Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1319   1320   1321   1322   1323   1324   1325   1326   1327  1328   1329   1330   1331   1332   1333   1334   1335   1336   1337  » »»

замуж и получив титул графини, ушла из т-ра, но в 1805 оставила  мужа  и
вернулась в тот же т-р, работала до 1833. Играла гл. образом трагедийные
роли. Л. - одна из первых создательниц шекспировских образов на польской
сцене, обладала проникновенным голосом, большим темпераментом.  Игра  е„
отличалась благородством манеры, вниманием к деталям (в т. ч. к  сценич.
костюму). Усиленный грим сковывал е„ мимику,  но  глаза  Л.,  необычайно
выразительные, передавали внутр. душевное состояние сценич. героинь.
   Роли: Джульетта, Офелия, леди Макбет; Химена ("Сид"  Корнеля),  Жанна
Д'Арк ("Орлеанская дева" Шиллера), Барбара Радзивиллувна (о. п. Венжина)
и др.
   Лит.: Rapacki U., Sto lat sceny polskiej w Warszawie,  Warsz.,  1925.
p. Q
   ЛЕЗГИНСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ  С.  СТАЛЬСКОГО.  Начало  театр.
иск-ву лезгин положила постановка любителей селения Ахты в  1914-"Первый
винокур"  Л.  Н.  Толстого  (пер.  С.  Агабалаева).  Спектакли   кружка,
вызвавшие резкое недовольство мусульманского  духовенства,  периодически
ставились в годы империалистич. и гражданской  войн,  а  с  1921,  после
установления Советской власти,  кружок,  названный  "Нури  Ахты"  ("Свет
вАхтах"), стал работать систематически. В  его  репертуаре  были  азерб.
пьесы Н. Нариманова, Д. Джа-барлы, У. Гаджибекова и др. Долгое время все
женские роли исполнялись мужчинами (С. Агабалаев и др.).  Женщинам  даже
запрещалось посещать спектакли кружка. В 1929 в кружок  вступила  первая
горянка - С. Аскарова, затем Г. Аллахвердиева, Ч.  и  Г.  Эфендие-вы.  В
1935 на базе кружка "Нури  Ахты"  был  создан  проф.  т-р,  к-рому  было
присвоено имя С. Стальского.
   В репертуар т-ра (в 1935-45) входили: "1905-й год", "Алмаз", "Севиль"
Джабарлы, "Намус" Ширванзаде,  "Адпиг  Гариб"  3.  Гаджибекова,  "Мешади
Ибад" У. Гаджибекова, "Платон Кречет"; "Сын полка" Катаева,  "Женитьба";
"На  бойком  месте"  Островского,  "Коварство  и  любовь",  "Слуга  двух
господ", "Разбойники", "Проделки Скапена". Лезгинская  драматургия  была
представлена пьесами "Гюльзаде" Эфендиева и "Пери-ханум" Шамхалова.
   С 1949 т-р  работает  в  г.  Дербенте;  систематически  выезжает  для
обслуживания лезгинских  горных  р-нов.  В  1955  в  состав  т-ра  вошли
выпускники лезгинской студии ГИТИС им. Луначарского (руководители студии
О. И. Пыжова, Б. В. Бибиков,  М.Чистяков),  Выпускные  спектакли  студии
"Судак-свидетель" Чистякова и Хуршилова,  "Лекарь  поневоле"  Мольера  и
"Седая девушка" Хэ Цзин-чжи и Дин Ни вошли в репертуар т-ра.  Лезг.  т-р
ставит пьесы дагестанских авторов - "Если  сердце  захочет"  Руста-мова,
"Любовь чабана" Джафарова, "Праздник цветов" Ахмедова,  "Цветок  России"
Меджидова;  азерб.  драматургов  -  "Невеста  огня"  Джабарлы,   "Дурна"
Рус-тама, а также пьесы др. братских народов - "Честь семьи" и  "Вес„лый
гость" Мухтарова, "Лявониха на орбите"  Мака„нка  и  др.  Мн.  спектакли
Лезг. т-ра носят характер муз.-драматических (композиторы  С.  Агабабов,
С. Керимов, Д. Ашуров, 3. Гаджиев, Н. Дагиров и др.).
   В труппе т-ра (1963): нар. арт. РСФСР и Даг.  АССР  М.  А.  Кухмазов,
нар. арт. Даг. АССР и засл. арт. РСФСР Ш.  К.  Кухмазова,  нар.  артисты
Даг. АССР С. А. Агабалаев, С. Т. Велиханов,  3.  Д.  Рамазанова,  К.  Ф.
Ра-мазанов, засл. артисты Даг. АССР А. А. Алиева, 3. Н. Давудова, А.  Г.
Максудов и др. Гл. режисс„р-засл. арт. Даг. АССР Б. М.  Айдаев.  В  1960
т-р участвовал в  декаде  дагестанского  иск-ва  и  лит-ры  в  Москве  с
репертуаром "Ашуг Сайд" Хрюгского и Меджидова, "Су лак-свидетель". Е. Ж.
   ЛСЙЗЕВИЦ (Leisewitz), Иоганн  Антон  (9.  V.  1752-10.  IX.  1806)  -
немецкий поэт, драматург. Учился на юрйдич. ф-те Г„ттингенского ун-та. В
1774 примкнул к  союзу  последователей  поэта  Ф.  Клопштока  -  "Роща",
выступавших за нац. самобытность лит-ры. U это время  Л.  написал  пьесы
"Арест имущества", "Ночной визит" и широко известную драму  в  стихах  -
"Юлий Тарентский" (1776, Берлин). Творчество Л. ознаменовало переход  от
классич.  трагедии  Лессинга  к  драме  "Бури  и  натиска".  Его   драма
проникнута  революц.   духом   "бурных   гениев",   события   из   сферы
семейно-бытовой  перенесены   в   политическую,   характеры   отличаются
неукротимостью страстей, она оказала влияние на драматургию Шиллера, гл.
обр. на "Разбойников", написанных на сюжет, близкий "Юлию Тарентскому".
   Соч.: Samtliche Schriften, Braunschweig, 1838. Лит.: Горбатов Л.  E.,
Лессинг и драматургия "Бури и натиска", М., 1956 (Автореф.).
   "ЛЕИЛЙ И МЕДЖНН" - опера У. Гаджибекова, его же либр.  по  поэмам  М.
Физули и А. Навои. Первая азерб. нац. опера. Пост. 12 янЬ. 1908  в  Баку
акт„рами театр. секции об-ва "Ниджат" и любителями  (дириж„р  Ахвердиев,
реж. Араблинский; Гейс  -  Сарабский,  Лейли-  Фараджев;  в  последующих
спектаклях в роли Лейли выступал Агдамский). На сов. сцене пост. 24 дек.
1924 в Баку, Тюркский гос. т-р  (дириж„р  Магомаев;  Гейс  -  Сарабский,
Лейли -Гаджиева). В 1934 пост. в Т-ре оперы  и  балета  им.  Ахундова  в
новой ред.; в 1958-там же, новая пост. ff p p
   Л‚ЙНО (Leino),  Эйно  (наст.  фам.-Л„нбум;  Lonn-bohm)  (6.VII.  1878
-10.1. 1926) - финский поэт и драматург. Учился в Хельсинкском ун-те.  В
начальный период лит. деятельности Л. увлекался неоромантизмом,  позднее
обратился к реализму, боролся за утверждение его в нац. сценич.  иск-ве.
В 1912 Л. пытался создать  общедоступный  передвижной  т-р  на  открытом
воздухе. Написал для этого т-ра 3 сб. пьес "Калевала на  сцене"  (1911).
Большое влияние на Л.  оказала  драматургия  Ибсена.  Наиболее  известны
драма Л. "Пентти Пякк„нен" (1905) и комедия "Соль земли" (1911), в к-рых
обличаются нравы фин. бурж.  об-ва.  Автор  книги  "Финское  театральное
искусство" (1891). Л. перев„л  на  фин.  яз.:  "Сида"  Корнеля,  "Федру"
Расина, "Вильгельма Телля" Шиллера и др.
   Соч.: Naamioita,  nid.  1-6,  Hels.,  1905-11;  Kalevala  nayttamolla
sovitanut, sajra l-3,Hels., 1911; Kootut teokset, nid. 1-16,  [2  pain],
Hels., [1931-49] (т. 8 -пьесы); в рус. пер. -Избранное, М.-Л. 1959.
   Лит.: Горький М., Собр. соч., тт. 27, 29,  M.,  1954,  с.  102,  341;
Kallio O. A., Uudempi suomalainen kirjallisuus, osa 2, 2  pain,  Porvoo,
1929. А. Ман.
   ЛСЙПЦИГСКАЯ ВЫСШАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ ШКОЛА (Theater hochschule  Leipzig)  -
высшее театральное учебное заведение ГДР. В 1945 при  Гос.  высшей  муз.
школе  в  Веймаре  было  организовано  акт„рское  отделение   (рук.   М.
Валлентин). Первый выпуск акт„рского  ф-та  влился  в  открытый  в  1952
Берлинский т-р им. Максима Горького, во гл. к-рого стал М. Валлентин.  В
1947 на базе акт„рского отделения создан Нем.  театр.  ин-т,  при  к-ром
организовано те-атроведч. отделение. В 1953 он был перевед„н в Лейпциг и
получил  назв.  Л.в.т.ш.  В  основу  обучения  положена  система  К.  С.
Станиславского в сочетании с традициями нем.  т-ра.  При  ин-те  имеется
актерский и театроведч. ф-ты (очный и заочный). Срок обучения в ин-те  4
года,  проводится  производств,  практика.   Существует   5-й   курс   с

Страницы: «« « 1319   1320   1321   1322   1323   1324   1325   1326   1327  1328   1329   1330   1331   1332   1333   1334   1335   1336   1337  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия