитие Л.  д.  было  задержано  многовековым
игом нем. колонизаторов Прибалтики. Формирование Л. д. так же, как  всей
лат. нац. письменной лит-ры, относится к 60-80-м гг. 19 в.  Развитие  Л.
д. связано с возникновением латышского театра. Его основатель  и  первый
руководитель А. Алунан  был  также  основоположником  Л.  д.  Одноактная
комедия Алунана "Доморощенный" (1869) и оперетта "Бондарь и  бондарщица"
(1872) - первые заслуживающие внимания  латышские  драматургии.  произв.
Среди первых латышских драматургов:
   Р. Томсон (1834-84) - автор пьесы "Мика возвращается домой" (1870)  и
М. Пекшен (1845-1903) - автор пьесы "Гертруда" (соч. 1870, пост.  1877).
В 70-х гг. получил развитие жанр комедии:  "Сплошные  неприятности"  бр.
Каудзит (1873), "Охотники" Калныня (1878)  и  др.  В  т-ре,  руководимом
Алунаном, ставились гл. обр. комедии. Здесь же шли пьесы самого  Алунана
"Доморощенный", "Ицик Мозес" (1874), "Богатая  невеста"  (1874),  "Туфли
учителя" (1875), "Джон Нейланд" (1881), "Выросший в бочке" (1882) и  др.
Многие комедии этого периода отмечены реалистич. и сатирич. тенденциями,
против  к-рых  выступала  царская  цензура   (запрещение   пост.   пьесы
"Гертруда"). В 80-х  гг.  Алунан  написал  ряд  пьес,  используя  мотивы
латышского фольклора и истории, - "Кто без  солнца  песню  пел"  (1888),
"Шесть маленьких барабанщиков" (1889), "Наши предки" (соч.  1890,  пост.
1905).  В  конце  19  в.  внимание  драматургов   сосредоточивается   на
изображении классовых противоречий, особенно взаимоотношений между с.-х,
рабочими и  землевладельцами;  в  пьесах  конца  80-90-х  гг.  создаются
значительные образы батраков. Нек-рые пьесы показывают жизнь гор.  слоев
населения, затрагивают тему эмансипации женщин.
   В 90-х гг.  появляется  драматургия  Р.  Блаумана.  Выражая  в  сво„м
реалистич. творчестве демократич.  и  гуманистич.  устремления,  Блауман
развивает мотивы пьес  Алунана,  обличает  кулаков,  деспотизм  богачей,
к-рые, основываясь на власти  денег,  сословных  предрассудках,  считают
себя  вправе  вмешиваться  в  личные  судьбы  людей.  Р.  Блауман  своим
творчеством  определил  реалистич.  путь  развития  Л.  д.,   художеств.
изображение характеров, создал положит. образы батраков и батрачек: Иева
и Андр ("Злой дух"), Микус и Лизиня ("Блудный  сын")  и  др.  Его  пьесы
отличаются богатым, близким народу языком. Значит, вклад в  развитие  Л.
д. внесли Ас/г азя, Е.Зейболт (1867-1924), Ю. Палевич. Широкое  развитие
получила реалистич. драма:
   "Злой дух" (1891) и "Блудный сын" (1893) Блаумана, "Утраченные права"
Аспазии (1894),  "Домашняя  вражда"  Зейболта  (1896).  "Болотные  огни"
Палевича (соч. 1896, запрещена цензурой и напечатана  под  заглавием  "В
болоте" в 1903, пост. в 1905) - первая  латыш.  пьеса,  в  к-рой  звучит
протест против капита-листич. эксплуатации.  Среди  образцов  реалистич.
комедии:  "Воры"  (1890),  "Грехи  Трины"  (1896)  Блаумана,   "Мамзель"
Палевича (соч. 1893). В конце 19 в. формируется романтич. драма,  первый
образец - "Вайделоте" Аспазии (1894).
   В нач. 20 в. продолжают развиваться демократич. тенденции, появляются
латыш. революц. пьесы.
   Подъ„м Л. д. определяет творчество выдающегося латыш.  драматурга  Я.
Райниса. Его пьеса "Огонь и ночь" (соч. 1903-04, пост. в 1911)  основана
на материалах нац. героич. эпоса "Лачплесис" А. Пумпура.  Райнис  создал

Страницы: «« « 1303   1304   1305   1306   1307   1308   1309   1310   1311  1312   1313   1314   1315   1316   1317   1318   1319   1320   1321  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия