|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1319 1320 1321 1322 1323 1324 1325 1326 1327 1328 1329 1330 1331 1332 1333 1334 1335 1336 1337 » »» замуж и получив титул графини, ушла из т-ра, но в 1805 оставила мужа и
вернулась в тот же т-р, работала до 1833. Играла гл. образом трагедийные
роли. Л. - одна из первых создательниц шекспировских образов на польской
сцене, обладала проникновенным голосом, большим темпераментом. Игра е„
отличалась благородством манеры, вниманием к деталям (в т. ч. к сценич.
костюму). Усиленный грим сковывал е„ мимику, но глаза Л., необычайно
выразительные, передавали внутр. душевное состояние сценич. героинь.
Роли: Джульетта, Офелия, леди Макбет; Химена ("Сид" Корнеля), Жанна
Д'Арк ("Орлеанская дева" Шиллера), Барбара Радзивиллувна (о. п. Венжина)
и др.
Лит.: Rapacki U., Sto lat sceny polskiej w Warszawie, Warsz., 1925.
p. Q
ЛЕЗГИНСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ С. СТАЛЬСКОГО. Начало театр.
иск-ву лезгин положила постановка любителей селения Ахты в 1914-"Первый
винокур" Л. Н. Толстого (пер. С. Агабалаева). Спектакли кружка,
вызвавшие резкое недовольство мусульманского духовенства, периодически
ставились в годы империалистич. и гражданской войн, а с 1921, после
установления Советской власти, кружок, названный "Нури Ахты" ("Свет
вАхтах"), стал работать систематически. В его репертуаре были азерб.
пьесы Н. Нариманова, Д. Джа-барлы, У. Гаджибекова и др. Долгое время все
женские роли исполнялись мужчинами (С. Агабалаев и др.). Женщинам даже
запрещалось посещать спектакли кружка. В 1929 в кружок вступила первая
горянка - С. Аскарова, затем Г. Аллахвердиева, Ч. и Г. Эфендие-вы. В
1935 на базе кружка "Нури Ахты" был создан проф. т-р, к-рому было
присвоено имя С. Стальского.
В репертуар т-ра (в 1935-45) входили: "1905-й год", "Алмаз", "Севиль"
Джабарлы, "Намус" Ширванзаде, "Адпиг Гариб" 3. Гаджибекова, "Мешади
Ибад" У. Гаджибекова, "Платон Кречет"; "Сын полка" Катаева, "Женитьба";
"На бойком месте" Островского, "Коварство и любовь", "Слуга двух
господ", "Разбойники", "Проделки Скапена". Лезгинская драматургия была
представлена пьесами "Гюльзаде" Эфендиева и "Пери-ханум" Шамхалова.
С 1949 т-р работает в г. Дербенте; систематически выезжает для
обслуживания лезгинских горных р-нов. В 1955 в состав т-ра вошли
выпускники лезгинской студии ГИТИС им. Луначарского (руководители студии
О. И. Пыжова, Б. В. Бибиков, М.Чистяков), Выпускные спектакли студии
"Судак-свидетель" Чистякова и Хуршилова, "Лекарь поневоле" Мольера и
"Седая девушка" Хэ Цзин-чжи и Дин Ни вошли в репертуар т-ра. Лезг. т-р
ставит пьесы дагестанских авторов - "Если сердце захочет" Руста-мова,
"Любовь чабана" Джафарова, "Праздник цветов" Ахмедова, "Цветок России"
Меджидова; азерб. драматургов - "Невеста огня" Джабарлы, "Дурна"
Рус-тама, а также пьесы др. братских народов - "Честь семьи" и "Вес„лый
гость" Мухтарова, "Лявониха на орбите" Мака„нка и др. Мн. спектакли
Лезг. т-ра носят характер муз.-драматических (композиторы С. Агабабов,
С. Керимов, Д. Ашуров, 3. Гаджиев, Н. Дагиров и др.).
В труппе т-ра (1963): нар. арт. РСФСР и Даг. АССР М. А. Кухмазов,
нар. арт. Даг. АССР и засл. арт. РСФСР Ш. К. Кухмазова, нар. артисты
Даг. АССР С. А. Агабалаев, С. Т. Велиханов, 3. Д. Рамазанова, К. Ф.
Ра-мазанов, засл. артисты Даг. АССР А. А. Алиева, 3. Н. Давудова, А. Г.
Максудов и др. Гл. режисс„р-засл. арт. Даг. АССР Б. М. Айдаев. В 1960
т-р участвовал в декаде дагестанского иск-ва и лит-ры в Москве с
репертуаром "Ашуг Сайд" Хрюгского и Меджидова, "Су лак-свидетель". Е. Ж.
ЛСЙЗЕВИЦ (Leisewitz), Иоганн Антон (9. V. 1752-10. IX. 1806) -
немецкий поэт, драматург. Учился на юрйдич. ф-те Г„ттингенского ун-та. В
1774 примкнул к союзу последователей поэта Ф. Клопштока - "Роща",
выступавших за нац. самобытность лит-ры. U это время Л. написал пьесы
"Арест имущества", "Ночной визит" и широко известную драму в стихах -
"Юлий Тарентский" (1776, Берлин). Творчество Л. ознаменовало переход от
классич. трагедии Лессинга к драме "Бури и натиска". Его драма
проникнута революц. духом "бурных гениев", события из сферы
семейно-бытовой перенесены в политическую, характеры отличаются
неукротимостью страстей, она оказала влияние на драматургию Шиллера, гл.
обр. на "Разбойников", написанных на сюжет, близкий "Юлию Тарентскому".
Соч.: Samtliche Schriften, Braunschweig, 1838. Лит.: Горбатов Л. E.,
Лессинг и драматургия "Бури и натиска", М., 1956 (Автореф.).
"ЛЕИЛЙ И МЕДЖНН" - опера У. Гаджибекова, его же либр. по поэмам М.
Физули и А. Навои. Первая азерб. нац. опера. Пост. 12 янЬ. 1908 в Баку
акт„рами театр. секции об-ва "Ниджат" и любителями (дириж„р Ахвердиев,
реж. Араблинский; Гейс - Сарабский, Лейли- Фараджев; в последующих
спектаклях в роли Лейли выступал Агдамский). На сов. сцене пост. 24 дек.
1924 в Баку, Тюркский гос. т-р (дириж„р Магомаев; Гейс - Сарабский,
Лейли -Гаджиева). В 1934 пост. в Т-ре оперы и балета им. Ахундова в
новой ред.; в 1958-там же, новая пост. ff p p
Л‚ЙНО (Leino), Эйно (наст. фам.-Л„нбум; Lonn-bohm) (6.VII. 1878
-10.1. 1926) - финский поэт и драматург. Учился в Хельсинкском ун-те. В
начальный период лит. деятельности Л. увлекался неоромантизмом, позднее
обратился к реализму, боролся за утверждение его в нац. сценич. иск-ве.
В 1912 Л. пытался создать общедоступный передвижной т-р на открытом
воздухе. Написал для этого т-ра 3 сб. пьес "Калевала на сцене" (1911).
Большое влияние на Л. оказала драматургия Ибсена. Наиболее известны
драма Л. "Пентти Пякк„нен" (1905) и комедия "Соль земли" (1911), в к-рых
обличаются нравы фин. бурж. об-ва. Автор книги "Финское театральное
искусство" (1891). Л. перев„л на фин. яз.: "Сида" Корнеля, "Федру"
Расина, "Вильгельма Телля" Шиллера и др.
Соч.: Naamioita, nid. 1-6, Hels., 1905-11; Kalevala nayttamolla
sovitanut, sajra l-3,Hels., 1911; Kootut teokset, nid. 1-16, [2 pain],
Hels., [1931-49] (т. 8 -пьесы); в рус. пер. -Избранное, М.-Л. 1959.
Лит.: Горький М., Собр. соч., тт. 27, 29, M., 1954, с. 102, 341;
Kallio O. A., Uudempi suomalainen kirjallisuus, osa 2, 2 pain, Porvoo,
1929. А. Ман.
ЛСЙПЦИГСКАЯ ВЫСШАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ ШКОЛА (Theater hochschule Leipzig) -
высшее театральное учебное заведение ГДР. В 1945 при Гос. высшей муз.
школе в Веймаре было организовано акт„рское отделение (рук. М.
Валлентин). Первый выпуск акт„рского ф-та влился в открытый в 1952
Берлинский т-р им. Максима Горького, во гл. к-рого стал М. Валлентин. В
1947 на базе акт„рского отделения создан Нем. театр. ин-т, при к-ром
организовано те-атроведч. отделение. В 1953 он был перевед„н в Лейпциг и
получил назв. Л.в.т.ш. В основу обучения положена система К. С.
Станиславского в сочетании с традициями нем. т-ра. При ин-те имеется
актерский и театроведч. ф-ты (очный и заочный). Срок обучения в ин-те 4
года, проводится производств, практика. Существует 5-й курс с
Страницы: «« « 1319 1320 1321 1322 1323 1324 1325 1326 1327 1328 1329 1330 1331 1332 1333 1334 1335 1336 1337 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |