|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1310 1311 1312 1313 1314 1315 1316 1317 1318 1319 1320 1321 1322 1323 1324 1325 1326 1327 1328 » »» ССР (1947). Чл. Коммунистич. партии с 1928. Сын портового рабочего, в
молодости работал портовым рабочим, рыбаком, кочегаром на теплоходе. С
20-х гг. участвовал в нелегальном революп. движении. Лит. деятельность
начал в 1930. Многие романы Л. инсценированы для т-ра: "Сын рыбака"
(1934, Нац. т-р в Риге, 1949, Т-р драмы Латв. ССР и др. городах), "Буря"
(соч. 1945-48; 1950 Центр, т-р транспорта и Рижский рус. т-р), "К новому
берегу" (1954, Центр, т-р транспорта и Т-р драмы Латв. ССР). Автор пьес
о жизни и революц. борьбе латыш. народа в 20-40-х гг.: "Невестка" (1945,
Т-р драмы Латв. ССР), "Победа" (1945, Латв. Художеств, т-р) и др.
В 1940-59 - председатель Совета Министров Латв, ССР. Депутат Верх.
Совета СССР 2-5-го созывов.
Соч.: Собр. соч., т. 1-10. M., 1959-60. Лит.: Соколова И., Бочаров
А., Вилис Лацис, М., 1959. А.В.
ЛАЦИС, Теодор (14. III. 1882-22. III. 1946) - латышский акт„р и
режисс„р. В 1899-1903 учился акте рскону иск-ву в Харькове у А. П.
Петровского и Е. А. Лепковского. Под псевд. Лаврецкий работал в рус.
т-рах у Корша (Москва), в т-ре Соловцова (Киев), в антрепризе П.
Медведева и др. Большое влияние на творч. развитие Л. оказали П. В.
Самойлов, М. В. Дальский, А. П. Ленский, П. Н. Орленев. В 1920 Л.
вернулся в Латвию и начал работать на латыш. сцене - сначала в
Лиепайском(1920-22,1944- 1946), потом в Национальном (1923-24, 1925-27,
1934-40), Латв. Художественном (1927-33) и др. т-рах. Л. был
замечательным трагедийным акт„ром, создателем психологически сложных
образов, мастером раскрытия драматич. конфликтов. Игра его отличалась
высоким мастерством, обаянием. Л. выступал также как режисс„р и педагог.
Был поборником принципов русского реалистического сценического иск-ва.
Роли: Телль ("Вильгельм Телль" Шиллера, 1921), Лир (1922); Ротмистр
("Отец" Стриндберга, 1925), Сирано ("Сира-но де Бержерак" Ростана,
1934), Несчастливцев (1936); Берсенев ("Разлом", 1941), Роплайнис
("Блудный сын" Блау-мана, 1943). Пост. "Овод" Войнич в Рабочем т-ре в
Риге (1929) и др. спектакли.
Лит.: Freinbergs К., Teodors Lacis, "Karogs", 1946, .ј 4/5. К.К.
ЛАЦЦИ (итал. ед. ч. lazzo - шутка, от лат. ас-tio - действие) -
короткие сценки Суффонного характера, разнообразные трюки,
импровизированные шутки; один из важнейших элементов итал. комедии
дельарте. Л. исполнялись обычно Дзанни. Они как бы подч„ркивали,
комментировали в яркой комедийной форме осн. действие, пародировали отд.
эпизоды. Л. не были связаны с сюжетом, часто вводились акт„рами с целью
насмешить публику. Исполнение Л. требовало акробатич. ловкости,
выразительности мимики и жеста, остроумия, находчивости. Наиболее
удачные Л. передавались от исполнителя к исполнителю, описывались в
сборниках сценариев, закреплялись в театр. практике. Л. вводили в свои
комедии К. Гольдони, К. Гоцци. В итал. т-ре 20 в. Л. используют
диалектальные т-ры, развивающие традиции комедии дель а рте (в т. ч. т-р
Э. Де Филиппе). Л. используются и цирковыми клоунами.
Лит.: Дживелегов А. К., Итальянская народная комедия. Commedia
dell'arte, M., 1954, 2 изд., 1962. P,fCp.
ЛАШОССЕ (La Chaussee), Пьер Клод Нивель де (1692-14. III.
1754)-французский драматург. Чл. Франц. академии (с 1736).
Основоположник жанра "сл„зной комедии. К драматургии обратился в 1733,
написав комедию "Ложная антипатия". В прологе Л. теоретически
обосновывал необходимость сочетания в драматургии комич. и чувствит.
элементов. После неудачных попыток в жанре классицист, трагедии
("Максимилиан", "Пальмира", 1738-39) Л. создал первый образец "сл„зной
комедии" - пьесу "Меланида" (1741). Трогат. сюжет, чувствит. сцены,
благополучная развязка пьесы определили характерные черты жанра. За
первой "сл„зной комедией" последовали: "Памела" (по о. п. Ричардсона,
1743), "Школа матерей" (1744), "Гувернантка" (1747), в к-рой сгущена
сентиментально-трогат. атмосфера, нарушены традиции классицизма (автор
отступил в нек-рых местах от александрийского стиха). Все пьесы Л. были
пост. т-ром "Комеди Франсез". Затрагивая в своих пьесах проблемы семьи и
морали, Л., однако, сохранял верность канонам поэтики классицизма.
Идейно-художеств. непоследовательность Л., его приверженность сословным
нормам вызывали резкую критику Вольтера и энциклопедистов.
Соч.: Oeuvres, v. 1-5, Р.. 1777; в рус. пер. -Гувернантка, в кн.: Mo
к у ль с к и и С. Хрестоматия по истории западноевропейского театра, т.
2, 2 изд., М., 1955.
Лит.: Мокульский С., История западноевропейского театра, т. 2, М.-Л.,
1939; L a n s о n G.. Nivelle de La Chaussee et la comedie larmoyante, 2
ed.. P., 1903; L i n-t i 1 h a с Е. Рг. L., Histoire generale du theatre
en France. La comedie. P., 1909. Л.Лев.
ЛАЩЙЛИН, Лев Александрович (17. XI. 1888- нояб. 1955)-русский
советский артист балета и балетмейстер. В 1906 окончил Моск. балетное
уч-ще и был принят в балетную труппу Большого т-ра. Вскоре занял
положение ведущего характерного танцовщика и пантомимиста. Л. обладал
выразит, внешностью. Танцевальное иск-во Л. характеризовалось
благородством формы и пластич. выразительностью. Лучшие партии: Эспада
("Дон Кихот"), Повар ("Три толстяка" Оранского), Маркиз ("Пламя
Парижа"), Тарас ("Тарас Бульба" Соловь„ва-Седого) и др. В 1927 выступил
как балетмейстер, поставив танцы в балете "Красный мак" (1927, 1-й и 3-й
акты, Большой т-р), "Футболист" Оранского (1930,1-й и 3-й акты, Большой
т-р), ставил также танцы в операх. Юр. Б.
ЛЕБЕДЕВ. Владимир Николаевич [р. 14 (27). IV. 1903] - русский
советский режисс„р. Засл. деят. иск-в РСФСР (1953). Чл. Коммунистич.
партии с 1943. В 1925-28 учился в драм. студии Н. В. Ростовой
(Ленинград). В 1930-акт„р, в 1934-37 -худ. рук. Ленингр. Малого обл.
драм. т-ра. В 1937-41-худ. рук. Ленингр. обл. драм. т-ра. В 1943-реж.
Городского т-ра в Ленинграде (ныне Т-р им. Комис-са ржевской). В
последующие годы был гл. режисс„ром Тульского т-ра (1949-53), Одесского
рус. т-ра (1953-58), Ленингр. обл. т-ра драмы и комедии (1958- 1960). В
1947-49-худ. рук., с 1961- режисс„р Псковского т-ра.
Пост.: "Человек с ружь„м" (1938), "Русские люди" (1942), "Фронт"
(1942); "Полководец Суворов" Бахтерева и Разумовского (1951), "Обрыв" по
Гончарову (1944 и 1947), "Отелло" (1951), "Любовь Яровая" (1957) и др.
Е.Ж.
ЛЕБЕДЕВ, Владимир Ф„дорович (1870-10.II.1952)- русский советский
акт„р. Нар. арт. РСФСР (1949). Окончил историко-филологич. ф-т
Казанского ун-та, в 1904-театр. уч-ще при моек. Малом т-ре и был принят
в труппу этого т-ра. Яркий бытовой акт„р, Л. обладал острой
наблюдательностью. Его сценич. образы отличались яркостью социальной
Страницы: «« « 1310 1311 1312 1313 1314 1315 1316 1317 1318 1319 1320 1321 1322 1323 1324 1325 1326 1327 1328 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |