Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1310   1311   1312   1313   1314   1315   1316   1317   1318  1319   1320   1321   1322   1323   1324   1325   1326   1327   1328  » »»

ССР (1947). Чл. Коммунистич. партии с 1928. Сын  портового  рабочего,  в
молодости работал портовым рабочим, рыбаком, кочегаром на  теплоходе.  С
20-х гг. участвовал в нелегальном революп. движении.  Лит.  деятельность
начал в 1930. Многие романы Л.  инсценированы  для  т-ра:  "Сын  рыбака"
(1934, Нац. т-р в Риге, 1949, Т-р драмы Латв. ССР и др. городах), "Буря"
(соч. 1945-48; 1950 Центр, т-р транспорта и Рижский рус. т-р), "К новому
берегу" (1954, Центр, т-р транспорта и Т-р драмы Латв. ССР). Автор  пьес
о жизни и революц. борьбе латыш. народа в 20-40-х гг.: "Невестка" (1945,
Т-р драмы Латв. ССР), "Победа" (1945, Латв. Художеств, т-р) и др.
   В 1940-59 - председатель Совета Министров Латв,  ССР.  Депутат  Верх.
Совета СССР 2-5-го созывов.
   Соч.: Собр. соч., т. 1-10. M., 1959-60. Лит.:  Соколова  И.,  Бочаров
А., Вилис Лацис, М., 1959. А.В.
   ЛАЦИС, Теодор (14. III. 1882-22.  III.  1946)  -  латышский  акт„р  и
режисс„р. В 1899-1903 учился акте рскону  иск-ву  в  Харькове  у  А.  П.
Петровского и Е. А. Лепковского. Под псевд.  Лаврецкий  работал  в  рус.
т-рах у Корша  (Москва),  в  т-ре  Соловцова  (Киев),  в  антрепризе  П.
Медведева и др. Большое влияние на творч.  развитие  Л.  оказали  П.  В.
Самойлов, М. В. Дальский, А. П.  Ленский,  П.  Н.  Орленев.  В  1920  Л.
вернулся в  Латвию  и  начал  работать  на  латыш.  сцене  -  сначала  в
Лиепайском(1920-22,1944- 1946), потом в Национальном (1923-24,  1925-27,
1934-40),  Латв.  Художественном  (1927-33)  и   др.   т-рах.   Л.   был
замечательным трагедийным  акт„ром,  создателем  психологически  сложных
образов, мастером раскрытия драматич. конфликтов.  Игра  его  отличалась
высоким мастерством, обаянием. Л. выступал также как режисс„р и педагог.
Был поборником принципов русского реалистического сценического иск-ва.
   Роли: Телль ("Вильгельм Телль" Шиллера, 1921), Лир  (1922);  Ротмистр
("Отец" Стриндберга,  1925),  Сирано  ("Сира-но  де  Бержерак"  Ростана,
1934),  Несчастливцев  (1936);  Берсенев  ("Разлом",  1941),   Роплайнис
("Блудный сын" Блау-мана, 1943). Пост. "Овод" Войнич в  Рабочем  т-ре  в
Риге (1929) и др. спектакли.
   Лит.: Freinbergs К., Teodors Lacis, "Karogs", 1946, .ј 4/5. К.К.
   ЛАЦЦИ (итал. ед. ч. lazzo - шутка,  от  лат.  ас-tio  -  действие)  -
короткие   сценки    Суффонного    характера,    разнообразные    трюки,
импровизированные шутки;  один  из  важнейших  элементов  итал.  комедии
дельарте.  Л.  исполнялись  обычно  Дзанни.  Они  как  бы  подч„ркивали,
комментировали в яркой комедийной форме осн. действие, пародировали отд.
эпизоды. Л. не были связаны с сюжетом, часто вводились акт„рами с  целью
насмешить  публику.  Исполнение  Л.   требовало   акробатич.   ловкости,
выразительности  мимики  и  жеста,  остроумия,  находчивости.   Наиболее
удачные Л. передавались от  исполнителя  к  исполнителю,  описывались  в
сборниках сценариев, закреплялись в театр. практике. Л. вводили  в  свои
комедии К. Гольдони,  К.  Гоцци.  В  итал.  т-ре  20  в.  Л.  используют
диалектальные т-ры, развивающие традиции комедии дель а рте (в т. ч. т-р
Э. Де Филиппе). Л. используются и цирковыми клоунами.
   Лит.:  Дживелегов  А.  К.,  Итальянская  народная  комедия.  Commedia
dell'arte, M., 1954, 2 изд., 1962. P,fCp.
   ЛАШОССЕ  (La  Chaussee),  Пьер  Клод   Нивель   де   (1692-14.   III.
1754)-французский   драматург.   Чл.   Франц.   академии    (с    1736).
Основоположник жанра "сл„зной комедии. К драматургии обратился  в  1733,
написав  комедию  "Ложная  антипатия".   В   прологе   Л.   теоретически
обосновывал необходимость сочетания в  драматургии  комич.  и  чувствит.
элементов.  После  неудачных  попыток  в  жанре   классицист,   трагедии
("Максимилиан", "Пальмира", 1738-39) Л. создал первый  образец  "сл„зной
комедии" - пьесу "Меланида"  (1741).  Трогат.  сюжет,  чувствит.  сцены,
благополучная развязка пьесы  определили  характерные  черты  жанра.  За
первой "сл„зной комедией" последовали: "Памела" (по  о.  п.  Ричардсона,
1743), "Школа матерей" (1744), "Гувернантка"  (1747),  в  к-рой  сгущена
сентиментально-трогат. атмосфера, нарушены традиции  классицизма  (автор
отступил в нек-рых местах от александрийского стиха). Все пьесы Л.  были
пост. т-ром "Комеди Франсез". Затрагивая в своих пьесах проблемы семьи и
морали, Л.,  однако,  сохранял  верность  канонам  поэтики  классицизма.
Идейно-художеств. непоследовательность Л., его приверженность  сословным
нормам вызывали резкую критику Вольтера и энциклопедистов.
   Соч.: Oeuvres, v. 1-5, Р.. 1777; в рус. пер. -Гувернантка, в кн.:  Mo
к у ль с к и и С. Хрестоматия по истории западноевропейского театра,  т.
2, 2 изд., М., 1955.
   Лит.: Мокульский С., История западноевропейского театра, т. 2, М.-Л.,
1939; L a n s о n G.. Nivelle de La Chaussee et la comedie larmoyante, 2
ed.. P., 1903; L i n-t i 1 h a с Е. Рг. L., Histoire generale du theatre
en France. La comedie. P., 1909. Л.Лев.
   ЛАЩЙЛИН,  Лев  Александрович  (17.  XI.  1888-  нояб.   1955)-русский
советский артист балета и балетмейстер. В 1906  окончил  Моск.  балетное
уч-ще и был  принят  в  балетную  труппу  Большого  т-ра.  Вскоре  занял
положение ведущего характерного танцовщика и  пантомимиста.  Л.  обладал
выразит,   внешностью.   Танцевальное   иск-во   Л.    характеризовалось
благородством формы и пластич. выразительностью. Лучшие  партии:  Эспада
("Дон  Кихот"),  Повар  ("Три  толстяка"  Оранского),   Маркиз   ("Пламя
Парижа"), Тарас ("Тарас Бульба" Соловь„ва-Седого) и др. В 1927  выступил
как балетмейстер, поставив танцы в балете "Красный мак" (1927, 1-й и 3-й
акты, Большой т-р), "Футболист" Оранского (1930,1-й и 3-й акты,  Большой
т-р), ставил также танцы в операх. Юр. Б.
   ЛЕБЕДЕВ. Владимир  Николаевич  [р.  14  (27).  IV.  1903]  -  русский
советский режисс„р. Засл. деят. иск-в  РСФСР  (1953).  Чл.  Коммунистич.
партии  с  1943.  В  1925-28  учился  в  драм.  студии  Н.  В.  Ростовой
(Ленинград). В 1930-акт„р, в 1934-37 -худ.  рук.  Ленингр.  Малого  обл.
драм. т-ра. В 1937-41-худ. рук. Ленингр. обл. драм.  т-ра.  В  1943-реж.
Городского т-ра  в  Ленинграде  (ныне  Т-р  им.  Комис-са  ржевской).  В
последующие годы был гл. режисс„ром Тульского т-ра (1949-53),  Одесского
рус. т-ра (1953-58), Ленингр. обл. т-ра драмы и комедии (1958- 1960).  В
1947-49-худ. рук., с 1961- режисс„р Псковского т-ра.
   Пост.: "Человек с ружь„м"  (1938),  "Русские  люди"  (1942),  "Фронт"
(1942); "Полководец Суворов" Бахтерева и Разумовского (1951), "Обрыв" по
Гончарову (1944 и 1947), "Отелло" (1951), "Любовь Яровая" (1957)  и  др.
Е.Ж.
   ЛЕБЕДЕВ,  Владимир  Ф„дорович  (1870-10.II.1952)-  русский  советский
акт„р.  Нар.  арт.  РСФСР  (1949).   Окончил   историко-филологич.   ф-т
Казанского ун-та, в 1904-театр. уч-ще при моек. Малом т-ре и был  принят
в  труппу  этого  т-ра.  Яркий  бытовой   акт„р,   Л.   обладал   острой
наблюдательностью. Его сценич.  образы  отличались  яркостью  социальной

Страницы: «« « 1310   1311   1312   1313   1314   1315   1316   1317   1318  1319   1320   1321   1322   1323   1324   1325   1326   1327   1328  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия